Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2001

НАШИ ДЕТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одаренность часто понимается как интеллектуальная одаренность, то есть способность к выдающимся (для данного возраста) интеллектуальным достижениям. Однако существуют и другие виды одаренности.
Современными научными исследованиями доказано существование особого вида одаренности — творческой, то есть способности к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. Творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом. Как указывает известный авторитет в области одаренности Э. Торранс, если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов на интеллект, то мы бы отсеяли 70% наиболее творческих из них.
Интеллектуальной одаренностью обладает небольшое число людей; она может быть относительно легко выявлена с помощью психологических тестов. В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал — нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения.
В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Такую технологию обеспечивает разрабатываемый нами подход к развитию творческой одаренности учащихся.

НЕЗАВИСИМО ОТ ПРОДУКТА

В основе нашей технологии лежит новый подход к пониманию творчества. Принято считать, что творческость проявляется в создании некоторого продукта (материального или мыслительного — например, решение задачи), если этот продукт является новым, оригинальным, то есть творческим. Мы же считаем, что творческость — это реализация человеком собственной индивидуальности; при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта.
В самом понятии «индивидуальность» заключено несколько смыслов.
Во-первых, индивидуальность указывает на факт существования индивида; индивидуальность — это некоторая живая целостность. Именно так она понимается в биологических науках.
Во-вторых, понятие индивидуальности указывает на то, что один индивид не похож на другого; эти различия между индивидами изучаются в психологии как индивидуальные.
В-третьих, понятие индивидуальности указывает на то, что каждый человек уникален и неповторим.
Таким образом, индивидуальность уникальна и неповторима, ее осознание человеком и предъявление другим людям уже является творческим актом.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Неповторимая индивидуальность человека проявляется в его собственном, индивидуальном отношении к тому, что происходит вокруг него и в нем самом: к фактам, к событиям, к своим мыслям и поступкам. Самому человеку это отношение дано в эмоциях.
В современной психологии показано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждают к действию.
Эмоции показывают человеку, насколько его собственное поведение и испытываемые им воздействия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру.
Известно, что эмоциональность намного важнее для жизненного успеха, чем интеллект. Интеллект обеспечивается за счет так называемого эмоционального интеллекта, в который входят способность распознавать собственные эмоции, способность владеть ими, способность распознавать эмоции других людей, способность выражать свои эмоции в общении с другими людьми и способность мотивировать себя. Все больше и больше внимания уделяется эмоциональной грамотности — то есть целенаправленному развитию способностей, входящих в эмоциональный интеллект.
Эмоциональная реакция безошибочно указывает на то, как человек на самом деле относится к тому, что происходит с ним и вокруг него. Внутренняя жизнь человека — это прежде всего эмоциональная жизнь. Поэтому мы утверждаем, что эмоциональные реакции и состояния человека являются основными формами осознания им своей индивидуальности.

ОСОЗНАНИЕ ЧУВСТВ

Таким образом, когда мы говорим об индивидуальности, нас прежде всего интересует эмоциональный аспект человеческого существования. Однако осознание человеком своих истинных чувств и их выражение вовсе не подразумевается само собой; оно обусловлено целым рядом причин.
Человек может не осознавать своих истинных чувств и не уметь их выражать — то есть в той или иной мере не иметь контакта со своей индивидуальностью. Причины этого заключаются в том, что в нашей культуре чувствам уделяется намного меньше внимания, чем знаниям.
Ребенка оценивают на основании «правильности» его знаний и поступков, не интересуясь при этом его чувствами.
Кроме того, есть чувства, которые поощряются (которые испытывать «хорошо» и «принято»), и есть чувства, которые отвергаются (которые испытывать «плохо» и «не принято»).
Наконец, взрослый своим поведением может либо помогать ребенку осознать и проявить свои чувства, либо препятствовать ему в этом.
Так, когда взрослый правильно называет переживаемые ребенком чувства, он способствует их осознанию (а тем самым способствует развитию индивидуальности). Когда же он называет их неправильно, то препятствует осознанию ребенком своих переживаний и блокирует развитие его индивидуальности.
Если взрослый принимает эмоциональные реакции и состояния ребенка, то он тем самым признает за ним право испытывать эти чувства, способствует их осознанию и тем самым — развитию индивидуальности ребенка.
Помимо принятия или непринятия эмоциональных реакций и состояний ребенка, важна также поддержка или отвержение их со стороны взрослого. Когда взрослый принимает эмоциональную реакцию ребенка, он тем самым не только признает за ним право на данную реакцию, но и показывает, что в данной ситуации эта реакция адекватна. Если же взрослый отвергает эмоциональную реакцию ребенка, то он, даже признавая за ним право на такую реакцию, не считает ее в данной ситуации адекватной.

САМОДОСТАТОЧНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ

Систематическое обращение к эмоциональной сфере является основным условием развития творческой одаренности школьников. Для того чтобы способствовать реализации творческого потенциала ребенка и развитию его одаренности, взрослый должен способствовать его эмоциональному самовыражению.
Для этого необходимо создавать такие условия, в которых ребенок проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Эмоции должны не анализироваться, а проживаться.
Мы считаем, что основным принципом развития творческого потенциала является принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное.
Этот принцип означает, что для развития творческой одаренности детей необходимо систематически обращать их к собственным эмоциональным переживаниям.
Интеллектуальная и эмоциональная проблемы существенно различаются между собой. Интеллектуальная проблема подразумевает ответ на вопрос: «как это сделать?» Решение интеллектуальной проблемы может быть правильным или неправильным — его правильность можно объективно проверить. Эмоциональная проблема подразумевает ответ на вопрос: «как я к этому отношусь?» У эмоциональной проблемы не может быть неправильного решения — как бы человек ни относился к тому, что происходит, это его собственное, индивидуальное отношение.
Решение заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить и проявить эмоциональное отношение. Ни о какой объективной проверке в этом случае не может быть и речи. Эмоциональное отношение человека принимается как самодостаточное проявление его индивидуальности.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Еще одним необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов гуманистической психологии — безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Эти принципы должны соблюдаться во взаимодействии между детьми и взрослыми.
Практически это означает, что позитивно подкрепляются и одобряются все ответы ученика. В отличие от обычного обучения, при котором ошибки исправляются, при развитии творческой одаренности ребенку предоставляется «право на ошибку». Это фактически означает, что ошибок нет вообще. Какое бы эмоциональное отношение ребенок ни высказал, оно не может быть ошибочным, потому что это его собственное эмоциональное отношение, демонстрирующее его индивидуальную реакцию на происходящее.
Соблюдение указанных принципов означает, что между взрослыми и детьми должна быть создана атмосфера взаимного доверия. Детям также должна быть обеспечена как независимость в осуществлении выбора, в принятии решений, так и возможность контролировать собственное продвижение.

ПРОБЛЕМНОСТЬ, ДИАЛОГИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

Третьим необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов развивающего обучения — проблемности, диалогичности и индивидуализации, выдвинутых А.М. Матюшкиным. Применительно к эмоциональной сфере эти принципы трактуются следующим образом.
Проблемность относится к трудности распознавания и выражения своих эмоций. Например, при выполнении какого-либо задания ребенку бывает трудно выразить то, что он чувствует. Взрослый помогает ему в этом, задавая вопрос о том, что он чувствует. Ситуация становится для ребенка проблемной, и для ее разрешения ему необходимо осознать и выразить свои эмоции.
Диалогичность заключается в том, что взрослый помогает ребенку осознать и выразить свою эмоциональную реакцию. Важно отметить, что он не делает это вместо ребенка; он делает это вместе с ним, уточняя, перечисляя возможные варианты, задавая вопросы.
Индивидуализация по отношению к эмоциональным проявлениям заключается в том, что принимаются все эмоциональные реакции ребенка, какими бы они ни были и в какой бы форме они ни выражались. Эмоции ни в коем случае не критикуются и не оцениваются — они просто принимаются взрослым как безусловное проявление собственной индивидуальности ребенка. Это непривычно для взрослых, и им этот навык необходимо специально отрабатывать.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Для того чтобы можно было полноценно развивать творческую одаренность учащихся, необходимы специальные занятия, на которых соблюдаются все указанные выше условия. Нами была разработана специальная программа развития творческой одаренности детей школьного возраста, рассчитанная на учащихся с первого по девятый классы. При реализации этой программы основная работа осуществляется с эмоциональными реакциями и состояниями учащихся.
Содержанием программного материала являются личностные черты, привязанности, суждения, предпочтения, человеческие мысли, чувства и действия, межличностные отношения и закономерности развития мира.
Программный материал подразделяется на четыре блока:

— «Я — Я» (Я в общении с самим собой).
— «Я — другой» (Я в общении с другими).
— «Я — общество» (как Я общаюсь с общественными институтами).
— «Я — мир» (как Я исследую этот мир).

