Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2001

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Продолжение. Начало см. №42, 2001 г.

ЗАНЯТИЕ 2. ПОЗНАКОМИМСЯ ПОБЛИЖЕ

Цель: Продолжить работу по созданию особой психологической атмосферы занятий.

Материалы Рисунки, выполненные детьми на предыдущем занятии; рисунок ведущего, на котором изображено его любимое занятие; таблички с именами детей и ведущего.

Ход занятия

Дети берут таблички со своими именами, свои рисунки и усаживаются на стульчиках вместе с ведущим в кружок.
Ведущий: Ребятки, посмотрите на мой рисунок. На нем я постаралась нарисовать то, что люблю больше всего.
Коротко рассказывает о том, что нарисовано.
Теперь расскажите, что нарисовано на ваших рисунках. Сначала ласково произнесите свое имя, а потом расскажите о своих любимых занятиях.
Например: меня зовут Маша. Я больше всего люблю смотреть мультфильмы.

Можно уточнить, какой мультфильм и кто любимый герой.
Выслушиваются все дети. И после этого участники объединяются в группы по интересам. В одну группу попадают те, кто имеет одинаковые любимые занятия.
Ведущий: Ребята, теперь попробуйте свое любимое занятие разыграть в виде сценки. Это может быть сценка без слов, а может быть и со словами.
При затруднениях ведущий подсказывает детям, что они могут изобразить. Любой самый несовершенный этюд принимается ведущим с одобрением. Он хвалит выступающих за смелость и находчивость: «Раньше вы этого никогда не делали, а сейчас вы создали крошечный спектакль. Спасибо. До свидания».

ЗАНЯТИЕ 3. ЗНАКОМСТВО С МОЕЙ СЕМЬЕЙ

Цель: Поддержать чувства детей, которые они выражают к своей семье.

Материалы: Таблички с именами, бумага для рисования, фломастеры или цветные карандаши, рисунок ведущего с изображением его семьи.

Ход занятия

Ведущий: Как приятно вас всех видеть. Тебя, Танечка, и тебя, Саша. Рада видеть Олю, Сережу (перечисляются все дети по именам с употреблением слов «довольна, рада, приятно» и др.). Мы уже познакомились друг с другом. А сегодня мы познакомим друг друга со своими семьями. У одних детей семьи большие: есть папа, мама, бабушки, дедушки, братья и сестры. У других — семьи небольшие. Например, в семье мама и дочка или мама, бабушка и сын. А я знаю семью, где только бабушка и внук. Все семьи разные. Это нормально и хорошо. Нарисуйте, пожалуйста, свою семью. И если вы считаете, что животные, которые живут у вас дома, тоже члены семьи, нарисуйте и их.
Раздаются листочки и дается 10 минут на рисование. После окончания работы дети, держа в руках рисунки, пересаживаются в кружок и рассказывают о своих семьях.
При возможных затруднениях ведущий может начать со своего рисунка:
Моя семья состоит из четырех членов: моего мужа, сына, меня и нашей собаки. Меня зовут Нина Павловна. Я работаю в школе учителем и в детском саду провожу занятия с вами. Моего мужа зовут Костя. Он работает водителем. Его самое любимое занятие ловить рыбу. Сына зовут Женя, ему 14 лет и он очень любит готовить пиццу. Нашу собаку зовут Рива. Ее любимое занятие гонять кошек. Теперь расскажите о своей семье.
Если возникают затруднения, ведущий подсказывает, что надо назвать имя, профессию, любимое занятие каждого члена семьи.
Занятие может быть продолжено в следующий раз. Необходимо, чтобы каждый ребенок что-либо рассказал о своей семье.
Ведущий: Как интересно было слушать ваши рассказы о ваших близких людях. Очень приятно было видеть, что очень внимательно слушали всех детей Марина, Петя, Андрей, Ира. Спасибо вам за внимательное слушание. Всем спасибо за этот интересный разговор.

