Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2001

НАШИ ДЕТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Продолжение. Начало см. № 9, 2001 г.

ЗАНЯТИЕ ИЗ БЛОКА "Я - ДРУГОЙ"

Мнения, оценки других людей играют большую роль в принятии человеком собственных чувств. Одни чувства окружающими принимаются и приветствуются, другие — отвергаются и даже наказываются. Задача занятий данного блока заключается в том, чтобы помочь детям осознать свои чувства и свое право на их выражение.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ "СПУТАННЫЕ СКАЗКИ"

Цель

Научить детей изменять свое мнение при оценке событий.

Ход занятия

Ведущий. Ребята, есть ли среди ваших знакомых такие люди, которые вам не нравятся?
Ответы детей: да, у нас плохой сосед, я его боюсь; а мне не нравятся некоторые девочки из нашего класса, они слишком воображают и др.
Ведущий. Да, бывает так, что нам кажется, что кто-то совсем плохой, и с этим нельзя ничего поделать. Но на все можно посмотреть другими глазами — глазами другого человека.
Давайте мы с вами посмотрим другими глазами на героев хорошо известной вам сказки. Вы все знаете сказку «Три медведя», в которой говорится о том, как Машенька пошла в лес с подружками, заблудилась и попала в дом к медведям. И медведи ее чуть не съели.
Но почему мы считаем, что медведи были несправедливы к Машеньке? Разве не она ворвалась к ним в дом и съела их обед? Разве не она разломала стульчик и с грязными ногами забралась по очереди на все постели? Давайте расскажем историю о Машеньке и трех медведях с точки зрения разных медведей.

Дети работают в группах по четыре человека (Маша и три медведя) и рассказывают сказку по очереди с четырех точек зрения.
Ведущий может предварительно обсудить с детьми, что может чувствовать мама, если она увидит разбитую посуду, сломанную мебель, смятую и испачканную постель. И о том, что может чувствовать папа, который, придя с работы домой, вместо того чтобы поесть и отдохнуть, вынужден чинить мебель. И о том, что может чувствовать ребенок, у которого съели еду и разбили любимую миску.
После того как дети поработали в группах, каждая группа по очереди рассказывает свой вариант всему классу. При этом ведущий принимает все эмоциональные проявления участников и может давать развернутые комментарии.

Ведущий. Первая группа показала отрицательные переживания всех медведей: мама злится, папа в ярости, Мишутка плачет. Да, оказывается, медведи были расстроены. Вместо того чтобы отдохнуть, придя из леса, они вынуждены еще и дома работать. Конечно, Маша очень жестоко с ними поступила. И возможно, что медведи правы, что рассердились на нее. Ведь Маша без разрешения забралась в их дом, без разрешения съела их еду и помяла их постели. Поэтому чувства медведей совершенно справедливы.
Дети второй группы показали сценку, в которой медведи терпимо отнеслись к тому, что произошло. Мама сначала расстроилась, что надо заново готовить еду, но потом сказала, что она быстренько сделает всем бутерброды и медведи попьют чай. И папа сначала расстроился и рассердился, потому что он был голодный, а папы всегда любят сначала поесть, а потом отдохнуть. Но потом он сказал, что починит стул, пока мама делает бутерброды. А Мишутка сначала расстроился, а когда увидел девочку, то обрадовался, что ему есть с кем поиграть. Оказывается, из любой ситуации можно найти выход и нет необходимости долго расстраиваться из-за неприятностей.

Если дети не предлагают никакого позитивного варианта, то ведущий может сказать примерно следующее: «А однажды дети придумали такой вариант...» и изложить свой позитивный вариант и прокомментировать его.
Можно предложить детям разыгрывать другие сказки, например, «Приключения Буратино» с точки зрения Карабаса-Барабаса, «Три поросенка» с точки зрения голодного волка и так далее.
Необязательно комментировать каждую сценку; можно сказать «Как интересно!» и переходить к следующей.

ЗАНЯТИЕ ИЗ БЛОКА "Я - ОБЩЕСТВО"

Человек — существо общественное и на протяжении своей жизни взаимодействует с самыми различными социальными институтами.
Человек чувствует себя в гармонии с самим собой и с обществом, если выполнение социально предписанных ролей вызывает у него удовлетворение. Если же он чувствует недовольство, то это значит, что в данном взаимодействии не удовлетворяются какие-то существенные потребности.
Занятия этого блока помогают детям осознать, что любое дело всегда выполняется разными людьми, каждый из которых испытывает по поводу этой деятельности самые различные чувства.
Кроме того, учащиеся подходят к пониманию того, что соблюдение существующих норм и правил помогает, во-первых, обеспечивать им собственный эмоциональный комфорт, а во-вторых, прогнозировать поведение других людей. Дети должны понимать, что выражение своей индивидуальности следует осуществлять в формах, приемлемых для других людей.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА"

Цель

Развитие воображения и умения планировать.

