МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Данная программа базируется на
разрабатываемом Е. ЯКОВЛЕВОЙ подходе к
развитию творческого потенциала личности. в
«Школьном психологе» была опубликована статья Е.
Яковлевой «Развитие творческой одаренности
детей школьного возраста», в которой
раскрывались теоретические положения подхода и
рассматривались примеры практический занятий с
учащимися (см. №№ 9, 10,
11, 2001 г.).
Значительная часть занятий разработана
учителем-экспериментатором Н.П. ТРОФИМОВОЙ.
Задачи программы
1. Создать детям условия для
свободного выражения эмоциональных состояний.
2. Помочь осознать собственную ценность.
3. Продемонстрировать возможное многообразие
эмоциональных реакций в различных ситуациях.
Старший дошкольный возраст является
важным периодом в развитии ребенка. В этом
возрасте развивается произвольность поведения,
изменяются желания и интересы, появляются новые
типы деятельности, первые этические понятия и
зачатки мировоззрения.
Д.Б. Эльконин указывает, что основной
психологической характеристикой дошкольного
возраста является опосредованность поведения
ребенка образом действий взрослого: «Ребенок
теперь не только видит отношения взрослых к
предметам и друг к другу, но и хочет действовать
как они. Это новое отношение между ребенком и
взрослым, при котором образ взрослого
ориентирует действия и поступки ребенка, служит
основой для всех новообразований в личности
ребенка дошкольного возраста». В дошкольном
возрасте происходит интенсивное усвоение норм и
правил поведения.
Основными видами деятельности
ребенка-дошкольника являются игра и
организованные занятия.
Ведущей деятельностью становится игра: «В ней, с
одной стороны, благодаря ролевому действию,
происходит усвоение этических норм, с другой —
формирование самого механизма личностного
поведения, то есть механизма подчинения своего
поведения образу, данному в идеальной форме, в
форме представления... Ни в какой другой
деятельности нет такого эмоционально
наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого
действенного выделения общественных функций и
смысла человеческой деятельности, как в игре»
(Д.Б. Эльконин).
На каждом этапе жизни ребенка решаются
определенные психологические задачи. Согласно
Дж. Хэвигурсту, психологическими задачами
«среднего детства» (в которое по отечественной
классификации входит старший дошкольный и
младший школьный возраст) являются следующие.
Ребенок должен:
— овладеть физическими навыками,
необходимыми для обычных игр;
— обрести целостную установку по отношению к
самому себе;
— научиться взаимодействовать со сверстниками;
— овладеть адекватной мужской или женской
социальной ролью;
— развить базовые навыки в чтении, письме и
счете;
— усвоить понятия, необходимые для повседневной
жизни;
— развить совесть, мораль и шкалу ценностей;
— достичь личностной независимости;
— выработать отношение к социальным группам и
институтам.
По мнению Э. Эриксона, одного из
крупнейших авторитетов в области возрастного
развития человека, основным новообразованием
старшего дошкольного возраста является чувство
инициативы. Если же это чувство не формируется,
то возникает чувство вины.
Перечисленные возрастные задачи ребенок
дошкольного возраста решает в игре. Именно в игре
формируется произвольность, которая
характеризует произвольное овладение как
собственными психическими процессами, так и
поведением и проявлением чувств в межличностных
отношениях.
В основе подхода Е. Яковлевой к развитию
творческого потенциала личности лежит
представление о творческости как реализации
человеком собственной индивидуальности.
Индивидуальность понимается как уникальность,
неповторимость каждого человеческого существа.
В качестве самодостаточного проявления
индивидуальности принимаются эмоциональные
реакции и состояния человека.
С этой точки зрения осознание человеком
собственной индивидуальности есть не что иное,
как осознание собственных эмоциональных реакций
и состояний, указывающих на индивидуальное
отношение к происходящему. Поэтому для развития
творческого потенциала ребенка необходимо
осуществлять работу с его эмоциональными
проявлениями.
