МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
ИСКУССТВО МЕТОДА
Окончание. Начало см. № 47. 2000 г.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Оптимальное число участников
арт-терапевтической группы от 3 до 15 человек.
Пространство для занятий включает круг из
стульев, рабочие места (парту и стул) для
индивидуального творчества, а также свободную от
мебели часть класса, в которой можно легко
перемещаться, танцевать.
Если основной целью занятия является коррекция
каких-либо отклонений (нарушений) в
эмоциональной или волевой сфере личности,
предпочтительны группы гомогенного состава.
Организация гетерогенных групп допустима, если
это не вредит психическому здоровью детей.
Участники имеют равные права и равную
ответственность за происходящее.
Для проведения занятий нужны различные
материалы, такие, как карандаши, фломастеры,
восковые мелки, пастель, соус, сангина,
художественный уголь, краски, гуашь.
Необходимы кисти разных размеров, палитра,
баночки с водой, губка. Потребуется бумага
различных цветов, оттенков, формата, плотности и
текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы,
нитки, веревки. Для коллажей понадобятся старые
журналы, репродукции, фотографии. На некоторых
занятиях используются ткани, глина, пластилин,
специальное тесто, песок с миниатюрными
фигурками, дерево, природные и иные материалы для
создания объемных композиций.
Для театрализованных представлений могут
понадобиться грим, свечи, костюмы, музыкальные
инструменты.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Как правило, тема занятия задается
психологом (арт-терапевтом). Однако в
определенных ситуациях она может выявляться в
процессе коллективного обсуждения
В арт-терапии сложились различные подходы к
отбору и классификации тем для занятий. В
педагогической практике общепризнана
классификация, предложенная М. Liebmann:
— темы, связанные с освоением
изобразительных материалов;
— общие темы, позволяющие исследовать широкий
круг проблем и переживаний участников группы;
— темы, связанные с исследованием системы
отношений, образа «Я»;
— темы, имеющие особую значимость при парной
работе участников группы, а также темы,
предназначенные для работы с семьями;
— темы для совместной изобразительной
деятельности участников группы.
Так, последние из указанных тем («Добро и зло»,
«Черное и белое», «День и ночь», «Судьба»)
позволяют развивать коммуникативные навыки,
преодолевать социальную отчужденность,
выстраивать гармоничные взаимоотношения с
коллективом.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Первый этап. Настрой
Начало занятия — это настрой на
творчество. Задача этого этапа — подготовка
участников к спонтанной художественной
деятельности и внутригрупповой коммуникации.
Здесь используются игры, двигательные и
танцевальные упражнения, несложные
изобразительные приемы. Например, различные
варианты техники «каракули» («каракули
Винникотта», «каракули тела», «каляки»), техника
«закрытых глаз», «автографы», «эстафета линий».
При выполнении этих упражнений происходит
снижение контроля со стороны сознания и
наступает релаксация.
Второй этап. Актуализация визуальных,
аудиальных, кинестетических ощущений
Здесь можно использовать рисунок в
сочетании с элементами музыкальной и
танцевальной терапии.
Музыка как терапевтическое средство, по мнению
многих отечественных и зарубежных ученых
(С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, К. Швабе и др.),
влияет на настроение человека, улучшает его
самочувствие, стимулирует его волю к
выздоровлению, помогает ему активно участвовать
в лечебном процессе.
Для занятий лучше подбирать мелодичные
композиции без текста, которые не вызывают
протеста у участников. Громкость звучания также
устанавливается с общего согласия. Заметим, что
необходимо изменить или выключить музыку, если
этого желает хотя бы один из присутствующих.
Можно сочетать арт- и танцевально-двигательную
терапию. Нужно принять во внимание принципы и
процедуры игровой психотерапии.
Третий этап. Индивидуальная
изобразительная работа
Этот этап предполагает индивидуальное
творчество для исследования собственных проблем
и переживаний. Принято считать, что все виды
подсознательных процессов, в том числе страхи,
сновидения, внутренние конфликты, ранние детские
воспоминания, отражаются в изобразительной
продукции при спонтанном творчестве. Более того,
занятия визуальным искусством, по мнению
английского арт-терапевта С. Скейфи,
способствуют раскрытию внутренних сил человека.
Таким образом, человек невербальным языком
сообщает о своих проблемах и чувствах, учится
понимать и анализировать свои эмоции. По
утверждению Э. Крамер, продукт изобразительного
творчества сублимирует разрушительные,
агрессивные тенденции автора и предупреждает
тем самым их непосредственное проявление в
поступках.
