Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2001

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

НА ОСНОВЕ ВЕДУЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ

Окончание. Начало в № 7/2001 г.

Базисные типологические свойства, трансформирующиеся в процессе развития в психологические особенности, представлены ортогональным противопоставлением следующих полярных индивидуально-личностных свойств.

ИНТРОВЕРСИЯ — ЭКСТРАВЕРСИЯ

Интроверсия обозначает набор таких индивидуально-типологических черт, как обращенность в мир субъективных переживаний и фантазий, застенчивость, отгороженность, социальная пассивность. Заострение этой тенденции проявляется как замкнутость, неумение общаться со сверстниками, уход от реальности.
В противовес этому свойству экстраверсия — это общительность, обращенность в мир реально существующих ценностей, социальная активность; заостренная форма проявления этого качества — избыточное, неразборчивое, поверхностное общение, в котором нет глубоких привязанностей, неконструктивная (временами даже разрушительная) активность.

ТРЕВОЖНОСТЬ — АГРЕССИВНОСТЬ

Типологическое свойство тревожность, которое в рамках гармоничной личности выглядит как осторожность в принятии решений, ответственность в отношениях с окружающими, социальная созвучность среде, при заострении проявляется неуверенностью в себе, мнительностью, боязливостью, склонностью к иррациональным страхам.
Агрессивность (стеничность) соответствует тенденции к самоутверждению и активной самореализации, а при усилении (акцентуации, заострении) это свойство проявляется обнаженным эгоцентризмом и склонностью к агрессивной манере самоутверждения, вплоть до явно агрессивных высказываний или криминальных действий.

СЕНЗИТИВНОСТЬ — СПОНТАННОСТЬ

Сензитивность проявляется повышенной чувствительностью к воздействиям окружающей среды, ориентацией на авторитет сильной личности, чертами зависимости. Заострение этого качества выглядит как выраженная пассивность, склонность к грусти, неуверенность при принятии решений. У школьников, например, это проявляется страхом отвечать у доски перед всем классом. В ситуации стресса такой человек легко впадает в депрессивное состояние, испытывает повышенное чувство собственной вины.

Спонтанность — это раскованное самоутверждение, наступательность, предприимчивость и стремление к независимости, но при заострении этого качества поведение подростка отличается выраженной импульсивностью, хулиганскими наклонностями, расторможенной сексуальностью и алкоголизацией.

Публикация статьи произведена при поддержке российского портала для деловой и финансовой элиты "FINPARTY". "FINPARTY" - это крупный портал о жизни финансистов, бизнесменов и инвесторов в России. Здесь Вы найдёте полезные и интересные статьи - 12 черт уверенного в себе человека, рейтинги ключевых персон финансового мира, как на собеседовании говорить о плохом бывшем боссе, как начать бизнес после сорока, философия бизнеса и стиля, эксклюзивные кадровые новости, анонсы актуальных событий и многое другое. Подробнее смотрите по следующей ссылке: http://finparty.ru/.

ЛАБИЛЬНОСТЬ — РИГИДНОСТЬ

Эмоциональная лабильность выглядит как выраженная неустойчивость и изменчивость эмоционального настроя с бурными проявлениями как радости, так и огорчений, постоянная потребность быть в центре внимания, нравиться окружающим. Акцентуация этого качества проявляется истерическими эксцессами, значительно затрудняющими процесс обучения.

Ригидность — это такое свойство личности, которое способствует «застреванию» и трудной раскачке, независимо от того, находится ли индивид в состоянии покоя или активности. В спокойном состоянии его трудно сдвинуть с места, в активном — трудно остановить. Такие люди накапливают негативные эмоции, а затем у них происходит неожиданный взрыв. Они чрезвычайно упрямы, вспыльчивы, злопамятны, обстоятельны, прагматичны, любят командовать другими.

