Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ИСКУССТВО МЕТОДА

Арт-терапия — процесс творческий. Поэтому, наверное, стоит говорить не только о терапии клиента с помощью искусства, но и об искусстве арт-терапевта. Последнему приходится каждый раз по-новому выстраивать свою работу в зависимости от проблемы клиента, группы, ситуации и т.д.

Однако, как известно, импровизировать и творить легче, если знаешь теоретические основы метода и владеешь приемами практической работы. Говоря языком метафоры, намечая достичь солнца, надо бы для начала разобраться с лампой.

НЕ ПРОСТОЕ ОБУЧЕНИЕ

В зарубежной литературе каждую встречу психотерапевта (в том числе и арт-терапевта) с клиентом или группой принято называть сессией. Поскольку в русском языке это слово имеет иное устоявшееся значение, чаще используется термин «занятие».

Однако арт-терапевтические занятия принципиально отличаются от уроков. Как отмечает В. Беккер-Глош, это связано не только с возможностью творческого самовыражения человека в условиях контакта с психотерапевтом, но и с тем, что в арт-терапевтической работе изобразительная продукция обретает символическое измерение.

Согласно К. Рудестаму, в арт-терапевтическом контексте занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер, в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению рисованию или рукоделию. Важно, что при использовании изобразительного искусства в качестве терапевтического средства специальная подготовка и художественные таланты пациентов не играют роли. Большое значение имеют творческий акт и особенности внутреннего мира творца. Ведущий должен поощрять участников выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

Арт-терапия, безусловно, отличается от обучения изобразительному искусству.

Прежде всего, не совпадают приоритетные цели.

На уроках рисования, как известно, главное — научить ребенка основам изобразительной деятельности. Причем знания, умения, навыки должны соответствовать определенным для данного возрастного периода нормативам. Уровень их сформированности у каждого ученика оценивается в баллах.

На арт-терапевтических занятиях основная цель — проведение терапевтической и коррекционной работы в сочетании с косвенной диагностикой и решением некоторых воспитательных задач. За работу отметки не ставятся. Не применяются также оценочные суждения (красиво — некрасиво, похоже — непохоже, правильно — неправильно). Искренность, открытость, спонтанность в выражении чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения — все это представляет бо’льшую ценность, нежели эстетическая сторона продукта изобразительной деятельности.

На уроках учителем задается содержание деятельности учащихся и строго контролируется исполнение.

Напротив, арт-терапия предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности. Поощряется спонтанный характер творческой деятельности. Участники определяются с замыслом, выбирают форму, материалы, цвета в соответствии с выбранной темой, сами контролируют последовательность действий. За ребенком остается право выбирать меру участия в групповой работе. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

Психолог на арт-терапевтических занятиях — равноправный партнер каждого участника. Он, говоря языком К. Роджерса, — фасилитатор (англ. facilitate — облегчать, продвигать) (4). Арт-терапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, на эмоциональную поддержку, на выработку у детей гуманно-ориентированных моделей поведения.

ПРАВИЛА АРТ-ТЕРАПИИ

В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.

Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.

Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения. («Включенность» детей в групповую коммуникацию во многом определяется педагогической этикой и мастерством психолога.)

Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.

В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.

МЕРА СТРУКТУРИРОВАННОСТИ

Занятия могут быть структурированными или неструктурированными.

Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником.

На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты.

На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т.д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными.

Для школьной практики, особенно в начальных классах, наиболее подходят структурированные занятия.

В структуре каждого занятия можно выделить две основные части.

Первая — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — рисунок (живопись).

Вторая — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает вербальную интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций.

На занятиях также используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации. Создаются благоприятные условия для сотрудничества, появляется возможность показать участникам привлекательность «помогающих» отношений.

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент Ульяновского государственного
педагогического университета

(Окончание следует)


Литература

1. Беккер-Глош В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера. Исцеляющее искусство, 1999, № 1.

2. Винникотт Д. Разговор с родителями. М.,1994.

3. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков. Практикум по арт-терапии. Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2000.

4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1999.

6. Уэлсби К. Часть целого: арт-терапия в школе. Исцеляющее искусство. Журнал арт-терапии, 2000, №2.

7. Kramer E. Аrt and Therapy With Children. New York: Schocken Books, 1971.

8. Liebmann M. Art Therapy for Groups. London: Croom Helm, 1987.