Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №27/2000

АГРЕССИЯ И АГРЕССИВНОСТЬ

Продолжение. Начало см. №25,26 /2000г.

Большой интерес для исследования агрессивности представляют ответы детей старшего дошкольного возраста на вопрос: «Что тебе запрещают делать дома?». Эти ответы определенным образом характеризуют стиль семейного воспитания. При их анализе было выделено четыре группы запретов (по значимости и частоте):
— первое место заняли запреты (предъявляемые преимущественно матерями), оберегающие вещи и порядок в доме;
— второе место — запреты, связанные с безопасностью ребенка;
— третье место — охрана покоя взрослых и особенно отцов;
— четвертое место — запреты нравственного характера, касающиеся как внутрисемейных отношений, так и правил поведения (например, не рвать книги, не ломать деревья, не разговаривать грубо).

Все вышесказанное заставляет серьезно задуматься над следующими проблемами: способны ли современные родители адекватно проявлять свою любовь к ребенку, быть искренними в отношениях с ним.

ПОСЛУШАНИЕ

Воспитывая в ребенке главную «добродетель» — послушание, взрослый, не обладая способностью к полноценному эмоциональному общению с ребенком и выбору адекватных средств самовыражения, формирует у детей «изуродованную эмоциональность», провоцирует протестное поведение. Он выводит ребенка на дорогу непослушания, «как бы подсознательно желая поддержать в своем представлении образ плохого ребенка, основного носителя зла, с которым мы непременно должны бороться» (Каган В.Е.).

Формирующаяся под воздействием тоталитарного сознания взрослых двойная идентификация ребенка (когда есть разделение «я для себя» и «я для семьи») оказывается мощной основой для внутреннего отчуждения ребенка от семьи. И даже при сохранении высокой эмоциональной привязанности ребенка к родителям, им крайне трудно транслировать свои ценности (особенно нравственные и духовные) следующим поколениям. По существу, речь идет о трансляции внутриличностного конфликта и агрессивных побуждений из поколения в поколение в условиях тоталитарного воспитания, о деформациях психики ребенка.

Отсюда нередки случаи психологического насилия в современной семье, а сексуальное, физическое насилие, жестокость по отношению к ребенку представляют собой крайнее выражение психологического насилия.

Можно добавить, что «строгий стиль» воспитания, ориентированный на воспитание детского послушания, приводит к возникновению у ребенка повышенной эмоциональности, делая для него маловероятными размышления о своих действиях или восприятие новой информации о моральных принципах.

НАКАЗАНИЕ

«Строгий стиль» воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает наказание.

Проблеме наказания посвящено немало зарубежных исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Многие данные говорят о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания.

Влияние наказания на человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и зависит от ряда факторов. Например, было обнаружено, что наказание приводит к снижению агрессии у тех мальчиков, которые почти полностью идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии такой идентификации наказание, напротив, стойко ассоциируется с агрессией.

Выявлена тесная связь между родительским воздействием и проявлениями детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных побуждений за пределами той ситуации, где оно имело место, а сдерживающий эффект наказания проявляется в границах узкого круга обстоятельств.

В настоящее время подавляющее большинство исследователей признает, что применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.

В то же время наказание, заставляя ребенка раз за разом переживать озлобленность, обиду, мстительность, враждебность, создает условия для формирования агрессивности как устойчивой черты личности.

Отмечая постепенную эскалацию физического наказания в воспитании, Пенелопа Лич пишет: «Ни одного доброго слова нельзя сказать про физические наказания. Исследования показали, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе не раскаиваясь. Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете ему почувствовать себя беспомощным и никчемным, неспособным быть «хорошим». Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет».

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ

Некоторые психологи считают, что наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий, как позитивное отношение наказывающего к наказываемому, принятие наказываемым норм наказывающего, использование умеренных доз наказания, понятность, признание справедливости наказания наказываемым.

Имеются данные о том, что самым распространенным видом наказания в исследованной группе детей старшего дошкольного возраста была изоляция ребенка от общения с родителями (43% случаев). На втором месте оказались случаи, когда ребенка шлепают и ругают (23% и 25%), 9% наказаний были связаны с временным лишением ребенка любви родителей, с их отказом в течение некоторого периода разговаривать с ребенком.

В целом можно согласиться, что допустимыми наказаниями являются демонстрация неодобрения, отстраненность, кратковременный перерыв в общении.

Однако при этом необходимо акцентировать внимание не столько на самих формах наказания, сколько на том стиле эмоционального общения взрослого и ребенка, который сложился в семье и выступает как фон семейного воспитания.

