ИГРОТЕКА
ДОВЕРИЕ К СЕБЕ
Окончание. Начало № 34/2001 г.
СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ
Участники выбирают нового партнера и
вновь определяют, кто из них будет говорить
первым, а кто — вторым.
Инструкция ведущего
Вспомните ситуацию из вашей жизни,
которую можно было бы назвать «везением» или
«счастливым случаем». Как и в предыдущем
упражнении, расскажите об этом случае своему
партнеру, а потом, в ходе осмысления, отметьте
особенности своей позы, голоса, ощущений,
внутреннего состояния.
После обмена ролями и рефлексии
участникам предлагается рассказать о той же
самой ситуации, но с иной позиции: «Я сам
обеспечил себе успех». При этом ведущий
предлагает участникам добросовестно вспомнить
все, что они сделали, чтобы достичь блестящих
результатов.
Комментарий для специалиста
В ходе коллективного осмысления
результатов этого цикла упражнений нужно
разъяснить подросткам, что и тяжелое «чувство
жертвы», и приятное состояние, которое возникло у
них во время выполнения упражнения «Счастливый
случай», — это две стороны одной медали. Все это
— уже знакомая им позиция «пешки»: не «я делаю», а
«со мной делают» или «со мной случается». Итог
такой позиции печален: человек оказывается не
хозяином своей судьбы, а игрушкой в ее руках. Он
снимает с себя ответственность за все, что
происходит в его жизни.
Крайний, негативный вариант такой позиции носит
название «выученная беспомощность»: человек,
сталкиваясь с малейшим жизненным затруднением,
заранее говорит себе: «Все равно ничего не
получится». Ощутив свою беспомощность и
бессилие, он прекращает всякие попытки достичь
чего-либо, заранее отказывается от любых
действий, способных что-то изменить в его жизни, в
его отношениях с другими людьми. Именно поэтому
важно понять, что позиция пешки — это социальный
стереотип, который искажает восприятие мира и
себя в нем и удерживает человека от изменений, от
активного участия в жизни.
Нужно подвести подростков и юношей к осознанию
того, что каждому необходимо самостоятельно
решить, выбирает ли он свои поступки и судьбу сам
или ждет, когда его заставят поступить
определенным образом.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ «Я — КАПИТАН»
О технике визуализации подробно было
рассказано в статье А. Ремеевой «Вообразите
себе» (см. «Школьный психолог», № 23, 2001 г.). Кстати,
специалисты порой называют используемую в этом
случае визуализацию техникой «кино», или
управляемой медитацией.
Цель
В процессе визуализации создать
предвосхищающий образ себя в будущем — человека,
взявшего ответственность за свою жизнь.
Для выполнения этого упражнения необходимо
устроиться в удобном месте сидя, полулежа или
лежа. Ведущий включает тихую, приятную музыку,
затем чуть замедленным ровным голосом дает
участникам инструкцию.
Инструкция ведущего
Расслабьтесь тем способом, который
вам ближе и приятнее. Дышите ровно, глубоко,
медленно... Как во сне... После того как вы
почувствуете, что ваше тело полностью
расслаблено, а напряжение исчезло,
сконцентрируйтесь.
Представьте себе комнату: длинную-длинную,
пустую и светлую...
Вы входите в комнату и ощущаете ее огромные
размеры... Она такая большая, длинная, высокая... И
вы кажетесь себе в ней маленьким... Вы обводите
эту огромную комнату
глазами... И видите, что все стены заставлены
полками слева и справа, до самого потолка, до
самого конца... На полках стоят коробки подобно
книгам...
Вы видите, как из какого-то отверстия сверху
свешивается кинолента... Она ползет и опускается
все ниже и ниже... Она достает до пола. На полу вы
видите кусочек ленты. Вы берете его в руки... И
подносите к глазам... Смотрите на свет... Вы
понимаете, что на этом кусочке ленты отражены
ваши чувства и ощущения, которые вы недавно
пережили. И вы понимаете, что здесь, в этих
коробках — фильмы, где запечатлена ваша жизнь...
