Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2000

ИГРОТЕКА

Продолжение. Начало см. №22/2000 г.

ОПИШИТЕ СЕБЯ НЕЗНАКОМОМУ

Предлагаемое упражнение проводится после того, как все члены группы и ведущие представились, называя свои имена.

Ведущий. Вам предстоит встреча с незнакомым человеком. Заранее по телефону вы договариваетесь о месте и времени. «А как я смогу узнать вас?» — спрашивают на том конце провода. Ваша задача описать себя так, чтобы человек не ошибся и ему не трудно было понять, что это именно вы.
В упражнение можно добавить несколько дополнительных условий. Например, описать себя не только внешне, но и сказать о каких-то своих чертах характера или достоинствах.
После 30-секундного обдумывания участники включаются в работу. Опыт показывает, что упражнение вызывает интерес у группы и проходит с определенной долей юмора. Люди описывают себя по-разному: кто-то старается подчеркнуть свои внешние достоинства, кто-то достаточно подробно останавливается на своих человеческих качествах, а кто-то создает карикатурный портрет. Ведущий принимает все варианты.
При всей видимой легкости упражнение несет в себе достаточно глубокий психологический смысл и определенную диагностику, которую отслеживает ведущий. При обсуждении многие участники отмечают трудности, которые испытывали во время работы. Во-первых, многие впервые описывали себя вслух, во-вторых, волновались, в-третьих...

Ирина довольно успешно справилась с заданием. Она начала одна из первых, подробно описала внешность, в мягкой форме отметила достоинства, намекнула на недостатки, но в процессе обсуждения заметила, что при всей удовлетворенности работой у нее появилось желание что-то изменить, что — она еще не решила, но обязательно над этим подумает. Через год Ирина вновь оказалась у нас на тренинге. Сразу узнать ее было нелегко: внешне она очень изменилась — другая прическа, другой цвет волос, приятные тона одежды, похудевшая. Видно было, что ей приятно видеть наше удивление. Конечно, мы провели упражнение: «Опишите себя незнакомцу». Ирина была на высоте, с нескрываемой гордостью описывала себя, а в момент обсуждения рассказала всем, какой эффект произвело на нее это упражнение еще год назад и как много ей захотелось изменить в себе. Сейчас она удовлетворена собой, но и это еще не предел, думает она.

В одном из тренингов женщина по имени Лариса описывала себя последней. Чувствовалось, что делать ей это нелегко. Она была вся напряжена, говорила тихо, взгляд застывший. И то, как описывала себя Лариса, совсем не соответствовало нашему восприятию. Надо заметить, что внешне она достаточно привлекательна и элегантна. В ее описании все выглядело иначе, и чувствовалось, что она искренне верит в то, что говорит.

В конце обсуждения ведущий предложил высказать друг другу пожелания, рассчитывая на обращение группы к Ларисе. (Обращаясь к группе за помощью, ведущий дает возможность людям почувствовать свою причастность к происходящему и уже с первых минут ощутить свою роль и роль других во всем групповом процессе.)

И действительно, многие обратились к ней с вопросом: «Почему ты описала себя совсем не так, как воспринимаешься?» Лариса поделилась с группой своей историей. Она в семье младшая, еще два старших брата. Мальчики были очень красивые, а она в сравнении с ними — нет, так, по крайней мере, говорили окружающие. Отец часто вслух высказывал удивление: почему так несправедлива природа, дав красоту мальчикам и не дав ее девочке? А мать, жалея ее, говорила, что не в красоте счастье. Так что она до сих пор считает себя некрасивой.

Ведущий группы спросил, интересно ли будет ей услышать свое описание, сделанное кем-то другим от ее имени. Лариса согласилась. Выполнить это задание вызвался мужчина, что придало еще больший эффект. Описание, сделанное участником группы, было одобрено и дополнено всеми. Сама Лариса была удивлена и растрогана. На протяжении всей дальнейшей работы группа и ведущий поддерживали ее. Прошло время, сейчас Лариса работает консультантом декоративного макияжа в косметической фирме и при встречах всегда вспоминает группу и ту помощь, которую ей оказали.

ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ...

Упражнение, в котором на листе бумаги человек пишет на себя характеристику из десяти—двадцати пунктов, отвечая на поставленный вопрос «Кто Я?», знакомо многим психологам и имеет несколько вариантов проведения. В зависимости от целей тренинга, структуры группы и уровня включенности людей в работу мы выбираем один из них. Всего у нас их около шести. Иногда в группе, в которой участники незнакомы между собой, мы используем один из вариантов для знакомства.

Ведущий. Каждый раз, при встрече нового человека, у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Вы получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?» Ваша задача — написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос. За человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано от его имени.
Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:

1. Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?
2. Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?
3. Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?
4. Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?

Обсуждение, как правило, происходит очень оживленно. Всем действительно интересно узнать, какое первое впечатление они производят. У большинства людей написанное (70–80%) сходится с тем, что они могли бы сказать о себе сами, это производит на группу большое впечатление и является хорошим началом взаимопонимания. Многие участники при обсуждении отмечают, что в их характеристиках подмечены важные для них самих вещи.
Бывают ситуации, когда человек не сразу находит характеристику на себя, получив же ее, удивляется тому, что его увидели не таким, каким он сам себе казался. В данном случае можно предложить тому, кто писал на него характеристику, поделиться своими впечатлениями вслух.
В другом варианте этого упражнения мы заранее сортируем карточки с именами попарно, например, Володя пишет на Свету, а Света — на Володю, Оля — на Наташу, Наташа — на Олю. В этом случае обсуждение проходит в два этапа. Сначала участники делятся впечатлениями друг о друге в паре, а затем уже в общем кругу.

(Продолжение следует)

Софья БУХАРЕВА,
психолог,
г. Орск,
Оренбургская область

Спонсор публикации статьи: Профессиональный психолог с большим опытом работы Елена Виноградова предлагает услуги психолога в Москве. Записавшись на прием к Елене, Вы получите квалифицированную помощь, которая поможет преодолеть депрессию и неуверенность в себе, побороть фобии и страхи, обрести гармонию в отношениях и восстановить душевное равновесие. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами, и прочесть полезные статьи на тему психологии можно на сайте http://psy-goal.ru