Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2001

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ

Уроки психологии в первом классе

Программа «Жизненные навыки» задумана как сквозной курс, рассчитанный на обучение детей с первого по одиннадцатый класс. Она разработана творческим коллективом научно-методического центра «Генезис» под руководством С.В. Кривцовой. Фактически уроки психологии в первом классе являются первой ступенью систематической работы по предупреждению противоправного и асоциального поведения. Их основная цель — развитие эмоционального интеллекта детей, оказание помощи в решении жизненных задач.
Программа опробована в двадцати школах г. Москвы и Московской области.
В ближайшее время она будет опубликована в издательстве «ГЕНЕЗИС» («Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе». Под редакцией С.В. Кривцовой). В учебном пособии воплощены новые перспективные модели социальных и личностных компетенций, на базе которых можно создавать тренинговые программы для детей разного возраста, кроме того, там вы найдете подробные сценарии 26 уроков (по количеству рабочих недель в учебном году), объединенных в четыре темы («Я — особенный», «Нравится — не нравится» каждый день», «Дружба», «Я и другой. Мир начинается с меня»), которые меняются раз в четверть.
Мы предлагаем вашему вниманию тематический план программы, описание методов работы, используемых при проведении уроков, и сценарии занятий по теме «Нравится — не нравится» каждый день».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Первая четверть
Тема «Я — особенный»

1. Психологическая безопасность. Необходимо ввести правила группы, нужные для того, чтобы каждый ребенок имел гарантии безопасности, они не позволяют даже нечаянно обижать друг друга.

2. Чувства. Чувства являются той особой частью нас, которая помогает понять самих себя и других людей. Плохих чувств не бывает. Чувства живут в теле, и по телесным признакам их можно опознать. Важно хорошо познакомиться и подружиться со своими собственными чувствами, а не чувствами вообще.

3. Разговор о чувствах. Делиться чувствами нормально и даже необходимо, потому что не все люди могут догадаться о твоих переживаниях «по глазам».

4. Чувства другого. Важно обращать внимание на то, какие чувства сейчас испытывает твой знакомый или товарищ. Это несложно угадать, если внимательно посмотреть на его лицо, глаза, положение тела, послушать тон его голоса и слова, которые он говорит. Доверившись своей интуиции, можно точно определить, что же чувствует другой.

5. Можно интересоваться чувствами другого. Вопрос о моих чувствах никогда меня не обидит, и наоборот, игнорирование эмоций воспринимается как обидное равнодушие.

6. Ценность и неповторимость меня самого. Важнейшее для формирования уверенности переживание обеспечивается, прежде всего, реакциями ведущего, принимающими и позитивными. Дополнительно организуется специальная процедура — создание коллажа «Кто я?», в ходе которой ребенок размышляет о себе позитивно, материализует свои мечты, увлечения, способности и пристрастия.

7. Ценность и неповторимость другого. Я — особенный, но и каждый ребенок в группе — тоже особенный.

8. Поддерживать и принимать других — нормально. Это так же приятно, как и получать поддержку.

Вторая четверть
Тема «Нравится — не нравится» каждый день»

1. Что в моей жизни мне нравится делать? «Нравится» — это всегда предпочтения. Осознание своих предпочтений улучшает качество жизни, даже разговор на эту тему на уроке делает его атмосферу радостной и праздничной.

2. Ценности и время. Понимание того факта, что между ценностями (привязанностями, тем, что нравится) и временем существует связь. Вообще желание тратить время на что-то — индикатор «нравится».

3. Мое время. Время может подчиняться нам или нет. Отношения со временем могут быть разными, иногда его не хватает из-за неорганизованности. Поэтому важно чувствовать свое внутреннее время и соизмерять его с временем эталонным. Мы переживаем сам факт различной субъективной «наполненности» времени.

4. «Нравится» и «надо». Важно не только заботиться о том, что мне нравится в моей жизни (научить детей находить время на «нравится» каждый день), но и находить то, что «нравится» в том, что делать необходимо.

