|
||
Должен ли учитель быть психотерапевтом?Ответ: “Нет”. Возможно, кто-то с ходу захочет возразить… Возразить хотя бы потому, что это слишком категорично и не совсем обоснованно. А если вдуматься, то по своей натуре каждый учитель немножечко психотерапевт. Ведь проводя уроки, учитель, как правило, чувствует настроение своих учеников. Если большинство из них, скажем, в сонном состоянии, он знает, как активизировать их. Или, наоборот, если они перевозбуждены, учитель успокоит и настроит на рабочий лад. Мы не говорим о применении дисциплинарных приемов, мы имеем в виду использование специальных психологических техник, которыми владеет большинство педагогов. Возможно, здесь есть и элементы психотерапии: внушение, активизация сильных сторон личности, ситуация “здесь и сейчас” и др. Но в данном контексте хочется поговорить о другой психотерапии, или психологическом консультировании, как виде оказания специальной помощи тому, кто за ней обратился. О психотерапевтических беседах, сессиях: индивидуальных, групповых или семейных. Так должен ли учитель быть психотерапевтом в этом смысле? Ответ: “Нет…” И это придумано не мной. Это решено в результате дебатов, которые продолжались на протяжении нескольких лет или даже десятилетий. “Каждый учитель — психотерапевт”, — сказал однажды с высокой трибуны Д.С. Арбуклэ, но позже, а точнее — через пятнадцать лет, он понял, что это была ошибка, и постарался ее исправить. Позднее из его уст прозвучало, что каждый должен делать свое дело, и делать это грамотно и профессионально. К тому же отношения “учитель—ученик” невозможно построить по принципу “психотерапевт—клиент” (цит. по: King, G., 1999). Да и есть ли в этом необходимость? Поэтому ответ: “Нет. Но…” Но не так все просто. Возникает вопрос: кто первый примет на себя эту роль, если он (психотерапевт) где-то далеко? Если к нему на прием можно попасть только по записи? Если услуга хорошего психотерапевта или психолога-консультанта стоит денег, а он (ребенок или подросток) не может просить у родителей? Да и мало кто знает в этом возрасте о том, кто такой психотерапевт, но все знают, кто такой учитель, и поэтому часто в первую очередь обращаются к нему. А проблемы могут быть самые разные: непонимание среди одноклассников, плохие взаимоотношения с другими учителями, проблемы в семье, трудности в выборе профессии, а иногда даже какие-то личные сложности. Конечно, учитель не должен быть психотерапевтом ни в одной из этих ситуаций. Конечно, ответ: “Нет. Но...” Но по-прежнему учитель проводит индивидуальные беседы, и не только на учебные темы, при этом он тратит свое время, свои силы и, если хотите, свои нервы, стараясь сделать то, в чем он не является профессионалом и чему его никогда не учили. Проводя подобные беседы, учитель иногда пытается объять необъятное и тратит намного больше сил и энергии, чем профессиональный консультант. Приходя домой, учитель продолжает думать о том, как помочь кому-то, стараясь найти решение, выход из сложившейся ситуации. И таким образом он продолжает тратить свое драгоценное здоровье на те вещи, которые он в принципе не обязан делать. Но он об этом не знает. И никто не научил его проводить беседы с минимальными энергетическими затратами. А беря на себя роль психотерапевта, он должен знать, как это делать, хотя бы для того, чтобы еще оставались силы и время для личной жизни и всего остального, конечно. Он, к сожалению, не знаком с профессиональными нормами и ограничениями, с основами организации труда, которые существуют для профессиональных психологов-консультантов. Он не догадывается о том, что существуют временные рамки для каждой индивидуальной беседы и что эти временные рамки для непрофессиональных консультантов снижены почти вдвое. А если их не придерживаться, то он, учитель, подвергает себя стрессу и разрушает свое здоровье, выполняя работу, за которую к тому же ему никто не заплатит. Однозначно, нет, учитель не должен быть психотерапевтом. Но… Но знания и умение применять на практике простейшие базовые техники психологического консультирования (и ничего больше!) сделают его работу еще более профессиональной. Владение этими техниками поможет ему без лишних эмоциональных затрат проводить индивидуальные и групповые беседы с учениками и родителями. Как часто мы бьемся как рыба об лед, пытаясь доказать кому-то прописные истины. А получить хороший результат можно гораздо проще, без особых премудростей, лишь делая то, что уже проверено на практике и что другие уже давно делают. И я думаю, что мы, психологи образования, можем помочь учителю сохранить его силы и продемонстрировать ему наиболее эффективные способы взаимодействия с учениками и родителями. Это вполне возможно — вооружить учителя инструментарием, используя который он сможет сделать беседы лаконичными и вместе с тем более эффективными. Обучение техникам психологического консультирования не займет много времени, и к тому же они могут пригодиться и дома, если в этом появится необходимость. Но вернемся к процессу обучения и воспитания. Где и как можно применять навыки психологического консультирования в образовательном учреждении? На этот вопрос ответил Р.