Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2001

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Данная программа базируется на разрабатываемом Е. ЯКОВЛЕВОЙ подходе к развитию творческого потенциала личности. в «Школьном психологе» была опубликована статья Е. Яковлевой «Развитие творческой одаренности детей школьного возраста», в которой раскрывались теоретические положения подхода и рассматривались примеры практический занятий с учащимися (см. №№ 9, 10, 11, 2001 г.).
Значительная часть занятий разработана учителем-экспериментатором Н.П. ТРОФИМОВОЙ.

Задачи программы

1. Создать детям условия для свободного выражения эмоциональных состояний.
2. Помочь осознать собственную ценность.
3. Продемонстрировать возможное многообразие эмоциональных реакций в различных ситуациях.

Старший дошкольный возраст является важным периодом в развитии ребенка. В этом возрасте развивается произвольность поведения, изменяются желания и интересы, появляются новые типы деятельности, первые этические понятия и зачатки мировоззрения.
Д.Б. Эльконин указывает, что основной психологической характеристикой дошкольного возраста является опосредованность поведения ребенка образом действий взрослого: «Ребенок теперь не только видит отношения взрослых к предметам и друг к другу, но и хочет действовать как они. Это новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребенка, служит основой для всех новообразований в личности ребенка дошкольного возраста». В дошкольном возрасте происходит интенсивное усвоение норм и правил поведения.
Основными видами деятельности ребенка-дошкольника являются игра и организованные занятия.
Ведущей деятельностью становится игра: «В ней, с одной стороны, благодаря ролевому действию, происходит усвоение этических норм, с другой — формирование самого механизма личностного поведения, то есть механизма подчинения своего поведения образу, данному в идеальной форме, в форме представления... Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре» (Д.Б. Эльконин).
На каждом этапе жизни ребенка решаются определенные психологические задачи. Согласно Дж. Хэвигурсту, психологическими задачами «среднего детства» (в которое по отечественной классификации входит старший дошкольный и младший школьный возраст) являются следующие.

Ребенок должен:

— овладеть физическими навыками, необходимыми для обычных игр;
— обрести целостную установку по отношению к самому себе;
— научиться взаимодействовать со сверстниками;
— овладеть адекватной мужской или женской социальной ролью;
— развить базовые навыки в чтении, письме и счете;
— усвоить понятия, необходимые для повседневной жизни;
— развить совесть, мораль и шкалу ценностей;
— достичь личностной независимости;
— выработать отношение к социальным группам и институтам.

По мнению Э. Эриксона, одного из крупнейших авторитетов в области возрастного развития человека, основным новообразованием старшего дошкольного возраста является чувство инициативы. Если же это чувство не формируется, то возникает чувство вины.
Перечисленные возрастные задачи ребенок дошкольного возраста решает в игре. Именно в игре формируется произвольность, которая характеризует произвольное овладение как собственными психическими процессами, так и поведением и проявлением чувств в межличностных отношениях.
В основе подхода Е. Яковлевой к развитию творческого потенциала личности лежит представление о творческости как реализации человеком собственной индивидуальности. Индивидуальность понимается как уникальность, неповторимость каждого человеческого существа. В качестве самодостаточного проявления индивидуальности принимаются эмоциональные реакции и состояния человека.
С этой точки зрения осознание человеком собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему. Поэтому для развития творческого потенциала ребенка необходимо осуществлять работу с его эмоциональными проявлениями.
Развитие ребенка осуществляется во взаимодействии со взрослыми. Личностное и творческое развитие ребенка происходит тогда, когда содержанием этого взаимодействия становятся эмоциональные реакции и состояния ребенка.
Для осознания ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний необходимо:

— во-первых, их называние взрослым;
— во-вторых, их принятие или непринятие взрослым;
— в-третьих, поддержка, которую взрослый оказывает ребенку.

Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он переживает. В случае их непринятия взрослый препятствует развитию индивидуальности ребенка.
Основным принципом развития творческого потенциала личности становится трансформация когнитивного содержания в эмоциональное. В соответствии с этим принципом когнитивное содержание (выполняемое ребенком задание) должно быть трансформировано в эмоциональное (его отношение к этому заданию).
В программе также используются принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация.

Условия проведения занятий

При проведении занятий соблюдаются условия безоценочности, принятия, безопасности, поддержки.
Для этого нужно:

— восхищаться каждой идеей ребенка так же, как восхищаются его первыми шагами;
— позитивно подкреплять все идеи и ответы ребенка;
— использовать ошибку как возможность для нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
— максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей;
— создавать климат взаимного доверия;
— обеспечивать ребенку независимость в выборе и принятии решений с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.

Непременным условием проведения занятий является положительная поддержка деятельности детей: исключается всякая ее критика, психолог принимает и выслушивает все, что говорят дети.
Занятия проводятся в игровой форме.
Ведущий при обращении к детям должен:

— описывать свои чувства, называть конкретные факты или детали, которые ему понравились;
— выражать удивление и восхищение всем, что дети делают и говорят на этих занятиях;
— часто употреблять слова: молодец, прекрасно, хорошо, очень приятно, умница, красиво, отлично, блестяще, восхитительно и др.;
— если что-то раздражает, то обращаться к правилам ведения этих занятий, а не к личности ученика;
— в каждом занятии находить что-то позитивное и называть это вслух.

