МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕНАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ...Окончание. Начало в № 43, 2000 г. Для получения обратной связи с помощью
анкетирования можно использовать процентные
соотношения, а не шкалы. Очень информативны, интересны и легко
поддаются сравнению вопросы с использованием
какой-нибудь одной части речи.
МОЕ ИМЯ:________________________________________________________
ЛИСТЫ ДЛЯ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫНа стене всегда должно быть место для анонимного диалога. С этой целью одновременно может висеть до трех листов. Тематика диалога должна быть обозначена психологом и написана крупными буквами. Этим снимается психологический барьер для ребенка: он не будет первым писать на чистом листе на стене в кабинете психолога (это же с детства запрещается: писать на стенах). Так мы ребенка приглашаем к диалогам: «Открытое письмо», «Записки. Комментарии. Предложения», «Ваши вопросы» и т.д. Даже если появится что-то нецензурное, пусть лучше это будет у вас (вы сможете это оценить правильно и профессионально), чем в туалете маркером. Лист с нецензурными выражениями заменяется на чистый. Но, честно говоря, в моей практике такого не было. КОНВЕРТЫ НА СТЕНЕЭта форма обратной связи является полностью анонимной. В кабинете психолога висит несколько конвертов, куда дети (а при желании и педагоги) кладут записки «по теме». Название каждому конверту может придумать сама группа. Так, одна из моих первых групп (учащиеся восьмого класса) придумала следующие названия четырем конвертам: «Для несчастий и проблем», «Чего ты добился в этом столетии?», «Для моих маленьких открытий» и «Для радостей и счастья». Дети с удовольствием писали мне записки. Причем не только участники этой группы, но и все остальные тоже. Что самое интересное, меньше всего записок было там, где я думала их будет больше всего — в конверте «Для несчастий и проблем». Не бойтесь этого конверта. Его материалы могут стать основой для интересного социально-психологического исследования. Вот такие записки вы можете получить. «Для несчастий и проблем»Я поругалась с сестрой. «Чего ты добился в этом столетии?»Живу я в этом столетии очень мало —
всего 13 лет. Но много можно отметить хорошего
(хочется так думать) в моей жизни. Главное — я
родилась. Я живу, я взрослею. Я мало чего добилась.
Но есть открытия. Попробуйте догадаться. Я учусь
в 8 «Б», у меня подруга Настя и много знакомых.
Есть самые лучшие друзья. А еще целый век впереди.
«Для моих маленьких открытий»Странно, но мы не обращаем внимания
на других людей, а ведь их мир очень интересен. У
них есть проблемы, задачи, цели. Общаясь с ними, ты
много узнаешь — узнаешь то, о чем даже и не
подозреваешь. Нежданно-негаданно. Я советую всем
пообщаться с малознакомым человеком, и сразу же
мысли будут самыми лучшими на свете. Желаю всем
людям счастья. «Для радостей и счастья»Скоро каникулы!!! Особенно много записок в эти конверты пишут те дети, с кем не проводится регулярная сопровождающая психологическая работа. Им не хватает опыта публичного раскрытия своих чувств и переживаний, поэтому анонимная форма связи для них является наиболее оптимальной. БутылкаНа первом групповом занятии
участникам обычно предлагаются определенные
ритуалы, одним из которых может стать «Бутылка». Кто я?В основе этой формы обратной связи
лежит известная методика «Двадцать
высказываний», предложенная М. Куном и
Т. Мак-Партландом. В данном случае она
используется как демонстрационно-динамическая. Инструкция Ребята! На листочке, который вы
получили, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Кто я
такой?» Сделайте это двадцать раз, причем, ответы
не должны повторяться. Во время написания не
отвергайте любые детские высказывания о себе,
которые приходят в голову. Использовать можно
только существительные (в крайнем случае —
прилагательные или деепричастия). РисункиВ качестве обратной связи можно применять различные арт-терапевтические техники. Например, рисуночные. С их помощью возможно извлечение более глубоких состояний личности, чем, например, в цветописи. Рисунки могут фиксировать устойчивый эффект от работы психолога. Такие рисуночные методы могут также стать самостоятельным упражнением — это должен решать ведущий в зависимости от этапа развития группы. Упражнение «Три краски»(Из книги Субботиной Л.Ю. «Развитие воображения у детей». Ярославль, 1997.) Инструкция Ребята! Выберите, пожалуйста, три
краски, которые, как вам кажется, гармонируют
между собой (подходят друг к другу). И заполните
ими весь лист. Теперь придумайте, поворачивая лист
по кругу, хотя бы три названия для этого рисунка. Первое впечатлениеИспользование этого упражнения в качестве обратной связи оказывается вторичным, дополнительным «бонусом» к его самостоятельной ценности. Упражнение «Первое впечатление» лучше всего использовать при завершении группового занятия. Оно может состояться только тогда, когда есть хотя бы минимальное общее групповое содержание; также оно является своеобразной двигательной разминкой. Инструкция Ребята! Вы уже познакомились,
немного узнали друг друга. И у каждого из вас
сложилось какое-то первое впечатление о других
участниках. Сейчас вы все будете передвигаться
по комнате, и вашей задачей будет написать
каждому (включая ведущего) свои первые
впечатления о нем. Записывать эти впечатления
нужно на листочке, приколотом на спине. ПослесловиеВ заключение хотелось бы добавить, что каждый психолог сам придумывает способы и формы обратной связи. Главное, не забывать слова, которые сказал Г. Мюнстерберг: «Кто же будет так неразумен, чтобы обращаться к расписанию поездов для решения вопроса о том, ехать ли на север или на юг? Все мы сперва решаем, какой цели хотим достигнуть, а затем ищем средства, с помощью которых эта цель может быть достигнута». Ольга БАРЧУК, |