Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2001

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

НА ОСНОВЕ ВЕДУЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ

Дети — наше будущее. Все мы родом из детства. Эти прописные истины лишний раз напоминают нам о том, что именно в детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Школьный психолог держит в своих руках неокрепшую, еще подражательно-изменчивую и все же неповторимую душу ребенка. От него, школьного психолога, во многом зависит успешность развития способностей детей, а также их социально-психологическая адаптация к сложным жизненным условиям.
В последние годы все чаще наряду с уравновешенными, гармоничными характерами встречаются эмоционально неустойчивые. У детей нередко можно наблюдать самые разные варианты личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс. Это — импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная лабильность, повышенная застенчивость, замкнутость.
В таких случаях необходимы специальные педагогические меры и индивидуальный подход. Следует четко понимать, что это — не клиника, а только заостренное своеобразие личности, входящее в широкий коридор нормативного разброса.
Повышенная эмоциональность затрудняет познавательной процесс, усложненные межличностные отношения учеников (как между собой, так и с преподавателями) безусловно отрицательно сказываются на обучении. Однако это не повод для репрессивных мер и отлучения таких учеников от школы. История знает немало случаев, когда «плохие ученики» впоследствии оказывались гениями. Нередко любимые учителями «зубрилки» вырастают посредственностями.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА

Для того чтобы своевременно разгадать индивидуально-личностную предиспозицию ребенка и способствовать его оптимальной социальной адаптации и самореализации, психологу необходим надежный инструмент изучения личностных свойств. Нужно уметь диагностировать не только умственные способности и индивидуальные особенности детей, но и особенности эмоциональной сферы, мотивационную направленность, стиль межличностного общения.
Методы психологической диагностики представляют собой результат обобщения и формализации опыта многих поколений психологов. Многочисленные объективные наблюдения, анализ взаимных характеристик и самоотчетов, психологические эксперименты и интервью — все это легло в основу психологических тестов.
Отличительной чертой психодиагностических методик является их измерительная способность, квантификация тех или иных психологических свойств, разработанная путем статистических процедур. Формализация психологического исследования не только повышает надежность и достоверность получаемых данных, но и позволяет в разных условиях на разных популяциях воспроизводить тестирование, результаты которого не находятся в прямой зависимости от личностных особенностей и опыта психолога, то есть являются надежными и объективными, а также обеспечивают преемственность в работе разных специалистов.

ПОЛЬЗА НАДЕЖНОЙ МЕТОДИКИ

В России в начале века вплоть до 1936 года психологические тесты успешно использовались как инструмент индивидуализации образовательного процесса. После знаменитого указа психодиагностика на долгие годы как лженаучный подход была изгнана из употребления и вновь вернулась только в последние десять лет. Однако в 70—80-е годы прошлого века психодиагностика получила значительное развитие и широко распространилась в смежных с психологической наукой областях знаний.
В настоящее время возникла волна неразборчивого использования разных тестов, количество которых множится, а качество оставляет желать лучшего. Совершенно справедливо на страницах «Школьного психолога» А.Г. Шмелев определил критерии надежности психологических тестов (№ 1, 2000 г.). Чтобы не повторяться, отсылаем читателя к этой статье и другим публикациям А.Г. Шмелева.
Методика должна быть надежной и валидной, то есть выявлять именно тот психологический феномен, на который нацелено тестирование. Важно также, чтобы тест был стандартизирован: формализованные показатели должны корректно измерять степень выраженности того или иного качества в соответствии с нормативами исследуемой популяции — определенной социально-этнической группы.
Не могу согласиться с А.Г. Шмелевым только в одном: он утверждает, что тесты ничего не предсказывают. Мой собственный многолетний опыт (более 30 лет), опыт моих учеников и сотрудников свидетельствует о другом.
Своевременная диагностика личности в школьном возрасте значительно облегчает ученику усвоение знаний, способствует профессиональному самоопределению.
Взрослому человеку диагностика помогает лучше понять свои сильные и слабые стороны; успешно реализовать профессиональную и социальную активность; удачно организовать семейную жизнь.