В. Хамблин, выделив четыре уровня психологической помощи консультативного плана (без применения психологической диагностики), которую можно оказывать в пределах школы. Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Царь-Кедр" из Сибири с любовью. В этом магазине Вы можете приобрести такие товары как кедровая бочка, фитобочка, инфракрасная сауна одноместная и двухместная, баня из кедра, вагонка из кедра, всё для бани, уличная купель - фурако с внутренней и внешней печью, купель в Москве. Гарантия качества. Посмотреть полный каталог продукции, узнать цены, условия доставки и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://tsarkedr.ru/. Четыре уровня психологической помощиПриводим его схему с некоторыми изменениями: 1-й уровень: групповые беседы с целью повышения интереса к учебе, мотивации учащихся, повышения их самооценки и др. Эти беседы проводит учитель, используя отдельные техники психологического консультирования. 2-й уровень: индивидуальные беседы с целью оказания помощи учащимся в решении их повседневных проблем. Проводит учитель, используя как отдельные техники психологического консультирования, так и техники, включенные в структуру помогающей беседы. 3-й уровень: индивидуальные или групповые беседы с учащимися с целью оказания помощи учащимся в решении их повседневных проблем. Проводит работник, прошедший более интенсивную психологическую подготовку. Это может быть школьный психолог, завуч, учитель, прошедший специальный тренинг, и др. 4-й уровень: индивидуальные беседы с учащимися или родителями с целью направления школьников к специалистам за пределами школы (к невропатологу, психологу для диагностики, психологу-консультанту высокого уровня). Такие беседы проводит школьный психолог, завуч, директор, классный руководитель и др. (цит. по: Hornby G., 2003). Чаще всего техники психологического консультирования необходимы педагогу тогда, когда учащиеся обращаются с проблемой личностного плана, которая тем или иным образом отражается на учебной деятельности, например: — непонимание в семье; — взаимоотношения с одноклассниками или другими учителями; — потеря одного из близких людей; — проблема выбора профессии и др. В подобных ситуациях для создания доверительной атмосферы навыки активного слушания просто незаменимы. Учитель может внимательно выслушать, не перебивая без надобности и не давая советов с первых минут общения (что порой бывает трудно педагогам в силу их статуса и других профессиональных особенностей). Но именно такой стиль позволит учителям сохранять спокойствие и вместе с тем активизировать учеников на самостоятельный поиск решения проблемы. Если учитель все же считает необходимым дать ученику совет, то лучше всего сформулировать его в недирективной форме (в виде вопроса). Задавая вопрос в подобных ситуациях, мы активизируем мыслительные процессы ученика. Ведь наша задача состоит не в том, чтобы все решить за него, а в том, чтобы научить его думать, анализировать и находить выход из сложных ситуаций самостоятельно, хотя бы там, где это возможно. Часто учителя имеют тенденцию задавать большое количество вопросов, и делают они это из самых лучших побуждений: чтобы помочь ученику выразить свое состояние, сформулировать мысль, быть более последовательным. Но с другой стороны, вопросы могут увести ученика в сторону от того, что он собирался рассказать, и тем самым сделать беседу бесконечной и утомительной. Чтобы предоставить ученику возможность высказать именно то, что он хотел, вопросы можно формулировать следующим образом: • Не могла бы ты рассказать об этом подробнее? • А ты можешь привести пример того, как это происходит? • И что случилось дальше? • Есть ли еще что-то важное, что ты забыл рассказать? Наверное, каждому учителю приходилось беседовать в доверительном ключе с учеником, когда последний находился в неадекватном для него состоянии: был слишком расстроен, испуган, разгневан. В таких случаях приходится затрачивать много сил, чтобы как-то совладать с эмоциями ученика, найти подходящие слова, вернуть его в привычное состояние. Это можно сделать с использованием базовых техник психологического консультирования, а именно: для начала предоставить ученику возможность выразить его эмоции в приемлемой форме, продемонстрировать ему свое понимание, а затем спросить, как он сам собирается справиться с ситуацией, что он собирается делать, и т.