Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2010


Газета в газете

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 2 (27)

Фото с сайта www.in-school.ru

 

Ольга ГЛЕБОВА,
педагог-психолог,
МДОУ “ЦРР —
детский сад № 60”,
победитель
Всероссийского конкурса
“Педагог-психолог — 2009”,
г. Всеволожск,
Ленинградская область

 

Дружные индейцы

Конспект занятия-тренинга
для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: формировать позитивные межличностные отношения в группе; развивать чувство сплоченности, способность к сопереживанию, коммуникативные навыки; формировать позитивное отношение к образу “Я”; тренировать умения различать эмоции и передавать их в мимике, позах, интонации; развивать воображение, эмпатию.

Материалы и оборудование: пиктограммы с изображением основных эмоций; глобус; фотографии индейцев, иллюстрации с изображениями пумы и койота; кубик с изображениями эмоций; камешки, ракушки, мелкие предметы, большой шелковый платок; краски, салфетки, ватные палочки; головные уборы индейцев (из бумаги); “амулеты” — пуговицы в виде зуба; “пламя” из ткани; обруч; магнитофон с аудиозаписями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I часть

Ведущий. Сегодня мы отправимся в путешествие в Северную Америку, в гости к индейцам дакота (показываю на глобусе), а еще лучше — сами превратимся в индейцев с помощью волшебного платка.

Фотографии с сайтов
www.cinema.vrn.ru и www.horseworld.ru

Накрываю детей “волшебным платком”.

Считаем до трех, делая глубокий вдох-выдох (дыхательная гимнастика).

Звучит музыка.

Один, два, три, к индейцам дакота лети!

Дети с закрытыми глазами перемещаются поближе к “костру” (преодоление страха темноты). Снимаю платок, садимся вокруг костра.

Игра “Ладошка”

Цель: настроить на позитивную работу, снять зажимы, способствовать сплочению детского коллектива.

Дети по кругу поворачиваются друг к другу, соединяют ладони и, глядя в глаза, здороваются друг с другом: “Здравствуй, индеец Ваня”…

II часть

Ведущий. Все индейцы очень дружные, они живут в вигвамах, которые сделаны из шкур бизонов. Мужчины ходят на охоту, а женщины занимаются хозяйством и детьми. Дети очень хотят быть похожими на своих родителей — смелых и отважных, которые охотятся на медведей, пум, койотов…

Однажды мальчишки и девчонки решили поиграть в охоту на пуму...

Игра “Мы охотимся на пуму”

Цель: дать возможность детям пропустить через себя эмоциональные состояния: удивление, страх, радость; учить находить пути для преодоления страха; развивать эмпатию, воображение.

Ведущий.

Мы охотимся на пуму.
Не боимся мы ее.
У нас длинная стрела и подзорная труба.
Ой! А что это?
А это — поле: топ-топ-топ
(дети повторяют).
Ой! А что это?
А это — болото: чав-чав-чав
(дети повторяют).
Ой! А что это?
А это — море: буль-буль-буль
(дети повторяют).
Ой! А что это?
А это тропинка: шур-шур-шур
(дети повторяют).
Под ней не проползти.
Над ней не пролететь.
Ее не обойти, а дорожка напрямик.

Вышли на полянку. Кто это здесь лежит? Давайте ее потрогаем.

(Дети трогают воображаемую пуму.)

Да это же пума! Ой, мамочки! Испугались ее и побежали домой.

По тропинке: шур-шур-шур.
По морю: буль-буль-буль.
По болоту: чав-чав-чав.
По полю: топ-топ-топ.
Прибежали домой.
Дверь закрыли.
Ух!
(на выдохе.) Устали.

А один мальчик потерялся и бродит в лесу. Уже стало темнеть, он услышал, как воет койот. Деревья ему казались злобными животными, но он очень устал за день и уснул. А утром, когда взошло солнце, он увидел, что вокруг обыкновенные деревья. Страх прошел, и он вернулся домой. Вернулся мальчик домой и стал танцевать с ребятами.

Обсуждаем с детьми рассказ и разыгрываем его по ролям, передавая эмоции.

Обязательно использовать музыку для усиления эффекта (вой койота, рычание пумы, звуки природы).

Танец-импровизация

Цель: снять напряжение, формировать позитивное отношение к образу “Я”, повысить значимость каждого ребенка в коллективе.

Дети танцуют под музыку (обязательно под музыку индейцев), каждый по очереди показывает движения танца, превращаясь в вождя.

Игра “Кубик эмоций”

Цель: тренировать умения различать эмоции и передавать их мимически и интонационно.

Все дети закрывают глаза.

Ведущий бросает кубик и произносит фразу: “Утро настало, солнышко встало” с эмоцией, выпавшей на кубике.

Остальные дети пытаются угадать эмоцию.

Затем все дети играют в пальчиковую игру “Утро настало”.

Ведущий. Ребята! Как вы думаете, чем еще любят заниматься индейцы? Индейцы любят рисовать, но рисуют чаще на камнях.

Творческая игра-рисование “Нарисуй индейца”

Цель: учить через рисунок передавать эмоциональное состояние человека, объясняя свой выбор (диагностическое задание).

Дети на камешках (круглых, плоских) с помощью красок и ватных палочек рисуют разные чувства. По окончании объясняют, почему выбрали то или иное.

Ведущий. Ребята, вы помните, как называется дом индейца?

Игра “Укрась вигвам”

Цель: развивать чувство сплоченности, коммуникативные навыки.

Ведущий. Подойдите к столам и возьмите то, что вам надо для украшения нашего общего вигвама (камешки, ракушки, стеклышки, перья).

Статья опубликована при поддержке компании "Rados". "Радос" - это столярная мастерская в Москве. Изготовление интерьеров на заказ, кабинеты из массива натурального дерева, кухни, авторская мебель (шкафы, комоды, кровати, столы, стулья), предметы интерьера (камины, скульптуры и фигуры, ширмы и перегородки, стойки и подставки, гербы и др.), а также лестницы, двери, кесонные потолки и многое другое. Узнать подробнее о компании и услугах, посмотреть портфолио и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.radosmeb.ru/.

III часть

Ведущий. Индейцам приходится часто подниматься в горы, и, чтобы не упасть, им надо тесно прижиматься друг к другу.

Игра “Мы, индейцы, до верха дошли,
ветра порывы нам не страшны”

Цель: сплочение детского коллектива.

Дети два раза повторяют строчку, плотнее и плотнее прижимаясь друг к другу.

Игра “Подари другу амулет”

Цель: формировать позитивные межличностные отношения в группе.

Ведущий. Ребята, все индейцы носят украшения — амулеты.

Вы сегодня тоже были настоящими индейцами. Я вам раздам амулеты, а вы наденете их друг другу, при этом говорите хорошие, добрые слова, глядя этому человеку в глаза.

А сейчас нам пора возвращаться домой.

Накрываю детей волшебным платком, и мы “возвращаемся домой”.

Подведение итогов

• Что вам понравилось на занятии?

• Какие игры запомнились?