ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ
Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его
семье, коллективе, классе была благополучная
психологическая атмосфера. Для этого,
по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись
следующие условия.
Каждый член коллектива должен чувствовать себя в
безопасности (имеется в виду физическая,
психологическая и эмоциональная безопасность).
У каждого должно быть сформировано
положительное отношение к самому себе, чувство
собственной уникальности, ценности.
Каждый должен уметь заводить дружбу и
поддерживать дружеские отношения.
Все члены коллектива должны быть способны
ставить определенные цели, быть компетентными
при решении поставленных задач, а также уметь
разрешать конфликтные ситуации.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Одной из базовых потребностей
человека является потребность в безопасности и
защите. Безопасность — чрезвычайно важный
фактор межличностного общения, одно из
главнейших условий для нормального развития
человека. Говоря о безопасности, мы имеем в виду
не только физическую, но и психологическую
безопасность. Человек, находясь в психологически
опасной ситуации, испытывает тревогу и страх.
Чувство страха порождает защитные реакции,
которые могут проявляться в различных формах
поведения.
Под влиянием страха человек иногда старается
стать незаметным, чтобы как можно меньше
привлекать к себе внимание тех, кто является для
него потенциальным источником угрозы.
Другой часто встречающейся формой защитного
поведения является агрессия. Выражение
«Нападение — лучшее средство защиты» как нельзя
лучше характеризует этот тип поведения.
Еще один способ скрыть собственный страх — это
использование различных масок, с помощью которых
человек приспосабливается к ситуации,
дистанцируясь от других.
Защита от страха может проявляться и в виде
отчуждения, отношения с другими людьми при этом
характеризуются дистантностью и равнодушием.
Если ситуация опасности становится для человека
хронической, то описанные формы поведения
закрепляются и становятся основными способами
взаимодействия с миром.
НЕГАТИВНЫЕ СПОСОБЫ
Самым распространенным источником
эмоциональных переживаний человека являются его
отношения с другими людьми. Искренность в
отношениях между людьми в значительной степени
зависит от того, насколько они умеют выражать
свои чувства.
Человек может использовать самые разнообразные
способы для передачи своего эмоционального
состояния.
К ним, в частности, относятся так называемые
невербальные формы коммуникации — интонация,
мимика, жесты. Нередко эти формы являются более
значимыми для собеседника, чем смысл сказанного.
Даже нейтральная по своему содержанию фраза,
произнесенная с угрожающей интонацией, будет
воспринята как агрессивная.
По позе, мимике, интонации человека,
произносящего ничего не значащие фразы, мы легко
догадываемся о том, что ему грустно, что он обижен
и т.п.
Можно также выделить следующие способы для
передачи эмоционального состояния.
Риторические вопросы.
Например: «Как ты смеешь так вести себя?» Такой
вопрос свидетельствует о возмущении, досаде,
раздражении. С помощью риторических вопросов
человек зачастую пытается привлечь внимание
собеседника к своим чувствам, переживаниям и
желаниям, не называя их.
Приказы и запреты. Например:
«Не смей вести себя так в моем присутствии!»,
«Немедленно извинись передо мной!». Человек,
произносящий подобные фразы, фактически
пытается контролировать поведение другого
человека, для того чтобы уменьшить неприятные
для себя эмоциональные переживания. Не
правильнее ли в этом случае сказать: «Не делай
этого, потому что, когда ты это делаешь, я
чувствую то-то и то-то».
Выговоры и претензии.
Например: «Ты никогда не думаешь о том, как мне
тяжело». Подобные высказывания опосредованно
выражают чувства недовольства, раздражения,
жалости к себе. Часто вызывают у собеседника
протест и ответные претензии.
Ирония и сарказм
используется с целью вызвать у человека чувство
смущения или стыда. Обычно это делается, для того
чтобы замаскировать неприятные эмоции, которые
переживает сам говорящий.
