ИГРОТЕКА
ДОРОГА В ПЯТЫЙ КЛАСС
Проводить эту игру можно с учащимися
третьих или четвертых классов в конце учебного
года. В ней хорошо выявляется уровень
психологической готовности детей 9–10 лет к
переходу в среднюю школу. Эта готовность
проявляется в следующих позициях.
— Сформированность учебной мотивации.
— Новое отношение к школе как к среде
жизнедеятельности и системе значимых отношений.
— Умение занять ответственную позицию
школьника.
— Социальная зрелость, конструктивность во
взаимоотношениях со сверстниками.
В нашей школе игра «Дорога в пятый
класс» проводилась в четвертом классе. Ее
проводил психолог начальной школы, помогали ему
и другие психологи школы.
Была выбрана самая любимая форма работы учеников
начальной школы — «большая игра». В подобном
мероприятии обязательно должны принимать
участие не только дети, но и взрослые: педагог,
воспитатель, психолог, работающий с классом.
Педагогу и воспитателю будет полезно
понаблюдать за тем, что происходит внутри
детского коллектива, понять, как дети чувствуют
себя в классе, увидеть, как сложились отношения
между ними.
ПРИГЛАШЕНИЕ В ДОРОГУ
Ведущий зашел в класс и пригласил
детей вместе с педагогами пройти в актовый зал.
Детский коллектив был слегка возбужден и
заинтригован, так как ребята в нашей школе любят
психологические занятия.
Ведущий предложил ребятам сесть на стулья,
расставленные большим полукругом. На стенде
перед ними прикреплен лист ватмана, на котором
большими красочными буквами написано «Дорога в
пятый класс» и что-то необычное и непонятное
нарисовано снизу. Легкое волнение и тревога
охватили класс. Ученики почувствовали, что
сейчас будут обсуждаться важные вопросы.
Ведущий. Сегодня нам предстоит
собраться с вами в дорогу. Как вы думаете, куда?
Дети, перебивая друг друга, ответили, что им в
скором будущем предстоит учеба в пятом классе.
Игра с этого момента для всех ребят приобрела
серьезный характер.
Ведущий. Что обычно люди берут с собой
в дорогу? (Чемодан, карту и т.д.).
Посмотрите на карту нашей дороги в пятый класс.
На карте мы поместим ваши ожидания и те качества,
которые есть у вашего класса и которые
понадобятся вам в средней школе.
Давайте сегодня соберем чемодан вашего класса.
Для этого надо решить, что мы возьмем с собой в
дорогу. Что должно быть у учеников пятого класса,
чтобы им жилось интересно и весело?
Дети активно называли различные качества, а
ведущий фиксировал их на стенде. Как выяснилось,
ребята ожидали от пятого класса добрых учителей,
хороших оценок, интересной школьной жизни, новых
одноклассников и дружного коллектива.
Ведущий. Вы назвали много разных
вещей, которые вам понадобятся в пятом классе, но
среди них есть самые важные. Сейчас мы будем
выяснять, что же это?
Вам предстоит пройти через испытания. Если вы с
ними справитесь и сумеете понять, какие качества
вам помогали, то значит, эти качества есть у
вашего класса. За каждое пройденное испытание вы
получите паззлы, на которых будет написано то
качество, которое вам помогало. В конце игры из
набранных паззлов надо будет сложить предмет,
который станет символом вашего класса.
ИГРА-РАЗМИНКА «ЗООПАРК»
Ведущий. Сейчас каждый
получит лист бумаги, на котором написано
название животного. По моей команде «Начали!» вы
будете изображать при помощи жестов и звуков то
животное, название которого написано на вашем
листе. Задача каждого участника найти того
одноклассника, который изображает такое же
животное. Нужно встать рядом с ним. Разговаривать
во время игры нельзя.
Ведущий и его помощники быстро раздали всем
ребятам маленькие сложенные листочки. В течение
минуты каждый из детей решал, как он будет
изображать свое животное. Несмотря на то что
задание было достаточно легким, было видно, что
все ребята ответственно подходят к его
выполнению.
Прозвучала команда ведущего, и весь класс
превратился в настоящий зоопарк. Мальчики и
девочки точно и шумно изображали своих зверей.
Было приятно видеть, что каждый это делал
по-своему, не повторяя других. Видимо, именно этот
факт помог всем детям быстро и правильно найти
своего «сородича».
Ведущий. А теперь представьте, что
ваши животные первый раз встретились в лесу.
Каждый из них решил что-то рассказать о себе. И
сейчас вам нужно немного пообщаться в парах. Ваша
задача — постараться узнать как можно больше о
другом животном. Помните, что животные общаются
друг с другом на зверином языке, то есть при
помощи звуков и жестов.
