Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2010


Тест со всех сторон

Культура и тестирование:
соотношение и перспективы

Почему тестирование стало приоритетной задачей и получило столь широкое распространение в образовательной практике?

На этот вопрос может быть несколько ответов: для проверки знаний обучаемых; для измерения эффективности обучения; для обеспечения объективности и ответственности обучающих и др.

Однако решение проблемы создания инфраструктуры отборочного тестирования, в котором принимала самое деятельное участие вся государственная система, ставит проблему анализа его содержания. Зная, как организовывать тестирование, сейчас мы должны серьезно рассмотреть вопрос, что тестировать и с какой целью. И здесь уже должны быть мобилизованы ресурсы специалистов в области образования — организаторов образования, психологов, педагогов, предметников и т.п.

Заимствуя зарубежный опыт тестирования как гаранта объективности отбора, следует иметь в виду, что, во-первых, оно выступает лишь в качестве критерия первичного, общеориентационного отбора наряду со столь же значимыми эссе и индивидуальным собеседованием; а во-вторых, является всего лишь элементом более сложной системы социального регулирования, предполагающей постоянную корректировку и проверку потенциальной продуктивности.

Не учитывая изложенное, можно прийти в недалекой перспективе к тому, что мы столкнемся с новой генерацией студентов-роботов, продуцирующих готовые однозначные ответы на вопросы, не требующие размышлений и выработки уникальных решений, и ждущих новых вопросов. Но однозначный ответ, включающий только констатацию факта, должен еще и представлять степень понимания сути проблемы, скрывающейся за содержанием вопроса, умения видеть ее в деталях, разворачивать содержание средствами языка, связывать ее со смежными проблемами, уметь сопоставлять разные подходы и точки зрения, наконец, рассуждать и вырабатывать принципиально новые решения на основе уже имеющихся.

Отбирая в языковые вузы по результатам тестирования, мы должны, по крайней мере, представлять, что их выпускнику следует уметь еще и говорить, доводя до сознания собеседника (и схватывая самому) все то многообразие контекстов, которое обеспечивает адекватную передачу транслируемого содержания. Филолог и журналист должны, как минимум, уметь разворачивать мысли, донося средствами языка их нюансы и раскрывая контексты. Медику необходимо иметь самообладание, поскольку он сталкивается с человеческими трагедиями, и хорошие аналитические способности для постановки диагноза.

Получив определенный опыт проведения тестирования, по нашему мнению, следует провести и его рефлексию с учетом мирового опыта. Любое обобщение опыта предполагает формулирование общих “правил игры”, своеобразного “кодекса чести” или “кодекса справедливости”. Примером такового является Кодекс справедливой практики тестирования в образовании, подготовленный Объединенным комитетом по практике тестирования США, знакомство с содержанием которого может оказаться полезным при разработке собственного. Кодекс включает приводимый ниже перечень требований к разработчикам и пользователям тестов.

При разработке соответствующих тестов

Разработчики должны предоставлять информацию, в которой нуждаются пользователи тестов, отбирая их для достижения поставленных целей.

Разработчики тестов обязаны:

1. Определять, что измеряет каждый тест и для чего он должен использоваться. Описывать популяцию, для которой он предназначен.

2. Точно представлять характеристики, полезность и ограничения тестов по отношению к оценке того, для чего они предназначены.

3. Объяснять соответствующие измеряемые понятия на необходимом уровне ясности и в деталях, соответствующих аудитории, для которой они предназначены.

4. Описывать процесс разработки тестов. Объяснять, на основании чего производился отбор содержания и оцениваемых умений.

5. Предоставлять очевидные доказательства того, что тест измеряет то, для чего он предназначен.

6. Предоставлять или репрезентативные выборки, или полные списки тестовых вопросов, перечни ответов, описания и тестовые показатели квалифицированным пользователям.

7. Демонстрировать природу полученного на необходимом уровне очевидности в отношении пригодности каждого теста для различных тестируемых групп с учетом их расовых, этнических или лингвистических особенностей.

8. Выявлять и публиковать информацию о любых специальных умениях, необходимых для проведения тестов и интерпретации полученных результатов.

Пользователь должен отбирать тесты в соответствии с целями, для которых они предназначены, и их пригодностью для соответствующей тестируемой популяции.

Пользователи тестов должны:

1. В первую очередь определять цель тестирования и популяцию, для которой оно предназначено. Затем отбирать тесты в соответствии с поставленной целью и особенностями тестируемой популяции посредством рассмотрения необходимой информации.

