ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ
НА ОСНОВЕ ВЕДУЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ
Дети — наше будущее. Все мы родом из
детства. Эти прописные истины лишний раз
напоминают нам о том, что именно в детстве
закладывается основа личности человека и его
судьбы. Школьный психолог держит в своих руках
неокрепшую, еще подражательно-изменчивую и все
же неповторимую душу ребенка. От него, школьного
психолога, во многом зависит успешность развития
способностей детей, а также их
социально-психологическая адаптация к сложным
жизненным условиям.
В последние годы все чаще наряду с
уравновешенными, гармоничными характерами
встречаются эмоционально неустойчивые. У детей
нередко можно наблюдать самые разные варианты
личностной акцентуации, затрудняющей учебный
процесс. Это — импульсивность, агрессивность,
лживость, криминальные наклонности, а также
повышенная ранимость, избыточная эмоциональная
лабильность, повышенная застенчивость,
замкнутость.
В таких случаях необходимы специальные
педагогические меры и индивидуальный подход.
Следует четко понимать, что это — не клиника, а
только заостренное своеобразие личности,
входящее в широкий коридор нормативного
разброса.
Повышенная эмоциональность затрудняет
познавательной процесс, усложненные
межличностные отношения учеников (как между
собой, так и с преподавателями) безусловно
отрицательно сказываются на обучении. Однако это
не повод для репрессивных мер и отлучения таких
учеников от школы. История знает немало случаев,
когда «плохие ученики» впоследствии оказывались
гениями. Нередко любимые учителями «зубрилки»
вырастают посредственностями.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА
Для того чтобы своевременно разгадать
индивидуально-личностную предиспозицию ребенка
и способствовать его оптимальной социальной
адаптации и самореализации, психологу необходим
надежный инструмент изучения личностных
свойств. Нужно уметь диагностировать не только
умственные способности и индивидуальные
особенности детей, но и особенности
эмоциональной сферы, мотивационную
направленность, стиль межличностного общения.
Методы психологической диагностики
представляют собой результат обобщения и
формализации опыта многих поколений психологов.
Многочисленные объективные наблюдения, анализ
взаимных характеристик и самоотчетов,
психологические эксперименты и интервью — все
это легло в основу психологических тестов.
Отличительной чертой психодиагностических
методик является их измерительная способность,
квантификация тех или иных психологических
свойств, разработанная путем статистических
процедур. Формализация психологического
исследования не только повышает надежность и
достоверность получаемых данных, но и позволяет
в разных условиях на разных популяциях
воспроизводить тестирование, результаты
которого не находятся в прямой зависимости от
личностных особенностей и опыта психолога, то
есть являются надежными и объективными, а также
обеспечивают преемственность в работе разных
специалистов.
ПОЛЬЗА НАДЕЖНОЙ МЕТОДИКИ
В России в начале века вплоть до 1936
года психологические тесты успешно
использовались как инструмент индивидуализации
образовательного процесса. После знаменитого
указа психодиагностика на долгие годы как
лженаучный подход была изгнана из употребления и
вновь вернулась только в последние десять лет.
Однако в 70—80-е годы прошлого века
психодиагностика получила значительное
развитие и широко распространилась в смежных с
психологической наукой областях знаний.
В настоящее время возникла волна неразборчивого
использования разных тестов, количество которых
множится, а качество оставляет желать лучшего.
Совершенно справедливо на страницах «Школьного
психолога» А.Г. Шмелев определил критерии
надежности психологических тестов (№ 1, 2000 г.).
Чтобы не повторяться, отсылаем читателя к этой
статье и другим публикациям А.Г. Шмелева.
Методика должна быть надежной и валидной, то есть
выявлять именно тот психологический феномен, на
который нацелено тестирование. Важно также,
чтобы тест был стандартизирован:
формализованные показатели должны корректно
измерять степень выраженности того или иного
качества в соответствии с нормативами
исследуемой популяции — определенной
социально-этнической группы.
Не могу согласиться с А.Г. Шмелевым только в
одном: он утверждает, что тесты ничего не
предсказывают. Мой собственный многолетний опыт
(более 30 лет), опыт моих учеников и сотрудников
свидетельствует о другом.
Своевременная диагностика личности в школьном
возрасте значительно облегчает ученику усвоение
знаний, способствует профессиональному
самоопределению.
Взрослому человеку диагностика помогает лучше
понять свои сильные и слабые стороны; успешно
реализовать профессиональную и социальную
активность; удачно организовать семейную жизнь.
ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
У автора данной статьи была реальная
возможность проследить судьбы множества людей,
после того как на основании результатов
психологического тестирования им были даны
определенные рекомендации и высказан прогноз
основных вех их судьбы, как профессиональной, так
и личной. Прогноз реализовался, а использование
рекомендаций принесло безусловную пользу.
Хотите пример? Пожалуйста.
Один весьма уважаемый доцент гуманитарного вуза,
не молодой уже, весьма образованный и умный
человек, обучаясь тестированию, попросил, чтобы
психолог, не щадя его самолюбия, высказался по
поводу его индивидуально-личностных данных.
В числе прочего, психолог сказал и такое: «Вы —
человек педантичного склада, принципиальный и
упрямый, любите декларировать гуманистические
взгляды, временами даже сентиментальны, но в
аффекте способны совершить агрессивные
действия. Словом, вы — добрый и муху не обидите,
но человека в сердцах убить можете!»
Доцент покряхтел и ушел, поблагодарив психолога
за полученную информацию.