ЗАНЯТИЕ 4. ЛЮБИМОЕ ЖИВОТНОЕ

Цель: Помочь ребенку выразить эмоциональное отношение к любимому животному.

Ход занятия

Ведущий: В прошлый раз, когда вы рисовали и рассказывали о своей семье, то у многих из вас членами семьи были кошки, собаки, хомяки, попугаи. У некоторых никаких животных дома нет. Но вам все равно хочется иметь какое-нибудь животное, а если не хочется, то, может, просто кто-то нравится. Сейчас мы будем изображать любимых животных. Разделимся на несколько групп. В одну группу войдут те, кто любит кошек, во вторую — собак, в третью — птиц и др.
Дети распределяются по группам и расходятся по комнате.
Ведущий: Я прошу каждого из вас изобразить свое любимое животное: как оно двигается, какие звуки издает, как ложится, встает, тянется, чистится, ест, спит. Делайте все, что вы хотите.
Детям дается 1—2 минуты на подготовку.
Ведущий: Посмотрите, ребята, у нас здесь целая стая кошек. Сейчас они по очереди будут показывать, какие они, что умеют. А мы будем отгадывать, что делает та или иная кошка. Вот Машина кошка.
Идет смотр кошек. Дети отгадывают, что делает кошка.
Ведущий: А вот здесь у нас выставка собак. Отгадайте, что собаки делают.
Каждый ребенок на своем месте что-либо изображает.
Ведущий: Теперь зайдем в зоомагазин. Здесь отдел с птицами. Назовите, какая это птица, что она делает?
Если есть трудности с отгадыванием, «актер» сам рассказывает, кто он и что делает.
Ведущий: Вы прекрасно справились со своим заданием. Получились интересные кошки, собаки, попугаи. Сейчас поиграем в кошачьи и собачьи дочки-матери. Сначала поделитесь на пары. Поделились? (Если не хватает пары, ведущий сам становится кому-то «парой».) Теперь договоритесь, какую семью вы будете изображать — кошачью или собачью. (У каждой пары ведущий спрашивает: «Вы кого изображаете?») Теперь решите, кто из вас мама, кто щенок или котенок.
Опять ведущий спрашивает у каждого ребенка, кто есть кто. Если дети не хотят или не могут распределить роли и оба хотят быть мамами или котятами, то стоит оставить их в этих ролях.
Ведущий: Придумайте разговор, который происходит между мамой и ребенком. Такой разговор называется диалогом. Итак, вы придумываете диалог-разговор между мамой и детенышем и показываете остальным.
На подготовку дается 1—2 минуты. Затем идет просмотр подготовленных диалогов. Оценки не даются. Ведущий хвалит участников за то, что они сумели что-либо сделать.
Может быть, ребенок молча (вместо диалога) присел. Превращаем это в позитив:
«Котенок маленький, и Вовочка стал маленьким».
«Щеночек только лает. Это веселый щенок».
Ребенок вообще просидел все время на стульчике: «Коленька был хорошим, внимательным зрителем».

ЗАНЯТИ 5. ПРАВИЛА ВОКРУГ НАС

Цель: Осознать действующие в детском саду правила, создающие ощущение стабильности и уверенности.

Материалы: Кружочки плотной бумаги диаметром примерно 4 см для каждого ребенка, фломастеры или цветные карандаши.

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, я очень рада вас видеть. Сейчас, когда я шла по улице, то на мне была одна обувь, а когда я вошла в детский сад, я переобулась. Почему?
Ответы детей: На улице грязно, идет дождь и т.п.
Ведущий: А вы переобуваетесь, когда идете на прогулку? Почему?
Ответ детей: Да, на улицах лужи, холодно, грязно, можно и простудиться.
Ведущий: Что будете делать, когда придете с прогулки?
Ответ детей: Будем есть, обедать, разденемся, переобуемся и т.д.
Ведущий: Руки мыть будете? Почему?
Ответы детей: Руки должны быть чистыми, чтобы грязь не попала в еду, в рот.
Ведущий: А если вы не выполните это правило: не будете мыть руки?
Ответы детей: Можно заболеть, живот заболит и др.
Ведущий: Оказывается, что мы все время выполняем какие-нибудь правила. Когда нарушаем их, случаются неприятности, бывает беда. Вспомните ситуацию, когда кто-нибудь нарушил правила и был за это наказан.
Если дети не предлагают никаких ситуаций, то ведущий рассказывает сам.
Ведущий: Вы сидите за столом, обедаете, а сосед балуется, толкается, и ваш компот разливается по столу, попадает на вас. Что будет дальше?
Ответы детей:
— В угол поставят.
— Маме расскажут.
— Сам компот на него вылью.

