ПСИХОЛОГ У ДОСКИЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИУроки психологии в первом классеОкончание. Начало см. N 47, 2001г. ЗАНЯТИЕ 1. ЧТО МНЕ НРАВИТСЯЦели: обратить внимание детей на то, что им нравится делать в своей жизни; показать, как важно заботиться о том, что тебе нравится; научить детей каждый день находить время на «нравится». Материалы: мячик для разминки; карандаши и бумага для рисования каждому ребенку; зонтики или покрывальца (одно на 2—3 человека); пустая табличка для домашнего задания. Работа группынапомните ребятам правила работы в группе. Прикрепите плакат с правилами на стенд, и пусть он всегда находится в том помещении, где проходят занятия. РазминкаДети перебрасывают мячик из рук в руки
по кругу, причем каждый получивший его отвечает
на вопрос: «Что я люблю делать?». Работа по теме занятия1. Ведущий говорит о том, что каждый
день нам приходится делать разные вещи. Кое-что
нам нравится, и мы готовы посвятить этому много
времени, а другое не нравится делать, и мы
стараемся оставить на это как можно меньше
времени. 2. Ведущий просит ребят разложить свои
рисунки и походить между ними как на выставке: «Найдите
авторов рисунков, которым нравится то же, что вам,
даже если свой рисунок вы нарисовали не про это
занятие». 3. «Приглашение на праздник». Дети собираются в общий круг и делятся своими «нравится». Ведущий предлагает каждому рассказать о том, что ему нравится, и пригласить, кого он хочет из группы, в свое «нравится»: «Таня, я приглашаю тебя есть со мной торт из мороженого»; «Толик, я приглашаю тебя кататься со мной на роликах». Домашнее заданиеЭто домашнее задание требует участия родителей: в течение недели ребенок должен фиксировать свои «нравится» — «не нравится», проанализировать собранный материал и сделать вывод о возможности уменьшения «не нравится». Для этого родителям необходимо помочь ребенку в следующем исследовании: «Сколько «нравится» в моей неделе?» 1. В течение одной недели каждый день надо заполнять таблицу: 2. Обсудить с ребенком два вопроса. Что из «не нравится» можно не делать совсем, чтобы сэкономить время для «нравится», и что не делать нельзя? Как добавить больше «нравится» в то, что делать нужно? 3. Описать и принести на урок проект своей семьи на одну из выбранных тем (как в «не нравится» добавить «нравится»). Например: «Как сделать ежедневное приготовление уроков более приятным занятием?»
ЗАНЯТИЕ 2. КАКОЕ БЫВАЕТ ВРЕМЯЦель: приблизить шкалу времени (часы с циферблатом) к внутреннему миру ребенка. Материалы: доска и мел (или ватман и маркеры); настенные часы; манная крупа — 0,5 кг на группу; чайные, десертные или столовые ложки — по количеству детей в группе; цветная бумага — по 1 листу на ребенка; клеящие карандаши; бумага для изготовления кулечков; песочные часы на 1 минуту. Работа группыНапомните ребятам правила работы в группе. Работа по теме занятия1. Ведущий просит детей сдать домашние проекты, обещает, что на одном из будущих занятий обязательно проанализирует большую работу, проделанную в каждой семье. Говорит о том, что «нравится» отличается от «не нравится» тем, что на «нравится» хочется тратить время, а на «не нравится» приходится, но не хочется. 2. Спрашивает детей о том, что они
знают о времени. 3. Ведущий спрашивает детей, могут ли
они определить, сколько продолжается одна
минута. Экспериментируют все вместе. Дети
одновременно по команде начинают «отсчет»
минуты. Ведущий в это время определяет
длительность минуты по часам, которые дети не
видят. ребята молча, условным знаком подают
сигнал о том, что их минута закончилась. Очень
важно никому не мешать и подождать, пока каждый
сообщит свой результат. 4. Прокомментируйте полученные результаты, обратите внимание детей на то, что у всех результаты разные. 5. Продемонстрируйте детям песочные часы на 1 минуту. Предложите им самостоятельно сделать песочные часы. Комментарий. Самодельные песочные
часы — это свеpнyтый из бyмаги маленький кyлек. В
его дне пpоделаем отвеpстие иголкой. Затем
возьмем половинy чайной ложки манной кpyпы и
покажем pебенкy, как ее pастеpеть до совсем тонкого
поpошка. Практика показала, что только тщательно
протертая крупа равномерно пересыпается.