5. Встреча с людьми может сделать обязательную деятельность приятной и ценной. Это понимание достигается с помощью процедуры «Олицетворенные часы».

6. Переживание волнения и радости ожидания встречи и — через этот опыт — понимание ценности пунктуальности, обязательности (например, необходимости вовремя приходить в школу).

7. «Разрешение» на гнев как нормальная реакция на то, что не нравится. Гнев — чувство, следовательно, оно нормально.

8. Между чувством гнева и агрессивным поведением существует большое различие. Признавая свое чувство («Да, я сейчас в ярости!!!»), человек ставит барьер между ним и агрессивным поступком.

9. «Примеривание на себя» различных способов совладания с гневом без агрессии в адрес окружающих. Реальные «вещественные» инструменты совладания с собственным гневом — важный аспект формирования произвольности и саморегуляции. Но еще более важно, что дети сами их изготовляют, следовательно, могут тиражировать эти конструктивные технологии, предлагать их другим детям, например, в качестве подарка.

Третья четверть
Тема «Дружба»

1. Ценность дружбы и друзей, наполняющая жизнь радостью. Дети осознают, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, а также кто-то, кого они придумали сами.

2. «Побыть одному» и «быть одиноким» — разные вещи. Важно иметь право побыть одному, в этом состоянии много хорошего. Когда мы чувствуем себя одинокими, мы можем завести новых друзей.

3. Конкретные способы завести друзей «отыгрываются» и обсуждаются через отработку ряда навыков.

4. ЧП в дружеских отношениях, или что мешает дружбе. Набор нештатных ситуаций довольно невелик. Жадность, неопрятность, обидчивость, неделикатность очень мешают дружбе. Проживание ситуаций, в которых ты оказался задетой стороной, помогает ребенку выбирать более конструктивные способы поведения в дружбе.

5. Просим прощения. От обычного извинения до Прощеного воскресенья — таков диапазон тем внутри разговора о готовности и умении принимать на себя ответственность за ошибку. Незабываемый опыт примирения проживают дети на занятии по этой теме.

6. Предложение помощи — отнюдь не простая тема. Есть немало подводных камней, незнание которых приводит к тому, что «как-то больше не хочется выступать в роли помощника». Как помогать правильно — вот что обсуждается на занятии по этой теме.

7. Как принимать помощь? Принимать ли ее вообще? Благодарность в ответ на предложение помощи — также глубокая тема, с которой происходит первое поверхностное знакомство.

8. Дарение подарков как проявление уважения к неповторимости твоего друга. Тема заключительная, интегрирующая «навыки дружбы».

Четвертая четверть
Тема «Я и другой. Мир начинается с меня»

Тема «Мир начинается с меня» в первом классе ограничивается рассмотрением проблемы толерантности в широком смысле: в отношении характеров, привычек и внешности других детей. Толерантность в узком смысле — межнациональные различия и проблемы межэтнической напряженности рассматриваются в этой же теме во втором классе.

1. Проживание собственного уникального опыта встречи с другим, непохожим на меня, неожиданным, новым. Эта процедура инициируется с помощью технологии критического мышления (работы со специально подобранными текстами).

2. Что у людей общего? Каковы те опоры, на которых строится общность между людьми? Разговор о «нравится» (верования, схожие представления о добре, любовь к детям, кухни разных народов). Чувства — вот то, что есть у всех нас. Каждый из присутствующих чем-то уникален, вместе с тем люди, непохожие внешне, похожи тем, что способны чувствовать: страдать, радоваться, надеяться.

3. Миротворчество — это важная для всего мира деятельность. История миротворчества так же длинна, как история войн и нетерпимости. Во все времена у всех народов существовали символы мира. Сакрализация темы и усилий по ее освоению как бы поднимает проблему на соответствующий ей высокий общечеловеческий уровень.