Ведущий: Как себя чувствует тот, кого облили? Ему приятно?
Ответы детей:
— Нет.
— Это противно.
— Мама будет ругать.

Ведущий: Значит, нарушение правила за обеденным столом приводит к неприятностям сразу для нескольких человек. Помощник воспитателя будет сердиться. Почему?
Ответы детей: Для нее это лишняя работа.
Ведущий: Во время тихого часа кто-то громко разговаривает и ходит по спальне. Что сделает воспитатель?
Ответы детей:
— Замечание.
— Поставит около себя.
— Расскажет маме.

Ведущий:
И что получается? Где бы мы ни находились — дома, в детском саду, на улице — если мы нарушаем правила, то за этим следуют неприятности. Давайте сейчас попробуем определить, что можно делать в детском саду, а чего нельзя. Вы будете говорить — я буду записывать. Потом мы это красиво напишем на бумаге, повесим на стене и будем эти правила выполнять. А если мы их нарушим, то будем платить штраф. Итак, чего же в детском саду делать нельзя?
Ответы детей:
— Нельзя шуметь во время тихого часа, брать чужие вещи без разрешения, нельзя бросать хлеб.
— Нельзя дразниться, оскорблять, драться, плеваться.
— Нельзя перебивать воспитателя во время занятий.
— Нельзя мешать другим во время занятий.

Нужно записывать формулировки детей, это их правила.
Ведущий: А что можно делать в детском саду?
Ответы детей:
— Можно спрашивать, можно улыбаться.
— Можно нюхать цветы, помогать друг другу, дружить.
— Помогать воспитателю готовиться к занятиям.
— Накрывать на стол.

Ведущий: Оказывается, все правила вы знаете. Очень хорошо. Все правила мы с воспитателем напишем на большом листе бумаги и повесим на стену. Но читать еще не все умеют, поэтому, чтобы вы поняли, где какое правило, мы приклеим рядом с каждым правилом кружочек с картинкой. Перед вами лежат кружочки, и на них каждый нарисует какой-нибудь предмет. Например, посуду, машину, цветочек, солнышко, поросенка, кому что захочется.
Дети выполняют задание в течение 5—7 минут.
Теперь кружочки положите на край стола, я их соберу и на следующем занятии мы их вместе приклеим к плакату с правилами. А сейчас давайте обсудим, что же будем делать с нарушителями правил.
Ответы детей:
— Отведем к директору, поставим в угол.
— Посадим рядом с воспитателем.
— Исключим из игры.
— Расскажем маме, а мама отлупит, нашлепает, не купит вкусненького.

Ведущий: Нашлепать вас может только мама. Мы в детском саду этого делать не будем. Какие наказания бывают у вас в группе?
Ответы детей: Делают замечания, а потом сажают рядом с воспитателем.
Ведущий: Если ребенку сделали замечание, посадили на стульчик, а он все равно нарушает правила?
Ответы детей: Жалуются маме или отводят к директору.
Ведущий: Давайте запишем те штрафы, которые будут использоваться:
1. Замечание.
2. Исключение из игры (занятия) на определенное время (2—5 минут).
3. Отсаживание на отдельный стул.
4. Жалоба маме.
5. Беседа с директором.
Эти штрафы тоже будут записаны на листе под правилами. Надеюсь, что замечание у нас с вами будет самым серьезным штрафом. Спасибо. Было очень приятно с вами работать.

