|
Зачем и как развивать образное мышлениеПрименение метафоры невозможно без воображения и образного мышления. В словарях о воображении пишут так скучно, что даже не хочется цитировать определения. Да и кто ж не понимает суть его? Еще Аристотель отмечал, что душа не может думать без мысленного образа. Он, этот мысленный образ, важен потому, что позволяет человеку ориентироваться в действиях, нацеливаться на результат и стремиться к его достижению. Он предоставляет возможность отразить реальную действительность в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях, следовательно, активизирует творческую составляющую личности. Фото с сайта 3-oreshka.ru Специалисты выделяют несколько форм воображения: • агглютинация — соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов; • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей; • заострение — подчеркивание каких-либо признаков; • схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними; • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Никола Тесла, например, строил в уме трехмерные образы сложных машин с мельчайшей их детализацией, а затем воображал их работу в течение нескольких недель, мысленно проверяя ее качество, то есть проводил тестирование в уме. Это называется эйдетическим воображением — когда мысленные образы имеют такую же точность, четкость и ясность, как реальные предметы и явления. Не всем такое дано, разумеется. И говорят, что развивается эта способность трудновато. Но отчего не попробовать? К тому же, даже не достигнув вершин совершенства, можно приобрести немало полезных умений и навыков. Совершенно естественно, что прежде всего надо решить, с чего начать. И ответ на него тоже очевиден: с простого и знакомого. Встречаемся мы, например, с Мишей, и я прошу его представить дверь в своей комнате, предупредив, что образ его может возникнуть в голове необязательно надолго и необязательно четко, но в этом случае не надо его “заставлять” стать ярче и четче. Миша потом мне рассказывает, что вообще-то дверь у него светло-коричневая, а тут почему-то показалась белой и как в тумане, а стена рядом с дверью вообще была какая-то непонятная. – Да и ничего страшного, — успокаиваю я его, — давай мы позовем твою дверь по-другому. Вот увидишь, она обязательно перед тобой предстанет. И мы начинаем тренироваться в мысленном видении. Тут главное — не напрягать волю, а привлекать последовательно признаки: форма, текстура, размер, цвет. Между прочим, очень помогает представление какой-нибудь вымышленной ситуации, например приколотой к двери записки или того, как в нее стучится Винни-Пух. Тут воображение начинает активизироваться просто с реактивной силой, и — что парадоксально — дверь от этого приобретает все более точные контуры, изображение наполняется деталями. А вот Нина, наоборот, свою дверь увидела в мельчайших подробностях, даже со щербинкой на боковом косяке. А причина оказалась банальной: девочка накануне мыла эту самую дверь. Спрашиваю: — А что ты вчера не мыла? — Диван. — Ну тогда давай диван попробуй увидеть. Нина, едва попробовав в этом поупражняться, вдруг густо краснеет и признается: – Там такой беспорядок. Призываем на помощь сказочную фею, и диван в скором времени приводится в надлежащий вид. Школьница пытается мне описать процесс, но я прошу ее просто смотреть и видеть, то есть разглядывать молча, и даже про себя не проговаривать увиденное. Дело в том, что отключение вербального мышления — это тоже инструмент активизации образного. Мама мне потом сообщила, что дочка, едва придя домой, кинулась разбирать свое спальное место, а потом долго любовалась им в ухоженном виде и даже гладила то спинку, то сиденье. Это потому, что за что бы мы ни брались в психологической практике, хотя бы и за развитие того же образного мышления, оно будет смыкаться и синтезироваться с другими важными для человека задачками. Вы замечали? Вообще-то в подобных занятиях с детьми, начиная с самых простых предметов, тех, что находятся непосредственно под рукой, можно и нужно постепенно переходить к все более сложным и далеким (конечно же, с учетом возрастных особенностей): берег моря, березовая роща, Спасская башня Кремля и др. Кто-то скажет, что дверь и Винни-Пух или дверь и фея — это соединение простого со сложным, но, поверьте, сказочных персонажей дети представляют себе лучше и легче всего. Еще один аспект развития зрительного воображения можно назвать обучением “окунаться в цвет”. Здесь полезно привлекать кинестетические ощущения. Например, предложить ребенку или группе представить, что помещение наполнено пузырьками минеральной воды и это нисколько не мешает в нем находиться. В любом возрасте это воспринимается как игра, поэтому участвовать в ней все соглашаются охотно. Только однажды десятилетний мальчуган мне сказал, что не хочет, потому что не любит минеральную воду, а его все время дома заставляют ее пить, чтобы был здоровее. Желание клиента — закон, а потому мы очень быстро и к взаимному удовольствию договариваемся, что никакой минералки не будет, а вместо нее комната наполнится