Каждый блок содержит ряд заданий (ситуаций). Ведущий должен, предъявив ситуацию детям, перевести ее содержание в эмоциональную сферу и принять возникающие у детей эмоциональные реакции.
Работа по программе осуществляется в форме специальных уроков из расчета 60 учебных часов в год — по 2 часа в неделю. Занятия наиболее эффективны при численности группы 8–12 человек.
Благодаря тому что эмоциональные реакции и состояния детей на этих занятиях безусловно принимаются и поддерживаются, эти реакции осознаются детьми как ценность. Учащиеся также понимают, что каждый человек по-разному выражает свои эмоциональные состояния.
Средствам выражения эмоциональных состояний на этих занятиях уделяется особое внимание. Таким средством может быть рисунок — дети изображают свое настроение сначала до проведения занятия, а затем после него. При этом нет никаких ограничений ни в средствах, ни в форме выражения эмоций.
Работы детей следует вывешивать в комнате для занятий. Одна и та же тема может занять разное количество времени, так как активность у детей разная, а выслушать нужно каждого.
Ведущий принимает и поддерживает все эмоциональные проявления детей, в какой бы форме они ни были выражены. Если эмоциональное отношение ребенка противоречит отношению большинства, ведущий также принимает и поддерживает этого ребенка, тем самым показывая значимость непохожести и индивидуальности.

ПРАВИЛА ДЛЯ ВЕДУЩЕГО

При проведении занятий ведущему необходимо соблюдать определенные правила.
Так, если дети не могут или не хотят делать то, что им предлагается, ведущий должен оставить их в покое.
Иногда — особенно с младшими детьми — бывает необходимо оказать им физическую поддержку (обнять, погладить, прижать).
Если ответы детей повторяются, ведущему надо обязательно выслушать их, сколько бы раз ни повторялся один и тот же ответ. Ребенок, повторяя чужой ответ, все равно высказывает свое, индивидуальное отношение к происходящему.
Абсолютно исключена при проведении этих занятий какая бы то ни было критика детей, их действий или их личности.
Ведущий должен сам описывать свои чувства; хваля и поддерживая детей, называть те конкретные факты или детали, которые ему понравились. Ему необходимо вслух выражать удивление и восхищение всем, что дети делают на этих занятиях.
В своей речи ведущий не должен употреблять «негативные» слова (плохо, неправильно, ошибка, неудачно, неверно), нужно использовать как можно больше «позитивных» (хорошо, блестяще, прекрасно, молодец, умница, замечательно, успех, удача).
В каждом занятии нужно находить что-то позитивное и называть это вслух.
Если что-то раздражает ведущего, следует апеллировать не к личности и поступкам учеников, а к правилам проведения занятий (например: «На наших уроках можно разговаривать, а кричать нельзя, чтобы не мешать остальным в школе», «На наших уроках можно ходить по классу, а топать и прыгать нельзя, потому что потолок обвалится»).

С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА

Программа построена с учетом возрастных особенностей школьников и их основных психологических новообразований.
Для младших школьников — это развитие произвольности, самоконтроля, чувства компетентности, творческого мышления и учебных навыков.
Для подростков — это развитие внутреннего, интимного мира, взаимоотношений со сверстниками, осознание своих сильных и слабых сторон.
Для старших школьников — это личностное и профессиональное самоопределение.
Некоторые темы программы повторяются для разных возрастов. Кроме того, в зависимости от особенностей конкретного класса и индивидуальных интересов детей, некоторые темы могут быть расширены, а некоторые сокращены или даже исключены из программы.
При реализации программы используются такие методы, как тестирование и самотестирование, мини-лекции, имитационные игры, экскурсии, наблюдения и другие.

ПОЗИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Как показала обширная практика, в результате занятий по этой программе у школьников повышаются уровень творческого развития, уровень интеллектуального развития и самооценка. Отмечаются позитивные личностные изменения: дети становятся более доброжелательными, лучше себя ведут, меньше спорят с учителями, быстрее находят выход из конфликтных ситуаций.
Кроме того, школьники, прошедшие обучение по программе развития творческой одаренности, легче справляются с различными углубленными, развивающими и экспериментальными программами. В результате обучения по данной программе у школьников существенно увеличивается работоспособность и способность усваивать большой объем информации в меньшие сроки.
Приведем в качестве примера несколько занятий по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста.


ЗАНЯТИЕ ИЗ БЛОКА "Я - Я"

ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ЭТО Я"

Цель
Создание каждым учеником автопортрета.

Материал
Большие листы бумаги, примерно в рост ребенка (можно использовать обратную сторону обоев, старые газеты, но на них придется рисовать яркими фломастерами), карандаши, краски, фломастеры, цветные картинки из старых журналов и книг, цветные куски бумаги, клей.