ПОЗИТИВНЫЕ СПОСОБЫ
Все описанные выше способы
опосредованной передачи эмоциональных
состояний часто затрудняют общение, не дают
понять другим, какие же чувства человек на самом
деле испытывает. Это приводит к
неопределенности, ощущению неискренности и
психологическому дискомфорту.
Но ведь существуют и позитивные способы передачи
эмоционального состояния. К ним относятся
следующие.
Называние собственных чувств.
Например: «Я сержусь», «Мне грустно», «Я чувствую
себя спокойно». Обратите внимание, как на самом
деле редко мы используем эти, казалось бы,
простые выражения. Это свидетельствует о том, что
мы не привыкли прямо говорить о своих чувствах.
Употребление сравнений.
Например: «У меня такое чувство, будто я обидел
невинного ребенка». Употребление подобных
метафор предполагает, что люди чувствуют
приблизительно одно и то же в одинаковых
ситуациях.
Описание своего физического
состояния. Например: «У меня перехватило
дыхание, сильно забилось сердце, волосы встали
дыбом». Под влиянием эмоций у человека меняется
его физическое состояние, возникают
специфические телесные ощущения. Поэтому иногда
человеку проще описать свои ощущения, чем
назвать испытываемую в этот момент эмоцию.
Называние возможных действий.
Например: «Мне хочется провалиться сквозь
землю», «Как бы я хотел обнять тебя», «Мне хочется
тебя ударить». Опасность использования такой
формы выражения эмоций заключается в том, что
ребенок может воспринять сказанное буквально.
САМОЧУВСТВИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
Для того чтобы оценить, насколько
безопасно чувствует себя ребенок в классе, можно
использовать такие методы.
Наблюдение за детьми.
Некоторые особенности поведения, связанные с
чувством страха, были описаны выше. При
наблюдении за ребенком нетрудно уловить
признаки смущения, неловкости — он говорит тихим
голосом, избегает глазного контакта,
переминается с ноги на ногу, теребит одежду,
сосет палец или держит руки во рту.
Частые опоздания и прогулы ученика могут
свидетельствовать о том, что он избегает
находиться в классе. Немало полезной информации
об эмоциональном состоянии учащихся дают
наблюдения над позой, которую он принимает в тех
или иных ситуациях. Так, скрещивание рук и ног во
время общения является защитной реакцией.
Прикрывание рта рукой во время слушания
свидетельствует о том, что человек не доверяет
говорящему. Сжатые кулаки указывают на состояние
враждебности
Беседы с родителями. Учителю
стоит выяснить, любит ли ребенок ходить в школу,
что он рассказывает о своем классе. Часто ли он
жалуется на недомогания после школы или по утрам.
Как ребенок готовит уроки: делает это
самостоятельно или с помощью родителей.
Анкетирование учащихся.
Можно попросить детей ответить на вопросы
анкеты. При этом необходимо предупредить, что
ответы не станут известны одноклассникам.
Анкета
1. Я боюсь, что ребята будут смеяться надо
мной, когда я отвечаю у доски (да, нет).
2. Независимо от того, что происходит в моей жизни,
когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше (да,
нет).
3. У меня часто болит живот или голова, часто мне
кажется, что я вот-вот заплачу (да, нет).
4. В моем классе есть человек, которому я могу
рассказать о своих проблемах (да, нет).
5. Я знаю, что в моем классе никто не сделает мне
больно (да, нет).
6. Я уверен, что мой учитель будет любить меня,
даже если я сделаю ошибку (да, нет).
7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в
школе. Я знаю, что будет, если я их нарушу (да, нет).
8. Я боюсь, что мои одноклассники будут меня
дразнить за мою внешность (да, нет).
|
Так как анкета преследует цель
выяснить, насколько безопасно ребенок чувствует
себя в школе, не стоит обсуждать с ним ответы на
вопросы. Тем более недопустимо явно или неявно
упрекать его за них. Высказывания типа «Как же ты
мог написать, что я тебя не люблю» приведут к
тому, что в последующем он будет давать ожидаемые
и поощряемые, а не правдивые ответы, осознав, что
говорить правду о своих чувствах — значит
нарваться на неприятности.
