|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Культура и тестирование:
|
Фото А. Степанова |
3. Читать материалы, предоставляемые разработчиками тестов, и избегать пользоваться тестами, в отношении которых предоставляется неясная и неполная информация.
4. Быть знакомыми с тем, как и когда был разработан тест и как он применялся.
5. Знакомиться с независимыми оценками теста и возможными альтернативными измерениями. Оценивать очевидность обоснования выводов разработчиков.
6. Прежде чем выбирать тест, проверять ряд образцов, раскрывающих тесты или выборки вопросов, направлений, списки ответов, описания и отчеты по показателям.
7. Удостоверяться в том, что содержание и групповые нормы или сравнительные группы соответствуют особенностям групп, для которых они предназначены.
8. Отбирать и использовать только те тесты, для проведения которых требуются доступные умения и интерпретационные показатели.
При интерпретации показателей
Разработчики тестов должны помогать пользователям корректно интерпретировать тестовые показатели.
Разработчики тестов обязаны:
9. Вовремя и с готовность предоставлять полученные показатели, описывающие выполнение тестов с необходимым уровнем четкости и определенности. Также объяснять значение и ограничения полученных показателей.
10. Описывать популяцию, представляющую любую норму или сравнительную группу, дату получения данных и особенности процесса, используемые для отбора выборок пользователей тестов.
11. Предупреждать пользователей о необходимости избегать специфических, легко антициируемых измерений тестовых показателей.
12. Предоставлять информацию, способную помочь пользователям следовать необходимым процедурам для получения искомых показателей и их пригодности в использовании.
13. Предоставлять информацию, которая может помочь пользователям выявить соответствие тестов преследуемым целям.
Пользователи тестов должны корректно интерпретировать показатели.
Пользователи тестов должны:
9. Получать информацию о шкалах, используемых для выведения показателей, о характеристиках любых норм или сравнительных груп и об ограничениях показателей.
10. Интерпретировать показатели, принимая во внимание любые основные различия между нормами и сравнительными группами и актуальными пользователями тестов. Также принимать во внимание любые различия в практике проведения тестов, а также знакомство со специфическими тестовыми вопросами.
11. Избегать пользоваться тестами для целей, не рекомендуемых их разработчиками, даже в случаях, когда такая возможность кажется очевидной.
12. Объяснять, как любой показатель был установлен, и получать исчерпывающие основания, поддерживающие их пригодность.
13. Получать исчерпывающие основания в отношении того, что тест является пригодным для оценки поставленной цели.
Стремление к справедливости
Разработчики должны создавать тесты, максимально справедливые для их пользователей различных рас, этнических групп, разного пола и лиц с ограниченными возможностями.
Разработчики тестов обязаны:
14. Рассматривать и пересматривать вопросы и связанные с ними материалы для избегания потенциальной нечувствительности к содержанию или языку.
15. Изучать особенности выполнения тестов пользователями, представляющими различные расовые, гендерные, этнические группы на выборках, достаточных по размеру и доступности. Использовать процедуры, способные помочь получить необходимые гарантии того, что различия в выполнении связаны в первую очередь с оцениваемыми умениями, а не с иными факторами.
16. По возможности создавать модифицированные формы тестов или их проведения, пригодные для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Предупреждать пользователей тестов о потенциальных проблемах в использовании стандартных норм для модифицированных тестов или процедур их проведения, приводящих к получению несравниваемых показателей.
Пользователи должны отбирать тесты, разработанные таким образом, чтобы сделать их максимально доступными для лиц, представляющих различные расовые, гендерные и этнические группы, а также для лиц с ограниченными возможностями.
Пользователи тестов должны:
14. Оценивать процедуры, используемые разработчиками тестов для избегания потенциальной нечувствительности к содержанию или языку.
15. Рассматривать выполнение тестов лицами, представляющими различные расовые, гендерные и этнические группы, на выборках достаточного размера и доступности. Оценивать степень, в которой различия в выполнении могут быть обусловлены несоответствующими характеристиками тестов.
16. При необходимости и возможности, использовать соответствующим образом модифицированные формы тестов или процедур их проведения для пользователей с ограниченными возможностями здоровья. Интерпретировать стандартные нормы с учетом и в свете проведенных изменений.