лимонадом — и дальше все пошло как по маслу. Что же именно пошло дальше? Пузырьки стали менять цвет! Потом они должны были раствориться, а цвет, однако, остался вместе с ощущением погружения в него. В процессе игры цвета могут меняться, переливаться, наслаиваться, к тому же в них можно двигаться: ходить, плыть, летать, ползать, валяться. Во время этих странствий очень интересно наблюдать за выражением лица “путешественников”, меняющихся сообразно способу передвижения. В результате по окончании упражнения, кроме решения развивающей задачи, они обретают явно выраженное комфортное душевное состояние и нередко потом признаются, что чувствуют себя отдохнувшими: “Я как будто выспался вдоволь!”; “Я бы сейчас горы могла свернуть”. Как только я слышу про горы или вижу какую-либо реакцию типа “раззудись, плечо”, сразу же усаживаю участников пузырьково-цветного похода за художественное творчество (рисование, лепку, аппликацию и пр.), уравновешивающее эмоциональное состояние. Слуховое воображение можно тренировать, мысленно воспроизводя музыкальные отрывки и звуки: песенку “В лесу родилась елочка”, птичий щебет, гул реактивного самолета, барабанную дробь солдата из сказки “Огниво”, призыв трубы, цокот копыт былинного богатыря, шорох крыльев гусей-лебедей. После этого можно перейти к представлению звуков по абстрактному их определению: каким окажется яркий звук, страшный, серебряный, веселый? Точно так же можно поступить с различными запахами и вкусами. Важно только, чтобы не угасал интерес к новым и новым пробам. На групповых встречах я сначала предлагаю детям самим выбрать ароматы и вкусовые ощущения и только потом подключаюсь с собственными идеями, из которых стараюсь выбрать неожиданные: почувствовать на языке соленое мороженое, маринованный огурец с вареньем, манную кашу с горчицей и хреном и др. Взрыв хохота, обычно встречающий подобные предложения, лишь усиливает желание испытать воображаемые ощущения, а гримасы на лицах наглядно свидетельствуют об успешности проведенного опыта. Освоив объектный уровень образного мышления, можно переходить к представлению чувств и ощущений. Вместе с детьми придумываем ситуации для погружения: стою на высоком холме; лечу на дельтаплане; сижу в палатке дождливым вечером; получил нагоняй от учителя за невыполненную домашнюю работу; победил в соревнованиях по плаванию; набрел в лесу на избушку на курьих ножках… Научившись представлять себе чувства и ощущения, можно достигнуть еще большего: научиться вызывать ощущение, не испытывая его в данную минуту: удивление — не удивляясь, приятное волнение — будучи в спокойном состоянии, то есть, абстрагируясь от него. Это, конечно же, фигура высшего пилотажа, но все еще не предел возможного, поскольку следующий уровень — представление идей. Подростки, судя по моей практике, просто обожают этим заниматься. Вот, например, однажды предложила группе старшеклассников вообразить идею гармонии. Разумеется, у всех получилось по-разному: у Тани — в образе прекрасной дамы в летящих переливчатых одеждах, у Оксаны — в виде серебристой туманности яйцевидной формы, у Кирилла — как ощущение приятного тепла, окутывающего его собственное тело. В воображении Никиты идея озвучилась органной музыкой на фоне шума морского прибоя, перед Пашей предстала мягким белым светом, заполняющим пространство темноты, а перед Глебом — раскрывающейся световой спиралью, издающей тихий мелодичный звон. Словом, гамма восприятия каждого человека, как и полагается ей быть, — уникальна. Но это еще не все упражнение, а только его середина. Внимательно рассмотрев и прочувствовав идею гармонии, так сказать, снаружи, мы пошли дальше. Проделали то же самое “изнутри” в виде мысленного путешествия, которое началось в районе центра груди, где, как договорились, на исходной позиции находится точка внутренней гармонии. Каждому предстояло ее ощутить, прочувствовать, рассмотреть, выслушать и… вырастить, распространив постепенно на все тело. После этого гармония, вытекая из тела, расплывалась по комнате, становясь общей, и продолжала расти, охватывая последовательно пространства дома, улицы, города, страны и всей планеты. Когда путешествие завершилось, я увидела рядом с собой сплошь счастливые лица… Это далеко не полный спектр техник развития образного мышления, но они весьма полезны. Их можно применять как инструмент визуализации поставленной цели, формирования мысленного образа себя в процессе и достижении результата. Разумеется, начинать лучше с простых ситуаций: покупка новых туфель, поход в зоопарк. Здесь всего три правила: детализация картинки, вызывание чувства удовольствия от мысленного фильма и установление в нем фиксированной хронологической метки, то есть даты. Воображение можно привлекать для избавления от стресса и его последствий, обретения эмоционального равновесия, получения позитивного настроя, успешного взаимодействия со школьным и личным окружением — лучше его чувствуя и находя взаимопонимание. А самое главное — это помогает развернуться благим мыслям души. Высокого им полета! Валентина ПОНОМАРЕВА,
|