МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕНАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ...Так. Разминка есть. Энергетика есть.
Центральное упражнение есть. Релаксационное
упражнение есть. Обсуждение тоже есть. Да.
Кажется, все. Нет, все-таки нет. Чего-то не хватает!
Что бы такое придумать, чтобы и красиво
закончить, и в голове ребенка оставить маленький,
завершенный «образ», и себе на будущее сохранить
«зацепки» и «последыши» прошедшего занятия?! А
возможен ли здесь такой фокус: три в одном
флаконе? Я для себя нашла лазейку: этой лазейкой
стала обратная связь, которая, как оказалось,
может принимать самые невообразимые,
экзотические и, что самое ценное, результативные
формы. Своими (и не только) маленькими
наработками я бы и хотела с вами поделиться. ЗАЧЕМ НУЖНА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ?Для соблюдения и подтверждения принципа конфиденциальности Несмотря на декларируемый и действительно имеющий место принцип конфиденциальности на групповых занятиях, некоторым участникам бывает достаточно трудно открыто рассказать о своих чувствах, впечатлениях, настроении. И потом, человеку всегда хочется, чтобы у него был выбор, пусть даже иллюзия выбора... Для ритуальности В начале цикла групповых занятий (социально-психологического тренинга, развивающих занятий, тренингов общения и т.д.) ведущий вводит некоторые групповые ритуалы. Они необходимы для создания определенной атмосферы, в которую включены все члены группы. Обратной связью удобно заканчивать занятия, подводить некоторый итог. У участников возникает ощущение завершенности, целостности как одного занятия, так и всего цикла. Для структурирования и формулирования мыслей Для того чтобы дать обратную связь, человеку так или иначе необходимо отрефлексировать свое состояние, чувства и мысли. Конечно, для малышей мы эту процедуру так не называем. Человек должен ненадолго как бы остановить свой поток сознания, прислушаться к себе. Для младшего школьника — это и взращивание произвольности (дождаться своей очереди, остановиться и подумать). Для подростка — это уже рефлексия, отделение себя, своего состояния от состояния других, возможность посмотреть на занятие, ведущего и себя со стороны, критически отнестись к происходящему. Для «материальности» Обратная связь — это не просто обсуждение. Обратная связь — это слова (знаки, символы), запечатленные каждым конкретным человеком на отдельном листе бумаги. Что это дает ведущему? Он может в любое удобное для себя время вернуться и проанализировать то, что было написано или нарисовано участниками групповых занятий. «Что написано пером, не вырубишь топором». Конечно, ни в коем случае такая обратная связь не может быть использована в прямом смысле как «вещественное доказательство». Она используется ведущим только для коррекции своей деятельности и, может быть, для индивидуальной работы. Для хронологии развития и динамики группы По результатам обратной связи можно наблюдать, как у всей группы и у каждого человека в отдельности изменялся, например, цвет настроения от занятия к занятию. Для «секретиков» и «тайничков» Какой ребенок не любит путешествия, тайны, секретики и тайнички? Обратная связь представляет собой некоторую тайну, секрет, так как делается срытно, имеет право не выставляться на общее обозрение и может быть анонимной. Обратная связь необязательно должна быть содержательной, но для ребенка она может стать важным и принципиальным моментом на занятиях у психолога. У ребенка так мало возможностей иметь свою маленькую тайну. Есть родители, которые потрошат детские комнаты, вещи, лишь бы найти дневник, что-то запретное или просто очень личное: «От родителей не должно быть у ребенка секретов». Глупости.
Так, например, один мальчик в конверт на стене (была у нас такая форма обратной связи) положил бумажку, в которую завернул фотографию своего любимого исполнителя. Это фото он очень хотел бы иметь дома. Но родители не одобряют его выбор. Что ребенку делать? Для учета индивидуальных особенностей Обратную связь можно получать разными способами. Описываемые ниже приемы позволяют ребенку использовать свои способности или придумать свой личный способ обратной связи. Так, кто-то из детей лучше владеет письменной речью — ему легче отвечать на вопросы анкеты или писать письмо в конверт на стене. У кого-то длительный латентный период анализа информации — ему проще не сразу сказать о своих чувствах, а обдумать их и дать обратную связь позже. А другой ребенок вообще не хочет в данный момент «напрягать» остальных своим состоянием. Таким образом, каждый имеет свободу выбора для высказывания своих переживаний. СДЕЛАЙ ВЫБОРПри выборе обратной связи необходимо учитывать несколько факторов. Одним из них является возраст участников. Для младших школьников подходят следующие виды обратной связи: цветопись, эмоциональный термометр, нотки. Для учащихся средней школы — цветопись, рожицы, конверты, кулачки, бутылка, некоторые виды анкет. Для старшеклассников — цветопись (модификация со значками), анкеты, конверты, бутылка, листы на стене, «Кто я?», первое впечатление. Цветопись Одним из первых умений, которому
научается новорожденный (здоровый ребенок),
является цветоразличение. Наверное, поэтому
человеку легче выбрать цвет своего настроения,
чем с точностью описать его словами. На этом
основан этот вид обратной связи — цветопись.
Вместо цветов можно использовать значки. Дети любят всякие шифровки. Такая возможность зашифровать свое настроение появляется, если повесить табличку, где написано, какому настроению какой значок соответствует (см. внизу). Рожицы Это более простая, чем цветопись, форма
обратной связи. Анкета Этот вид обратной связи более
серьезный, чем цветопись и рожицы, и требует от
ребенка бо’льших усилий и бо’льшего количества
времени. Небольшие анкеты можно предлагать
детям, начиная с пятого класса. Например:
Например: Оцените свою
активность на занятии по 10-балльной шкале. Варианты условных значков для обозначения настроенийОльга БАРЧУК, |