ЗАНЯТИЕ 6. ПРАВИЛА И НАШИ СИМВОЛЫ

Цель: Продолжить работу по осознанию правил.

Материалы: Лист ватмана с написанными правилами, кружочки с рисунками, клей (при наклеивании нужно обратить внимание, что должно оставаться место для символов второй подгруппы).

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, мои хорошие. Сегодня я принесла плакат с написанными правилами. На нем написаны те правила, которые вы сами называли на прошлом занятии. Вот первое правило. В детском саду нельзя обижать друг друга. Какой из этих кружочков мы приклеим рядом с этим правилом?
Дети предлагают свои рисунки.
Ведущий: Давайте сделаем так. Все рисунки лежат у меня на столе обратной стороной. Я буду вызывать всех по очереди и каждый с закрытыми глазами будет выбирать кружочек. Будем приклеивать эти кружочки рядом с правилами. Начали. Иди, Маша.
Маша выбирает с закрытыми глазами кружок, и ведущий приклеивает этот кружок перед правилом (оставив место для второго символа). Если кружочков-символов получилось больше, то можно приклеить их рядом со штрафами. Можно для штрафов придумать другие символы-картинки. Изображения на кружочках не обязательно должны совпадать с содержанием правила или штрафа. Ассоциация образуется по смежности. Но иногда содержание сделанных рисунков очень напоминает само правило, и тогда ведущий может предложить прикрепить этот кружок рядом с соответствующей информацией.
Ведущий: Какую серьезную работу мы с вами проделали. Мы составили правила нашей совместной жизни и работы в детском саду. Очень хорошо. Спасибо за эту работу. А сейчас мы поиграем. Представьте себе, что мы собираемся ехать отдыхать. Сначала нужно собрать вещи в чемодан. Достаньте воображаемые чемоданы и сложите туда свои вещи. (Дети могут имитировать «сбор чемодана».) А теперь поехали на вокзал.
Дети с воображаемыми чемоданами ходят по группе (1 минуту). Теперь подойдите к своему месту, положите чемоданы на полки и попрощайтесь с провожающими. Можно помахать рукой воспитателю. Зажигается зеленый свет, и поезд трогается. Наш поезд большой и тяжелый, поэтому он начинает очень-очень медленно двигаться (ведущий начинает хлопать в ладоши). Колеса тяжело крутятся. И мы хлопаем тоже очень медленно. Посмотрите на мои руки и хлопайте вместе со мной. Поезд начинает набирать скорость (ведущий говорит это во время хлопков), и мы начинаем хлопать быстрее. Мы уже разогнались, поезд идет быстро (хлопки учащаются). Ту-ту-у (дети повторяют). Как быстро идет поезд и везет вас в новые места.
Выполнение этого упражнения занимает 40—50 секунд.
Ведущий прекращает хлопки, разводит руки круговыми движениями и опускает.
Ведущий: Наш поезд сейчас в пути. Спасибо за работу.

ЗАНЯТИЕ 7. ПЕРЕД НАЧАЛОМ СПЕКТАКЛЯ

Цель: Помочь детям приобрести положительный эмоциональный опыт группового взаимодействия.

Материалы: Нарядные шелковые ленточки, табличка с надписью «касса», «билеты» с номерами стульев, номера на стулья.

Ход занятия

Ведущий: Давайте покатаемся на нашем поезде. У вас хорошо получилось в прошлый раз. Давайте сейчас усложним задание. Начнем вместе, вы будете смотреть на мои руки, а потом по моей команде закроете глаза и будете хлопать, когда услышите мои хлопки. Поехали.
Ведущий начинает хлопать в ладоши сначала медленно, потом все быстрее.
Ведущий: Закройте глаза и продолжайте хлопать (30—40 секунд), закончили.
Откройте глаза. Наш поезд прибыл в большой город. Мы с вами — на вокзальной площади. В новом городе мы хотим пойти в театр. Кто из вас был в театре с мамой? В каком?
(Можно спросить о посещении цирка, если кто-то не был в театре.) Вам понравилось? Какой спектакль вы смотрели?
Ответы детей:
— Три Ивана.
— Белоснежка и семь гномов.
— Мы ели там мороженое.