4. Толерантность — это уважение к другому, не такому, как я. Предпосылкой для уважительного отношения к другому является уважение к себе, своим особенностям и ценностям.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ

Психологический тренинг

Описанное выше содержание отсутствовало до сих пор в школьной программе, однако мы знаем, что для него удивительным образом открыты поры души ребенка определенного возраста. Если этот необходимый материал организовать в форме уроков (неважно, попадает ли он в сетку часов, или будет проводиться после уроков), мы обеспечим два важнейших условия:

— длительность программы не менее года;
— определенную последовательность и преемственность содержания.

Если при этом мы будем проводить урок в культуре психологического тренинга, то обеспечим учеников особым местом, где можно надеяться быть услышанным, получить поддержку, понимание и подсказку, помогающую в выборе решения. Это будет известное им конкретное место в школе, место в душе ведущего, определенное место в жизни его группы, постепенно это станет особым местом в жизни каждого ученика.
На наш взгляд, есть, по меньшей мере, три серьезные причины для выбора тренинга как формы занятий по программе «Жизненные навыки».

1. Тренинговые формы позволяют включить в работу психолога в школе больше детей. Мы глубоко ценим богатую традициями и чрезвычайно полезную культуру консультативную. Невозможно «назначать лечение», не познакомившись подробнейшим образом с уникальной ситуацией каждой конкретной семьи и с конкретным ребенком. Однако очевидно, что проконсультировать и вникнуть в ситуацию каждого силами одного-двух психологов невозможно. Поэтому одна из причин, по которой мы отдаем предпочтение групповым методам работы, — возможность охватить большое количество детей.

2. Тренинговые формы предполагают большую, по сравнению с консультативными, активность взрослого, который как бы задает направление движения, ориентирует ребят в том, «куда ж им плыть». Уважая индивидуальные различия, психолог, работающий в рамках тренинговой культуры, может определить типичное и нетипичное в поведении ребенка и попросту понять, какую из нормативных жизненных задач он сейчас пытается решить. Через систематическое обучение жизненным навыкам тренер как бы транслирует и гуманистические ценности — уважение к другому, уважение к себе, человечность.

Нужно ли вмешиваться психологу, если к нему не идут за помощью, — это непростой вопрос.

Представим два образа. Вот маленькая фигура — ребенок. Он смотрит вперед. Перед ним открыт мир. От года к году этот мир становится все шире и опасней. Но он смотрит вперед, потому что позади него, слева и справа, как два ангела, стоят фигуры взрослых. Это его родители. Они охраняют его тыл. Исследуя мир, с ними он чувствует себя в безопасности. Его самостоятельность растет год от года, и, достигнув юношеского возраста, на самом пороге взрослости, он должен будет решить проблему отделения, чтобы дальше жить, опираясь на собственные силы. Тогда родители отодвинутся от него, предоставив ему необходимую свободу. Это метафора психологии сопровождения. Родители, или школьный психолог, или воспитатель детского дома, но кто-то всегда должен быть в пределах досягаемости и физически, и психологически, чтобы успокоить и объяснить непонятное, пока ребенок не вырос.

Второй образ. Те же взрослые и ребенок. Только ребенок никуда не смотрит. Ему все равно. Он пассивен. Или еще более тревожная картина: ребенок активно стремится к пропасти, ему угрожает опасность. Где в этом случае место взрослого? Я вижу только одно место: он впереди, он протягивает ребенку руку и ведет за собой. Основной вопрос, который нужно решить в этой ситуации взрослому: как вести за собой и не давить.

Психолог, знакомый с культурой психологического тренинга, обладает ассортиментом психотехник для активного вмешательства там и тогда, когда ребенок позволяет ему это. Критика некоторых оппонентов, указывающих на насильственный, противоестественный характер вмешательства в детскую жизнь, который имеет место при таком подходе (по типу: рассказывать детям о проблемах возраста — все равно что наводить слепых на бревна), автору не представляется серьезной. Всем, кто хоть когда-нибудь профессионально выстраивал отношения с детьми, известно, что изменения в личности нельзя вызвать давлением и любое вмешательство будет воспринято, только если между взрослым и ребенком есть доверие, ибо «двери человеческой души открываются наружу».
Для уроков психологии, проводимых в тренинговой культуре, требуются переставить в классе мебель, создать круг, установить правила для группы. Такие занятия позволяют легче и эффективнее решать проблемы, встающие на обычных уроках.