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

У автора данной статьи была реальная возможность проследить судьбы множества людей, после того как на основании результатов психологического тестирования им были даны определенные рекомендации и высказан прогноз основных вех их судьбы, как профессиональной, так и личной. Прогноз реализовался, а использование рекомендаций принесло безусловную пользу.
Хотите пример? Пожалуйста.
Один весьма уважаемый доцент гуманитарного вуза, не молодой уже, весьма образованный и умный человек, обучаясь тестированию, попросил, чтобы психолог, не щадя его самолюбия, высказался по поводу его индивидуально-личностных данных.
В числе прочего, психолог сказал и такое: «Вы — человек педантичного склада, принципиальный и упрямый, любите декларировать гуманистические взгляды, временами даже сентиментальны, но в аффекте способны совершить агрессивные действия. Словом, вы — добрый и муху не обидите, но человека в сердцах убить можете!»
Доцент покряхтел и ушел, поблагодарив психолога за полученную информацию.
Очередная встреча доцента с психологом произошла 15 лет спустя. Доцент к тому времени уже стал профессором. Увидев психолога, он обрадовался встрече, сказав при этом:
— Вы помните вашу интерпретацию моего психологического профиля?
— Да, конечно.
— Так вот, полгода спустя я оказался в сложной ситуации, и был чрезвычайно близок к тому, чтобы совершить Бог знает что, возможно, даже убийство. Но в моем мозгу прозвучала сказанная вами когда-то фраза, что и заставило меня опомниться и взять в себя в руки. Ситуация разрешилась бескровно. Я считаю, что ничего страшного не случилось только благодаря вашим словам, сказанным как бы в предвидении того, что в дальнейшем со мной могло бы произойти.
Другой случай, менее «страшный».
В 1984 году психологи проводили индивидуально-личностные исследования детей и подростков, отдыхавших под Москвой в пионерском лагере МГУ. Интерес к обследованию у детей удалось вызвать тем, что каждому из них были обещаны профориентационные рекомендации.
И вот, сидит напротив психолога симпатичный кареглазый мальчик лет одиннадцати. По данным психологического тестирования, он отличается сензитивно-интровертными чертами, высоким вербальным интеллектом, эмпатийностью, интересом к человеку.
— Если бы не убежденность в том, что психологом надо родиться (так в свое время говорила Б.В. Зейгарник), следовало бы дать тебе рекомендацию учиться на психолога.
— А можно считать, что я уродился психологом, если моя бабушка психолог? — спрашивает мальчик. И тут же выясняется, что его бабушка — известный психолог.
Естественно, соответствующие рекомендации были ему даны с оговоркой:
— Можешь стать психологом, если мама и папа не будут против, если будешь хорошо учиться и если преодолеешь немыслимо сложный вступительный экзамен по математике при поступлении в вуз.
Спустя много лет этот эпизод обсуждался в присутствии психологов, проходивших курсы повышения квалификации, и вдруг один из слушателей сказал: «А этот мальчик (названа фамилия того самого внука своей бабушки) весьма успешно прошел обучение на психологическом факультете МГУ и продолжает заниматься психологией и по сей день».
Комментарии излишни. Таких или похожих случаев множество.
Таким образом, научно обоснованное использование психодиагностических методов в профориентационной, консультативной, медико-профилактической и иной практической деятельности психолога подтверждает правомерность построения прогностических рекомендаций. На их основе человек более осознанно принимает те или иные важные решения и лучше ориентируется в сложных жизненных перипетиях.
Особенно результативны психодиагностические прогнозы, когда они высказываются корректно, в рамках компетенции, и не грешат излишней конкретностью, то есть дают общие предпосылки, которые могут варьироваться в контексте разных конкретных ситуаций.
Важно также, чтобы методология психодиагностического тестирования базировалась на определенном концептуальном подходе к пониманию объекта исследования — личности. Это способствует формированию общей точки зрения на результаты обследования у психологов разных теоретических воззрений и школ.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР

Теория деятельности, как известно, избегает любых биологизаторских тенденций и базируется исключительно на постулате главенствующей роли социально-исторического фактора и деятельности как таковой в формировании личности. Эта теория не дает психологу ключа к раскрытию индивидуальности человека, его характера.
Я предлагаю психологам воспользоваться моими разработками и познакомиться с теорией ведущих тенденций. Эта теория положена в основу психодиагностической модели, которая рассматривает личность с позиций индивидуально-личностной типологии, созданной на базе многолетних авторских исследований. Этот подход уже многие годы широко используется многими практическими психологами в повседневной работе.
Теория ведущих тенденций основывается на том, что каждый человек из широчайшего спектра впечатлений об окружающем мире выбирает и осваивает определенную информацию. Этот выбор происходит с помощью присущего именно этому человеку индивидуального способа восприятия, поэтому человек акцентирует свое внимание на одних явлениях и пренебрегает другими.
Эта индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира создает базу для формирования разных, по-своему неповторимых личностей при одинаковых средовых условиях. В основе индивидуально очерченного стиля каждого конкретного человека лежит та ведущая тенденция, которая пронизывает все уровни личности: и биологические, и характерологические, и наиболее высокие («вершинные», по Выготскому). К последним относятся социальная направленность и иерархия ценностей человека.
Понятие «ведущая тенденция» — более емкое и динамичное, чем понятия «черта», «свойство», «состояние». Ведущая тенденция объединяет эти понятия и определяет направление их трансформации в разные периоды жизни человека и на разных уровнях самосознания.
Ведущая тенденция включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому поведению, которое может проявиться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства.
Правильно подобранный педагогический подход может, к примеру, способствовать усилению контроля над эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью или тревожностью, успешному овладению сложным учебным материалом. Напротив, неадекватные методы социального воздействия могут эти эмоциональные особенности усиливать, что затрудняет адаптацию ребенка к учебному процессу или к сложным семейным условиям.

Людмила СОБЧИК,
доктор психологических наук

(Окончание следует)