АГРЕССИЯ
И АГРЕССИВНОСТЬ
Продолжение. Начало
см. №25 2000г.
Убедительно выглядит
мнение Н.Д. Левитова, который, разрабатывая
вопрос о возможных биологических источниках
агрессии, подчеркивал существование связи между
агрессивностью и повышенной возбудимостью
нервной системы при слабом действии активного
торможения. Свойства нервной системы передаются
по наследству, поэтому может быть унаследовано и
нарушение баланса между процессами возбуждения
и торможения в сторону повышенной и
слабоконтролируемой возбудимости. Далее, он
полагал, что оборонительный рефлекс относится к
природным, поэтому могут быть природными и те
задатки к наступательным действиям, которые в
зависимости от общественных условий развиваются
как в социально оправдываемую «боевитость», так
и в агрессивность.
Существенную роль биологических условий
развития в возникновении агрессивного поведения
показал анализ дисгармонического развития.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРИЧИНЫ
Например,
В.В. Лебединский приводит сравнительную
характеристику проявлений эпилептоидной
психопатии в детском и взрослом периодах жизни:
при эпилептоидной психопатии у взрослых наряду
со взрывчатостью, жестокостью наблюдается и
склонность к угодничеству и слащавости. У детей
же этот второй полюс практически не наблюдается.
Очевидно, он является гиперкомпенсацией, которая
приобретается в более старшем возрасте.
На первых этапах
формирования эпилептоидной психопатии (в
2—3-летнем возрасте) для детей характерны бурные
и затяжные аффективные реакции, в особенности
связанные с чувством физического дискомфорта.
Постепенно на первый план выступает
агрессивность, нередко с садистическими
наклонностями, длительное состояние
озлобленности при невыполнении требований,
упрямство, иногда мстительность. В детском
коллективе трудно сосуществовать с такими
детьми не только из-за силы и длительности их
аффективных вспышек, эмоциональной вязкости, но
из-за конфликтности, связанной с постоянным
стремлением к самостоятельности, из-за
властности и жестокости.
Среди органических
психопатий (связанных с ранним поражением
нервной системы во внутриутробном периоде, при
родах, в первые годы жизни) наиболее часто
встречается возбудимый тип, более
распространенный среди мальчиков. Его
клинической основой является аффективная и
двигательная возбудимость. Дети уже в возрасте
2—3 лет обращают на себя внимание легкостью
возникновения аффективных вспышек со
злобностью, агрессией, упрямством, негативизмом.
В ответ на малейшие замечания у этих детей
возникают бурные реакции протеста, уходы из дома,
школы. Тяжелые аффективные разряды часто
заканчиваются астеническим состоянием с
расслабленностью, вялостью, слезами.
В подростковом
возрасте у детей с органической психопатией
возбудимого круга складывается стойкая
конфликтная ситуация в школе, которая
способствует «выталкиванию» такого ребенка в
асоциальное внешкольное окружение.
В то же время
доказано, что в случаях грубой аффективной
патологии существенно возрастает значение
факторов небиологического происхождения
(например, фрустрации) в формировании
агрессивного поведения. В связи с этим наиболее
неблагоприятным для позитивного развития
личности ребенка можно считать сочетание
биологических факторов риска с
психосоциальными.
АВТОРИТАРНОЕ
ВОСПИТАНИЕ
Ученые, изучающие
человеческую агрессию, немало внимания уделяют
анализу условий воспитания, выделяя среди них
такие, которые способствуют возникновению и
закреплению агрессивных проявлений, а также
формированию агрессивности.
Широко признана
сегодня обусловленность агрессии и
агрессивности общественными факторами. К ним
прежде всего относится система нравственного
воспитания, сложившаяся в обществе.
В этой связи большой
интерес вызывает анализ данной проблемы в
работах Л.С. Выготского. Он кратко, но емко
анализирует систему нравственного воспитания,
построенную на авторитарном принципе. В этом
случае авторитет приписывается взрослому в силу
превосходства его положения, а не зарабатывается
в совместной жизни и деятельности с детьми. Такой
авторитет поддерживается наградами,
наказаниями, устрашениями: «Слушайся старших — и
тебе будет хорошо, иначе будет худо» — вот
грубая, но точная формула этой педагогики»
(Л.С. Выготский).
Перемены в
нравственном развитии личности Выготский
связывал с необходимостью разрушить
авторитарный принцип в моральном воспитании,
заменить послушание как мотивированный страх
«свободной социальной координацией».
При авторитарном
стиле воспитания всякое моральное правило
сопровождается той или иной санкцией. При этом
все меры наказания и награды служат средствами
грубого механического воздействия и научают
ребенка в лучшем случае только одному моральному
правилу — избегать неприятного. Ребенок очень
скоро научается понимать, что наказание вовсе не
необходимо связано с его поступком, что главной
причиной наказания является вмешательство
взрослых. Ребенок учится избегать этого
вмешательства, скрывать свои поступки, лгать и
т.п. Более того, «всякое наказание, в чем бы оно ни
заключалось, ставит в унизительное положение
воспитываемого, подрывает в нем любовь и
доверие».
Говоря о педагогике,
основанной на запугивании, угрозе и несвободе
личности, Л.С. Выготский приходит к следующим
выводам.
Такая педагогика никогда не может быть уверена в
успехе: «она запугивает слабого, но вызывает
сопротивление у сильного и придает нарушению
правила особый ореол силы, смелости, вызова».
Она формирует представление о собственных
моральных ценностях как о богатстве, дающем
основания для любования собой и презрения к
другим. Возникает опасность, что, столкнувшись с
«дурным», нравственно несовершенным существом,
такой человек будет очень остро переживать
бессилие своей нравственной чистоты.