У детей на столах или с собой всегда должны быть цветные карандаши или фломастеры, бумага для рисования, папки, куда складываются работы.
Работы детей должны вывешиваться в комнате для занятий.
На занятиях обязательно используется повседневный опыт детей. Это позволяет ребенку почувствовать: то, что с ним происходит сейчас, — это важно. Ребенок еще не способен спрогнозировать свою жизнь, сосредоточиться на том, что пригодится в будущем. Он живет здесь и сейчас, и все разговоры взрослых о будущем не затрагивают малыша. А вот то, что происходит с ним сейчас, — это и есть самое важное.
Если дети на первых занятиях не хотят высказываться, то нужно оставить их в покое и признать их право пока не выполнять задания. Ведущий может, например, сказать: «Да, трудно говорить о своих чувствах», «Бывает, что человек стесняется при всех говорить о себе», «Все в порядке, можно просто посидеть и послушать других», «Да, не хочется иногда ничего делать».
Может случиться так, что на первых занятиях для некоторых детей формой принятия и поддержки станут объятие ведущего, поглаживание по плечу, голове, руке, возможно, иногда надо будет брать ребенка на колени. Но у некоторых детей прикосновение чужого взрослого может вызвать резко отрицательное отношение. Это также принимается ведущим. Иногда можно прокомментировать: «Да, не всегда прикосновение другого человека может нравиться».
При описании занятий встречаются слова «ответы детей». Там приведены реальные ответы ребят, участвовавших в экспериментальной работе. В других условиях, с другим ведущим будут получены другие ответы, и это совершенно нормально.
Необходимо выслушивать все ответы детей, даже если они неоднократно повторяются. Произнося одни и те же слова, дети на самом деле предъявляют себя. Для ребенка эти слова полны своего смысла, имеющего отношение только к нему. Они могут выражать гордость за то, что он тоже это знает.

Занятия проводятся с группой 8—12 человек один раз в неделю по 30 мин.
Программа состоит из 30 занятий. К ней прилагается дополнение, в котором приведено 3 занятия для учащихся 1-го класса. Эти занятия являются логическим продолжением данной программы и могут служить переходом к программе развития творческого потенциала у учащихся младших классов.

Евгения ЯКОВЛЕВА,
доктор психологических наук
Нина ТРОФИМОВА,
учитель-экспериментатор

ЛИТЕРАТУРА

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО

Цель

Создать у детей позитивное отношение к занятиям.
Ввести их в особую психологическую атмосферу занятий.

Материалы

Таблички с именами детей на шнурках, фломастеры, цветные карандаши, бумага для рисования.

Ход занятия

Ведущий. Здравствуйте, ребятки. Давайте познакомимся. А может, вы знаете, кто я?
Ответы детей:
— Учительница.
— Наша воспитательница новая.
— Вы из школы.
— Женщина.
Ведущий. Да, я — учитель. Я работаю в школе, преподаю историю. А теперь буду заниматься с вами. Меня зовут...
(прикрепляет табличку со своим именем и отчеством). А теперь расскажите о себе. Кто вы?
Дети называют свои имена, фамилии, может быть, отчества.
Ответы детей:
— Мы — подготовительная группа
— Мальчики, девочки, сыновья, дочки, внучки
и т.д.
Ведущий: Да, верно, здесь и мальчики, и девочки, и дочки, и сыночки, и внуки. Все вместе вы — ребята из подготовительной группы детского сада №... А еще кто вы? (Пауза.)
Если есть ответы, то они повторяются и подтверждаются ведущим: «Да, вы — будущие школьники». Если ребята не смогли этого сказать, то ведущий задает наводящий вопрос: «Почему ваша группа называется подготовительной? Кем вы будете через год?»
Ведущий. Теперь давайте познакомимся лично с каждым из вас. Вы назовете свое имя и скажете, что любите больше всего. Перед вами таблички с вашими именами. Когда представитесь, то можно прикрепить себе эту табличку. Так всегда делают, когда вместе занимаются много людей и сразу запомнить все имена трудно. Когда люди хорошо познакомятся друг с другом, тогда таблички будут больше не нужны.
Вы друг друга уже знаете. Но я еще никого не знаю. Может быть, кто-то из вас больше всего любит играть в снежки, собирать цветы, гулять под дождем, играть в игрушки, смотреть мультфильмы, есть мороженое или жареную картошку.

Ведущий дает детям 1—2 мин для раздумий. Дети по очереди встают, называют свое имя и любимое занятие, надевают табличку.
После того как все представятся и выскажутся, ведущий предлагает участникам нарисовать свое любимое занятие на листе бумаги. Можно предложить нарисовать что-либо еще, если ребенок вспомнил другое любимое дело.
Рисунки подписываются ведущим или самими детьми, если они умеют писать. Если есть время, то ребенок может рассказать ведущему, что он нарисовал. В конце занятия рисунки собираются.
Ведущий. Спасибо. Вы прекрасно поработали. А вот что мы будем делать дальше с этими рисунками, вы узнаете на следующем занятии.

Продолжение в №43

TopList