ОСОБЕННОСТИ И КОМБИНАЦИИ

Сензитивный, тревожный и эмотивный типы чаще встречаются среди девочек; среди мальчиков чаще можно наблюдать спонтанный, агрессивный и ригидный типы.
Некоторые сочетания дают новые типологические варианты. Так, комбинация спонтанности с интроверсией характерна для экспансивных импульсивно-неконформных типов поведения, а склонность к перепадам настроения проявляется как циклотимный тип личности.
Экстравертированность и агрессивность в сочетании формируют неконформный (или даже антисоциальный) тип поведения.

СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ

Изучение индивидуального стиля познавательной деятельности в сравнительном анализе с типологическими особенностями позволило обнаружить следующие закономерности.
Социально активные коммуникабельные экстраверты лучше осваивают новую информацию через разговорное общение. Среди них эмоционально лабильные и тревожные личности отличаются художественным, наглядно-образным типом восприятия, склонностью к опоре на цельно-чувственные образы.
Спонтанные, неконформные личности больше ориентированы на собственную интуицию.
Для спонтанно-стеничных личностей характерна тяга к двигательной активности. Дети, типологически относимые к сензитивным и тревожным (конформным и зависимым) личностям, больше ориентированы на вербальный стиль освоения материала (через словесную информацию).
Социально пассивные индивидуалисты и ригидные личности усваивают и передают информацию, пользуясь языком символов, формул и цифр. Их стиль мышления — системный, синтетический, прагматичный, складывающий целое из отдельных составляющих деталей.

ОПАСНОСТИ ДИСБАЛАНСА

Сбалансированность и умеренная степень выраженности разных типологических свойств наблюдается у стабильной, уравновешенной, гармоничной личности. При дезадаптации те или иные тенденции усиливаются и заостряются в зависимости от предиспозиции.
Если в процессе психодиагностического исследования выявляются в качестве заостренных две разнонаправленные, полярные тенденции, то это — признак внутреннего напряжения, связанного с развивающейся компенсаторной саморегуляцией, ведущей к тому, что одно избыточно проявляющееся качество компенсируется столь же выраженной противоположной тенденцией.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

В контексте теории ведущих тенденций личность — понятие многомерное, каждый нижележащий уровень личности более примитивен, чем вышележащий, но содержит в себе зачатки тех структур, которые на более сложно организованном уровне предстают в виде индивидуально-личностных образований, а с дальнейшим развитием психики претворяются в социальное поведение и отношения.
По вертикали тенденция пронизывает разные аспекты личности — темперамент, характер, состояние. По горизонтали тенденция включает в себя индивидуальный стиль, проявляющийся в основных подструктурах личности: мотивационной сфере, эмоциональных особенностях, когнитивном стиле и коммуникативных свойствах.
Интеграция личности в целое осуществляется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное «Я» человека. При этом его идеальное «Я» определяет субъективные перспективы дальнейшего развития личности.
Самосознание формируется через сравнительный анализ чувств, мнений и поступков индивида с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц. Ведущие тенденции, проявляясь на первичных уровнях самосознания как типологические базисные черты, постепенно (по мере созревания личности) перерастают в личностные свойства.
Личностный конструкт у ребенка весьма неустойчив и обладает определенным диапазоном колебания (изменчивости); при этом у каждого ребенка имеются те границы, в пределах которых некоторые характеристики могут менять свою интенсивность. Именно за счет колебаний возможна та амортизация, которая облегчает приспособление ребенка к меняющимся условиям окружающей его жизни.
Если представить себе систему «личность» схематически, как некое дерево — древо личности, — то почва, на которой оно произрастает, — это генетическое наследство.
Корни, которые вбирают в себя генотипические свойства родителей, проявляются врожденными свойствами, особенностями темперамента.
Ствол — это характер человека, который формируется в процессе взаимодействия базовых особенностей с окружением. Характер представляет собой такие взаимосвязанные подструктуры личности, как эмоции, интеллект, мотивация и коммуникативный стиль.
Крона охватывает сферу интересов, профессиональной активности, морально-нравственных устоев личности. Крону совместно формируют как социальное окружение (семья, школа, культурно-этническая среда), так и то избирательное, часто неосознаваемое влечение, которое интуитивно толкает индивида к каким-либо ценностям, видам деятельности и отталкивает от других.