Ведущий: Что нужно сделать, чтобы попасть в театр?
Ответы детей:
— Доехать на автобусе, на метро.
— Купить билеты.

Ведущий: Да, сначала надо добраться до театра или на транспорте, или пешком. А потом купить билет. Без билета можно попасть внутрь театра? Где покупают билеты?
Ответы детей:
— В кассе.
— В переходе метро.

Ведущий: Сейчас мы поиграем в покупку билетов в театр. Один из вас будет кассиром, остальные зрителями. Касса будет вот здесь. Здесь таблица со словом «касса». Кто такой кассир?
Ответы детей:
— Тот, кто продает билеты.
— Человек, он продает билеты.

Ведущий: Да, верно. У него есть билеты. На билетах написаны номер ряда и номер места.
На доске ведущий может написать крупными буквами РЯД и цифру 1 или 2. Затем — написать слово МЕСТО и рядом поставить какую-нибудь цифру. Ведущий предлагает детям взять стульчики и поставить их в 3 ряда по 4—5 стульев в ряд, в зависимости от количества детей в подгруппе. При этом сам активно помогает поставить стулья или просит сделать это воспитателя. На крайний стульчик каждого ряда ведущий вешает табличку со словом РЯД и номером ряда. На каждый стульчик также вешается номер.
Ведущий: У каждого ряда и места есть свои номера. Когда люди идут в театр, то они стараются одеться понаряднее. Мы тоже наденем вот эти нарядные ленточки — можно завязать их на руке, на шее, на талии — кому как хочется.
Теперь все идем в кассу. Прежде чем купить билет, надо поздороваться с кассиром. Потом нужно сказать, чего вы хотите. Сейчас я расскажу, каким примерно может быть диалог зрителя и кассира.

Зритель: Здравствуйте!
Кассир: Добрый день!
Зритель: Я хотел бы купить билет.
Кассир: В каком ряду вы хотите сидеть?
Зритель: Я хочу сидеть подальше (поближе).
Кассир: У нас есть билет только на последний ряд.
Зритель: Хорошо. Я его покупаю. Спасибо.
Кассир: Пожалуйста.
Ведущий: После того как вы купите билеты, займите свои места в зрительном зале.
Каждый ребенок проговаривает весь диалог с кассиром. Ведущий или воспитатель помогают провести этот разговор.
Ведущий: А теперь давайте проверим, на каких местах вы сидите, свои ли места вы заняли. Кто это делает?
Ответы детей: Контролер.
Ведущий: Да. Контролер — человек, который проверяет, есть ли у зрителя билет и на своем ли месте сидит зритель в зале. Кто будет контролером?
В это время воспитатель говорит на ухо одному из детей, чтобы тот спрятал свой билет, и просит этого ребенка сказать контролеру, что он его потерял. Если у контролера и этого зрителя дело не «двигается», то ведущий просит детей помочь разрешить эту ситуацию.
Ответы детей:
— Ему нужно купить новый билет.
— Контролер должен поверить, что билет потерян.

Во время проверки билетов воспитатель предлагает еще одному ребенку выйти за дверь, а потом войти и сказать, что он опоздал.
Контролер: Не шумите, проходите на свободное место.
Более строгий контролер может попросить опоздавшего подождать конца действия.
Ведущий: Что такое антракт?
Ответы детей:
— Перерыв в спектакле.
— Дается для отдыха.

Игру необходимо повторить еще один-два раза (по желанию детей). В следующий раз можно придумать другие нестандартные ситуации: два билета на одно место, зритель занял чужое место и др.

ЗАНЯТИЕ 8. РЕПЕТИЦИЯ

Цель: Поддержать положительный эмоциональный опыт группового взаимодействия.

