Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2000

ИГРОТЕКА

Работа в любой группе, независимо от целей тренинга, начинается со знакомства, основная задача которого — установить контакт между участниками группы, создать атмосферу свободы и открытости. Существует множество традиционных форм знакомства (представить себя, рассказать о себе и своей работе, назвать имя и свою положительную черту характера и т.д.), которые помогают снять напряженность первых минут тренинга и способствуют началу взаимодействия в группе.
Однако необходимо помнить, что в период знакомства доброжелательность, внимание, осторожность членов группы — проявления чисто внешние. Настоящие чувства, мысли, намерения людей еще спрятаны. Ведущий, учитывая это, контролирует меру вовлеченности каждого участника и предлагает группе задания, которые способствуют включению в тренинг.
Использование не одной, а нескольких психотехник при знакомстве дает возможность участникам быстрее и легче войти в контакт со всеми, почувствовать и принять форму работы и доверительную атмосферу тренинга.
В период знакомства ведущий предлагает упражнения, перемещения по залу, что дает возможность участникам ощутить пространство, в котором им предстоит находиться и работать, и приспособиться к нему.
Вот ряд упражнений, которые способствуют большему раскрытию членов группы.

УПРАЖНЕНИЕ. МОЕ ИМЯ И КАК Я К НЕМУ ОТНОШУСЬ

Ведущий. Каждый участник группы называет свое имя и рассказывает о своем отношении к нему. Возможно, вы вспомните какие-то интересные истории или невероятные события своей жизни, связанные с вашим именем или прозвищем. Расскажите. Нам это интересно.
Упражнение позволяет полностью снять напряжение первых минут тренинга, уйти в воспоминания и расслабиться. Как правило, люди вспоминают смешные ситуации и забавные истории.

Валерий. У меня был дедушка, который называл меня Валерьяном, а когда ему что-то не нравилось в моем поведении — Валерьянкой. Меня это очень обижало, и я старался не попадаться ему на глаза, я мечтал, что, когда вырасту, изобрету такое лекарство, которое вытеснит валерьянку из жизни людей. Но однажды мы с дедушкой были дома одни и ему стало плохо с сердцем, я испугался, не знал, что делать. Дед позвал меня и сказал: «Сядь рядом, дай руку, и мне станет легче, ты же Валерьянка». Я сел, дал ему руку, мы разговаривали, а минут через десять он уснул. Приступ прошел. Сейчас я понимаю, что он, конечно, принял какие-то лекарства, но тогда я был уверен, что вылечил его. С того момента я стал очень гордиться своим именем. А когда кому-то из моих близких плохо, я сажусь рядом и беру человека за руку, — помогает.

Антон. Интересно, но я только сейчас открыл для себя, какую добрую услугу сыграло в моей жизни прозвище. Я, Антон Антонович Антонов, в нашей семье нас двое таких — отец и ваш покорный слуга. Думаю, когда у меня родится сын, он будет третьим. Старшая у меня дочь — Настя. Второй ребенок будет Антон, если мальчик, или Антонина, если девочка. Но я хочу рассказать о своем прозвище. Как вы уже догадываетесь, звали меня «А» в кубе», а позже — просто «Куб». В детстве, да и сейчас большими размерами я не отличался. Но мое прозвище заставляло быть сильным и смелым. Меня даже побаивались. «Вот Куб придет, он вам покажет!» — говорили мои друзья своим обидчикам. И я приходил и «показывал». Сейчас я вдруг понял, что именно прозвище помогло мне стать тем, кем я стал, именно оно помогло мне стать бойцом. И только я один знаю, как иногда было страшно и больно. Но «Куб» есть «Куб». Если вам нужна помощь, я готов.