После того как учитель проанализирует ситуацию в
классе, необходимо предпринять шаги для того,
чтобы дети чувствовали себя более комфортно.
Через какое-то время можно повторить
анкетирование, чтобы убедиться, насколько эти
шаги были эффективны.
ДОМ РОДНОЙ
Самым безопасным местом для человека,
как правило, является его дом. Мы говорим: «Будьте
как дома», «Не чувствуйте себя в гостях». Чем
отличается наш дом от любого другого места? Это
то пространство, где человек в максимальной
степени может проявить свою индивидуальность. В
доме, в семье существуют обычаи и ритуалы,
которые сближают членов семьи. У семьи есть своя
история, которая передается ее членам и дает
ощущение принадлежности именно к этому дому.
Для того чтобы класс, школа стали тем местом, где
дети чувствуют себя как дома, учитель может
использовать такие приемы.
Участие детей в организации
общего пространства, создании «дизайна» класса
Прежде всего стоит обсудить с детьми, как можно
сделать классную комнату более привлекательной,
удобной и приятной. Часть идей может быть
реализована быстро (например, по-другому
поставить мебель, сделать уголки для игрушек,
цветов, повесить картины), другие потребуют
дополнительных средств и больших усилий
(покрасить стены в определенный цвет, сделать
другое покрытие на пол, что-то купить в класс).
Следует обсудить с детьми, насколько реалистичны
их предложения, что-то можно запланировать на
будущее.
Создание правил класса
По мнению одного из наиболее авторитетных
представителей гуманистической психологии — А.
Маслоу, необходимым условием для ощущения
защищенности и безопасности является наличие
правил, по которым функционирует группа или
общество. Эти правила должны быть понятны людям,
приниматься ими. Кроме того, известными должны
быть и последствия, к которым приводят нарушения
этих правил. Дети должны иметь возможность
принять участие в создании правил своего класса.
Создание «Дневника класса»
Нужно предоставить возможность каждому ученику
и учителю написать что-то о себе, например, на
тему «Что я люблю и чего я не люблю». Эти записи
надо поместить в специальный альбом под
фотографией каждого ребенка. Туда же поместить
фотографию всего класса. Этот альбом можно
дополнять рассказами детей о жизни класса и
фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети
принимали равное участие в создании подобного
дневника. Лучше всего использовать такой альбом,
в который можно вставлять дополнительные листы в
любое место — ведь в классе могут появляться
новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал
принятия новых учеников — рассказать им о
правилах класса, показать «Дневник» и т.д.
Совместные прогулки, походы,
экскурсии
Подобные мероприятия очень сближают учеников и
учителя. При этом важно не забывать о тех, кто по
какой-то причине не смог пойти или поехать вместе
со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то
сувенир, прислать открытку, бросить за них
монетку, чтобы вернуться в это место всем вместе
(и сфотографировать этот момент). Короче говоря,
дать им почувствовать, что о них не забыли, что
они, несмотря ни на что, — члены нашего класса.
Проведение «Дней класса»
Один из наиболее удачно проведенных вместе дней
может стать «Днем класса». Стоит придумать
вместе с детьми специальные ритуалы для этого
дня и занести их в «Правила класса».
Создание атмосферы уважения
Мы живем в многонациональной стране. Уважение к
традициям, обычаям, ценностям и истории каждого
народа — обязательное условие нормального
общения. Знакомство с традициями других народов
можно начать, например, с дегустации блюд
национальной кухни. За вкусным столом и рассказы
об истории, обычаях, праздниках будут
восприниматься совсем иначе. Кстати, это хороший
повод, для того чтобы привлечь родителей, бабушек
и дедушек к участию в жизни класса. Может быть,
есть смысл в дальнейшем «привязать» такие
встречи к национальным праздникам.
Наталья МАНЕЛИС
(Продолжение следует)