2. Изучать потенциально полезные источники информации в дополнение к тестовым показателям, подтверждающие информацию, предоставляемую тестами.

Фото А. Степанова

3. Читать материалы, предоставляемые разработчиками тестов, и избегать пользоваться тестами, в отношении которых предоставляется неясная и неполная информация.

4. Быть знакомыми с тем, как и когда был разработан тест и как он применялся.

5. Знакомиться с независимыми оценками теста и возможными альтернативными измерениями. Оценивать очевидность обоснования выводов разработчиков.

6. Прежде чем выбирать тест, проверять ряд образцов, раскрывающих тесты или выборки вопросов, направлений, списки ответов, описания и отчеты по показателям.

7. Удостоверяться в том, что содержание и групповые нормы или сравнительные группы соответствуют особенностям групп, для которых они предназначены.

8. Отбирать и использовать только те тесты, для проведения которых требуются доступные умения и интерпретационные показатели.

При интерпретации показателей

Разработчики тестов должны помогать пользователям корректно интерпретировать тестовые показатели.

Разработчики тестов обязаны:

9. Вовремя и с готовность предоставлять полученные показатели, описывающие выполнение тестов с необходимым уровнем четкости и определенности. Также объяснять значение и ограничения полученных показателей.

10. Описывать популяцию, представляющую любую норму или сравнительную группу, дату получения данных и особенности процесса, используемые для отбора выборок пользователей тестов.

11. Предупреждать пользователей о необходимости избегать специфических, легко антициируемых измерений тестовых показателей.

12. Предоставлять информацию, способную помочь пользователям следовать необходимым процедурам для получения искомых показателей и их пригодности в использовании.

13. Предоставлять информацию, которая может помочь пользователям выявить соответствие тестов преследуемым целям.

Пользователи тестов должны корректно интерпретировать показатели.

Пользователи тестов должны:

9. Получать информацию о шкалах, используемых для выведения показателей, о характеристиках любых норм или сравнительных груп и об ограничениях показателей.

10. Интерпретировать показатели, принимая во внимание любые основные различия между нормами и сравнительными группами и актуальными пользователями тестов. Также принимать во внимание любые различия в практике проведения тестов, а также знакомство со специфическими тестовыми вопросами.

11. Избегать пользоваться тестами для целей, не рекомендуемых их разработчиками, даже в случаях, когда такая возможность кажется очевидной.

12. Объяснять, как любой показатель был установлен, и получать исчерпывающие основания, поддерживающие их пригодность.

13. Получать исчерпывающие основания в отношении того, что тест является пригодным для оценки поставленной цели.

Стремление к справедливости

Разработчики должны создавать тесты, максимально справедливые для их пользователей различных рас, этнических групп, разного пола и лиц с ограниченными возможностями.

Разработчики тестов обязаны:

14. Рассматривать и пересматривать вопросы и связанные с ними материалы для избегания потенциальной нечувствительности к содержанию или языку.

15. Изучать особенности выполнения тестов пользователями, представляющими различные расовые, гендерные, этнические группы на выборках, достаточных по размеру и доступности. Использовать процедуры, способные помочь получить необходимые гарантии того, что различия в выполнении связаны в первую очередь с оцениваемыми умениями, а не с иными факторами.

16. По возможности создавать модифицированные формы тестов или их проведения, пригодные для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Предупреждать пользователей тестов о потенциальных проблемах в использовании стандартных норм для модифицированных тестов или процедур их проведения, приводящих к получению несравниваемых показателей.

Пользователи должны отбирать тесты, разработанные таким образом, чтобы сделать их максимально доступными для лиц, представляющих различные расовые, гендерные и этнические группы, а также для лиц с ограниченными возможностями.

Пользователи тестов должны:

14. Оценивать процедуры, используемые разработчиками тестов для избегания потенциальной нечувствительности к содержанию или языку.

15. Рассматривать выполнение тестов лицами, представляющими различные расовые, гендерные и этнические группы, на выборках достаточного размера и доступности. Оценивать степень, в которой различия в выполнении могут быть обусловлены несоответствующими характеристиками тестов.

16. При необходимости и возможности, использовать соответствующим образом модифицированные формы тестов или процедур их проведения для пользователей с ограниченными возможностями здоровья. Интерпретировать стандартные нормы с учетом и в свете проведенных изменений.

