Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2001

ИГРОТЕКА

ДОВЕРИЕ К СЕБЕ

Окончание. Начало № 34/2001 г.

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Участники выбирают нового партнера и вновь определяют, кто из них будет говорить первым, а кто — вторым.

Инструкция ведущего

Вспомните ситуацию из вашей жизни, которую можно было бы назвать «везением» или «счастливым случаем». Как и в предыдущем упражнении, расскажите об этом случае своему партнеру, а потом, в ходе осмысления, отметьте особенности своей позы, голоса, ощущений, внутреннего состояния.

После обмена ролями и рефлексии участникам предлагается рассказать о той же самой ситуации, но с иной позиции: «Я сам обеспечил себе успех». При этом ведущий предлагает участникам добросовестно вспомнить все, что они сделали, чтобы достичь блестящих результатов.

Комментарий для специалиста

В ходе коллективного осмысления результатов этого цикла упражнений нужно разъяснить подросткам, что и тяжелое «чувство жертвы», и приятное состояние, которое возникло у них во время выполнения упражнения «Счастливый случай», — это две стороны одной медали. Все это — уже знакомая им позиция «пешки»: не «я делаю», а «со мной делают» или «со мной случается». Итог такой позиции печален: человек оказывается не хозяином своей судьбы, а игрушкой в ее руках. Он снимает с себя ответственность за все, что происходит в его жизни.
Крайний, негативный вариант такой позиции носит название «выученная беспомощность»: человек, сталкиваясь с малейшим жизненным затруднением, заранее говорит себе: «Все равно ничего не получится». Ощутив свою беспомощность и бессилие, он прекращает всякие попытки достичь чего-либо, заранее отказывается от любых действий, способных что-то изменить в его жизни, в его отношениях с другими людьми. Именно поэтому важно понять, что позиция пешки — это социальный стереотип, который искажает восприятие мира и себя в нем и удерживает человека от изменений, от активного участия в жизни.
Нужно подвести подростков и юношей к осознанию того, что каждому необходимо самостоятельно решить, выбирает ли он свои поступки и судьбу сам или ждет, когда его заставят поступить определенным образом.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ «Я — КАПИТАН»

О технике визуализации подробно было рассказано в статье А. Ремеевой «Вообразите себе» (см. «Школьный психолог», № 23, 2001 г.). Кстати, специалисты порой называют используемую в этом случае визуализацию техникой «кино», или управляемой медитацией.

Цель

В процессе визуализации создать предвосхищающий образ себя в будущем — человека, взявшего ответственность за свою жизнь.
Для выполнения этого упражнения необходимо устроиться в удобном месте сидя, полулежа или лежа. Ведущий включает тихую, приятную музыку, затем чуть замедленным ровным голосом дает участникам инструкцию.

Инструкция ведущего

Расслабьтесь тем способом, который вам ближе и приятнее. Дышите ровно, глубоко, медленно... Как во сне... После того как вы почувствуете, что ваше тело полностью расслаблено, а напряжение исчезло, сконцентрируйтесь.
Представьте себе комнату: длинную-длинную, пустую и светлую...
Вы входите в комнату и ощущаете ее огромные размеры... Она такая большая, длинная, высокая... И вы кажетесь себе в ней маленьким... Вы обводите эту огромную комнату
глазами... И видите, что все стены заставлены полками слева и справа, до самого потолка, до самого конца... На полках стоят коробки подобно книгам...
Вы видите, как из какого-то отверстия сверху свешивается кинолента... Она ползет и опускается все ниже и ниже... Она достает до пола. На полу вы видите кусочек ленты. Вы берете его в руки... И подносите к глазам... Смотрите на свет... Вы понимаете, что на этом кусочке ленты отражены ваши чувства и ощущения, которые вы недавно пережили. И вы понимаете, что здесь, в этих коробках — фильмы, где запечатлена ваша жизнь...
И вы задумываетесь, откуда появилась эта лента... Вы замечаете в углу комнаты лестницу и видите, что она круто идет наверх... Вы поднимаетесь по ней, ваши ноги ощущают твердость ступеней, их крутизну... Вы чувствуете, что вам тяжело подниматься по этой лестнице... Но вы настойчиво поднимаетесь наверх и видите отверстие в потолке, через которое льется яркий солнечный свет...
Вы выходите на крышу и входите в помещение... В этой небольшой комнате вы видите кресло... В углу сидит человек и снимает кинокамерой фильм. Он встает и уходит... Вы садитесь на его место в кресло... И видите: да, это снимается фильм о вашей жизни... Вот ваше детство... Вы смотрите на пленку и видите то, что происходило с вами давным-давно... Сейчас вы понимаете, почему вы имеете такие взгляды на жизнь... Теперь вы знаете, почему вы так думаете о жизни...
Но вы знаете и другое: это случилось в прошлом... Теперь вы выросли и почувствовали себя сильным человеком, способным самостоятельно решать, какой будет ваша жизнь и ваши отношения с людьми... Вы понимаете, что режиссер вашей жизни — вы сами. И вы вольны изменить свою жизнь... Вы напишете новые страницы своей жизни. И они теперь будут зависеть только от вас.
Режиссер — вы! Вы можете вернуться назад и мысленно вырезать кадр из фильма... Вы можете и другое (это самое важное) — снимать дальше новый фильм...
И вы замечаете еще одну дверь... Открываете ее... Вы видите перед собой безбрежное синее море... Вы чувствуете много света и солнца. Дует свежий морской ветерок... И вы видите перед собой белый прекрасный корабль... И вы видите свежий лак на его деревянных частях... Вы вступаете на палубу этого корабля... И чувствуете, как она раскачивается на волнах... Вы замечаете две или три мачты... Вы смотрите на них... И видите паруса, наполненные ветром... Корабль чистый и красивый... И все здесь вам нравится...
Вы задумываетесь о том, кто же ведет этот корабль? И видите рубку, где стоит капитан в белой фуражке... Он стоит у руля... Вы подходите к нему... И происходит нечто удивительное: вы видите, что он снимает фуражку, кладет ее на палубу, подходит к борту и... прыгает в воду, машет вам рукой и вы слышите его голос: «Корабль — твой... Я оставляю его тебе...»
Это ваш корабль... Вы можете сами выбирать, что делать... Вы можете спуститься вниз и предаться сладкой лени... Вы можете выпустить руль из рук... А можете взять штурвал в свои руки...
Вы поднимаетесь, берете капитанскую фуражку, надеваете ее на свою голову... Вы становитесь за штурвал... Вы стали капитаном этого корабля... Вы ведете его к своей цели через шторм и бурю навстречу солнцу и людям... Берите на себя ответственность за свой курс! Ведите свой корабль уверенно! Имя вашего корабля — жизнь...
Вы спокойны. А когда вы спокойны — вы красивы, когда вы красивы — вас любят... Когда вас любят — вы счастливы... Вы спокойны... Вы уверены... Вы свободны... Вы — хозяин своей жизни.

Комментарий для специалиста

Мы не случайно завершили этот цикл упражнений медитацией в технике «кино». Во время подобных упражнений человек расслаблен: без напряжения, не прилагая каких-либо внешних усилий, он оказывается как бы в центре самого себя.
Такие сеансы саморегуляции помогают подростку вместо привычного образа «жертвы обстоятельств» принять новый — автора своей жизни.
В дальнейшей работе с подростками важно предусмотреть реальные действия, которые позволят им «апробировать цели действиями», запланировать и организовать серьезную работу по самовоспитанию.

Наталия ОСУХОВА,
кандидат педагогических наук,
ГосНИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ,
г. Москва

TopList