3. При правильной организации дела сама группа становится особым участником тренинга:

— у детей развивается важнейшее социальное чувство принадлежности к группе;
— дети учатся слушать друг друга и давать друг другу пространство в рамках занятия;
— учатся поднимать руку и говорить о том, что они считают важным;
— самое главное, что они свыкаются с мыслью: то, что их волнует, может быть важным и для остальных членов группы;
— у них развивается ответственность за качество занятия, за свой вклад в общее дело, они учатся поддерживать и понимать друг друга;
— обычно в малых группах проще, чем на уроках, решаются проблемы дисциплины и внимания.

Это не значит, что сама форма занятий решает все проблемы, конечно, профессионализм тренера — главнейшее условие. Однако даже первые неудачные попытки ведения групповых занятий, на мой взгляд, лучше делать не перед классом, а в группе, в крайнем случае можно прямо сказать ребятам о своей проблеме и ошибке, попросить помощи и совета.
Таким образом, технология по месту, времени действия и даже по названию напоминает уроки. Приемы, большое количество упражнений роднит ее с тренинговой технологией. Но по глубине изучаемых вопросов и атмосфере занятия иногда напоминают работу в детской психотерапевтической группе. Поэтому к такой работе желательно готовиться особым образом. Одна из глав пособия посвящена «подготовке души» ведущего к предстоящим занятиям.

ОПЫТЫ САМОПОЗНАНИЯ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО

Специальная подготовка души

Никто не требует от ведущего обязательного выполнения всех заданий. Задания носят добровольный и очень личный характер. Строго говоря, курс может быть проведен вполне профессионально и без их выполнения. Однако каждое из них, выполненное накануне урока, позволяет острее почувствовать урок, увидеть не только сиюминутный, но и глубокий личный смысл в каждом занятии.
Эта работа наполняет ведущего чувствами, которые очень тонко ощущаются любым ребенком и делают ваши уроки чем-то действительно особенным. А вам дают новый стимул для получения радости. Не нужно настаивать на выполнении этих заданий другими. Если хотите передать им свой опыт, перепишите взволновавшее вас упражнение и отдайте его учителю или родителям. Если сочтут нужным, они сделают его сами.

Как выполнять личные задания

Делайте не более одного задания за один раз. Только не спешите! Посмакуйте свои воспоминания, свой опыт, дайте чувству, которое пришло, подействовать на вас. Для этого нужно время, и не нужно напрягаться. Повспоминайте и займитесь своими делами, может быть, чувства придут позднее, не отталкивайте их. Пусть они останутся, светлые и сильные — наш неиссякаемый ресурс.
Хорошо бы найти особое место и время, когда вам не помешают. Прочитайте задание и постарайтесь следовать инструкции. Задания столь эмоционально насыщены, что могут вызвать у вас слезы. Это нормально. Если не можете позволить себе поплакать, просто откройте рот и глубоко дышите.
Заведите тетрадку-дневник и обязательно запишите туда то, что вам вспомнилось, те мысли, которые пришли в голову по этому поводу. Дневник — очень важная вещь, он отражает серьезное, заботливое отношение человека к своей внутренней жизни. От этого отношения в значительной степени зависит и внешняя, реальная жизнь, те решения, которые ее, по сути, создают. Заведите дневник, и на следующий год перед уроками вы с интересом прочитаете о своих чувствах и воспоминаниях. Так у вас появится еще один собеседник — вы сами, только на год моложе.

Тема ««Нравится — не нравится» каждый день»

Первое задание

Чему я радуюсь в своей жизни?