«Нет более верного средства толкнуть ребенка на
какой-нибудь антиморальный поступок, нежели
подробно описать его».
ВОСПИТАНИЕ
ЧУВСТВ ПО Л.С. ВЫГОТСКОМУ
Возможность
усовершенствования системы нравственного
воспитания Л.С. Выготский связывал с отказом
от авторитарного принципа в морали, с тем, что
всякий поступок должен возвращаться к ребенку в
виде впечатлений о том, как он действует на
окружающих, что ребенок всегда должен знать
конечные результаты своих поступков.
Рассматривая
зависимость между умственным развитием,
сознанием и моральным поведением (нравственным
развитием), Л.С. Выготский исходит из того, что
сознание, несомненно, оказывает решительное
воздействие на наше моральное поведение, хотя
при этом никакой прямой зависимости между ними
не может быть установлено. «Мы знаем, — пишет
ученый, — что интеллектуальное развитие может
соединяться с величайшей безнравственностью и,
следовательно, само по себе не является
гарантией морального поведения... Умственное
развитие не может быть признано даже необходимым
условием моральной одаренности. Тем не менее мы
все-таки вправе утверждать, что существует
глубокая зависимость между тем и другим и
умственное развитие является благоприятным
условием для морального воспитания... Однако
только то сознание оказывается решающим для
нравственности, которое непосредственно связано
с поведением и напрямую реализуется в движении.
Иначе правильное сознание может привести к
неправильным поступкам. Поэтому следует
признать совершенно бесплодными попытки
морального обучения, моральной проповеди».
В воспитании чувств
Л.С. Выготский отводит большую роль развитию
умения владеть внешним выражением этих чувств,
развитию сознательных движений и управлению ими.
«Владение эмоциями, которое составляет задачу
всякого воспитания... означает только подчинение
чувства, связывание его с остальными формами
поведения, целесообразную его направленность».
В связи с этим
педагоги не должны относиться к каким-либо
эмоциям и чувствам ребенка как к нежелательным
или неприемлемым: только опираясь на реальный
индивидуальный эмоциональный опыт ребенка, его
эмоциональные реакции, будь это гнев, обида и т.д.,
можно найти способы формирования у него
социально положительных форм поведения.
Особого внимания
заслуживает принципиальное утверждение
Л.С. Выготского о том, что «вопросы воспитания
будут решены только тогда, когда и вопросы
социального строя. Всякая попытка построения
идеалов воспитания в социально противоречивом
обществе есть утопия, потому что... единственным
воспитательным фактором, устанавливающим новые
реакции ребенка, является социальная среда, и до
тех пор, пока она будет таить в себе неразрешимые
противоречия, последние будут вызывать трещины в
самом хорошо задуманном и одушевленном
воспитании».
ИЗНАЧАЛЬНОЕ
ВОПЛОЩЕНИЕ ЗЛА
Поддержание
дисциплины и контроля за поведением ребенка —
важные условия воспитания и нравственного
контроля. Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон
подчеркивают необходимость «основанного на
любви» способа поддержания дисциплины: «Такой
вид поддержания дисциплины подразумевает
постоянное общение с ребенком — объяснение,
обсуждение, словесное неодобрение, если
поведение ребенка этого заслуживает, интерес к
движущим мотивам, предложение возможных путей
действия, похвалу за хорошее поведение... Любящий
стиль дает ребенку возможность учиться и
взрослеть с уверенностью в себе и гибкостью».
Общепризнано, что
семья занимает особое место в процессе выработки
у ребенка дисциплинированного поведения. К
сожалению, именно здесь в последние десятилетия
наблюдаются процессы, искажающие развитие
позитивных межличностных отношений, основанных
на любви и доверии друг к другу.
Тоталитарное
сознание, длительное время насаждавшееся в
советской семье как «ячейке общества», вызвало
глубокое отчуждение родителей от детей.
Отношения между родителями часто конфликтны, в
результате чего взрослые не могут предложить
ребенку идентификационные образцы. Требования
родителей к ребенку противоречивы: взрослые, не
умея справиться с собственным гневом и
проявлениями агрессии (по отношению к детям,
коллегам по работе), в то же время требуют от
ребенка доброжелательности. Семья принимает
ответственность только за
положительные результаты развития ребенка.
Недостатки в
подготовке детей к самостоятельной
жизнедеятельности семья приписывает «плохой
наследственности», детскому саду, школе,
обществу в целом, улице. Возможно, несколько
утрированным, но адекватно отражающим
характерную для современного общества тенденцию
отношения к детям, представляется мнение
В.Е. Кагана: «Ребенок для нашей культуры в
целом, для нашей традиционной педагогики — это
какое-то изначальное воплощение зла... которое мы
должны искоренить, чтобы ребенок вырос
человеком».
Светлана КОЛОСОВА,
кандидат психологических наук,
заведующая кафедрой
психологии развития
Коми государственного
педагогического института
Спонсор публикации статьи: если Вы хотите воспользоваться услугами интернет магазина, и по выгодной цене приобрести товары для ремонта квартиры или оформления интерьера в нестандартном авторском дизайне, то больше не надо вводить в поисковые интернет системы такие запросы, как «предметы интерьера интернет магазин». Посетив сайт интернет-магазина предметов интерьера и дизайнерских подарков «Пурпур», который располагается по адресу http://purpurdecor.ru/ , Вы найдете большой ассортимент товаров, которые помогут создать красивую и изысканную обстановку.
(Продолжение
следует) |