ИГРОТЕКА
ДОВЕРИЕ К СЕБЕ
Для психолога, который работает с подростками
и юношами, основной работой нередко становится
развитие их веры в себя и способности управлять
своей жизнью. В ходе тренингов и консультаций
важно вернуть детям доверие к себе, помочь им
расстаться с позицией жертвы или агрессора,
почувствовать уверенность в том, что они могут
отстоять себя и свою безопасность, осознать себя
человеком выбирающим и отвечающим за свою жизнь.
Сегодня мы приводим описание игр и упражнений
именно этой направленности
ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ
Эта игра работает на восстановление
доверия человека к своему телу. Именно поэтому
она не «говорильная», а молчаливая: все внимание
концентрируется на теле и телесных ощущениях.
В каких ситуациях в первую очередь проявляется
доверие или недоверие человека к себе и своему
телу? Конечно же, в ситуации падения.
Кстати, отношение человека к физическому падению
символически отражает, как он относится к
жизненным падениям — неудачам, насколько боится
их и насколько тяжело из них выходит. Ведь травму
вызывает не само падение, а напряженное
сопротивление, за которым проглядывает страх
потери точки опоры. Страх и напряжение
ограничивают естественную психологическую
приспособляемость к ситуации. Расслабленное же
тело никогда не травмируется от падения.
Есть несколько вариантов игры. Мы приведем самый
простой. Он очень напоминает одну из любимых
забав дошкольников. Нужно, стоя в полный рост,
покружиться на месте так, чтобы расслабленные
руки отлетели в стороны, а кисти налились
тяжестью. Затем резко остановиться и упасть, куда
поведет тело. В таких случаях падение, как
правило, идет с закручиванием, по спирали.
Несколько участников в этот момент подхватывают
падающего.
Попробуйте, и вы сами увидите, какое оживление
вызывает эта игра в группе и как помогает
развитию доверия и к себе, и к партнерам по
работе. Единственное предупреждение: в
помещении, где выполняется игра, нужен мягкий
ковер, простор и страхующий взрослый.
Следующий цикл упражнений дает
возможность участникам сконцентрироваться на
мыслях и чувствах, связанных с ощущением силы и
бессилия. Эти упражнения помогают подросткам
укрепить веру в себя и свои силы.
МЕНЯ ЗАСТАВИЛИ
Упражнение состоит из двух частей. Оно
выполняется в парах.
Инструкция к первой части
Вспомните ситуацию, когда вы
отчетливо чувствовали и осознавали: «Меня
заставили делать то, что я вовсе не хотел...»
Думаю, подобные ситуации найдутся в опыте
каждого из вас. Кто заставил? Возможно, это
родители? Или учителя? Или приятели? Или
жизненные обстоятельства?
Припомнили? Определили ситуацию? Хорошо. Может
случиться, что кто-то из вас, перебирая события
прошлого, не смог припомнить подходящего
случая... Ну что же, все равно не отказывайтесь от
работы. Придумайте такую ситуацию, поверьте в ее
реальность и работайте с ней. Только не надо
предупреждать партнера, что ситуация
«невсамделишная».
Как работать? Расскажите своему партнеру о
случае, когда вас заставили сделать что-либо
вопреки вашему желанию, и о тех чувствах, которые
вы при этом испытывали.
После того как первый участник завершает свой
рассказ, роль рассказчика переходит к его
партнеру.
Вопросы для анализа
После того как выговорились оба
участника взаимодействия, ведущий просит
игроков проанализировать свое состояние,
задавая примерно такие вопросы:
Что вы чувствовали во время своего
рассказа?
Как звучал ваш голос?
Какую позу вы заняли? Каким было выражение вашего
лица?
Комментарий для специалиста
Возможно, участники упражнения сами
обратят внимание на те изменения, которые
произошли с ними во время погружения в ситуацию.
Если они не сумеют или не решатся этого сделать,
обратите их внимание на эти изменения, произнеся
примерно такую фразу: «Возможно, что во время
«погружения в ситуацию» у кого-то из вас поникли
плечи, безвольно опустились руки, в голосе
зазвучали жалостливые детские нотки... А может
быть, у вас участилось дыхание, сжались кулаки,
напряглось тело? Или наоборот, кому-то захотелось
сжаться в комочек и заплакать?»
Скорее всего те, кто глубоко вошел в ситуацию,
подтвердят, что почувствовали себя во время
выполнения упражнения маленькими, жалкими,
обиженными, бессильными, нуждающимися в утешении
и защите. Попросите участников запомнить это
состояние и перейдите ко второй части
упражнения.
Инструкция ко второй части
А теперь встряхнитесь и сбросьте с
себя пережитое. Приготовьтесь к неожиданному.
Давайте мысленно изменим свой взгляд на эту
ситуацию и представим, что и здесь у вас был
выбор. Вы сами решали, подчиниться или нет, сами
выбирали способ действия. Если вы выбрали
смирение, подчинение требованиям, то лишь потому,
что трезво взвесили все обстоятельства, оценили
возможные последствия и решили, что в этой
ситуации такое поведение более уместно и
разумно. Вы сами выбрали этот вариант поведения.
А теперь, приняв именно такой взгляд на ситуацию,
расскажите о ней партнеру, но с новой точки
зрения. Сыграйте, поверьте на минуту, что вы —
мудрый и сильный, почувствуйте это.
Подростки поочередно выполняют
задание.
После завершения этой части упражнения ведущий
вновь просит участников обратить внимание на
свое состояние, отметить, как оно изменилось по
сравнению с первой частью. Как изменилась поза,
выражение лица, жесты, интонация голоса? Как
обстоит дело с чувствами?
Как правило, подростки и юноши с удивлением
отмечают изменения. В этом случае вполне уместен
примерно такой комментарий ведущего.
Вы удивлены? А ведь все закономерно.
Если человек воспринимает ситуацию как «меня
заставили», он ощущает себя пешкой в чьих-то
руках, «жертвой обстоятельств». Именно это
внутреннее состояние определяет все его
поведение и, конечно, результаты этого поведения.
Один из этих результатов — то неприятное
переживание бессилия, беспомощности,
собственной ничтожности, которое вы испытали
после первой ситуации.
Ощущая себя «пешкой», «жертвой», человек, как
правило, снимает с себя всякую ответственность
за свой выбор, свои поступки и переносит ее на
окружающих. Последствия такой позиции различны.
В душе одного звучит простое и пессимистическое:
«Я не могу ничего изменить, все решают
обстоятельства...» — и человек погружается в
серое и безнадежное состояние депрессии. У
другого может появиться желание найти сильного и
мудрого человека, который все за него решит и
сделает. Может возникнуть и
критика-разоблачение: «Все — дрянь... Я — дрянь и
другие тоже... Никто ничего не может...»
Если же человек сознательно делает свой выбор, то
чувствует себя «хозяином своих поступков и своей
судьбы». Даже если он после трезвого размышления
сознательно выбрал смирение, то он сам отвечает
за все, что с ним происходит.
Если группа достаточно «продвинутая»,
то следует сразу же предложить подросткам
выполнить другое упражнение, чуть похожее на
предыдущее, но гораздо более радостное.
Наталия ОСУХОВА,
кандидат педагогических наук,
ГосНИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ,
г. Москва
Окончание в №35