ИГРОТЕКА
ДОРОГА В ПЯТЫЙ КЛАСС
Продолжение. Начало см. в
№ 19, 2000 г.
ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ — ИГРА «ИЗОБРАЗИ
ФРАЗУ»
Ведущий. Для этой игры нам
надо выбрать на роль ведущих трех
сообразительных и артистичных ребят. На
обсуждение вам дается одна минута.
При обсуждении было интересно наблюдать, как
некоторые (примерно половина класса) пытались
выдвинуть возможных кандидатов, а некоторые
старались предложить себя. Ведущими были выбраны
две артистичные девочки и один активный мальчик
Ведущий. Сейчас я буду показывать
ведущим карточки, на которых написаны разные
фразы. Задача ведущих — передать при помощи
различных жестов или звуков смысл этой фразы так,
чтобы вы сумели ее понять и назвать. Каждому
ведущему предстоит «изобразить» три фразы. Если
ведущему не удастся передать смысл фразы, тогда
он имеет право попросить помощи у другого
ведущего.
В игре использовались следующие фразы: встреча
гостей; решение задачи; прогулка в парке; занятие
спортом; чтение интересной книги; игра на
компьютере; укладывание чемодана; игра на
музыкальных инструментах; просмотр телепередач.
Выбранные ведущие действительно оказались
сообразительными и артистичными, потому что они
сумели быстро и понятно передать классу все
фразы. Помощь никому не понадобилась. Дети были
на высоте! Весь класс принимал активное участие в
выполнении этого задания.
Ведущий. Как вы думаете, какое
качество помогало нам справиться с заданиями
этой игры?
Все четвероклассники единодушно отметили, что
это сообразительность и смекалка.
Ведущий. Вы правильно назвали еще
одно важное качество — смекалку, поэтому
получаете второй паззл, на котором написано это
качество. Решите, кто будет беречь паззл до конца
нашей игры.
Класс сумел без споров и обид найти хранителя и
для второго паззла.
ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ — ИГРА «ПЕРЕПРАВА»
Ведущий. В нашей следующей
игре вам нужно, используя различные способы,
перебраться с одной половины зала на другую. Вам
дается две минуты на обсуждение возможных
способов переправы. Помните о том, что эти
способы у всех должны быть разными. Если хотя бы
двое ребят будут переправляться одинаковым
способом, то все участники игры должны будут
вернуться на исходное место и игра начнется
заново.
Дети воспользовались отведенным временем, чтобы
обсудить и распределить возможные способы
переправы. Сразу выделились двое мальчиков,
которые демонстрировали всем, как можно
перебраться на другую сторону зала, а другие
выбирали, как они будут это делать. В ходе бурного
обсуждения две минуты пролетели незаметно для
всех.
Ребята выстроились в одну шеренгу в правой части
зала. Ведущий сказал, что сигналом к началу игры
будет служить музыка. Зазвучала легкая, веселая
мелодия, и все дети начали передвигаться к
противоположной стороне зала.
Способы переправы у ребят оказались достаточно
необычными: они ползали, прыгали, шагали,
танцевали и т.д. Все сумели по-своему перебраться
на противоположную сторону зала.
Ведущий. Как вы думаете, какое
качество вам помогало в этой игре?
Большинство ответов ребят сводилось к тому, что
здесь им помогали дружба, взаимопонимание,
находчивость и оригинальность.
Ведущий. Вы совершенно верно сказали,
что справиться с этим заданием вам помогла
дружба, а также ваши оригинальные предложения,
поэтому вы получаете третий паззл «дружба и
оригинальность». Выберите, пожалуйста, его
хранителя.
Дети сообща выбирают третьего хранителя.
ЧЕТВЕРТОЕ ИСПЫТАНИЕ — ИГРА
«ВОПРОС-ОТВЕТ»
Ведущий. Вам предлагается в
течение пяти минут отгадать шесть загадок.
Отвечать надо быстро. Если вы не знаете отгадки,
то говорите: «Дальше». За каждый правильный ответ
начисляется один балл. Ваша главная задача —
набрать наибольшее количество баллов.