Много ли в моей сегодняшней жизни того, что мне нравится? Без «нравится» жизнь становится пресной. Однако, переживая трудности, некоторые люди внутренне запрещают себе радоваться хотя бы чему-то, и если радуются, то как-то стыдясь или стесняясь. Вспомните кого-нибудь, кто умеет радоваться, живя, как и все люди, нелегко. Он воспринимается окружающими как наполненный жизнью, по-настоящему живой.
Итак, чему я радуюсь каждый день? Когда просыпаюсь, делаю ли я что-либо приятное? Хорошо ли мне, когда я ставлю на стол еду, планирую съездить на дачу, иду в школу? Подумайте, сколько «нравится» я могу добавить еще в свои «должна», «нужно», «обязана»?
Вспомните сегодняшний день, сколько раз ваше сердце согревалось радостью? Как вы думаете, от чего зависит это чувство: от событий жизни или все-таки от человеческой способности радоваться? Поговорите об этом с каким-нибудь приятным для вас человеком, ведь разговор по душам — одна из величайших радостей, не так ли?

Второе задание

Что мне нравилось в школе, когда я была маленькой?

Вспомните свой первый год в школе. Попробуйте закрыть глаза и вернуться в детство. Чтобы это сделать, нужно в деталях восстановить внутренний образ дороги в школу (утро, какая погода, мимо чего я иду, как несу портфель, какое настроение, кого встречаю по дороге), а потом представить себя подходящей к зданию школы, и, может быть, воспоминания нахлынут. Ваши ожидания, надежды, радость. От чего? Не торопитесь, посидите с закрытыми глазами.
Если ничего радостного не вспомнилось, спокойно подумайте, почему это так? Может быть, вам удастся мысленно поговорить с той семилетней девочкой, и она подскажет вам, чего ей тогда не хватало в школе, чтобы в сердце было больше радости. Прислушайтесь к ее просьбам и дайте это вашим ученикам.

Третье задание

Как я обходилась в детстве с тем, что мне не нравилось?

Была ли я агрессивным ребенком? Как сильно я могла рассердиться? Каким был мой самый агрессивный поступок в возрасте 6—8 лет? Был ли кто-то из взрослых, кто помогал мне, объясняя, что с собой делать? Была ли у меня куколка или игрушка, которой я рассказывала о своих обидах?
Какие психотехнические процедуры помогают мне справиться с сильным гневом сегодня? Составьте перечень наиболее действенных процедур, которые соответствуют вашему стилю и образу жизни. Оцените свою работу, на которую ушла почти вся жизнь, и похвалите себя.

Четвертое задание

Время

Попробуйте представить время своей жизни по горизонтальной оси, а по вертикальной отмечайте параметр, который можно было бы назвать «полнота жизни». Соотнесите этот показатель с наполненностью жизни глубокими чувствами: радостью, любовью, печалью, страданием. Разделите горизонталь точками, означающими важные события жизни, не только жизни как биографии, но также вашей внутренней жизни (в ней могут быть только вам известные события, имеющие значение лично для вас). Отметьте, сколько полноты, как вам кажется, можно отложить по вертикальной оси в тот или иной период жизни. Посмотрите на график. Что вы сейчас чувствуете? Какие мысли приходят в голову? Поговорите об этом с хорошим собеседником или напишите письмо хорошему человеку.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТЕМЕ  «НРАВИТСЯ — НЕ НРАВИТСЯ» КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

Как находить приятные моменты в трудной жизни первоклассника

Этот фрагмент программы поможет детям подумать о своем отношении к тому, с чем они сталкиваются в жизни. «Нравится» и «не нравится» — разновидности такого отношения. Нередко дети не доверяют своим чувствам, и это не удивительно. Много раз они сталкивались с ситуацией, когда взрослые блокируют эту естественную способность.