Любое наказание воспринимается ребенком как неблагополучие во взаимоотношениях, в первую очередь со взрослым, как увеличение психологической дистанции с окружающими.

Чем меньше связующих нитей, чем меньше доверия, безопасности присутствовало в отношениях между ребенком и взрослым ранее, тем меньше вероятность конструктивного поведения ребенка в ситуации наказания. В подобных случаях у ребенка возникают чувство незаслуженности, несправедливости наказания, обида, озлобленность, агрессия по отношению к окружающим.

СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ И СТРОГОСТЬ

В то же время недостаточно убедительно выглядит и такая схема воспитания социально одобряемого поведения: «При основанном на любви стиле поддержания дисциплины родитель настойчиво предостерегает ребенка от нежелательных действий, объясняет причины этого и описывает обстоятельства, при каких такие действия особенно нежелательны. Ребенок имеет возможность составить более абстрактное представление, уловить дух морального принципа, о котором идет речь, и иметь собственное суждение, а не слепо подчиняться принципу. Он также учится понимать, что лишится одобрения родителей, если нарушит запрет. Как следствие этого, замышляя проступок, ребенок предвидит потерю хорошего родительского отношения и испытывает тревогу. Если искушение не слишком велико, тревога удержит его от плохого поступка» (Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон).

В исследованиях показано, что в социализации агрессии присутствуют два важных фактора: 1) снисходительность родителей (их степень готовности прощать проступки); 2) строгость наказания ребенка за агрессивное поведение.

Снисходительность характеризует поведение родителей до совершения ребенком того или иного проступка. Строгость — после совершения агрессии.

Можно предположить, что агрессивность детей обусловлена, с одной стороны, появлением враждебности и соответственно усилением агрессивности в ответ на суровое наказание, а с другой — ярким примером родителя, склонного к агрессивному поведению. В результате ребенок «привыкает» к тому, что агрессия есть нормальный способ преодоления фрустрации.

Нам представляется, что данную ситуацию можно объяснить более глубоко, если учесть мнение Б.Г. Ананьева о том, что содействие развитию личности ребенка взрослый оказывает, давая те или иные постоянные оценки явлениям окружающей жизни.

НАСЛЕДИЕ ТОТАЛИТАРНОГО СОЗНАНИЯ

Дети как объекты насилия и жестокости и дети как субъекты жестокости — это взаимосвязанные аспекты одной проблемы.

Жестокое обращение с детьми — важная тема для обуждения во всем мире.

В нашей стране эта проблема безусловно ассоциируется с тем наследием, которое оставила нам советская система. При внешнем благополучии и видимой заботе о ребенке, лозунгах типа «Дети — наше будущее» идеологическая система в результате массового психологического насилия разрушила традиции семейного воспитания — главный фактор развития ребенка. Нам в наследство досталась система воспитания и обучения, построенная на тоталитарном сознании педагога и, что еще опаснее, психолога.

Чем характеризуется тоталитарное сознание? Во-первых, это эгоцентризм — «Я» как фокус сознания. Во-вторых, принятие ответственности только за желательные результаты деятельности. В-третьих, это познавательный консерватизм, устойчивый консерватизм к любым изменениям.

Мы склонны оправдывать проявляемую по отношению к ребенку жестокость тем, что достигаем таким образом социально желательных целей. При этом мы убеждены, что «игра стоит свеч». Нам хочется помочь ребенку — и мы его наказываем, переживая одновременно чувство выполненного долга и жалость к наказанному и униженному ребенку.

Практическая педагогика по-прежнему исходит из того, что, если ребенок совершил проступок, его обязательно нужно наказать, чтобы он запомнил и в следующий раз не делал ничего подобного.

Мы не задумываемся над тем, что такая формула больше подходит для воспитания малолетних преступников.

Светлана КОЛОСОВА,
кандидат психологических наук,
заведующая кафедрой
психологии развития
Коми государственного
педагогического института

(Окончание следует)

Спонсор публикации статьи: компания «Presto Печати» - изготовление высококачественных печатей и штампов в Москве, по выгодным ценам. Посетив сайт компании «Presto Печати», который располагается по адресу http://www.brandprint.ru, Вы сможете ознакомиться с широким спектром изготовляемой продукции, который включает в себя не только печати и штампы, но и автоматические и металлические оснастки для печатей, датеры, рекламную продукцию, таблички из пластика и полиграфию. А так же к Вашим услугам, возможность заказать высокоточное восстановление печатей и штампов по оттиску.