Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2001

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ

Уроки психологии в первом классе

Окончание. Начало см. N 47, 2001г.

ЗАНЯТИЕ 1. ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ

Цели: обратить внимание детей на то, что им нравится делать в своей жизни; показать, как важно заботиться о том, что тебе нравится; научить детей каждый день находить время на «нравится».

Материалы: мячик для разминки; карандаши и бумага для рисования каждому ребенку; зонтики или покрывальца (одно на 2—3 человека); пустая табличка для домашнего задания.

Работа группы

напомните ребятам правила работы в группе. Прикрепите плакат с правилами на стенд, и пусть он всегда находится в том помещении, где проходят занятия.

Разминка

Дети перебрасывают мячик из рук в руки по кругу, причем каждый получивший его отвечает на вопрос: «Что я люблю делать?».
Ведущий вмешивается в тех случаях, когда дети предлагают агрессивное поведение в качестве любимого занятия: «мучить кошку», «дразнить сестру». Он пытается помочь ребенку переформулировать название занятия так, чтобы было понятно, какая потребность удовлетворяется с помощью этого занятия («люблю с кем-нибудь мягким и теплым повозиться», «люблю, когда сестра проводит со мной время»). Если ведущему трудно догадаться, пусть спросит ребенка, почему ему нравится делать то, что он делает. Ищите потребность ребенка и помните, что плохих потребностей не бывает, бывают только неправильные способы их удовлетворения.

Работа по теме занятия

1. Ведущий говорит о том, что каждый день нам приходится делать разные вещи. Кое-что нам нравится, и мы готовы посвятить этому много времени, а другое не нравится делать, и мы стараемся оставить на это как можно меньше времени.
Детям предлагается вспомнить и нарисовать то, что им нравится делать каждый день.

2. Ведущий просит ребят разложить свои рисунки и походить между ними как на выставке: «Найдите авторов рисунков, которым нравится то же, что вам, даже если свой рисунок вы нарисовали не про это занятие».
Ведущий помогает детям разбиться на микрогруппы по интересам и просит их вспомнить по очереди о каком-нибудь дне своей жизни, когда им все нравилось. Если есть возможность, детей просят заранее принести зонтики или покрывала, детские одеяльца. Пары или тройки (микрогруппы не должны быть большими) собираются, прячутся каждая в свой «домик» и там делятся своими «нравится».

3. «Приглашение на праздник». Дети собираются в общий круг и делятся своими «нравится». Ведущий предлагает каждому рассказать о том, что ему нравится, и пригласить, кого он хочет из группы, в свое «нравится»: «Таня, я приглашаю тебя есть со мной торт из мороженого»; «Толик, я приглашаю тебя кататься со мной на роликах».

Домашнее задание

Это домашнее задание требует участия родителей: в течение недели ребенок должен фиксировать свои «нравится» — «не нравится», проанализировать собранный материал и сделать вывод о возможности уменьшения «не нравится». Для этого родителям необходимо помочь ребенку в следующем исследовании:

«Сколько «нравится» в моей неделе?»

1. В течение одной недели каждый день надо заполнять таблицу:

2. Обсудить с ребенком два вопроса. Что из «не нравится» можно не делать совсем, чтобы сэкономить время для «нравится», и что не делать нельзя? Как добавить больше «нравится» в то, что делать нужно?

3. Описать и принести на урок проект своей семьи на одну из выбранных тем (как в «не нравится» добавить «нравится»). Например: «Как сделать ежедневное приготовление уроков более приятным занятием

День недели

Время сна

Нравится (что делать/сколько  времени на это было потрачено)

Не нравится (что делать/сколько времени на это было потрачено)

1. Понедельник

9 часов

1. Гулять — 2 часа
2. Смотреть мультики — 20 минут
3. ...

1. Делать уроки — 3 часа

...

 

 

2. Ссориться с братом — 1 час

Итого за неделю 

63 часа

20 часов

50 часов

ЗАНЯТИЕ 2. КАКОЕ БЫВАЕТ ВРЕМЯ

Цель: приблизить шкалу времени (часы с циферблатом) к внутреннему миру ребенка.

Материалы: доска и мел (или ватман и маркеры); настенные часы; манная крупа — 0,5 кг на группу; чайные, десертные или столовые ложки — по количеству детей в группе; цветная бумага — по 1 листу на ребенка; клеящие карандаши; бумага для изготовления кулечков; песочные часы на 1 минуту.

Работа группы

Напомните ребятам правила работы в группе.

Работа по теме занятия

1. Ведущий просит детей сдать домашние проекты, обещает, что на одном из будущих занятий обязательно проанализирует большую работу, проделанную в каждой семье.

Говорит о том, что «нравится» отличается от «не нравится» тем, что на «нравится» хочется тратить время, а на «не нравится» приходится, но не хочется.

2. Спрашивает детей о том, что они знают о времени.
Объясняет ученикам, что будет рад любым ответам, можно говорить все, что они знают, пусть даже неточно. Записывает ответы на доске в краткой форме. Присутствующий в классе учитель наблюдает за реакцией и высказываниями детей о времени.