Наташа. Меня зовут Наталья Сергеевна. Я говорю не об имени-отчестве, а об имени, так как с детства считала, что Наталья Сергеевна — мое имя. Так звали меня мои родители и все, кто жил с нами рядом. Даже в школе учителя обращались ко мне именно так: Наталья Сергеевна. Мой отец был военным, и большую часть жизни я провела в маленьких военных городках и гарнизонах. В семье поддерживался армейский порядок и дисциплина в определенном игровом стиле. Все друг друга называли по имени-отчеству, и это было забавно. Откуда это пошло, никто не мог вспомнить. Постепенно это обращение ко мне вышло за пределы нашего дома и... Когда мне было пять, десять, пятнадцать лет, мне очень нравилось такое обращение: чувствовала себя взрослой. Но в один прекрасный момент я вдруг ощутила себя не взрослой, а старой и уставшей. Сейчас я всегда представляюсь только по имени. Мне приятно слышать — Наташа, Наташенька, Наталья. Для меня наступил новый период в жизни. Я стала другой: молодой, веселой, красивой и счастливой. Я — Наташа.

Ростислав. В детстве мне мое имя не нравилось, особенно когда мама называла меня Ростиком, поэтому всегда представлялся Славой. Сейчас отношусь нормально и к тому и к другому имени. В группе называйте меня Славой.

Альмира. К своему имени отношусь нормально. Ничего особенного, связанного с ним, в моей жизни не происходило.

Упражнение требует определенного времени, спешка или строгий регламент здесь неуместны. Предлагая задание, ведущий еще не знает уровня готовности каждого участника, поэтому не следует ставить жестких условий при его выполнении, — предоставьте каждому члену группы самому выбрать степень своего участия. Знакомя группу с заданием, ведущий должен использовать такие фразы, как: «Возможно, кто-то из вас...», «Давайте вспомним... может быть...», «Попробуйте вспомнить...» и так далее. Эти фразы дают ощущение выбора и открывают доступ к действию.

После того как задание представлено, необходимо дать время на обдумывание. Затем один из желающих начинает рассказ. Иногда ведущий может взять инициативу на себя — рассказать свою историю. Этот прием полезен и для группы, и для самого ведущего, так как, во-первых, дает возможность участникам сориентироваться в упражнении, а во-вторых, помогает ведущему эмоционально вовлечься в процесс работы. После того как все выскажутся, проводится опрос самочувствия и степени удовлетворенности работой каждого члена группы. Этот момент очень важен для всей дальнейшей работы, так как именно в этот момент люди учатся выражать свои мысли, говорить о своих ощущениях, впечатлениях.

Как уже говорилось, не все участники группы в равной мере могут быть активны в этом упражнении, но ведущий должен всех благодарить за работу. Иногда уместен вопрос или комментарий, связанный с приятными ассоциациями.

В большинстве случаев эффект от этой работы положительный. Многие вообще впервые задумываются о своем имени и о его значении в жизни. Одни делают для себя открытия (рассказ Антона), другие понимают, как много для них значит их имя (рассказ Валерия).

Часто в процессе работы ведущий имеет возможность отследить проблемы, существующие у членов группы. Так, например, одна женщина заявила: «Я не люблю свое имя. Это имя мне дал отец, а когда мне было два года, он бросил нас, и никогда я его не видела. Мечтала, когда вырасту, обязательно сменю, но как-то не получилось. Возможно, из-за мамы: она не хотела. Наверное, она его все же любила и простила, а я — нет». Проблема налицо. Опытный ведущий никогда не оставит это без внимания и позже, в тренинге, обязательно к ней вернется, а в данный момент предложит человеку назвать наиболее приятный для него вариант. В этом случае женщина попросила группу дать ей имя. Ведущий воспользовался ситуацией и предложил участникам не только назвать имя, а объяснить, почему оно подходит этому человеку. Предложений было много, но одно понравилось всем: отбросили три первые буквы от настоящего имени и получилось красивое, новое и все же знакомое по звучанию имя.

По завершении обсуждения ведущий благодарит группу за интересную работу. При видимой неограниченности во времени работа не должна превышать двадцати минут.

(Продолжение следует)

Софья БУХАРЕВА,
психолог,
г. Орск,
Оренбургская область