Гуманизация содержания
Очевиден гуманистический контекст представленного в Кодексе содержания. Для того чтобы оценить потенциал человека, его следует проинформировать о критериях оценки, специфике предполагаемых умений, используемых технологиях и содержательных рамках. Примером такого рода являются предложения математиков об издании всего комплекса задач, выносимых на экзамен. Ознакомление с ними создает необходимое содержательное поле, возможность их решения в процессе подготовки формирует необходимые навыки и одновременно основания для самооценки. Если задачи непосильны даже в условиях предварительной подготовки, то ученик может прийти к самостоятельному выводу об отсутствии потенциала в данной предметной области и наоборот.
Тестирование не должно и не может в принципе быть единственной формой оценки наличного образовательного потенциала обучаемых. С учетом того, что ведущей целью образования является “окультуривание” людей, мы должны понимать, что интернализация культуры, наряду с фиксацией ее репрезентированности в опыте, предполагает наличие способностей давать детализированные и ширококонтекстуальные описания реальности в самых разнообразных ракурсах — физическом, химическом, географическом, языковом и др.
Критерием культурности является именно способность многоаспектного видения, описания реальности, а не только нахождения свернутых ответов рецептурного свойства. Поэтому не учитывать способности развернутого описания, будь то устная или письменная форма, по меньшей мере недальновидно. Традиционные реплики о том, что оценка такого рода описаний крайне субъективна и нарушает принцип объективности, связана скорее с поверхностным представлением о проблеме оценивания знаний и способностей к обучению в целом и неосведомленностью о существующих системах оценки.
Иллюстрация к сказанному приведена в таблице.
Возможности и ограничения систем
оценки знаний
(приводится по [4, с. 542])
Объективные тесты | Оценка письменных работ | Устный опрос | Оценка исполнения | |
Цель | Максимально эффективные и надежные эталоны знания | Оценивает развитость умственных способностей или умения структурировать знания | Оценка знания в процессе опроса | Оценка способности воспроизводить знание и реализовывать его в действии |
Типовые задания | Текстовые показатели: выбор из множества; верно / неверно; разработка; отметка | Письменные задания | Открыто-закрытый опрос | Письменные описания или рассказ о событии, факте |
Ответы учащихся | Чтение, оценка, выбор | Организация, составление | Устные ответы | Составление плана, сочинение или оригинальный ответ |
Подсчет | Подсчет правильных ответов | Определение уровня понимания | Определение точности ответов | Проверка представленных характеристик, оценка демонстрируемых умений или описание исполнения |
Основные достоинства | Эффективность — возможность большого количества оценок в единицу времени | Может измерить сложные формы познавательной активности | Объединяет оценку и опрос | Предоставляет богатые возможности для демонстрации умений |
Потенциальные источники неадекватной оценки | Плохо разработанные индикаторы, переоценка репродуктивных способностей, низкая квалификация в тестировании, неудачно представленное содержание | Сложное выполнение упражнения, взаимовлияние развитости навыков письма на знание содержания, сложная процедура оценки | Неудачные вопросы, нежелание обучаемых отвечать, недостаточное количество вопросов | Неудачные упражнения, размытые критерии, непроработанная процедура оценки, плохие условия проверки |
Влияние на обучение | Развитие способности запоминания; при хорошей продуманности может развивать мышление | Развивает мышление и навыки письма | Стимулирует участие в опросе, предоставляет возможность педагогу установления обратной связи для оценки эффективности обучения | Развивает необходимые умения и навыки решения конкретных проблем |
Условия успешности | Четкий и понятный инструктаж, проясняющий суть задания, наличие умений решать задачи такого типа, предоставление соответствующего для продуктивных ответов времени | Тщательно разработанные письменные упражнения, подготовка вариантов ответов, предоставление времени для чтения и подсчета | Четкие, ясные вопросы, понятные для каждого обучаемого примеры и пояснения, предоставление необходимого времени для ответа | Четко разработанные упражнения, ясные представления о том, что предстоит делать, определенные критерии оценки, предоставление необходимого времени |
Достоинства и ограничения
Представленные системы оценивания обладают как достоинствами, так и ограничениями, следовательно, напрашивается вывод о необходимости сочетания их возможностей в контексте общей цели, обсуждавшейся нами выше. Практика отбора на ступень высшего образования должна включать оценку потенциала к обучению и становлению культурно насыщенной, самостоятельной личности специалиста, способного к саморазвитию и самоактуализации. Оценка же состояния культуры потенциальных претендентов на переход на высшую ступень образования может быть произведена только посредством устного и письменного опроса в максимально развернутой форме: сочинение, эссе, рассуждения на тему и др.