д. Но вернемся к поставленному вопросу. Ответ: “Нет, не боюсь повториться. Но...” Но, учитывая потребности времени… Уважаемый учитель, если ты желаешь приоткрыть дверь в мир психотерапии или психологического консультирования, добро пожаловать! Никто не ожидает от тебя немедленных потрясающих результатов и никто не хочет сделать из тебя психотерапевта, потому что ты нужен всем именно как учитель. Но вместе с тем ты знаешь, что тебе доверяют и надеются на твою поддержку, которую ты оказывал и продолжаешь оказывать. На тебя смотрят, с тебя берут пример. И если уж ты берешь иногда на себя роль помогающей стороны, делай это более профессионально. Не навреди ни себе, ни другим! Ниже приводится несколько упражнений на развитие коммуникативных навыков, которые необходимы в ходе беседы консультативного плана. Это навыки активного слушания, понимания, умения давать совет в недирективной форме и др. Упражнения для самостоятельной работы(Лютова-Робертс Е.К., 2010) “Умение быть конгруэнтным” Цель: развитие умения быть конгруэнтным (в данном контексте — искренним) во время беседы. Содержание. Во время разговора в течение трех–пяти минут наблюдайте за тем, какие эмоциональные состояния вызывает у вас рассказ собеседника. Сообщите собеседнику об одном из них. Постарайтесь сделать это как можно искреннее. Например: “Это заинтересовало меня”, “Когда ты сказала о… сначала я огорчилась, а потом успокоила себя” и др. Затем продолжайте беседу в удобном для вас ключе. Позже проанализируйте, насколько вам удалось быть конгруэнтным (искренним в выражении своих чувств) и насколько удачно вы сообщили о своем состоянии собеседнику. Как он прореагировал на ваши слова? “Угу-угу, я слушаю” Цель: отработка навыка нерефлексивного слушания. Содержание. В процессе неформальной беседы попробуйте в течение двух-трех минут использовать нерефлексивное слушание. Это означает, что вы слушаете почти молча, давая обратную связь собеседнику с помощью невербальных средств общения (кивок головы, улыбка, незначительные движения туловищем и пр.) и коротких звуковых фраз: “Да”, “Угу”, “О-о”, “М-м” и т.д. По истечении времени продолжайте беседу так, как считаете нужным. По окончании разговора проанализируйте, насколько легко было использовать нерефлексивное слушание. Как, по-вашему мнению, чувствовал себя собеседник? Что удалось в процессе беседы? Что можно было бы сделать по-другому? “Понимаю тебя…” Цель: отработка техники демонстрации понимания собеседнику. Содержание. для того чтобы продемонстрировать собеседнику свое понимание, выберите подходящий момент беседы, например когда собеседник жалуется на кого-то или на что-то, когда выражает свое недовольство, сомнения. Выскажите собеседнику свое искреннее понимание в тот момент, когда посчитаете это уместным. Для этого можно использовать фразы типа: • Я думаю, что я понимаю, как тебе было обидно в тот момент. • Мне кажется, это ужасно, когда… • Я согласна с тобой, что это очень нелегко… После окончания беседы проанализируйте, насколько удачно вам удалось продемонстрировать собеседнику ваше понимание. “А что, если ты?..” Цель: отработка умения давать советы в недирективной форме Содержание. В течение дня попробуйте три раза воздержаться от того, чтобы дать кому-либо совет. В этот же день или на другой день попробуйте дать два совета одному и тому же человеку или разным людям в недирективной форме (в форме вопроса), которые бы начинались так: “А что, если попробовать сделать?..”, “А почему бы не?..”, “Как ты думаешь, может быть стоит?..” и др. В конце дня проанализируйте успешность выполнения данного упражнения. Как реагировал собеседник на ваш совет? Что он сказал? Сняли ли вы с себя часть ответственности, когда сформулировали свой совет в недирективной форме? Упражнения для групповой работы“Что задумано — сделано…” Цель: продемонстрировать участникам важность овладения техникой постановки вопросов в процессе оказания психологической помощи. Содержание. Перед началом упражнения тренер просит участников представить следующую ситуацию: каждый из них собирается посетить консультанта. При подготовке к такой встрече необходимо выбрать одну из предложенных тем: • Наиболее яркое событие вчерашнего дня (прошедшей недели, этого года), которое произошло со мной; • Мой любимый ученик; • Трудности, с которыми я столкнулся недавно; • Мой последний поход в магазин; • Моя “голубая мечта”.