Участники занятий, как правило, различаются
степенью готовности к экспрессии, к контакту с
арт-терапевтом, к открытости в вербализации
своих переживаний. Некоторые дети и взрослые
пытаются создавать реалистичные, красивые
рисунки. Поэтому необходимо объяснить
участникам занятия, что их работы не будут
оцениваться. Важен процесс спонтанного
творчества, эмоциональное состояние
«рисовальщика», его внутренний мир, поиск
адекватных средств самовыражения.
Данный этап занятия располагает к косвенной
диагностике. Так, некоторые дополнительные
сведения об авторе можно получить при
интерпретации рисунков в соответствии с
устоявшимися критериями известных проективных
методик. Однако следует избегать прямолинейных
аналогий и поспешных выводов.
При выборе изобразительных средств нужно
учитывать состояние личности «здесь и теперь»,
ее потребность в маскировке травматических
переживаний, желание контролировать эмоции и др.
Обычно на первых занятиях участники стремятся
работать знакомыми и привычными средствами. И
только по мере преодоления психологической
защиты начинают экспериментировать, становятся
более экспрессивными.
Как правило, люди с высокой личностной или
ситуативной тревожностью сначала рисуют простым
карандашом, многократно исправляя изображение, а
только затем раскрашивают его.
Когда преодолены защитные тенденции, краски
способны вызвать сильный эмоциональный отклик,
стимулировать воображение и свободу творчества.
Полифония цветов и оттенков позволяет более
точно отразить нюансы настроения и психического
состояния.
Принято считать, что пластичные материалы (глина,
пластилин, тесто) в наибольшей степени подходят
для выражения сильных переживаний, агрессивных
чувств, страхов.
Использование техники коллажа нередко помогает
преодолеть неуверенность, ситуативную
тревожность человека, связанную с отсутствием,
по его мнению, художественного таланта.
Коллективная работа над созданием коллажа
проясняет взаимоотношения в группе.
Четвертый этап. Активизация
вербальной и невербальной коммуникации
Главной задачей этого этапа является
создание условий для внутригрупповой
коммуникации. Каждому участнику предлагается
показать свою работу и рассказать о тех мыслях,
чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в
процессе изобразительной деятельности. Степень
открытости и откровенности самопрезентации
зависит от уровня доверия к группе, к
арт-терапевту, от личных особенностей ребенка.
Если он по каким-то причинам отказывается от
высказываний, не следует настаивать.
Можно предложить участникам сочинить историю
про свой рисунок и придумать для него название.
Начинать рассказ можно словами «Жил-был человек,
похожий на меня...». Такое начало облегчает
вербализацию внутреннего состояния и усиливает
эффект проекции и идентификации.
По рассказу участника можно понять, кого он
осуждает, кому сочувствует, кем восхищается.
Поэтому нетрудно составить представление о нем
самом, его ценностях и интересах, отношениях с
окружающими.
Пятый этап. Коллективная работа в
малых группах
Участники придумывают сюжет и
разыгрывают небольшие спектакли. Перевод
травмирующих переживаний в комическую форму
приводит к катарсису, освобождению от неприятных
эмоций.
Шестой этап. Рефлексивный анализ
Заключительный этап предполагает
рефлексивный анализ в безопасной обстановке.
Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной
«взаимотерапии» в виде доброжелательных
высказываний, положительного программирования,
поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты,
эмпатии, заботы позволяет каждому участнику
арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или
иной деятельности. Участники приобретают
положительный опыт самоуважения и самопринятия,
у них укрепляется чувство собственного
достоинства, постепенно корректируется образ
«Я».
В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и
каждого.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
При коррекции проблем личностного
развития целесообразны «игры с цветом».
Например, можно дать задание нарисовать и
раскрасить в соответствии с собственными
ассоциациями такие эмоциональные состояния, как
счастье, печаль, гнев, страх и т.д. Другой вариант
— при рисовании использовать только один цвет,
который нравится или, наоборот, не нравится.
С помощью техники «Монотипия» можно помочь
участникам преодолеть психологические барьеры,
негативные переживания, опасения, снять
эмоциональное напряжение, тревожность. Рисунок
здесь выполняется красками на глянцевой бумаге,
стекле или зеркале. Затейливые пятна (отпечатки)
— источник интересных ассоциаций.
Работа в разных техниках над художественным
образом пробуждает у играющих творческое
воображение, фантазию, глубокие чувства.
Например, студентка факультета психологии с
помощью глины и скорлупы кокосового ореха
соорудила гнездо гордого белого орла.
