ПСИХОЛОГ У ДОСКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК
Развивающие уроки
Продолжение. См. №№ 41,
42,
43, 2000 г., №№
3,
5,
11,
2001 г.
ЗАНЯТИЕ 10
ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ?
Задачи
Содействовать осознанию детьми собственных
особенностей памяти.
Развивать мнемические способности детей.
Упорядочить представления детей о том, что такое
память.
Материалы
Рабочие тетради, плакат «Оценка моих успехов»
(его идею мы взяли из книги Колмогоровой Л.С.,
Григорьевской Н.Н., Модиной И.А. Человекознание.
Курс психологии с элементами этики и валеологии.
1 класс. М., 1998)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Игра «Фотограф» (идея взята из книги
Никольской И., Бардиер Г. Уроки психологии в
начальной школе. СПб., 1998)
Психолог. Представьте человека,
который потерял память. Что с ним тогда
произойдет?
Дети отвечают.
А сейчас некоторые из вас на время этой игры
утратят свою память. В игре участвуют трое: тот,
кого будут фотографировать, фотограф с памятью и
фотограф без памяти.
Задача фотографов — запомнить, как выглядит тот,
кого будут фотографировать (цвет глаз, волос,
одежду, обувь, его настроение), то есть как бы
сфотографировать человека.
Потом фотографы отворачиваются от клиента и дают
его описание-фотографию, полагаясь на свою
память.
Психолог следит, чтобы фотограф без памяти
справился со своей ролью. Игру можно проводить не
только со всей группой детей, но и в подгруппах из
3—4 человек.
Психолог. Скажите, почему у одних
фотографов получаются удачные
описания-фотографии, а у других — совсем не
получаются?
2. Работа по теме
Проверка домашнего задания
Психолог. На предыдущем занятии вы
запоминали слова, для того чтобы вспомнить их
через неделю. Откройте рабочую тетрадь на чистой
странице и напишите те слова, которые вы
запомнили.
Психолог следит за тем, чтобы дети работали
самостоятельно и не заглядывали на предыдущую
страницу, где у них написаны эти слова.
Психолог. Проверим, сколько слов вы
сумели запомнить. Я читаю слова, а вы
подчеркиваете те, которые у вас есть: автобус,
озеро, банка, пальто, портрет, телефон, корабль,
буква, птица, лимон. Подсчитайте, сколько
получилось слов. А теперь вы узнаете, насколько
хорошо работала ваша память. Если у кого-то
получилось 8, 9 или 10 подчеркнутых слов, он ставит
себе красный кружочек. Если у кого-то получилось
5, 6 или
7 подчеркнутых слов, он ставит себе желтый
квадратик, а если получилось 3 или
4 слова — то зеленый треугольник. Те же, кто
вспомнил всего 1 или 2 слова, рисует себе в рабочей
тетради синюю волнистую линию. На плакате
«Оценка моих успехов» вы видите, что означают эти
значки.
Беседа на тему «Что такое память?»
Психолог задает детям следующие вопросы.
- Скажите, почему не все удачно выполнили
предыдущее задание? (Ответ: подвела память.)
- А для чего нам нужна память?
- Может ли человек обойтись без памяти? Почему?
- Подумайте и скажите, на что похожа память?
Психолог может так построить беседу, чтобы у
детей возникли следующие ассоциации со словом
«память»: сундучок с важным содержимым, склад,
записная книжка, магнитофонная пленка и т.п.
Психолог. Вы уже знаете, для чего
нужна память и на что она похожа. А вот что такое
память и какие действия совершает человек, чтобы
что-то запомнить, вы узнаете сейчас.
Когда мы что-то хотим запомнить, то сначала мы это
воспринимаем и фиксируем в своей памяти. Потом
память долго сохраняет самое важное и нужное, а
при необходимости мы вспоминаем, то есть
извлекаем из «кладовой» нашей памяти то, что
запомнили и сохранили.
Итак, память — это запоминание, сохранение и
воспроизведение того, что человек увидел,
услышал, почувствовал, выучил. Пожалуйста, в
своей рабочей тетради с помощью рисунков
зашифруйте, что такое память. Не забудьте, что
память состоит из запоминания, сохранения и
воспроизведения.
Психолог просматривает рисунки детей и
показывает всем самые удачные.
Задание «Тройки слов» (использованы материалы
книги Колмогоровой Л.С., Григорьевской Н.Н.,
Модиной И.А. Человекознание. Курс психологии с
элементами этики и валеологии. 1 класс. М., 1998)
Психолог. Мы уже тренировали память,
запоминая 10 слов. На этот раз мы будем запоминать
по три слова, которые связаны между собой по
смыслу. Я буду говорить вам эти слова, а вы
запоминайте их. Потом я назову первое слово из
любой тройки, а вы должны будете написать в
рабочей тетради два других, которые связаны с ним
по смыслу. Слушайте внимательно и запоминайте.
Глаза — рот — уши
Малыш — взрослый — старик
Шофер — музыкант — повар
Сестра — дедушка — тетя
Добрый — злой — честный
Грусть — радость — удивление
Дети выполняют задание.
