Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ...

Так. Разминка есть. Энергетика есть. Центральное упражнение есть. Релаксационное упражнение есть. Обсуждение тоже есть. Да. Кажется, все. Нет, все-таки нет. Чего-то не хватает! Что бы такое придумать, чтобы и красиво закончить, и в голове ребенка оставить маленький, завершенный «образ», и себе на будущее сохранить «зацепки» и «последыши» прошедшего занятия?! А возможен ли здесь такой фокус: три в одном флаконе? Я для себя нашла лазейку: этой лазейкой стала обратная связь, которая, как оказалось, может принимать самые невообразимые, экзотические и, что самое ценное, результативные формы. Своими (и не только) маленькими наработками я бы и хотела с вами поделиться.
Речь пойдет об обратной связи между ведущим группы (занятия, социально-психологического тренинга) и самой группой, отдельными ее участниками. Для межличностной обратной связи между членами группы описываемые мною приемы можно использовать только в косвенном виде.

ЗАЧЕМ НУЖНА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ?

Для соблюдения и подтверждения принципа конфиденциальности

Несмотря на декларируемый и действительно имеющий место принцип конфиденциальности на групповых занятиях, некоторым участникам бывает достаточно трудно открыто рассказать о своих чувствах, впечатлениях, настроении. И потом, человеку всегда хочется, чтобы у него был выбор, пусть даже иллюзия выбора...

Для ритуальности

В начале цикла групповых занятий (социально-психологического тренинга, развивающих занятий, тренингов общения и т.д.) ведущий вводит некоторые групповые ритуалы. Они необходимы для создания определенной атмосферы, в которую включены все члены группы. Обратной связью удобно заканчивать занятия, подводить некоторый итог. У участников возникает ощущение завершенности, целостности как одного занятия, так и всего цикла.

Для структурирования и формулирования мыслей

Для того чтобы дать обратную связь, человеку так или иначе необходимо отрефлексировать свое состояние, чувства и мысли. Конечно, для малышей мы эту процедуру так не называем. Человек должен ненадолго как бы остановить свой поток сознания, прислушаться к себе. Для младшего школьника — это и взращивание произвольности (дождаться своей очереди, остановиться и подумать). Для подростка — это уже рефлексия, отделение себя, своего состояния от состояния других, возможность посмотреть на занятие, ведущего и себя со стороны, критически отнестись к происходящему.

Для «материальности»

Обратная связь — это не просто обсуждение. Обратная связь — это слова (знаки, символы), запечатленные каждым конкретным человеком на отдельном листе бумаги. Что это дает ведущему? Он может в любое удобное для себя время вернуться и проанализировать то, что было написано или нарисовано участниками групповых занятий. «Что написано пером, не вырубишь топором». Конечно, ни в коем случае такая обратная связь не может быть использована в прямом смысле как «вещественное доказательство». Она используется ведущим только для коррекции своей деятельности и, может быть, для индивидуальной работы.

Для хронологии развития и динамики группы

По результатам обратной связи можно наблюдать, как у всей группы и у каждого человека в отдельности изменялся, например, цвет настроения от занятия к занятию.

Для «секретиков» и «тайничков»

Какой ребенок не любит путешествия, тайны, секретики и тайнички? Обратная связь представляет собой некоторую тайну, секрет, так как делается срытно, имеет право не выставляться на общее обозрение и может быть анонимной. Обратная связь необязательно должна быть содержательной, но для ребенка она может стать важным и принципиальным моментом на занятиях у психолога. У ребенка так мало возможностей иметь свою маленькую тайну. Есть родители, которые потрошат детские комнаты, вещи, лишь бы найти дневник, что-то запретное или просто очень личное: «От родителей не должно быть у ребенка секретов». Глупости.

У каждого есть тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час.
Но это все неведомо для нас.

Е. Евтушенко

Так, например, один мальчик в конверт на стене (была у нас такая форма обратной связи) положил бумажку, в которую завернул фотографию своего любимого исполнителя. Это фото он очень хотел бы иметь дома. Но родители не одобряют его выбор. Что ребенку делать?