И вы задумываетесь, откуда появилась эта лента...
Вы замечаете в углу комнаты лестницу и видите,
что она круто идет наверх... Вы поднимаетесь по
ней, ваши ноги ощущают твердость ступеней, их
крутизну... Вы чувствуете, что вам тяжело
подниматься по этой лестнице... Но вы настойчиво
поднимаетесь наверх и видите отверстие в
потолке, через которое льется яркий солнечный
свет...
Вы выходите на крышу и входите в помещение... В
этой небольшой комнате вы видите кресло... В углу
сидит человек и снимает кинокамерой фильм. Он
встает и уходит... Вы садитесь на его место в
кресло... И видите: да, это снимается фильм о вашей
жизни... Вот ваше детство... Вы смотрите на пленку и
видите то, что происходило с вами давным-давно...
Сейчас вы понимаете, почему вы имеете такие
взгляды на жизнь... Теперь вы знаете, почему вы так
думаете о жизни...
Но вы знаете и другое: это случилось в прошлом...
Теперь вы выросли и почувствовали себя сильным
человеком, способным самостоятельно решать,
какой будет ваша жизнь и ваши отношения с
людьми... Вы понимаете, что режиссер вашей жизни —
вы сами. И вы вольны изменить свою жизнь... Вы
напишете новые страницы своей жизни. И они теперь
будут зависеть только от вас.
Режиссер — вы! Вы можете вернуться назад и
мысленно вырезать кадр из фильма... Вы можете и
другое (это самое важное) — снимать дальше новый
фильм...
И вы замечаете еще одну дверь... Открываете ее... Вы
видите перед собой безбрежное синее море... Вы
чувствуете много света и солнца. Дует свежий
морской ветерок... И вы видите перед собой белый
прекрасный корабль... И вы видите свежий лак на
его деревянных частях... Вы вступаете на палубу
этого корабля... И чувствуете, как она
раскачивается на волнах... Вы замечаете две или
три мачты... Вы смотрите на них... И видите паруса,
наполненные ветром... Корабль чистый и красивый...
И все здесь вам нравится...
Вы задумываетесь о том, кто же ведет этот корабль?
И видите рубку, где стоит капитан в белой
фуражке... Он стоит у руля... Вы подходите к нему... И
происходит нечто удивительное: вы видите, что он
снимает фуражку, кладет ее на палубу, подходит к
борту и... прыгает в воду, машет вам рукой и вы
слышите его голос: «Корабль — твой... Я оставляю
его тебе...»
Это ваш корабль... Вы можете сами выбирать, что
делать... Вы можете спуститься вниз и предаться
сладкой лени... Вы можете выпустить руль из рук... А
можете взять штурвал в свои руки...
Вы поднимаетесь, берете капитанскую фуражку,
надеваете ее на свою голову... Вы становитесь за
штурвал... Вы стали капитаном этого корабля... Вы
ведете его к своей цели через шторм и бурю
навстречу солнцу и людям... Берите на себя
ответственность за свой курс! Ведите свой
корабль уверенно! Имя вашего корабля — жизнь...
Вы спокойны. А когда вы спокойны — вы красивы,
когда вы красивы — вас любят... Когда вас любят —
вы счастливы... Вы спокойны... Вы уверены... Вы
свободны... Вы — хозяин своей жизни.
Комментарий для специалиста
Мы не случайно завершили этот цикл
упражнений медитацией в технике «кино». Во время
подобных упражнений человек расслаблен: без
напряжения, не прилагая каких-либо внешних
усилий, он оказывается как бы в центре самого
себя.
Такие сеансы саморегуляции помогают подростку
вместо привычного образа «жертвы обстоятельств»
принять новый — автора своей жизни.
В дальнейшей работе с подростками важно
предусмотреть реальные действия, которые
позволят им «апробировать цели действиями»,
запланировать и организовать серьезную работу
по самовоспитанию.
Наталия ОСУХОВА,
кандидат педагогических наук,
ГосНИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ,
г. Москва