Гуманизация содержания

Очевиден гуманистический контекст представленного в Кодексе содержания. Для того чтобы оценить потенциал человека, его следует проинформировать о критериях оценки, специфике предполагаемых умений, используемых технологиях и содержательных рамках. Примером такого рода являются предложения математиков об издании всего комплекса задач, выносимых на экзамен. Ознакомление с ними создает необходимое содержательное поле, возможность их решения в процессе подготовки формирует необходимые навыки и одновременно основания для самооценки. Если задачи непосильны даже в условиях предварительной подготовки, то ученик может прийти к самостоятельному выводу об отсутствии потенциала в данной предметной области и наоборот.

Тестирование не должно и не может в принципе быть единственной формой оценки наличного образовательного потенциала обучаемых. С учетом того, что ведущей целью образования является “окультуривание” людей, мы должны понимать, что интернализация культуры, наряду с фиксацией ее репрезентированности в опыте, предполагает наличие способностей давать детализированные и ширококонтекстуальные описания реальности в самых разнообразных ракурсах — физическом, химическом, географическом, языковом и др.

Критерием культурности является именно способность многоаспектного видения, описания реальности, а не только нахождения свернутых ответов рецептурного свойства. Поэтому не учитывать способности развернутого описания, будь то устная или письменная форма, по меньшей мере недальновидно. Традиционные реплики о том, что оценка такого рода описаний крайне субъективна и нарушает принцип объективности, связана скорее с поверхностным представлением о проблеме оценивания знаний и способностей к обучению в целом и неосведомленностью о существующих системах оценки.

Иллюстрация к сказанному приведена в таблице.

Возможности и ограничения систем оценки знаний
(приводится по [4, с. 542])

  Объективные тесты Оценка письменных работ Устный опрос Оценка исполнения
Цель Максимально эффективные и надежные эталоны знания Оценивает развитость умственных способностей или умения структурировать знания Оценка знания в процессе опроса Оценка способности воспроизводить знание и реализовывать его в действии
Типовые задания Текстовые показатели: выбор из множества; верно / неверно; разработка; отметка Письменные задания Открыто-закрытый опрос Письменные описания или рассказ о событии, факте
Ответы учащихся Чтение, оценка, выбор Организация, составление Устные ответы Составление плана, сочинение или оригинальный ответ
Подсчет Подсчет правильных ответов Определение уровня понимания Определение точности ответов Проверка представленных характеристик, оценка демонстрируемых умений или описание исполнения
Основные достоинства Эффективность — возможность большого количества оценок в единицу времени Может измерить сложные формы познавательной активности Объединяет оценку и опрос Предоставляет богатые возможности для демонстрации умений
Потенциальные источники неадекватной оценки Плохо разработанные индикаторы, переоценка репродуктивных способностей, низкая квалификация в тестировании, неудачно представленное содержание Сложное выполнение упражнения, взаимовлияние развитости навыков письма на знание содержания, сложная процедура оценки Неудачные вопросы, нежелание обучаемых отвечать, недостаточное количество вопросов Неудачные упражнения, размытые критерии, непроработанная процедура оценки, плохие условия проверки
Влияние на обучение Развитие способности запоминания; при хорошей продуманности может развивать мышление Развивает мышление и навыки письма Стимулирует участие в опросе, предоставляет возможность педагогу установления обратной связи для оценки эффективности обучения Развивает необходимые умения и навыки решения конкретных проблем
Условия успешности Четкий и понятный инструктаж, проясняющий суть задания, наличие умений решать задачи такого типа, предоставление соответствующего для продуктивных ответов времени Тщательно разработанные письменные упражнения, подготовка вариантов ответов, предоставление времени для чтения и подсчета Четкие, ясные вопросы, понятные для каждого обучаемого примеры и пояснения, предоставление необходимого времени для ответа Четко разработанные упражнения, ясные представления о том, что предстоит делать, определенные критерии оценки, предоставление необходимого времени

Достоинства и ограничения

Представленные системы оценивания обладают как достоинствами, так и ограничениями, следовательно, напрашивается вывод о необходимости сочетания их возможностей в контексте общей цели, обсуждавшейся нами выше. Практика отбора на ступень высшего образования должна включать оценку потенциала к обучению и становлению культурно насыщенной, самостоятельной личности специалиста, способного к саморазвитию и самоактуализации. Оценка же состояния культуры потенциальных претендентов на переход на высшую ступень образования может быть произведена только посредством устного и письменного опроса в максимально развернутой форме: сочинение, эссе, рассуждения на тему и др.

