Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2001

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ

Продолжение. Начало см. в № 10, 2001 г.

Осознание ребенком того, что в его жизни есть люди, которых он согревает своим теплом и которые согревают его, является важным для ощущения его безопасности. Чтобы помочь детям понять, кто именно является для них близким человеком, можно использовать следующее упражнение.

СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ — ПЛАНЕТЫ ВОКРУГ

Обсудите со своими учениками, что мы имеем в виду, когда произносим: «Ты — мое солнышко», «Мне тепло рядом с тобой».
Можно сравнить отношения между людьми с солнечной системой: так же как солнце согревает одни планеты сильнее, а другие слабее, — одни люди ближе нам, другие дальше.
Предложите детям описать чувства, которые они испытывают по отношению к близким людям. Обсудите, каким образом мы можем дать почувствовать другим людям, что они много значат для нас.
Попросите детей в центре листа изобразить солнце (или раздайте приготовленные заранее рисунки). Пусть солнцем будет сам ребенок (там он напишет в центре круга слово «Я»). Вокруг солнца он должен разместить планеты-людей. Ближе всего к нему будут те, кого он согревает своим теплом сильнее всего.
А теперь предложите детям еще раз нарисовать такую же картинку, только вокруг себя им надо расположить людей, от которых им самим тепло. Самая горячая планета ближе всего к солнцу, самая холодная — дальше всего.
Обсудите с детьми, насколько изменилась картина. Одни и те же люди на обеих картинках? На какой из них людей больше? Почему так получилось?

САМОУВАЖЕНИЕ

Говоря о самоуважении, мы имеем в виду принятие себя, осознание собственного достоинства, положительное отношение к себе. Высокое самоуважение связано с положительными эмоциями по отношению к себе, а низкое — с отрицательными.
Высокое самоуважение нельзя путать с высокомерием и отсутствием самокритичности. Человек с высоким самоуважением не считает себя лучше других, но уверен в себе и в своих возможностях.
Низкое самоуважение связано с чувством ущербности, неполноценности, что отрицательно влияет на поведение человека. Такие люди вынуждены прятать от окружающих свое истинное лицо, используя маски. Всем хорошо знакомые «классные шуты», или «клоуны», — типичный пример поведения человека с низким самоуважением.
Иногда люди с низким самоуважением излишне застенчивы, склонны к изоляции, одиночеству. Такие люди особенно болезненно реагируют на критику, порицание, остро переживают неудачу. Низкое самоуважение приводит к трудностям в общении, поскольку такие люди заранее уверены в том, что окружающие плохо к ним относятся.
По данным американских психологов, низкое самоуважение у подростков коррелирует с депрессией, агрессивными проявлениями, соматическими расстройствами. Установлено также, что отрицательное отношение к себе связано с отклоняющимся поведением — совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом.

НЕКОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА

Представление человека о себе во многом зависит от того, каким образом его оценивают окружающие. Особенное значение для человека приобретает мнение значимых для него людей.
Значимость другого связана с тем, принадлежит ли этот другой к референтной для данного человека группе. Большое значение имеют личные взаимоотношения (друг — враг).
Наиболее благоприятными для формирования адекватной самооценки и положительного самоотношения являются такие отношения, при которых люди принимают друг друга такими, какие они есть. Это не означает отсутствия критики, однако она должна быть конструктивной. Такая критика не направлена на конкретную личность. Она обращена к трудной ситуации. Смысл конструктивной критики можно выразить следующим образом: «У нас есть проблема — давай найдем ее решение».
Чересчур обобщенная критика, особенно включающая ярлыки («ты — лентяй», «ты — глуп» и т.д.), а также слова «всегда», «никогда», как правило, обидна и не соответствует действительности. Такая критика унижает достоинство человека и не может быть им принята без ущерба для собственной личности.
Ребенок или подросток, которого постоянно заставляют чувствовать себя глупым, начинает воспринимать эту оценку всерьез. Не желая оказаться униженным, такой ребенок отказывается от решения трудных для себя задач. «Уход от ситуации» становится для него основным способом психологической защиты. Не выполнить домашнее задание, прогулять контрольную — лучший способ избежать унижения.
Оскорбительная для человека критика вызывает у него обиду, злость и желание ответить тем же. Ребенок начинает защищаться, оправдываться, отвечать резкостью на резкость, критикой на критику, криком на крик.

ОЦЕНКА САМООТНОШЕНИЯ

Для того чтобы оценить, сформировано ли у ребенка позитивное самоотношение, можно предложить ему ответить на вопросы небольшой анкеты. При этом необходимо предупредить, что его ответы не станут известны одноклассникам (сделать это лучше в письменном виде, отметив это в инструкции).