Материал: Какие-либо элементы костюма или детали, с помощью которых можно превратиться в героев сказки «Репка»: обручи на голову или на грудь, рисунок соответствующего героя; стулья, поставленные в 2—3 ряда перед «сценой».

Ход занятия

Ведущий: Сейчас мы изобразим «поезд», но немного усложним эту игру. Помните, как мы прошлый раз ехали на поезде? А теперь будем хлопать в ладоши и в такт топать тихонько ногами. Ноги можно выставить в проход. Если кому-то неудобно сидеть, то можно встать. Начинаем медленно. В поезде
19 вагонов, он очень медленно трогается, ему надо разогнаться (глаза открытые) (2—3 мин).

Если не получается, ритм не складывается, то можно начать сначала. Если совсем ничего не выходит, то можно прокомментировать: «Произошла какая-то поломка. Авария. Вообще уже под откос пошли».
Ведущий: В прошлый раз мы покупали билеты в театр и рассаживались по своим местам. Помните, у нас был опоздавший зритель, контролер проверял, правильно ли вы заняли места. Мы были зрителями. А сегодня мы будем актерами. Кто такие зрители?
Дети отвечают.
Ведущий: А кто такие актеры?
Ответы детей:
— Это артисты.
— Люди, которые играют в театре, на сцене.

Ведущий: Слова «актер» и «артист» означают одно и то же: артисты — это люди, играющие на сцене или в кино. А что такое сцена?
Ответы детей: Сцена — место, где выступают, играют актеры.
Ведущий: У нас будет сцена вот здесь. За эту черту мы не заходим. Это край сцены и можно упасть. На сцене всегда нужно говорить ясно, громко и стоять лицом к зрителю. Мы будем ставить сегодня сказку «Репка». Кто будет «репкой»?
Ребенку дается обруч на голову с изображением репки. Роли раздаются по желанию детей. И мальчики и девочки могут исполнять как женские, так и мужские роли.
Ведущий: Ну вот, все актеры получили роли. А теперь надо, чтобы кто-то готовил актеров к выступлению в спектакле. Это делает режиссер.
Режиссером выбирается хорошо говорящий ребенок.
Ведущий: Оставшиеся дети будут другими работниками театра, которые наблюдают за репетицией и сидят в зрительном зале. Можно ли назвать их зрителями?
Ответы детей: Да.
Ведущий: А они же не покупали билетов?
Ответы детей: Но они же смотрят спектакль.
Ведущий: Правильно. Сейчас режиссер начнет репетицию. Сначала он должен потренировать актеров — порепетировать отдельно с каждым героем спектакля. Пожалуйста, режиссер, начинайте.
На ухо нужно подсказать «режиссеру», с чего начать.
Ведущий: Маша — ты репка, покажи, как она растет. Петя и Катя, вы старик и старуха, покажите как ходят старики. Ходят тяжело, шаркают ногами, держатся за спину.
Эти слова ведущий может шептать на ухо «режиссеру» или говорить вслух, чтобы слышали все. Можно попробовать этюды с другими героями. Затем режиссер обращается к актерам.
Режиссер: Начинаем общую репетицию. Итак, жили-были старик со старухой...
Режиссер показывает старикам, куда нужно идти сажать репку.
Режиссер: Посадил старик репку...
Старик «сажает» репку.
Режиссер: Стал дед вытаскивать репку — тянет-потянет, вытянуть не может. И позвал дед бабку...
Дед зовет бабку. Идет бабка и т.д. Режиссер просит детей слова «тянут-потянут, вытянуть не могут» повторять хором. В конце спектакля ведущий предлагает всем «актерам» и «режиссеру» подойти к краю сцены и поклониться. А зрители, которые наблюдали репетицию, хлопают и благодарят за представление.
Ведущий: Спасибо всем за интересное занятие.

Евгения ЯКОВЛЕВА,
доктор психологических наук
Нина ТРОФИМОВА,
учитель-экспериментатор

Продолжение в №44

TopList