Дети быстро включились в работу. Участники в
парах по очереди при помощи жестов и звуков
рассказывали о своем животном. Каждый хотел как
можно больше сообщить своему напарнику. Всем
взрослым во время выполнения этого задания
бросилось в глаза, что четвероклассники неплохо
умеют выражать свои мысли при помощи звуков и
жестов. Да и вообще ребята демонстрировали
хорошие актерские способности.
После того как животные рассказали друг другу о
себе, ведущий провел небольшое обсуждение в
каждой паре. Что же каждому удалось узнать о
своем сородиче?
Большинство сумело узнать, чем питается
животное, как оно передвигается, чем любит
заниматься. Некоторые дети попытались немного
пофантазировать при ответе на поставленный
вопрос, но напарникам пришлось отказаться от
неправильной информации.
Ведущий. Вот мы с вами немного
поиграли, вы все пообщались и настроились на наше
занятие. Теперь настало время вашему классу
попытаться пройти через испытания.
ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ — ИГРА «МАШИНКИ»
Ведущий. Сегодня у вашего
класса есть уникальная возможность поиграть с
машинкой из будущего. Она управляется при помощи
голоса хозяина. Что он ей говорит, то она и делает.
Сейчас мы проведем конкурс на лучшего хозяина
машинки. Задача хозяина — четко говорить, что
нужно делать его машинке, бережно относиться к
ней, стараться, чтобы с его машинкой ничего не
случилось. В свою очередь машинка должна
внимательно слушать хозяина и четко выполнять
его команды.
Для того чтобы выяснить, кто в паре будет
хозяином, а кто машинкой, проведем жеребьевку. Во
время игры каждый сначала побывает в одной роли,
а затем в другой.
Мой помощник будет помечать на листе бумаги
каждое столкновение машины с предметом.
Выигрывает тот хозяин, чья машинка сумеет без
аварий проехать весь путь.
Каждая пара быстро решила, кто будет ее
представителем, и тот отправился тянуть жребий.
Вскоре все знали свои роли.
Ведущий и его помощники подготовили помещение к
игре, расставив в хаотичном порядке стулья в
центре зала.
Теперь наступил самый главный момент. Первым
двум парам надо было попытаться справиться с
заданием. Дети вышли и встали друг против друга
так, что их отделяла площадь, заставленная
стульями, то есть дорога. Ведущий завязал глаза
ребятам, которые играли роль машинок.
В тот же момент в зале установилась тишина. Все
дети, которые просто сидели на стульях и
обсуждали задания, вдруг замолчали. Пока пары
выполняли задание, в помещении стояла тишина.
Видимо, класс понимал, что если они будут шуметь,
то парам выполнять задание будет сложно. Этот
момент показал взрослым, что дети этого класса
ценят и уважают друг друга. А это так важно!
Отрадно было видеть, что в игру серьезно
включился ученик, который имеет проблемы в
поведении. Мальчишка изо всех сил старался
внимательно слушать хозяина, четко двигаться, не
врезаясь, хотя это ему не всегда удавалось.
В конце игры ведущий задал вопрос классу и
взрослым: «Как вы думаете, кто же оказался
лучшим хозяином машины? Почему?»
Дети и взрослые по очереди высказывали свое
мнение. В ходе обсуждения была названа девочка,
которая, по мнению многих, лучше всех сумела
провести свою машинку по дороге. Эта девочка и
стала победительницей конкурса. Класс искренне
порадовался за нее, хотя было видно, что многим
детям хотелось оказаться на ее месте.
Ведущий. Какое же качество всем
помогало справиться с этим заданием?
Дети в основном называли такие качества, как
умение слушать и выполнять задание, умение
ориентироваться в пространстве и
взаимопонимание.
Ведущий. Вы сумели правильно назвать
одно из важных качеств — взаимопонимание,
поэтому ваш класс получает первый паззл, на
котором написано это качество. Решите,
пожалуйста, кто из вашего класса станет
хранителем этого паззла.
Дети посовещались и доверили этот паззл девочке,
которая выиграла конкурс. Он была благодарна
классу, который именно ей доверил ответственное
хранение.
Татьяна АЗАРОВА,
педагог-психолог, г. Москва
Спонсор публикации статьи: Психологический Центр на Волхонке предоставляет услуги квалифицированных психотерапевтов и психоаналитиков. Воспользовавшись предложением центра, Вы получите высокопрофессиональную консультацию психолога, которая поможет побороть комплексы, поднять самооценку, избежать профессионального выгорания, и преодолеть многие другие жизненные проблемы и трудности. Подробнее ознакомиться с предложением и прочитать отзывы о работе Психологического Центра на Волхонке можно по адресу www.psy-centre.ru
(Продолжение следует.)