Для учета индивидуальных особенностей

Обратную связь можно получать разными способами. Описываемые ниже приемы позволяют ребенку использовать свои способности или придумать свой личный способ обратной связи. Так, кто-то из детей лучше владеет письменной речью — ему легче отвечать на вопросы анкеты или писать письмо в конверт на стене. У кого-то длительный латентный период анализа информации — ему проще не сразу сказать о своих чувствах, а обдумать их и дать обратную связь позже. А другой ребенок вообще не хочет в данный момент «напрягать» остальных своим состоянием. Таким образом, каждый имеет свободу выбора для высказывания своих переживаний.

СДЕЛАЙ ВЫБОР

При выборе обратной связи необходимо учитывать несколько факторов. Одним из них является возраст участников. Для младших школьников подходят следующие виды обратной связи: цветопись, эмоциональный термометр, нотки. Для учащихся средней школы — цветопись, рожицы, конверты, кулачки, бутылка, некоторые виды анкет. Для старшеклассников — цветопись (модификация со значками), анкеты, конверты, бутылка, листы на стене, «Кто я?», первое впечатление.

Цветопись

Одним из первых умений, которому научается новорожденный (здоровый ребенок), является цветоразличение. Наверное, поэтому человеку легче выбрать цвет своего настроения, чем с точностью описать его словами. На этом основан этот вид обратной связи — цветопись.
Обычно цветопись вводится в конце первого группового (или индивидуального) занятия и выполняется регулярно, то есть в конце каждого занятия. Некоторыми ведущими она используется как в начале, так и в конце занятия.
Для цветописи нужно сделать бланк (формата А4). Он заполняется следующим образом: в него вписываются фамилии детей (по вертикали) и даты проведения занятий (по горизонтали). Бланк может выкладываться на стол или вывешиваться на дверь или на стену кабинета. В конце занятия напротив своей фамилии и даты занятия ребенок отмечает цвет своего настроения. Для этого к бланку прилагается небольшая табличка, где расписано, какому настроению какой цвет соответствует. Ребенок сам выбирает цвет.

Красный — восторженное
Оранжевый — радостное
Розовый — приятное
Зеленый — спокойное
Голубой — грустное
Фиолетовый — тревожное
Синий — упадок, уныние
Салатовый — легкое
Серый — равнодушное
Коричневый — паршивое
Черный — трудно сказать

Вместо цветов можно использовать значки. Дети любят всякие шифровки. Такая возможность зашифровать свое настроение появляется, если повесить табличку, где написано, какому настроению какой значок соответствует (см. внизу).

Рожицы

Это более простая, чем цветопись, форма обратной связи.
Ведущий предлагает детям картинки с тремя выражениями лица: веселое (улыбающееся), грустное (губы опущены вниз) и нейтральное. Заранее заготавливается конверт с большим количеством таких изображений. Оттуда ребенок выбирает подходящее и наклеивает на бланк напротив своего имени. Можно дать детям фломастер, чтобы они сами рисовали схематичное выражение лица на бланке.

Анкета

Этот вид обратной связи более серьезный, чем цветопись и рожицы, и требует от ребенка бо’льших усилий и бо’льшего количества времени. Небольшие анкеты можно предлагать детям, начиная с пятого класса.
К анкетам предъявляются определенные требования. Я перечислю только некоторые из них, а также те нюансы, которые я всегда принимаю во внимание при составлении анкет.
Нужно учитывать, что у людей — разные ведущие модальности и ведущие полушария головного мозга. Поэтому в каждой анкете я использую несколько типов вопросов и несколько типов описания состояния человека.
Это может быть шкала, где свое состояние нужно оценить цифрой или баллом.

Например:

полезно 7 6 5 4 3 2 1 0 бесполезно
активно 7 6 5 4 3 2 1 0 пассивно

Например: Оцените свою активность на занятии по 10-балльной шкале.
И обязательно в дополнение к шкале дается возможность для образного сравнения.
Например: Придумайте метафорический образ для каждого ведущего, используя как можно больше прилагательных (или сравните ведущего с чем-нибудь или с кем-нибудь).
Например: Охарактеризуйте свое состояние во время каждого упражнения строчками из стихотворения или песни.
В анкету лучше включать полярные характеристики, по которым участники должны будут высказаться.

Варианты условных значков для обозначения настроений

Ольга БАРЧУК,
психолог школы № 630,
г. Москва

(Окончание следует)