Ход занятия
Ведущий. Сегодня мы будем рисовать автопортреты в полный рост. Кто знает, что такое автопортрет?
Ответы детей: это когда не кто-то тебя рисует, а когда ты сам себя рисуешь.
Ведущий. Да, когда человек сам себя рисует (принятие).
Ребенок: это когда ты сам автор своего портрета.
Ведущий. Да, когда человек сам является автором своего портрета (принятие).
Дети могут не знать значения слова «автопортрет». Поэтому ведущий может получить, например, и такой ответ: «Это когда портрет в автомобиле».
В соответствии с общими принципами проведения занятий такой ответ тоже принимается и поддерживается ведущим: «Да, портрет может быть и в автомобиле, и на фоне автомобиля, и на диване — где угодно (принятие). Портрет — это изображение человека; автопортрет означает, что человек — сам автор своего портрета, он сам себя рисует» (пояснение).
Может быть и так, что ведущий не получит никаких ответов на свой вопрос. В таком случае он сам раскрывает значение слова «автопортрет».
Ведущий. Может быть, кто-нибудь знает способ, как можно быстро нарисовать портрет в полный рост?
Ответы детей: стать настоящим художником, позвать художника, позвать учителя по рисованию.
Ведущий. Да, они смогли бы нарисовать очень хорошие портреты (принятие). Но это был бы автопортрет или просто портрет
Ответы детей: это был бы просто портрет.
Ведущий. А мы будем рисовать автопортрет. Но мы с вами не художники. Как бы мы могли попробовать нарисовать автопортрет?
Первый способ: лист бумаги прикрепляется к стене, человек прислоняется к нему, и кто-то обводит его контур карандашом или фломастером.
Второй способ: человек ложится на лист бумаги, и кто-нибудь обводит его контур.
Третий способ: осветить человека и обвести на бумаге его тень.
Если дети не называют такие способы, им надо предложить их. Они сами выбирают такой способ, который им нравится больше всего. Дети могут изобрести и другие способы.
Рисуя контуры, дети работают в группах по четыре человека (двое держат лист у стены, один прислоняется, один обводит); по два (один лежит, другой обводит) или по три (один лежит, двое обводят).
После того как контур каждого ребенка нарисован, предлагается раскрасить его так, как хотят учащиеся. Каждый может нарисовать себе одежду — самую красивую, самую модную, может быть, старинную.
Это один из центральных моментов занятия. Ребенок получает возможность погрузиться в себя, остаться наедине с самим собой, сделать собственный выбор. Он может нарисовать себя либо серьезно, либо шутливо. Он может нарисовать такую одежду, которой у него еще никогда в жизни не было, или ту, которую он хотел бы носить, а ему не разрешают.
Если ребенку что-то не нравится в автопортрете, он может объяснить это условностью занятия («Мы же не художники»). Важно то, что ребенок пытается сделать, что ему хочется, и он является единственным экспертом своего творения.
Ведущий должен быть заинтересован тем, что делают дети, проявлять удивление и восхищение:
— Ты, оказывается, любишь джинсы!
— О, тебе идут свитера!
— Какой прекрасный костюм принцессы!
Потом детям предлагают посмотреть в зеркало и нарисовать свое лицо — таким, каким бы они хотели его видеть. (А можно вначале нарисовать свое лицо, а потом посмотреть в зеркало.) При этом ведущий обязательно напоминает детям: «Конечно, мы не художники, и лицо может получиться непохожим. Это неважно. Может быть, будет похож цвет глаз, или ресницы, или улыбка, или, наоборот, не будет улыбки. Это не важно. Рисуйте так, как вам хочется».
После того как портреты созданы, они прикрепляются на стене в классной комнате и каждому из детей предлагается рассказать о себе: как его зовут, кто его родители, где он живет, какой у него дом, что он любит. По ходу этого рассказа ведущий осуществляет безусловную поддержку и принятие.
Иногда ребенок отказывается рассказывать про свою семью, говорить о своем доме. Эта реакция ребенка тоже принимается ведущим: «Да, иногда не хочется ничего рассказывать. Мы только посмотрим, какой потрет у тебя получился».
При этом обязательно надо отметить то, что получилось хорошо: удачный цвет или хорошо выраженное настроение.

Евгения ЯКОВЛЕВА,
доктор психологических наук

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Let it bio». Если вы решили приобрести качественную и надежную детскую косметику, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «Let it bio». Перейдя по ссылке: «косметика для детей», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать детские шампуни, мази, маски и крема по выгодным ценам. В интернет-магазине «Let it bio» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

(Продолжение следует)