Прибором для размельчения манки служат две
ложки: десертная и чайная. И своpачивать кyлек, и
pастиpать манкy нyжно так вдохновенно, чтобы
завоpожить pебенка, завлечь его пpоцессом pазвития
ловкости и силы его пальцев, в пpотивном слyчае и
начинать не стоит! Заключительное обсуждениеПопросите детей показать друг другу свои картины и обменяться впечатлениями. Пусть они придумают названия картинам друг друга. Домашнее заданиеПредложите родителям вместе с
ребенком прочитать «Сказку о потерянном
времени» Е. Шварца. ЗАНЯТИЕ 3. ВРЕМЯ — ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВСТРЕЧЦели: напомнить детям о тех взрослых, которые посвящают им свое время в школе; обратить внимание на то, почему важно приходить на встречу вовремя. Материалы: для изготовления «Олицетворенных часов» — фотографии учителей, технических, медицинских работников, повара, т.е. всех, кого дети встречают в течение дня; фломастеры, мелки и большое полотно (лучше всего — квадратный кусок клеенки на тканевой основе), на котором нарисованы контуры огромного круглого циферблата; письмо от Лиса в конверте; текст повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» или аудиозапись. Работа группыРазминкаУпражнение «Общий ритм». Ведущий задает хлопками простой ритм (там-та-та-там). Сидящий слева подхватывает его (хлопки вдвоем), следующий фрагмент — второй ребенок (хлопки втроем) и так далее, пока весь круг не присоединится к заданному ритму. Работа по теме занятияВедущий читает фрагмент из сказки
Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: Вопросы для обсужденияО чем нас просит Лис? Ребятам первого класса от лисаЗдравствуйте, дорогие ребята! Ваш Лис Ведущий вместе с детьми начинает
создавать «Олицетворенные часы»
(рассматривается только учебное время — с 8 до 12
часов или, если у детей есть дополнительные
занятия, до 15 часов). Домашнее заданиеДля тех, кто впервые познакомился с
Лисом, — прочитать повесть Антуана де
Сент-Экзюпери «Маленький принц». ЗАНЯТИЕ 4. ЦЕННОСТИЦели: показать неповторимость личного времени каждого; познакомить ребят с понятием «ценности»; показать связь между ценностями и временем, ценностями и тем фактом, что жизнь наполнена чувствами; поощрять любые идеи привнесения переживания «нравится» в будничные обязанности, предложенные в домашних проектах. Материалы: лист бумаги формата А3 с заготовками циферблата для каждого ребенка; фломастеры, или карандаши, или мелки; шоколадная медаль для награждения победителя конкурса. Работа группыРазминкаХлопками, топаньем ногой или звуком
нужно изобразить ритм своего времени. Ведущий
изображает свой ритм и говорит: «У меня сегодня
он такой. А у тебя?» Вся группа присоединяется,
повторяя ритм одного ребенка. И так далее.
Ведущий обращает внимание на то, как различаются
ритмы. Работа по теме занятия1. Психолог подводит итоги домашних проектов. Как «должен» превратить в «хочется»? Расскажите о конкретных предложениях, иллюстрирующих здоровое отношение к обязательствам. Следует подчеркнуть мысль, что любое важное дело требует преодоления «не хочется», «надоело». Для этого приходится прилагать усилия, это бывает трудно. Однако как радостно видеть, что усилия увенчались успехом! Ценность приложения собственных усилий, доведения работы до конца важна для всех людей. Даже если усилия приводят к ошибке — это очень полезно. Так как ошибка — источник опыта. 2. Перед каждым ребенком лежит лист
бумаги с нарисованным контуром циферблата с
цифрами. Вокруг и внутри циферблата оставлено
место для рисунков. Домашнее заданиеВедущий говорит: «Вы будете выполнять исследовательский проект «Ценности моей семьи». На что с удовольствием тратит время мама (папа, бабушка, брат, сестра). Что нам нравится делать всем вместе? На что я люблю тратить время с удовольствием? Есть ли то, чему родители посвящают свое время, хотя и без удовольствия? Как вы думаете, почему они это делают? Какие ценности лежат за этим их решением делать то, что нужно, хоть и не всегда хочется?» ЗАНЯТИЕ 5. НЕ НРАВИТСЯЦели: дать ребенку возможность выразить свой гнев; показать различия между чувством гнева и агрессивным поведением; довести до детей мысль о том, что гнев — это нормально, и одновременно дать способы контроля агрессивного поведения; научить детей распознавать возникновение чувства гнева по телесным признакам; научить детей чувствовать степень собственной рассерженности и в зависимости от этого выбирать те или иные способы совладания с гневом. Материалы: для изготовления «мешочка гнева» потребуются: резиновые надувные шарики (не надутые), лучше самые прочные, из толстой резины (по числу детей); крупа рисовая (из круглого риса), или перловка, или любая некрупная крупа без острых зерен, или песок (примерно по 100 г на ребенка); воронка для засыпания риса в резиновые шарики (3—4 штуки на группу). Работа группыРазминка«Что нам приходит в голову, когда мы говорим: «Мне не нравится, меня раздражает, я злюсь»?» Ведущий передает мячик (или шарик) каждому ребенку и произносит начало предложения «Мне не нравится...»(или «Я злюсь, когда...», или «Меня раздражает....»). Ребенок кидает мячик ведущему, заканчивая предложение. Работа по теме занятия1. Ведущий спрашивает ребят, где живет их гнев. Где в их теле появляется раздражение, злость, ярость? Пусть каждый ребенок выскажется и покажет. 2. Ведущий: «Гнев, злость, раздражение
испытывают все люди, и взрослые, и я, и ваши
родители, и вы. Это нормально. Потому что гнев —
это чувство. Оно нам зачем-то нужно. Зачем? Как вы
думаете?» (Послушайте рассказы детей. Помогите
им понять, что гнев защищает человека, если кто-то
пытается его унизить или задевает его ценности.