Родительский дом навсегда покинули окрепшие
птенцы, но он не опустел. Там нашли приют упавшие
звезды.
Рассказ к этой работе был назван «Желания».
Человек терпеливо смотрит в ночное небо. Он
ждет, когда, наконец, упадет звезда, чтобы
загадать сокровенное желание. Как же радуется
счастливец, когда увидит долгожданный
молниеносный отблеск. И вряд ли в этот момент он
думает, что цена его надежды — смерть упавшей
звезды. Может быть, поэтому и не сбывается
задуманное? Может быть, надо найти тлеющую
звездочку, отогреть ее и только потом попросить о
помощи?
Студентка подарила всем присутствующим по одной
«звездочке» (сухому цветку календулы) как
символу желаний, которым предстоит сбыться.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАСТРОЯ
Упражнение «Зеркало»
Первый вариант — один участник
исполняет роль лидера, другой — ведомого. Задача
последнего — повторять движения лидера как
можно точнее, в том же темпе. После обсуждения
партнерами чувств и переживаний происходит
обмен ролями. В конце упражнения выясняется, в
какой роли каждый из участников чувствовал себя
увереннее, комфортнее и т.д.
Второй вариант — использование тактильного
контакта рук. Участникам необходимо встать друг
напротив друга, соединить кончики пальцев и
попробовать совершать руками синхронные
движения. Далее обсуждается, насколько
гармоничны были действия каждого в паре.
Проявились ли в этом упражнении лидерские
позиции?
При повторении упражнения тактильный контакт
можно усилить (соединить ладони).
Упражнение «Рисование в воздухе»
Размашистые движения воображаемой
кисти по «пространству картины» (в воздухе)
должны постепенно переходить в мелкие мазки,
штрихи, развивающие тонкую моторику пальцев.
Упражнение может выполняться в парах и общем
круге. В последнем случае характер движений и
темп задает арт-терапевт, а затем, по желанию, и
другие участники группы.
Упражнение «Слепой — поводырь»
Задача «слепого» — закрыть глаза и
найти в группе «поводыря». Для этого необходимо
двигаться по помещению с закрытыми глазами в
полной тишине. Первый, с кем столкнется «слепой»,
и станет его «поводырем». Главное — невербальное
взаимодействие. Отметим, что выбор может быть
сознательным, если все участники разделяются на
пары по обоюдному желанию. Однако для сравнения
ощущений полезно повторить упражнение со
случайно найденными «поводырями».
После смены ролей и повторения упражнения в
различных вариантах участники сначала в парах, а
затем в группе обсуждают происходившее.
Упражнение «Путаница»
Оно выявляет степень групповой
сплоченности и настраивает участников на
взаимодействие. Может использоваться на любом
арт-терапевтическом занятии, но лучше всего — на
первом и заключительном.
Начинается с работы в парах. Участникам
предлагается совместно создать на полу 5 точек
опоры, затем — 6, 7. Это простое задание. Решение
его, как правило, тривиально: четыре точки опоры
— это ноги двух участников, пятая — две
соединенные руки.
Далее «разогрев» продолжается в малых группах по
шесть человек. Им предстоит объединиться и
создать 4, 6, 9, 15 (16, 17) точек опоры на полу. После
чего всем участникам предлагается встать в
центре условного круга, придвинуться как можно
ближе друг к другу, закрыть глаза и поднять обе
руки вверх. Одной рукой нужно на ощупь найти пару.
Другая рука остается свободной. Затем
арт-терапевт соединяет свободные руки таким
образом, чтобы получилась «путаница». Участникам
надо «распутаться» и образовать общий круг, не
разрывая спонтанно образованные «связи» друг с
другом.
Это веселое упражнение имеет глубокий
арт-терапевтический смысл и замечательно
настраивает на дальнейшую работу в группе,
задает доброжелательный тон.
Упражнение «Прогулка по...»
Это может быть, например, прогулка по
пространству тетрадного листа. Участникам
предлагается представить себя одинокими буквами
и прогуливаться по листу, не нарушая поля и
границы. По сигналу арт-терапевта все должны
замереть. Затем обсуждается, кто в какой части
листа находится.
Заметим, что некоторые люди плохо чувствуют
пространство и ошибаются при ответе на вопрос,
где расположена их «буква»: в начале страницы, в
конце, на полях. Сказанное особенно характерно
для детей с дисграфией.
При повторе можно посоветовать
участникам-«буквам» объединиться в слова, имена
и проч.
«Прогулка» может быть свободной, когда человеку
предлагается просто почувствовать свое тело при
выполнении разнообразных (плавных и резких,
медленных и быстрых) движений в определенном
пространстве комнаты. Постепенно упражнение
усложняется.