Материал

Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия

Это занятие — третье в данном блоке; на первых двух были «изготовлены» космические ракеты и «запущены» в будущее.

Ведущий. На космодром по орбитальной связи пришло известие о вынужденной посадке наших ракет. В них кончилось горючее. Они приземлились недалеко от города Кошакса.
Когда вы вышли из своих ракет, то вдали увидели какие-то необычные строения. Некоторые были похожи на большие пушистые хвосты, другие, казалось, выгибались дугой, третьи напоминали большие банты, были и другие загадочные здания. Капитаны решили подойти поближе к строениям. Они отдали приказание своим штурманам оставаться внутри ракет и при необходимости защитить свои ракеты.
Чем ближе вы подходили к городу, тем удивительнее он казался: большие бантики превратились в дома с двумя треугольными крышами, а окна в них напоминали круглые кошачьи глаза, даже стекла были как удлиненные зрачки, которые то сжимались, то расширялись. Дома, выгнутые дугой, походили на кошачью спинку, а окна были длинные, как полосы на спинке у кошек.
А одно здание смахивало на кошачью лапу. Над самым большим когтем, который выпирал на площадь, было написано «Мэрия». «О-о-о, это то, что нам нужно», — подумал каждый из вас.
Ребята, а почему у вас могли возникнуть такие мысли?

Ответы детей: потому что там сидит мэр, он самый главный; потому что там могут помочь; они могут дать горючее.

Ведущий. Мэр — это человек, который отвечает за порядок в городе. Он отвечает за снабжение города продуктами, водой, электроэнергией, газом, горючим. Конечно, у него есть помощники, но мэр координирует все работы в городе.
Какие мысли и чувства могут возникнуть у людей, которые потерпели бедствие и вдруг встретили человека, который в силах помочь им?

Ответы детей: они обрадовались; они подумали: вот это повезло; они подумали, что надо его хорошенечко попросить.
Если дети затрудняются ответить, можно их спросить: «Может быть, эти люди обрадуются, у них появится чувство надежды, а кто-то почувствует уныние и страх, боясь, что им откажут в помощи?»

Ведущий. Капитаны прошли в кабинет мэра и увидели большого рыжего кота, важно восседающего за столом. Капитаны вежливо спросили у него, не он ли мэр города.
Кот удивленно повел усами и уставился на людей, которые были для него необыкновенными существами. Он привык видеть кошек и котов, маленьких и больших котят, но он никогда не видел людей! Что это за удивительные создания! С круглыми ушами, без усов, на двух лапах и без хвоста. А когти на передних лапах такие маленькие и беспомощные, что эти существа выглядят просто жалко. «Интересно, а какие у них шубы?» — подумал мэр.
Удивительное дело — коты и люди понимали друг друга. Кот спросил, чем он может быть полезен, и капитаны рассказали ему про свою беду. Они сказали, что из-за поспешного вылета с космодрома им не хватило горючего, для того чтобы долететь до конца первого класса. Не мог бы город помочь им в этом и снабдить горючим?
Мэр пригласил капитанов сесть в кружок вокруг своего стола (ведущий предлагает участникам взять стульчики и сесть в кружок).

Дети должны объяснить мэру, каким горючим заправляются их ракеты. Дети рассказывают, какое горючее используется на их корабле. Может быть, это — одеколон, может быть, пепси-кола, может быть, мороженое, а может быть, бензин.

Ведущий. Мэр начинает обзванивать ведущие компании своего города, для того чтобы узнать, чем можно помочь путешественникам. Съезжаются руководители ведущих организаций города.
Дети пересаживаются в другой круг, изображая этих руководителей. Они придумывают названия предприятиям, которые они возглавляют. Руководители обдумывают, как они могут достать или сделать необходимое горючее. Например, если необходимо мороженое, а фабрики мороженого нет, то владелец молокозавода и сахарного завода могут договориться о том, что они дадут сырье, и о том, где будет произведено мороженое.
Дети возвращаются на свои места за партами и на листочках бумаги изображают, каким транспортом они будут доставлять горючее к своим ракетам и транспортировать его на корабль. Затем участники по очереди рассказывают, как они доставили горючее и как загрузили его на корабль.
В конце занятия дети изображают, как выглядят капитаны их кораблей, если на них посмотреть глазами кота.

Евгения ЯКОВЛЕВА,
доктор психологических наук

(Окончание следует)