Очередная встреча доцента с психологом
произошла 15 лет спустя. Доцент к тому времени уже
стал профессором. Увидев психолога, он
обрадовался встрече, сказав при этом:
— Вы помните вашу интерпретацию моего
психологического профиля?
— Да, конечно.
— Так вот, полгода спустя я оказался в сложной
ситуации, и был чрезвычайно близок к тому, чтобы
совершить Бог знает что, возможно, даже убийство.
Но в моем мозгу прозвучала сказанная вами
когда-то фраза, что и заставило меня опомниться и
взять в себя в руки. Ситуация разрешилась
бескровно. Я считаю, что ничего страшного не
случилось только благодаря вашим словам,
сказанным как бы в предвидении того, что в
дальнейшем со мной могло бы произойти.
Другой случай, менее «страшный».
В 1984 году психологи проводили
индивидуально-личностные исследования детей и
подростков, отдыхавших под Москвой в пионерском
лагере МГУ. Интерес к обследованию у детей
удалось вызвать тем, что каждому из них были
обещаны профориентационные рекомендации.
И вот, сидит напротив психолога симпатичный
кареглазый мальчик лет одиннадцати. По данным
психологического тестирования, он отличается
сензитивно-интровертными чертами, высоким
вербальным интеллектом, эмпатийностью,
интересом к человеку.
— Если бы не убежденность в том, что психологом
надо родиться (так в свое время говорила Б.В.
Зейгарник), следовало бы дать тебе рекомендацию
учиться на психолога.
— А можно считать, что я уродился психологом,
если моя бабушка психолог? — спрашивает мальчик.
И тут же выясняется, что его бабушка — известный
психолог.
Естественно, соответствующие рекомендации были
ему даны с оговоркой:
— Можешь стать психологом, если мама и папа не
будут против, если будешь хорошо учиться и если
преодолеешь немыслимо сложный вступительный
экзамен по математике при поступлении в вуз.
Спустя много лет этот эпизод обсуждался в
присутствии психологов, проходивших курсы
повышения квалификации, и вдруг один из
слушателей сказал: «А этот мальчик (названа
фамилия того самого внука своей бабушки) весьма
успешно прошел обучение на психологическом
факультете МГУ и продолжает заниматься
психологией и по сей день».
Комментарии излишни. Таких или похожих случаев
множество.
Таким образом, научно обоснованное
использование психодиагностических методов в
профориентационной, консультативной,
медико-профилактической и иной практической
деятельности психолога подтверждает
правомерность построения прогностических
рекомендаций. На их основе человек более
осознанно принимает те или иные важные решения и
лучше ориентируется в сложных жизненных
перипетиях.
Особенно результативны психодиагностические
прогнозы, когда они высказываются корректно, в
рамках компетенции, и не грешат излишней
конкретностью, то есть дают общие предпосылки,
которые могут варьироваться в контексте разных
конкретных ситуаций.
Важно также, чтобы методология
психодиагностического тестирования
базировалась на определенном концептуальном
подходе к пониманию объекта исследования —
личности. Это способствует формированию общей
точки зрения на результаты обследования у
психологов разных теоретических воззрений и
школ.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР
Теория деятельности, как известно,
избегает любых биологизаторских тенденций и
базируется исключительно на постулате
главенствующей роли социально-исторического
фактора и деятельности как таковой в
формировании личности. Эта теория не дает
психологу ключа к раскрытию индивидуальности
человека, его характера.
Я предлагаю психологам воспользоваться моими
разработками и познакомиться с теорией
ведущих тенденций. Эта теория положена в
основу психодиагностической модели, которая
рассматривает личность с позиций
индивидуально-личностной типологии, созданной
на базе многолетних авторских исследований. Этот
подход уже многие годы широко используется
многими практическими психологами в
повседневной работе.
Теория ведущих тенденций основывается на том,
что каждый человек из широчайшего спектра
впечатлений об окружающем мире выбирает и
осваивает определенную информацию. Этот выбор
происходит с помощью присущего именно этому
человеку индивидуального способа восприятия,
поэтому человек акцентирует свое внимание на
одних явлениях и пренебрегает другими.
Эта индивидуальная избирательность по отношению
к явлениям окружающего мира создает базу для
формирования разных, по-своему неповторимых
личностей при одинаковых средовых условиях. В
основе индивидуально очерченного стиля каждого
конкретного человека лежит та ведущая тенденция,
которая пронизывает все уровни личности: и
биологические, и характерологические, и наиболее
высокие («вершинные», по Выготскому). К последним
относятся социальная направленность и иерархия
ценностей человека.
Понятие «ведущая тенденция» — более
емкое и динамичное, чем понятия «черта»,
«свойство», «состояние». Ведущая тенденция
объединяет эти понятия и определяет направление
их трансформации в разные периоды жизни человека
и на разных уровнях самосознания.
Ведущая тенденция включает в себя и условия
формирования определенного личностного
свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому
поведению, которое может проявиться под влиянием
средовых воздействий как продолжение данного
свойства.
Правильно подобранный педагогический подход
может, к примеру, способствовать усилению
контроля над эмоциональной неустойчивостью,
импульсивностью или тревожностью, успешному
овладению сложным учебным материалом. Напротив,
неадекватные методы социального воздействия
могут эти эмоциональные особенности усиливать,
что затрудняет адаптацию ребенка к учебному
процессу или к сложным семейным условиям.
Людмила СОБЧИК,
доктор психологических наук
(Окончание следует)