После того как тема выбрана, надо продумать, что бы каждый хотел сказать консультанту (на рассказ будет отведено примерно пять минут, не больше). Желательно составить подробный план своей речи из 4–5 пунктов и записать его. Каждый пункт может содержать до 3–4 подпунктов, но это необязательно. Желательно также вписать в план основные моменты рассказа, важные детали, имена, даты, сделать небольшие зарисовки. Тренер предупреждает участников о том, что они составляют план для себя, чтобы не забыть важные моменты, и что этот план никто не будет читать. После того как проделана данная работа, группа делится на пары: один из партнеров играет роль клиента, другой — консультанта. Консультант приглашает клиента к разговору, клиент, в свою очередь, начинает свой рассказ по намеченному плану. Консультант слушает внимательно и при необходимости задает вопросы, которые считает нужными и уместными. Клиент обязательно должен ответить на все вопросы консультанта и продолжать рассказ в зависимости от ситуации и контекста предложенных вопросов. На беседу отводится 5–7 минут. По истечении этого времени клиент и консультант меняются ролями. Затем все участники возвращаются в круг, где проходит обсуждение проведенных бесед. Перед началом обсуждения тренер предоставляет участникам возможность заглянуть в свои записи и оценить (приблизительно), какой процент планируемой информации им удалось сообщить консультанту во время беседы и какой процент остался невысказанным. Обсуждение: каждый участник в свободной форме по очереди отвечает на следующие вопросы: • Как помогали (или мешали) вопросы консультанта в процессе рассказа? • Насколько точно удалось рассказать то, что планировалось? • Говорили ли они о том, о чем совершенно не хотелось говорить, или, может быть, о том, что было абсолютно незначимым и неважным в данной ситуации? • Насколько каждый из них доволен результатами беседы? После того как все участники выступят, тренер предлагает всем вместе составить элементарные правила, как надо и как не надо задавать вопросы в процессе помогающей беседы. Комментарии для тренера: вопросы для обсуждения можно записать на доске (в блокноте и пр.) или на карточках в виде раздаточного материала. Это поможет участникам лучше проанализировать результаты упражнения. Если позволяет время, данное упражнение можно провести дважды: перед мини-лекцией — с целью демонстрации важности овладения техникой постановки вопросов и на следующий день после проведения мини-лекции — с целью закрепления полученных знаний и отработки их на практике. Как правило, после проведения данного упражнения участники начинают осознавать, насколько это важно — грамотно и осторожно задавать вопросы, с тем чтобы не сбить собеседника с намеченного им плана. “Сессия втроем” Цель: обучение распределению внимания в слуховой модальности и навыкам активного слушания Содержание. Участники делятся на тройки. Один представитель каждой тройки — консультант, остальные — клиенты. Консультант садится напротив клиентов так, чтобы видеть и слышать каждого. Клиентам следует находиться поодаль друг от друга, насколько это возможно. По команде тренера каждый клиент начинает рассказывать консультанту какую-либо историю, которая произошла либо с ним, либо с любым другим человеком, как во время сессии. Продолжительность рассказа ограничивается тремя минутами. Клиенты говорят одновременно, а консультант молча слушает обоих, стараясь извлечь как можно больше информации из рассказа каждого. Задача клиентов — говорить в течение трех минут в свободной манере и форме, при этом разрешается повторять одно и то же по замкнутому кругу, делать паузы, использовать невербальные средства общения. Вводится только два ограничения: — нельзя задавать вопросы консультанту; — нельзя взаимодействовать с другими клиентами, каждый сам по себе. По истечении трех минут консультант по очереди пересказывает каждому из клиентов то, что он уловил из его истории. Клиент слушает и по необходимости поправляет консультанта или добавляет важную информацию, которую консультант упустил из виду. После чего происходит смена консультантов в каждой тройке. Каждый участник должен побывать в роли консультанта. Обсуждение: участники возвращаются в круг и делятся приобретенным опытом. В процессе обсуждения тренер может задать следующие вопросы: • Легко ли было слушать сразу нескольких клиентов одновременно? • Какие техники и приемы использовали консультанты, чтобы услышать каждого? • Много ли было пропущено важной информации? Комментарии для тренера: данное упражнение требует высокой концентрации внимания, поэтому, если тренер заметит, что участники устали, можно сделать небольшую паузу в виде подвижной игры, релаксационного упражнения, а затем продолжить работу. Литература Лютова-Робертс Е.К. Техники психологического консультирования в повседневной жизни. — СПб: Речь, 2010. Лютова-Робертс Е.К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы. — СПб: Речь, 2007. Hornby, G. Teachers and Counselling. In Hornby G., Hall C., Hall E. Counselling Pupils in Schools. Skills and Strategies for Teachers. London and New York: RoutledgeFalmer, 2003. King, G. Counselling Skills for Teachers. Talking Matters. Buckingham: Open University Press, 1999. Елена ЛЮТОВА-РОБЕРТС,
|