Вам будут предложены загадки, для
отгадывания которых надо переставлять букву в
слове так, чтобы получилось новое слово. Давайте
разберем одну такую загадку.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои —
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа—пила)
Дети с трудом смогли отгадать
тренировочную загадку. Большинство не поняли
принцип отгадывания. Видя это, ведущий
постарался подробно разобрать принцип работы с
такими загадками.
В этой игре были использованы загадки из
сборника «Кроссворды».
Вдоль по проволоке мчусь
Ночи я и дни,
А с конца меня прочтут —
Тигру я сродни.
(Ток—кот)
Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь —
В кастрюлю я полезу.
(Шпала—лапша)
Известное я блюдо.
Когда прибавишь «м»,
Лететь, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(Уха—муха)
Географию со мной
Изучают в школе дети,
Дай порядок букв иной —
И найдешь меня в буфете.
(Атлас—салат)
Я — дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне —
И воду подавать я буду.
(Сосна—насос)
Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично,
Но вставь нам «л» — и зазвучим
Тогда довольно мелодично.
(Гуси-гусли)
В ходе игры ведущий зачитывал загадки,
а дети недолго думая говорили отгадки. Внутри
класса с первых же минут выделились две группы.
Одна быстро и правильно отгадывала предложенные
загадки, а другая, несмотря на включенность в
работу, не успевала и лишь иногда давала
правильные ответы. Взрослые скоро почувствовали,
что ребята из второй группы немного нервничали,
так как им очень хотелось, чтобы класс справился
с этим заданием. Наконец игра закончилась,
осталось подвести итоги.
Ведущий. Посчитайте,
пожалуйста, самостоятельно, сколько вам удалось
набрать баллов в этой игре?
Сначала все молчали, наверное, вспоминали. Потом
раздалось несколько робких ответов: «Пять
баллов, шесть баллов».
Ведущий. Вы совершенно правильно
сказали, что вам удалось набрать в этой игре
шесть баллов. Это очень хороший результат.
Ребята, осознав, что сумели справиться и с этим
заданием, сразу облегченно вздохнули и немного
успокоились.
Ведущий. Кто из вас может назвать
качество, которое помогало вам в этой игре?
Дети высказывали следующие предположения:
умение думать, мыслить логически, находчивость.
Ведущий. Совершенно верно вы
заметили, что справиться с этой игрой вам
помогала ваша находчивость. Получите еще один
паззл «находчивость» и выберите его хранителя.
СЕРЬЕЗНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
Ведущий. У нас с вами
остались пустыми еще два места для паззлов.
Подумайте и скажите, какие еще два качества
понадобятся вам в пятом классе. На обсуждение
дается три минуты.
Ученики встали в круг, и началось бурное
обсуждение. Каждый старался высказывать свое
мнение, но другие его не слушали. Тогда одна
девочка, понимая, что таким образом класс просто
не сможет решить поставленную перед ним
проблему, взяла инициативу в свои руки.
Желающие коротко по очереди высказывались. Когда
точка зрения каждого стала ясна, девочка сделала
небольшое обобщение и назвала еще два качества:
старательность и уважение.
В данном случае классу удалось правильно назвать
лишь одно из двух важных качеств —
старательность. Ведущий сказал об этом детям и
попросил написать это качество на одном из
чистых паззлов.
По лицам ребят было видно, что они находятся в
недоумении: какое же еще важное качество надо
было назвать?
Тогда ведущий предложил классу преодолеть еще
одно испытание, которое поможет назвать это
качество.
Татьяна АЗАРОВА,
педагог-психолог,
г. Москва
Спонсор публикации статьи: интернет - магазин климатической и бытовой техники "Северный Ветер". Воспользовавшись предложением интернет - магазина, который располагается по адресу www.veter-tepla.ru, Вы сможете купить тепловую завесу от ведущих мировых производителей, по выгодной цене. На Ваш выбор воздушно-тепловые, водяные и электрические завесы. Все тепловые завесы проходят независимую проверку, и соответствуют самым высоким стандартам качества, гарантируя надежную защиту помещения от холода. Опытные специалисты компании «Северный ветер» помогут произвести все необходимые измерения, чтобы подобрать самую оптимальную модель тепловой завесы, и осуществят монтаж и подключение приобретенного оборудования. Так же к Вашему вниманию широкий ассортимент продукции из более 3000 наименований товаров.