ИГРОТЕКАПродолжение. Начало см. №22/2000 г.ОПИШИТЕ СЕБЯ НЕЗНАКОМОМУПредлагаемое упражнение проводится после того, как все члены группы и ведущие представились, называя свои имена. Ведущий. Вам предстоит
встреча с незнакомым человеком. Заранее по
телефону вы договариваетесь о месте и времени. «А
как я смогу узнать вас?» — спрашивают на том
конце провода. Ваша задача описать себя так,
чтобы человек не ошибся и ему не трудно было
понять, что это именно вы. Ирина довольно успешно справилась с заданием. Она начала одна из первых, подробно описала внешность, в мягкой форме отметила достоинства, намекнула на недостатки, но в процессе обсуждения заметила, что при всей удовлетворенности работой у нее появилось желание что-то изменить, что — она еще не решила, но обязательно над этим подумает. Через год Ирина вновь оказалась у нас на тренинге. Сразу узнать ее было нелегко: внешне она очень изменилась — другая прическа, другой цвет волос, приятные тона одежды, похудевшая. Видно было, что ей приятно видеть наше удивление. Конечно, мы провели упражнение: «Опишите себя незнакомцу». Ирина была на высоте, с нескрываемой гордостью описывала себя, а в момент обсуждения рассказала всем, какой эффект произвело на нее это упражнение еще год назад и как много ей захотелось изменить в себе. Сейчас она удовлетворена собой, но и это еще не предел, думает она. В одном из тренингов женщина по имени Лариса описывала себя последней. Чувствовалось, что делать ей это нелегко. Она была вся напряжена, говорила тихо, взгляд застывший. И то, как описывала себя Лариса, совсем не соответствовало нашему восприятию. Надо заметить, что внешне она достаточно привлекательна и элегантна. В ее описании все выглядело иначе, и чувствовалось, что она искренне верит в то, что говорит. В конце обсуждения ведущий предложил высказать друг другу пожелания, рассчитывая на обращение группы к Ларисе. (Обращаясь к группе за помощью, ведущий дает возможность людям почувствовать свою причастность к происходящему и уже с первых минут ощутить свою роль и роль других во всем групповом процессе.) И действительно, многие обратились к ней с вопросом: «Почему ты описала себя совсем не так, как воспринимаешься?» Лариса поделилась с группой своей историей. Она в семье младшая, еще два старших брата. Мальчики были очень красивые, а она в сравнении с ними — нет, так, по крайней мере, говорили окружающие. Отец часто вслух высказывал удивление: почему так несправедлива природа, дав красоту мальчикам и не дав ее девочке? А мать, жалея ее, говорила, что не в красоте счастье. Так что она до сих пор считает себя некрасивой. Ведущий группы спросил, интересно ли будет ей услышать свое описание, сделанное кем-то другим от ее имени. Лариса согласилась. Выполнить это задание вызвался мужчина, что придало еще больший эффект. Описание, сделанное участником группы, было одобрено и дополнено всеми. Сама Лариса была удивлена и растрогана. На протяжении всей дальнейшей работы группа и ведущий поддерживали ее. Прошло время, сейчас Лариса работает консультантом декоративного макияжа в косметической фирме и при встречах всегда вспоминает группу и ту помощь, которую ей оказали. ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ...Упражнение, в котором на листе бумаги человек пишет на себя характеристику из десяти—двадцати пунктов, отвечая на поставленный вопрос «Кто Я?», знакомо многим психологам и имеет несколько вариантов проведения. В зависимости от целей тренинга, структуры группы и уровня включенности людей в работу мы выбираем один из них. Всего у нас их около шести. Иногда в группе, в которой участники незнакомы между собой, мы используем один из вариантов для знакомства. Ведущий. Каждый раз, при
встрече нового человека, у нас создается о нем
какое-то впечатление, часто оно не ошибочно.
Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми
впечатлениями друг о друге. Вы получаете
карточку, на которой написано имя одного из
участников, а также лист бумаги (всем раздаются
одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?» Ваша
задача — написать десять пунктов, отвечая на
этот вопрос. За человека, чье имя у вас на
карточке. И еще одно условие: никто не должен
знать, кто о ком пишет. По окончании работы
листочки раскладываем на столе рабочей стороной
вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый
подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему
кажется, написано от его имени.
Обсуждение, как правило, происходит
очень оживленно. Всем действительно интересно
узнать, какое первое впечатление они производят.
У большинства людей написанное (70–80%) сходится с
тем, что они могли бы сказать о себе сами, это
производит на группу большое впечатление и
является хорошим началом взаимопонимания.
Многие участники при обсуждении отмечают, что в
их характеристиках подмечены важные для них
самих вещи. Софья БУХАРЕВА, Спонсор публикации статьи: Профессиональный психолог с большим опытом работы Елена Виноградова предлагает услуги психолога в Москве. Записавшись на прием к Елене, Вы получите квалифицированную помощь, которая поможет преодолеть депрессию и неуверенность в себе, побороть фобии и страхи, обрести гармонию в отношениях и восстановить душевное равновесие. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами, и прочесть полезные статьи на тему психологии можно на сайте http://psy-goal.ru |