Василиса пришла на прививку, и ее только что укололи под лопатку. Она кривится и вскрикивает. Медсестра нервничает и возбужденно говорит: «Да я тебе еще ничего не делала». «Но мне больно», — отвечает ребенок, глотая слезы. «Нет, тебе не больно, я просто помазала» (мажет ваткой вокруг укола). Растерянность на лице ребенка...
Мелкий, казалось бы, случай. А сколько других, когда детям внушают, что они должны чувствовать, игнорируя то, что они чувствуют на самом деле. Все это разрушает естественную веру в свою интуицию, доверие к себе. Кому верить: телу или взрослому, который по авторитету приравнен к Богу? За этим обычно следует безразличие и апатия.

Встречаются дети, которые не знают, что же нравится им, а не их мамам, дети, которые не могут выбрать даже сорт мороженого. Более того, они не уверены, что вообще имеют право это знать.
Нравится — это всегда предпочтение. Открыть сердце тому, что нравится, совсем не просто, для этого часто требуется настоящее мужество и доверие к себе, своим чувствам.
Во многих семьях существует негласный запрет на «нравится», ведь жизнь трудна, а у самих родителей столько обязательств, что они с трудом выделяют время на сон, не то что на «нравится». Такая героически жертвенная позиция взрослых может сформировать у них пренебрежительное отношение к «нравится» ребенка. Да и отечественная педагогика многие годы делала упор на формирование воли и чувства долга.
Последствия такого отношения сегодня проступают как никогда ясно.
Дети, в жизни которых нет «нравится», просто не считают свою жизнь чем-то ценным (парадокс, потому что их матери посвящают свою жизнь им — детям). Они чувствуют, что качество их жизни невысоко, а ценность ее ничтожна. На чем же здесь строить самоуважение? Что противопоставить через несколько лет наркотикам? Наркотическое опьянение вызывает сильное чувство эйфории, чувство, которое многие дети, живущие в спартанских условиях «надо» и «должен», просто никогда не испытывали. Ученые многих стран соглашаются с тем, что психологически ребенку часто нечего противопоставить наркотическому удовольствию.
Дети ничего не знают о том, что в жизни бывают другие, социально приемлемые удовольствия! Поэтому уже в первом классе мы так серьезно задаем тему «нравится» и будем продолжать развивать ее в последующем.

Мы открыто говорим, что и плакать, и смеяться, и злиться, и радоваться — нормально. Наши ученики теперь могут почувствовать, что «переживательная» сторона жизни очень важна. Она фактически определяет внутренний ответ на вопрос, хороша ли моя жизнь, и подводит к чувству: «Моя жизнь имеет ценность».
Такой подход совсем не противопоставляет «надо» и «нравится». Напротив, он облегчает груз обязательств, так как помогает найти в них множество приятных сторон, основной из которых является «роскошь человеческого общения».
В результате занятий в течение второй четверти преобразуется пространство классной комнаты. К фотографиям детей, висящим в рамках на стенах, добавляются портреты учителей и других взрослых, работающих в школе. Дети не только начинают понимать, как много помощников есть у учителя, сколько взрослых людей готовятся к их приходу в школу, но и начинают внимательнее приглядываться к этим людям, искать общения с ними. Фактически они делают первый шаг к тому, чтобы все педагоги и технический персонал почувствовали себя уважаемыми: пишут записки со своими пожеланиями и впечатлениями от общения с охранником Иваном Петровичем, нянечкой Тамарой Ивановной, буфетчицей Софьей Григорьевной и т.д. После нескольких уроков психологии по теме «Нравится — не нравится» в мире ребенка появляется много новых личностей, каждый со своим характером, не всегда легким. И объединяет этих людей то, что они приходят в школу, чтобы он, первоклассник, мог получать на уроках свои знания, приходят ради него.
Да и учителям в такой школе хорошо. Попробуйте найти хорошего фотографа, который сделает портреты учителей. Спросите детей, чьи портреты они готовы оставить в классе? Почему? Дети великодушны, в конце концов в портретной галерее появятся все фотографии.

Окончание в №48

TopList