Такие системы оценки знания позволяют выявить сформировавшиеся системы понятий, или категориальные сети, умение обобщать и систематизировать содержание, наконец, общие аналитические и творческие способности, особенно ценные сегодня в условиях резко возрастающего динамизма знания. Причем крайне важным является оценка и способности к автономному поиску, систематизации и анализу информационных ресурсов, обеспечивающих саморазвитие личности в образовательном пространстве. Это, в конечном счете, будет способствовать существенной экономии материальных ресурсов, так как по отношению к таким обучаемым не надо будет использовать традиционные средства обучения. Достаточно общего тьюторинга и предоставления доступа к информационным ресурсам.
На моменте оценки потенциальной автономии я хотел бы остановиться особенно. То, что образование должно быть заинтересовано в развитии автономии обучаемых, является крайне значимым и в философском, и в практическом аспектах [5, c. 227]. Мы обучаем для того, чтобы предоставить возможность обучаемым создавать свое будущее. Scheffler подчеркивает, что “целью образования является не формирование мышления обучаемых или подготовка их к исполнению детерминированных ролей в социальных и экономических отношениях. Скорее она заключается в освобождении мышления, предоставлении возможности оценивать свою интеллектуальную значимость” [6, с. 143–144].
Оценка же уровня “освобожденности” такого рода является ничуть не менее важной, чем оценка наличного знания репродуктивного толка. Репродуктивные способности менее значимы для развития, чем способности аналитические и творческие.
Реализация этой идеи на практике предполагает серьезную работу по гуманизации и окультуриванию общественного сознания, направленную на формирование отношения к человеку как к высшей ценности вне зависимости от наличия или отсутствия у него высшего образования. Слесарь-сантехник ничуть не менее значим, чем профессор, как человек и личность.
Точно так же человек с ограниченными возможностями здоровья не должен ощущать свою ущербность в системе общественных отношений. Лишь формирование такого рода гуманистической толерантности может привести к трансформации отношения к отбору и различным его системам.
Решение о поступлении в вуз должен принимать сам поступающий, а обществу надо создать ему условия для адекватной оценки его потенциала к обучению, ни в коей мере не связанной с потенциальным осознанием ущербности в случае отсутствия такового. Поэтому система отбора должна быть в максимальной степени прозрачной и понятной потребителю.
Публикация статьи произведена при поддержке Центра Развития и Абилитации Ребенка Олеси Жуковой «Логопед-Профи». Посетив официальный сайт Центра «Логопед-Профи», который располагается по адресу http://www.logopedprofi.ru/, Вы сможете подробно ознакомиться со всеми предоставляемыми услугами и записаться на прием к логопеду, учителю-дефектологу или психологу On-Line, не покидая кресла за своим компьютером. Обладающие большим опытом работы высококлассные специалисты центра «Логопед-профи» в быстрые сроки определят способности ребенка, разработают индивидуальную программу работы и обеспечат эффективное преодоление всех имеющихся нарушений речи и других недостатков в развитии ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Янчук В.А. Психологические основания образовательной инноватики // Адукацыя i выхаванне. — 2001. — № 10–11.
2. Янчук В.А. Перспективы и оценка образовательных инноваций // Кiраванне у адукацыи. — 2005. — № 4.
3. Янчук В.А. Постмодернистский диалогизм как методологический фундамент понимающего развивающего образования / Система развивающего обучения — эффективное условие повышения качества образования: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф.: (К 75-летию со дня рождения В.В. Давыдова). Минск, 21–22 дек. 2005 / Под ред. д-ра физ.-мат. наук, проф. О.И. Тавгеня; ГУО “Академия последипломного образования”. — Мн.: АПО, 2005.
4. Elliott S.N., Kratochwill T.R., Littlefield J., Travers J.F. Educational psychology: Effective teaching, effective learning. — Brown & Benchmark, 1996.
5. Siegel H. High stakes testing, educational aims and ideals, and responsible assessment // Theory and research in education. 2004. Vol. 2 (3), pp. 219–233.
6. Scheffler I. Moral education and the democratic ideal / In I. Scheffler (ed.) Reason and Teaching. — Indianapolis: Hackett 1989, pp. 136–145.