Такие системы оценки знания позволяют выявить сформировавшиеся системы понятий, или категориальные сети, умение обобщать и систематизировать содержание, наконец, общие аналитические и творческие способности, особенно ценные сегодня в условиях резко возрастающего динамизма знания. Причем крайне важным является оценка и способности к автономному поиску, систематизации и анализу информационных ресурсов, обеспечивающих саморазвитие личности в образовательном пространстве. Это, в конечном счете, будет способствовать существенной экономии материальных ресурсов, так как по отношению к таким обучаемым не надо будет использовать традиционные средства обучения. Достаточно общего тьюторинга и предоставления доступа к информационным ресурсам.

На моменте оценки потенциальной автономии я хотел бы остановиться особенно. То, что образование должно быть заинтересовано в развитии автономии обучаемых, является крайне значимым и в философском, и в практическом аспектах [5, c. 227]. Мы обучаем для того, чтобы предоставить возможность обучаемым создавать свое будущее. Scheffler подчеркивает, что “целью образования является не формирование мышления обучаемых или подготовка их к исполнению детерминированных ролей в социальных и экономических отношениях. Скорее она заключается в освобождении мышления, предоставлении возможности оценивать свою интеллектуальную значимость” [6, с. 143–144].

Оценка же уровня “освобожденности” такого рода является ничуть не менее важной, чем оценка наличного знания репродуктивного толка. Репродуктивные способности менее значимы для развития, чем способности аналитические и творческие.

Реализация этой идеи на практике предполагает серьезную работу по гуманизации и окультуриванию общественного сознания, направленную на формирование отношения к человеку как к высшей ценности вне зависимости от наличия или отсутствия у него высшего образования. Слесарь-сантехник ничуть не менее значим, чем профессор, как человек и личность.

Точно так же человек с ограниченными возможностями здоровья не должен ощущать свою ущербность в системе общественных отношений. Лишь формирование такого рода гуманистической толерантности может привести к трансформации отношения к отбору и различным его системам.

Решение о поступлении в вуз должен принимать сам поступающий, а обществу надо создать ему условия для адекватной оценки его потенциала к обучению, ни в коей мере не связанной с потенциальным осознанием ущербности в случае отсутствия такового. Поэтому система отбора должна быть в максимальной степени прозрачной и понятной потребителю.

Публикация статьи произведена при поддержке Центра Развития и Абилитации Ребенка Олеси Жуковой «Логопед-Профи». Посетив официальный сайт Центра «Логопед-Профи», который располагается по адресу http://www.logopedprofi.ru/, Вы сможете подробно ознакомиться со всеми предоставляемыми услугами и записаться на прием к логопеду, учителю-дефектологу или психологу On-Line, не покидая кресла за своим компьютером. Обладающие большим опытом работы высококлассные специалисты центра «Логопед-профи» в быстрые сроки определят способности ребенка, разработают индивидуальную программу работы и обеспечат эффективное преодоление всех имеющихся нарушений речи и других недостатков в развитии ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Янчук В.А. Психологические основания образовательной инноватики // Адукацыя i выхаванне. — 2001. — № 10–11.

2. Янчук В.А. Перспективы и оценка образовательных инноваций // Кiраванне у адукацыи. — 2005. — № 4.

3. Янчук В.А. Постмодернистский диалогизм как методологический фундамент понимающего развивающего образования / Система развивающего обучения — эффективное условие повышения качества образования: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф.: (К 75-летию со дня рождения В.В. Давыдова). Минск, 21–22 дек. 2005 / Под ред. д-ра физ.-мат. наук, проф. О.И. Тавгеня; ГУО “Академия последипломного образования”. — Мн.: АПО, 2005.

4. Elliott S.N., Kratochwill T.R., Littlefield J., Travers J.F. Educational psychology: Effective teaching, effective learning. — Brown & Benchmark, 1996.

5. Siegel H. High stakes testing, educational aims and ideals, and responsible assessment // Theory and research in education. 2004. Vol. 2 (3), pp. 219–233.

6. Scheffler I. Moral education and the democratic ideal / In I. Scheffler (ed.) Reason and Teaching. — Indianapolis: Hackett 1989, pp. 136–145.

Владимир ЯНЧУК,
доктор психологических наук,
Минск, Республика Беларусь