К примеру, продолжая прогуливаться, участники
должны имитировать встречу. В следующем задании
— после каждой встречи резко менять направление
движения. В частности, по команде арт-терапевта
поворачиваться на 90 или 180 градусов, приседать,
отпрыгивать и т.п.
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
Задание «Могу позволить себе играть
как ребенок...»
Нарисовать «нерабочей» рукой самую
любимую игру (или занятие) своего детства и
придумать к рисунку название.
Для работы лучше брать мягкие изобразительные
материалы (гуашь, мелки, акварель и т.п.), листы
бумаги большого формата (А3 и больше).
Понятно, что при рисовании левой рукой «правша»
как бы раздвигает границы умений, открывает в
себе новые чувства, становится более спонтанным.
При этом высока вероятность проявления сильных
переживаний, детских страхов, и наоборот,
появления ярких творческих образов.
Важно обсудить, почему именно эта детская игра
возникла в воображении? Как чувствовал себя
человек, работая над образами? Что чувствует
сейчас?
Групповое рисование по кругу
На листе бумаги необходимо нарисовать
незатейливую картинку или просто цветовые пятна,
а затем передать эстафету следующему участнику
для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок
возвращается к своему первому автору.
После выполнения этого задания обсуждается
первоначальный замысел. Участники рассказывают
о своих чувствах. Коллективные рисунки можно
прикрепить к стене: создается своеобразная
выставка, которая какое-то время будет
напоминать группе о коллективной работе в «чужом
пространстве».
Данная техника может выявить сильные
противоречия в групповом процессе, вызвать
агрессивные чувства, обиды. Поэтому арт-терапевт
должен предупредить участников о бережном
отношении к работам друг друга.
Я — маленькое дерево. Мне холодно и страшно.
Вокруг меня нет деревьев. Когда-то я жил в парке и
меня любили большие деревья. Я хочу, чтобы все
вернулось.
Р. Байбуров, 7 лет
Жило-было дерево. Оно стояло на скале и было
одиноким. Никто не хотел дружить с деревом, все
боялись его колючих ветвей. Дерево мечтало о
весне и друге. Ведь даже колючее дерево может
быть верным и добрым.
А. Шакирова, 8 лет
Печальное дерево
Жило-было больное дерево. Однажды мимо
пролетал дятел. Он понял, отчего болеет дерево, и
вылечил его.
Л. Хабибулин, 7 лет
|
Плакса
Жило-было дерево. Это дерево все называли
плаксой. Его прозвали так, потому что оно всегда
грустило. Оно грустило о своих листьях. Дело в
том, что осенью листья опадают, а летом их съедают
гусеницы. Остается только весна. Но листья только
рождаются и не понимают плаксу.
Л. Сардина, 8 лет
Освобождение
Это дерево сковало корнями сердце
человека. Оно огромное, с большим количеством
ветвей, поросших паутиной. Дерево — не человек, а
стечение обстоятельств.
Время года — жаркое, знойное лето.
Сердцу кажется, что дерево проткнет его корнями,
уничтожит. Оно ноет и не находит выхода.
И вот однажды загораются листья, за ними — ветки.
Вскоре пламенем объято все дерево. Через
несколько дней огонь доберется и до корней. Он
обожжет сердце, может быть, даже сожжет его.
Но сердце верит в освобождение.
Майя, 19 лет
Одиночество
Находится дерево на поляне, где есть
деревья, но... Много света и тепла, но не хватает
понимания. Кто оно? Да просто одиночество. Кто
оно? Мужчина, женщина, неотступная мысль. Без
возраста и пола...
О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить хочу, я жизнь люблю.
О ком? Пусть будет обо мне.
Алина, 22 года
|
Чужая идиллия
Это уставшее дерево. Оно одно на необитаемом
острове. Дерево ждало дождя, оно любит дождь. Но
прилетели птицы. Теперь у них, возможно, будут
шумные, милые птенцы.
Дерево завидует этим птицам, ведь им хорошо. Оно
не жалуется им на свою судьбу. Боится спугнуть,
испортить настроение. Дерево будет защищать птиц
и радоваться тому, что может это сделать.
А вообще-то, ему хотелось бы своей жизни, на
другой планете, пусть даже не с деревьями.
Роза, 29 лет
|
Людмила ЛЕБЕДЕВА,
кандидат педагогических наук, доцент,
Ульяновский государственный
педагогический университет
(Тексты и фамилии опубликованы с
согласия и по просьбе детей)