Развитие ребенка осуществляется во
взаимодействии со взрослыми. Личностное и
творческое развитие ребенка происходит тогда,
когда содержанием этого взаимодействия
становятся эмоциональные реакции и состояния
ребенка.
Для осознания ребенком собственных
эмоциональных реакций и состояний необходимо:
— во-первых, их называние взрослым;
— во-вторых, их принятие или непринятие взрослым;
— в-третьих, поддержка, которую взрослый
оказывает ребенку.
Принимая эмоциональные реакции и
состояния ребенка, взрослый признает за ним
право испытывать именно те чувства, которые он
переживает. В случае их непринятия взрослый
препятствует развитию индивидуальности ребенка.
Основным принципом развития творческого
потенциала личности становится трансформация
когнитивного содержания в эмоциональное. В
соответствии с этим принципом когнитивное
содержание (выполняемое ребенком задание) должно
быть трансформировано в эмоциональное (его
отношение к этому заданию).
В программе также используются принципы
развивающего обучения: проблемность,
диалогичность, индивидуализация.
Условия проведения занятий
При проведении занятий соблюдаются
условия безоценочности, принятия, безопасности,
поддержки.
Для этого нужно:
— восхищаться каждой идеей ребенка
так же, как восхищаются его первыми шагами;
— позитивно подкреплять все идеи и ответы
ребенка;
— использовать ошибку как возможность для
нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
— максимально адаптироваться ко всем
высказываниям и действиям детей;
— создавать климат взаимного доверия;
— обеспечивать ребенку независимость в выборе и
принятии решений с возможностью самостоятельно
контролировать собственное продвижение.
Непременным условием проведения
занятий является положительная поддержка
деятельности детей: исключается всякая ее
критика, психолог принимает и выслушивает все,
что говорят дети.
Занятия проводятся в игровой форме.
Ведущий при обращении к детям должен:
— описывать свои чувства, называть
конкретные факты или детали, которые ему
понравились;
— выражать удивление и восхищение всем, что
дети делают и говорят на этих занятиях;
— часто употреблять слова: молодец, прекрасно,
хорошо, очень приятно, умница, красиво, отлично,
блестяще, восхитительно и др.;
— если что-то раздражает, то обращаться к
правилам ведения этих занятий, а не к личности
ученика;
— в каждом занятии находить что-то позитивное
и называть это вслух.
У детей на столах или с собой всегда
должны быть цветные карандаши или фломастеры,
бумага для рисования, папки, куда складываются
работы.
Работы детей должны вывешиваться в комнате для
занятий.
На занятиях обязательно используется
повседневный опыт детей. Это позволяет ребенку
почувствовать: то, что с ним происходит сейчас, —
это важно. Ребенок еще не способен
спрогнозировать свою жизнь, сосредоточиться на
том, что пригодится в будущем. Он живет здесь и
сейчас, и все разговоры взрослых о будущем не
затрагивают малыша. А вот то, что происходит с ним
сейчас, — это и есть самое важное.
Если дети на первых занятиях не хотят
высказываться, то нужно оставить их в покое и
признать их право пока не выполнять задания.
Ведущий может, например, сказать: «Да, трудно
говорить о своих чувствах», «Бывает, что человек
стесняется при всех говорить о себе», «Все в
порядке, можно просто посидеть и послушать
других», «Да, не хочется иногда ничего делать».
Может случиться так, что на первых занятиях для
некоторых детей формой принятия и поддержки
станут объятие ведущего, поглаживание по плечу,
голове, руке, возможно, иногда надо будет брать
ребенка на колени. Но у некоторых детей
прикосновение чужого взрослого может вызвать
резко отрицательное отношение. Это также
принимается ведущим. Иногда можно
прокомментировать: «Да, не всегда прикосновение
другого человека может нравиться».