ПАРАМЕТРЫ ДИАГНОСТИКИ

В соответствии со сказанным выше, разработанная автором статьи методология психодиагностического исследования рассматривает личность с позиций целостного подхода как многомерную модель.
Вертикальный вектор исследования использует сравнительный анализ (снизу доверху) данных, полученных при последовательном изучении разных уровней самосознания:

1) бессознательного, то есть неосознаваемых переживаний;
2) объективной картины образа «Я»;
3) субъективной самооценки актуального и идеального «Я».

Горизонтальный вектор — это параллельное изучение следующих индивидуально-стилевых характеристик:

1) мотивационной сферы;
2) эмоциональных особенностей;
3) межличностного поведения;
4) интеллектуальных способностей.

Третий вектор — лонгитюдный — изучает динамические свойства, диапазон изменчивости
индивидуально-личностных свойств, обуславливающий адаптивные качества личности в меняющейся среде.

НАБОР ТЕСТОВ

Как показал опыт, для многомерного психодиагностического исследования наиболее эффективным является набор психодиагностических тестов, позволяющих охватить все векторы.
Во главе угла психодиагностического исследования лежит специально разработанный нами индивидуально-типологический опросник (ИТО). С его помощью возможно определение базисных индивидуально-типологических свойств личности, он лаконичен и удобен для использования в любых условиях. Помимо восьми измеряемых типологических шкал он содержит шкалу достоверности. В детском варианте этот опросник состоит всего из 60 вопросов-утверждений. ИТО позволяет оценить выраженность каждого типологического свойства по следующей градации: норма, акцентуация, дезадаптация.
Стандартизованный метод исследования личности (СМИЛ — адаптированный вариант теста MMPI), в том числе и специально разработанный подростковый вариант методики раскрывает объективную картину внутреннего «Я» индивида, его мотивационную направленность, эмоциональные особенности, стиль межличностного поведения.
Тест межличностных отношений показывает, как соотносится субъективная самооценка с идеальным «Я», как оценивает индивид тех людей, с которыми он находится в непосредственном контакте, насколько его представление о них расходится с идеалом.
Метод цветовых выборов (МЦВ — адаптированный тест Люшера) обрисовывает особенности актуального состояния и индивидуально-типологических свойств.
Данные метода портретных выборов (тест Сонди) раскрывают глубинные механизмы формирования личности и причины внутреннего конфликта.
Исследование можно дополнить культурно-свободным тестом Кэттелла, а также интеллектуальными тестами (например — Айзенка), определяющими как уровень интеллекта, так и преобладающий стиль познавательных процессов — вербальный, числовой, наглядно-образный.

ХОРОШИЙ ФУНДАМЕНТ

Разработанная модель психодиагностического исследования позволяет провести грань между 1) устойчивыми индивидуально-личностными особенностями подростка или взрослого человека, 2) реакциями, которые возникают у нормальных людей в психотравмирующих ситуациях, и 3) клиническими расстройствами, требующими вмешательства медицины.
Данные психодиагностического исследования позволяют судить об индивидуальной стрессоустойчивости не только по результатам отдельных методик, но и по соотношениям показателей разных психодиагностических тестов. Компьютеризированные версии психодиагностических тестов значительно
упрощают работу психолога.
Своевременно проведенное психодиагностическое исследование служит фундаментом для индивидуального педагогического подхода, для раннего профессионального самоопределения учащихся, для оптимальной разработки воспитательных мер, направленных на коррекцию отклоняющегося поведения.
При этом речь может идти о работе с «трудными» подростками, о профилактике алкоголизации, наркомании, о разработке мер предупреждения суицидальных попыток, криминальных действий.
Правильно подобранная батарея психодиагностических методик, основанная на адекватном концептуальном подходе, поможет школьным психологам решать различные проблемы в едином методологическом ключе.

Людмила СОБЧИК,
доктор психологических наук,
действительный член
Московской
психотерапевтической
академии,
г. Москва