Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2010


Методическая копилка

Елена ДАВЛЕТЯРОВА,
педагог-психолог
детского сада
комбинированного
вида № 1757,
Москва

Волшебные превращения

Тренинговое занятие для педагогов детского сада

Фото с сайта pspiso.tv

Цели: развитие воображения, творческого мышления; тренировка мимики и пантомимики; сплочение коллектива; развитие толерантности; тренировка написания психокоррекционных сказок для решения реальных жизненных проблем;

Примерное время: 2,5 часа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Сегодня мы с вами попробуем погрузиться в мир сказок и чудес.

Все люди любят сказки — от возраста это практически не зависит. К тому же есть сказки, специально созданные для взрослых. Сказка является одним из сильных развивающих и психотерапевтических средств — прежде всего за счет своей метафоричности.

Давайте вспомним некоторых героев сказок, сами сказки, мультфильмы. И задействуем мы для этого мимику и пантомимику. Если исходить из утверждения, что вся наша жизнь — театр и люди в ней — актеры, трудностей у нас не должно возникнуть.

Упражнение “Угадай, кто?”

Цели: развитие воображения, творческого мышления, способности выражать свои мысли невербально, тренировка мимики и пантомимики, создание положительного настроя.

Материалы: листочки небольшого размера с текстом детских песен, диск с музыкальными композициями песен.

Ведущий выбирает для активного участия в этом упражнении 5–7 человек, которым даются листочки с текстом детских песен (можно по жребию — свернутые в трубочку). Участники показывают при помощи пантомимики песню про героя сказки или мультфильма, использовать речь при этом запрещено. Остальные участники — зрители, которые должны угадать, о каком герое сказки или мультфильма идет речь в данном этюде и что это за песня (вспомнить слова песни).

После того как герой и песня отгаданы (или не отгаданы), можно включить музыкальную композицию этой песни в подтверждение или в качестве отгадки.

Примерное время упражнения — 30–40 минут.

Тексты песен на отдельных листочках

В каждом маленьком ребёнке —
И мальчишке, и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило.
Должен он бежать и прыгать,
Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся,
Трах-бабах… и нет его.

Фото с сайта
www.img-fotki.yandex.ru

Я был когда-то странной
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине
Никто не подойдет.
Теперь я — Чебурашка.
Мне каждая дворняжка
При встрече сразу лапу подает.

Почетна и завидна наша роль,
Да наша роль, да наша роль.
Не может без охранников король.
Когда идем, дрожит кругом земля.
Всегда мы подле, подле короля.
Ох, рано встает охрана.
Если близко воробей –
Мы готовим пушку,
Если муха — муху бей,
Взять ее на мушку.

Фото с сайта
www.filichevs.narod.ru

Я была навеселе
И летала на метле.
Ох, сама не верю я
В эти суеверия.
Шла лесною стороной —
Увязался черт за мной.
Думала мужчина,
Что за чертовщина.
Повернула я домой —
Снова черт идет за мной.
Плюнула на плешь ему
И послала к лешему.

Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
А вода по асфальту рекой.
И неясно прохожим
В этот день непогожий,
Почему я веселый такой.
А я играю на гармошке
У прохожих на виду.
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.

Точка, точка, запятая —
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик —
вот и вышел человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки
Уведут его?
Как он будет жить на свете,
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали —
Только и всего!

Фото с сайта
www.enufa.ru

Вот она перед вами –
Коробка с карандашами.
В ней совершенно свободно
Вмещается что угодно!
В коробке с карандашами
Горы и океаны,
Гномы и великаны
И кот с большими усами.
В коробке с карандашами
Живет зеленая елка,
Ее украшали долго
Хлопушками и шарами.

Упражнение “С ног на голову”

Цели: развитие творческого мышления, воображения; развитие толерантности: учимся находить положительные качества у отрицательных героев сказки, таким образом осуществляя “перенос” на отношения с детьми — в каждом проблемном ребенке есть положительные качества, за которые можно “зацепиться” и использовать в коррекционной работе с ним (в каждом ребенке педагог должен находить положительное, чтобы знать, за что его можно похвалить).

Разделиться на группы любым способом. Каждая группа выбирает любимую сказку — можно народную, можно авторскую, главное, чтобы сказка была всем знакома. Можно предложить участникам выбрать из репертуара сказок для дошкольников, если это, как в моем случае, коллектив ДОУ. Каждый может предложить свою сказку, а потом все вместе выбирают оптимальный для своей подгруппы вариант.

Ведущий предлагает участникам определиться, кто в их любимой сказке положительный, а кто отрицательный герой. В верху листа надо записать героев со знаком “+” и со знаком “–”. Ниже, под именами героев, нужно записать их качества. Обратите внимание участников, что положительные и отрицательные качества есть у всех героев, даже у Бабы-яги можно найти качества со знаком “+”.

Ведущий предлагает участникам подумать, какая проблема в сказке существует, какую проблему необходимо решить, чтобы изменить жизнь героев к лучшему. Записать ее на листе. Если участникам трудно определить главную проблему, можно им помочь, приведя аналогию из другой сказки.

На каждый этап этого упражнения отводится примерно 5–7 минут.

Участникам предлагается представить, что подул “ветер перемен” и изменил наших героев. Они забыли, кто кем был, и поменялись своими качествами, характерами, поведением. Например, в сказке “Золушка” мачеха стала обладательницей кроткого нрава, а Золушка превратилась во властную особу, которая не уважает и не любит добрую мачеху. Исходя из этой парадоксальной ситуации участникам предлагается перевернуть лист другой стороной и записать имена героев, поменяв им знаки “+” на “–”. Затем подумать и переписать качества героев, как положительные, так и отрицательные, возможно дополнив список новыми качествами, которые, к примеру, могут добавиться в силу возраста или других критериев.

Примерное время — 10 минут.

Затем участники записывают на этой стороне листка, какая проблема возникнет в результате изменения героев. (5 минут.)

Ведущий. Теперь, когда перед нами совершенно новые герои с абсолютно полярными качествами, необходимо подумать и переписать сказку. Вероятно, должна получиться уже совсем другая история! В этой новой, созданной вами сказке проблема должна решаться конструктивным путем. То есть та проблема, которую вы вначале определили, к концу вашей сказки должна исчезнуть. Например, наша Золушка станет-таки доброй девочкой, которая уважает мачеху и сестер, станет работящей и др. То есть все вернется на круги своя. Только это будет уже совсем другая история!

Примерное время — 20–30 минут.

Чтение подгруппами получившихся сказок. Их обсуждение. Обратить внимание слушателей, как меняется сюжет сказки при изменении характера героев. Обратить внимание, насколько конструктивным путем была решена проблема.

Подведение итогов. Рефлексия.

Примерное время — 30–40 минут.

Ведущий. У нас с вами получились психокоррекционные сказки. Таким образом сказкотерапевт может написать сказку под любую имеющуюся проблему. Например, попробуйте дома написать сказку под ту проблему, которую вы вывели во второй части упражнения, используя своих героев и свои способы решения этой проблемы. Или как вариант вы можете попробовать решить проблему какого-нибудь ребенка из вашей группы при помощи сказки “с хорошим концом”. Можно брать такие проблемы, как агрессивность, демонстративное поведение, конкретные страхи и др. Свои сказки, прежде чем читать детям, дайте почитать мне. И помните, что в любом психокоррекционном воздействии главный принцип: “Не навреди!” Чтобы это работало, есть несколько правил и требований. Невозможно рассказать все за одну встречу. Но это не помешает вам попробовать себя в творчестве. Дерзайте!