Напомните, что чувство гнева мобилизует силы). Если
справишься с чувством — оно пройдет. А если нет —
оно захлестнет тебя. Некоторые думают, что
хорошие люди не испытывают такого «плохого»
чувства, как гнев. Это неверно. Есть люди, которые
умеют справиться с гневом, а есть те, кто
становится слугой гнева. Тогда они начинают
делать плохие вещи. Агрессивно себя вести. Как
это, как вы думаете? 3. Ведущий: «Хотите ли вы быть слугами
гнева? Или попробуем научиться справляться с
гневом? Для этого, прежде всего, нужно кое-что
знать про само чувство гнева». 4. Затем дети берут приготовленный шарик, с помощью воронки насыпают в него крупу. Критерий наполненности — готовый мешочек легко умещается в детском кулачке. конец шарика завязывают узлом. Комментарий. Теперь каждый из
детей может проделать предыдущее упражнение со
своим шариком. Скажите детям, что они могут дома
усмирять свой гнев с помощью этого волшебного
шарика. Для этого можно сделать мишень из листа
картона и повесить ее на стену, договорившись об
этом с родителями. Предупредите детей, что
мешочком можно бить только мишень. Желательно
убрать бьющиеся предметы, которые находятся
поблизости. ЗАНЯТИЕ 6. НРАВИТСЯ — НЕ НРАВИТСЯЦели: дать детям возможность взглянуть на их ситуации в целом, уравновесить «нравится — не нравится». Донести до детей идею о том, как важно кому-то рассказывать о своих чувствах, о том, что им нравится и не нравится. Предложить детям еще одно средство для этого. Материалы: мячик, сутаж, шнур, шнурки или другие плотные толстые веревки (2—3 метра на каждого ребенка); ножницы; тонкие нитки для перевязывания (катушка на всех); кусочек картона на каждого ребенка; фломастеры на каждого ребенка; клей ПВА (по баночке на двоих). Работа группыРазминкаВедущий передает шарик или мячик по кругу. Каждый ребенок говорит об одной вещи, которая ему нравится, и об одной вещи, которая ему не нравится. Работа по теме занятия1. В каждой ситуации существует «нравится» и «не нравится». С помощью таблицы можно увидеть любой предмет и любую ситуацию. (На доске нарисована таблица «Нравится — не нравится»). Вот как с ее помощью можно посмотреть, например, на декабрь.
2. дети выбирают то, на что они хотят посмотреть с помощью этой таблички. Например, я сам, папа, школа, моя жизнь и так далее. Перед каждым ребенком — таблица. Дети заполняют ее. Те, кто закончил работу раньше, делятся друг с другом. Затем проводится общее обсуждение. Комментарий. если в вашей группе ребята не «потянут» эту инструкцию, просто сделайте вместе еще одну табличку по какой-то проблемной и объединяющей всех теме. Например, «Школа», «Наш класс», «Ваня Птичкин» и т.д. 3. Ведущий: «наше сердце тянется к тому, что нравится, а наш гнев возникает из-за бессилия перед тем, что не нравится. Так устроена человеческая жизнь. Важно кому-то рассказывать о том, что нам нравится и не нравится. Иногда мамы нет рядом или все заняты. На этот случай мы будем делать куколку для секретов». Комментарий. прежде чем давать
детям эту работу, сделайте куколку себе. Вы лучше
поймете, как ее делать, и покажете детям готовый
образец.
|