Анкета

1. Я могу назвать, по крайней мере, два своих положительных качества, например: «Я — хороший спортсмен». (Да, нет)

2. Для того чтобы на меня обратили внимание, мне не надо хулиганить или пускать людям пыль в глаза. (Да, нет)

3. Каждый раз, когда я допускаю ошибку, я чувствую себя неудачником. (Да, нет)

4. Если я хорошо выполнил какую-нибудь работу, я обычно жду, чтобы кто-нибудь сказал мне об этом. (Да, нет)

5. Когда я сталкиваюсь с новой или трудной ситуацией, я обычно говорю сам себе: «Я смогу справиться с этим». (Да, нет)

6. Ребята из моего класса любят меня. Мне не нужно притворяться или делать что-то, что мне не нравится, чтобы угодить им. (Да, нет)

7. Когда кто-нибудь говорит мне комплимент, я обычно считаю, что я этого заслуживаю. (Да, нет)

8. Если кто-то начинает «давить» на меня, я чувствую себя абсолютно беспомощным. (Да, нет)

9. Мне бывает трудно сказать другим что-то приятное, поэтому я обычно этого не делаю. (Да, нет)

10. Если бы я выглядел лучше, ребята любили бы меня больше. (Да, нет)

МЕЛОЧИ НЕУДАЧ

Безусловно, отношение ребенка к самому себе во многом зависит от учителя. Последний способен поддерживать ребенка, демонстрируя его принятие в любых ситуациях, может помочь ему повысить самоуважение, используя специальные приемы.
Уверенность в себе, позитивное самоотношение подвергается испытаниям, если человек сталкивается с неудачами и неприятностями. Очень важно помочь детям осознать, что самооценка может меняться в зависимости от внешних обстоятельств, в том числе и от мелочей. С этой целью можно использовать следующий прием.
Ведущий зачитывает или рассказывает детям историю о ребенке, в которой описывается его обычный день. Детям предлагается оценить, какие чувства вызвали у героя рассказа те или иные события (нужно написать на листочке соответственно знак «плюс» или «минус»).

ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ПЕТИ

Было солнечное утро. Громко зазвонил будильник. Петя потянулся в кровати, повернулся на другой бок и решил еще немного поспать. В это время раздался голос старшего брата: «Вставай немедленно, ты опоздаешь в школу. Небось, опять не сделал уроки, лентяй!»
(Дети должны поставить свой знак.)
В школе учительница Анна Ивановна сказала: «Тишина в классе! Петя, ты опять не сделал задание по математике. Это уже третий раз за последнюю неделю. Останешься сегодня после уроков и не пойдешь на футбол!»
На глазах у Пети выступили слезы. Он забыл тетрадь по математике дома, так как очень спешил в школу, из-за того что проспал.

(Дети должны поставить свой знак.)
Когда Петя вернулся домой, он включил свою любимую музыку. В это время послышались шаги. В комнату вошла мама. Она сказала: «Я так устала на работе, а ты сидишь и слушаешь свою музыку. Я же просила тебя подогреть обед. Ради бога, выключи магнитофон».
(Дети должны поставить свой знак.)
«Столько неприятностей за один день, — подумал Петя. — Я чувствую себя таким несчастным, я — просто настоящий неудачник».
В это время раздался телефонный звонок. Звонил лучший друг Пети: «Привет, мы собрались смотреть видео. Присоединяйся. С тобой всегда так весело».
(Дети должны поставить свой знак.)

После подсчета плюсов и минусов следует провести обсуждение с помощью следующих вопросов.

  • Часто ли у вас бывают дни, похожие на этот?
  • Что люди чувствуют, когда таких неудачных дней бывает слишком много?
  • Что делать с этими неприятными чувствами? (Учиться любить себя, хорошо относиться к другим и это отношение вернется к тебе.)

Как мы можем помочь людям, которым не везет и они чувствуют себя неудачниками?

МОКРАЯ СОБАКА

Память о наших неудачах и поражениях является одной из причин понижения самооценки. Следующее упражнение поможет детям избавиться от неприятных воспоминаний.

Инструкция

Я хочу показать вам, как можно избавиться от неприятных чувств. Часто мы несем в себе воспоминания о прошлых неприятностях и неудачах. Это отнимает у нас много сил, делает нас неуверенными в себе. Например, кто-то из вас может подумать: «За последний диктант я получил двойку. У меня и на этот раз ничего не получится», или «Я совсем не симпатичная, никому не понравлюсь».
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается мокрая собака. Она трясет и спиной, и головой, и хвостом, так что вода разлетается во все стороны. Давайте сделаем примерно то же самое.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самом себе — слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. Потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и послушайте, как смешно меняется ваш голос. Представьте себе, как весь неприятный груз слетает с вас, вы становитесь бодрее, веселее.

Наталья МАНЕЛИС

(Продолжение следует)

TopList