При описании занятий встречаются слова «ответы
детей». Там приведены реальные ответы ребят,
участвовавших в экспериментальной работе. В
других условиях, с другим ведущим будут получены
другие ответы, и это совершенно нормально.
Необходимо выслушивать все ответы детей, даже
если они неоднократно повторяются. Произнося
одни и те же слова, дети на самом деле предъявляют
себя. Для ребенка эти слова полны своего смысла,
имеющего отношение только к нему. Они могут
выражать гордость за то, что он тоже это знает.
Занятия проводятся с группой 8—12
человек один раз в неделю по 30 мин.
Программа состоит из 30 занятий. К ней прилагается
дополнение, в котором приведено 3 занятия для
учащихся 1-го класса. Эти занятия являются
логическим продолжением данной программы и
могут служить переходом к программе развития
творческого потенциала у учащихся младших
классов.
Евгения ЯКОВЛЕВА,
доктор психологических наук
Нина ТРОФИМОВА,
учитель-экспериментатор
ЛИТЕРАТУРА
Эльконин Д.Б. Избранные
психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.:
Педагогика, 1978.
ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО
Цель
Создать у детей позитивное отношение к
занятиям.
Ввести их в особую психологическую атмосферу
занятий.
Материалы
Таблички с именами детей на шнурках,
фломастеры, цветные карандаши, бумага для
рисования.
Ход занятия
Ведущий. Здравствуйте,
ребятки. Давайте познакомимся. А может, вы знаете,
кто я?
Ответы детей:
— Учительница.
— Наша воспитательница новая.
— Вы из школы.
— Женщина.
Ведущий. Да, я — учитель. Я работаю в
школе, преподаю историю. А теперь буду заниматься
с вами. Меня зовут... (прикрепляет табличку со
своим именем и отчеством). А теперь расскажите о
себе. Кто вы?
Дети называют свои имена, фамилии, может быть,
отчества.
Ответы детей:
— Мы — подготовительная группа
— Мальчики, девочки, сыновья, дочки, внучки и
т.д.
Ведущий: Да, верно, здесь и мальчики, и
девочки, и дочки, и сыночки, и внуки. Все вместе вы
— ребята из подготовительной группы детского
сада №... А еще кто вы? (Пауза.)
Если есть ответы, то они повторяются и
подтверждаются ведущим: «Да, вы — будущие
школьники». Если ребята не смогли этого сказать,
то ведущий задает наводящий вопрос: «Почему ваша
группа называется подготовительной? Кем вы
будете через год?»
Ведущий. Теперь давайте познакомимся
лично с каждым из вас. Вы назовете свое имя и
скажете, что любите больше всего. Перед вами
таблички с вашими именами. Когда представитесь,
то можно прикрепить себе эту табличку. Так всегда
делают, когда вместе занимаются много людей и
сразу запомнить все имена трудно. Когда люди
хорошо познакомятся друг с другом, тогда
таблички будут больше не нужны.
Вы друг друга уже знаете. Но я еще никого не знаю.
Может быть, кто-то из вас больше всего любит
играть в снежки, собирать цветы, гулять под
дождем, играть в игрушки, смотреть мультфильмы,
есть мороженое или жареную картошку.
Ведущий дает детям 1—2 мин для раздумий. Дети по
очереди встают, называют свое имя и любимое
занятие, надевают табличку.
После того как все представятся и выскажутся,
ведущий предлагает участникам нарисовать свое
любимое занятие на листе бумаги. Можно
предложить нарисовать что-либо еще, если ребенок
вспомнил другое любимое дело.
Рисунки подписываются ведущим или самими детьми,
если они умеют писать. Если есть время, то ребенок
может рассказать ведущему, что он нарисовал. В
конце занятия рисунки собираются.
Ведущий. Спасибо. Вы прекрасно
поработали. А вот что мы будем делать дальше с
этими рисунками, вы узнаете на следующем занятии.
Продолжение в №43