Психолог. А теперь скажите, каким
общим словом можно назвать каждую тройку слов? В
каком случае было легче запоминать слова: когда
вы запоминали десять слов или когда выполняли
задание «Тройки слов»?
Ответ: во втором задании.
Психолог. А почему так получилось,
ведь во втором задании было 18 слов, а в первом
задании всего 10?
Ответ: потому что слова во втором задании были
связаны по смыслу.
Психолог. Действительно, лучше
запоминается то, что связано между собой по
смыслу.
3. Время книги
Чтение отрывка из книги И.В. Вачкова
«Психология для малышей» (см. приложение 2).
4. Домашнее задание
Вырезать и сложить в отдельные конверты цифры,
буквы, картинки (см. приложение 3).
Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская область
Тел.: (095) 541-63-33, 541-68-43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Плакат "ОЦЕНКА МОИХ УСПЕХОВ"
Красный кружок — получилось отлично
Желтый квадратик — получилось хорошо
Зеленый треугольник — получилось
удовлетворительно
Синяя волнистая линия — не получилось так, как
хотелось
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПОБЕГ ГАФ ГАФЫЧА
Папу отправили под конвоем назад в подземелье,
а Юлю и Гаф Гафыча вывел во двор на прогулку
высокий трик. Юля огляделась. Это был широкий
каменный двор с задней стороны дворца
Повелителя, окруженный высокой стеной. Огромные
ворота были крепко заперты, так что бежать отсюда
было невозможно. Но тут взгляд девочки упал на
черное овальное тело сферолета в углу двора. Юля
переглянулась с Гаф Гафычем. Тот едва заметно
кивнул.
Во двор выходили двери дворцовой кухни. Через них
туда-сюда сновали повара и слуги. Темнокожие и
коренастые, это были явно не трики. Вспомнив
описание жителей Хухромухра из рассказа
Бум-Дирбома, Юля догадалась, что перед ней трумы.
Немного погуляв с Гафом Гафычем, который, как
самая обычная собака, бегал по двору, обнюхивая
все вокруг, Юля подошла к одному из трумов. Он
сидел на скамейке у стены, видимо, отдыхая.
Трик-охранник, следовавший за Юлей как тень,
остановился рядом.
— Здравствуйте, — сказала Юля труму. — Меня
зовут Юля, а вас?
Трум озадаченно посмотрел на нее. У него были
добрые карие глаза.
— Не помню, — сказал он. — Старший шлям помнит.
Надо спросить у него.
— А что вы здесь делаете?
Трум покрутил головой.
— Я забыл, как это называется. Я помню, что я
должен готовить... как ее...
— Еду? — подсказала Юля.
— Да. Для Повелителя. Мы все служим Повелителю и
должны только уметь повиноваться.
— Это вы помните, — усмехнулась Юля.
— Да. Это мы повторяем каждый час, чтобы не
забыть. А по утрам десять раз подряд./
— А раньше, когда не было еще Повелителя, что вы
делали? — спросила Юля.
Трум пожал плечами.
— Я помню ясно, как я был маленьким мальчиком.
Потом я помню, что учился... Чему я учился? — Трум
нахмурил брови, покачал головой. — Чем я старше
становился, тем хуже все запоминал.
— А разве вы не сразу потеряли память?
— Не помню. Особенно плохо помню то, что было
недавно. Вчера, например...
— Как же вы можете что-нибудь делать, если ничего
не помните? — удивилась Юля.
— Сначала я записывал на бумажке, что нужно.
Потом стал забывать слова. Прочитаешь, а все
равно непонятно. А теперь я забыл буквы и не могу
читать.
— Какой ужас! — Юля даже зажмурила глаза.
— А сейчас у нас в этой... как ее?.. кухне сидят
шлямы. Они, правда, не умеют... это... мыслить. Зато
все помнят. Мы у них спрашиваем, а они нам говорят
то, что мы просили их запомнить.
Пока Юля разговаривала с трумом, Гаф Гафыч улучил
момент, когда трик-охранник отвернулся, и
прошмыгнул в открытую дверь сферолета. Из дверей
кухни поспешно вышел трум, который держал в руке
бумажку и шевелил губами, повторяя написанное. Он
направился к сферолету, забрался в него, и через
несколько секунд сферолет бесшумно поднялся в
воздух и, перелетев через стену, исчез в небе.
Наверное, этот трум еще не забыл грамоту и его
отправили привезти продукты. Так Гаф Гафыч
вырвался из плена.
Юля облегченно вздохнула. Пока она молчала, трум
отвлекся на пролетавшую птичку и совершенно
забыл про девочку.
— До свидания, — сказала Юля труму. — Мы с папой
обязательно постараемся вам помочь вернуть
память.
Трум с удивлением посмотрел на нее, пытаясь
вспомнить, почему эта девочка прощается с ним, но,
видно, так и не вспомнил.
Охранник повел Юлю в подземелье. На отсутствие
собаки он не обратил внимания. Ведь ему было
приказано доставить в камеру девочку, и он строго
выполнял приказание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(Продолжение следует)