3. Ведущий спрашивает детей, могут ли они определить, сколько продолжается одна минута. Экспериментируют все вместе. Дети одновременно по команде начинают «отсчет» минуты. Ведущий в это время определяет длительность минуты по часам, которые дети не видят. ребята молча, условным знаком подают сигнал о том, что их минута закончилась. Очень важно никому не мешать и подождать, пока каждый сообщит свой результат.
Для фиксации результата на доске заранее проводится линия, на которой отмечается середина. Инициалами детей фиксируются сигналы детей по принципу «до 30 секунд», «равно», «дольше минуты».

4. Прокомментируйте полученные результаты, обратите внимание детей на то, что у всех результаты разные.

5. Продемонстрируйте детям песочные часы на 1 минуту. Предложите им самостоятельно сделать песочные часы.

Комментарий. Самодельные песочные часы — это свеpнyтый из бyмаги маленький кyлек. В его дне пpоделаем отвеpстие иголкой. Затем возьмем половинy чайной ложки манной кpyпы и покажем pебенкy, как ее pастеpеть до совсем тонкого поpошка. Практика показала, что только тщательно протертая крупа равномерно пересыпается. Прибором для размельчения манки служат две ложки: десертная и чайная. И своpачивать кyлек, и pастиpать манкy нyжно так вдохновенно, чтобы завоpожить pебенка, завлечь его пpоцессом pазвития ловкости и силы его пальцев, в пpотивном слyчае и начинать не стоит!
Когда макет половинки песочных часов yже готов, нyжно пpиготовить цветнyю бyмагy и клей. Дети насыпают «в часы» пpотеpтyю манкy, она высыпается чеpез отвеpстие в дне. В этот момент можно подставить pазноцветнyю бyмагy, намазаннyю клеем, и зафиксиpовать высыпающийся «песок». Тyт pаздолье для вашей и детской фантазии: можно менять цвет бyмаги, можно двигать pyкой в pазных напpавлениях, а в это вpемя pебенок бyдет pазвивать pyкy, глаз и ощyщать движение вpемени. Для детей «рисование» манкой будет служить дополнительным стимулом к работе с часами, а застывший рисунок впоследствии напомнит о проделанной работе. Не торопите детей, на уроке не все дети успеют выполнить задание. Дайте им возможность поработать дома. Попросите ребят принести «часы» к следующему занятию.

Заключительное обсуждение

Попросите детей показать друг другу свои картины и обменяться впечатлениями. Пусть они придумают названия картинам друг друга.

Домашнее задание

Предложите родителям вместе с ребенком прочитать «Сказку о потерянном времени» Е. Шварца.
Для тех, кто не сдал исследовательский проект «Сколько «нравится» в моей неделе», — закончить его.

ЗАНЯТИЕ 3. ВРЕМЯ — ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВСТРЕЧ

Цели: напомнить детям о тех взрослых, которые посвящают им свое время в школе; обратить внимание на то, почему важно приходить на встречу вовремя.

Материалы: для изготовления «Олицетворенных часов» — фотографии учителей, технических, медицинских работников, повара, т.е. всех, кого дети встречают в течение дня; фломастеры, мелки и большое полотно (лучше всего — квадратный кусок клеенки на тканевой основе), на котором нарисованы контуры огромного круглого циферблата; письмо от Лиса в конверте; текст повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» или аудиозапись.

Работа группы

Разминка

Упражнение «Общий ритм». Ведущий задает хлопками простой ритм (там-та-та-там). Сидящий слева подхватывает его (хлопки вдвоем), следующий фрагмент — второй ребенок (хлопки втроем) и так далее, пока весь круг не присоединится к заданному ритму.

Работа по теме занятия

Ведущий читает фрагмент из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:
«Лyчше пpиходи всегда в один и тот же час, — попpосил Лис. — Вот, напpимеp, если ты бyдешь пpиходить в четыpе часа, я yже с тpех часов почyвствyю себя счастливым. И чем ближе к назначенномy часy, тем счастливее. В четыpе часа я yже начнy волноваться и тpевожиться. Я yзнаю ценy счастью! А если ты пpиходишь всякий pаз в дpyгое вpемя, я не знаю, к какомy часy готовить свое сеpдце... Hyжно соблюдать обpяды».

Вопросы для обсуждения

О чем нас просит Лис?
Что Лис делает перед тем, как к нему придет его друг?
Как, по-вашему, Лис «готовит свое сердце»?
Что вы обычно чувствуете, когда на встречу с вами опаздывают? (Можно вспомнить опыт ожидания в детском саду, ожидание гостей и т.д.)
Умеете ли вы сами приходить вовремя?
Спросите ребят, что они делают, чтобы прийти вовремя? Какие приборы им помогают?
«Ребята, вот что я нашла сегодня перед дверью класса» — ведущий достает большой конверт с письмом и свернутый в рулон лист ватмана с контурами «Олицетворенных часов». На конверте что-то написано.

Ребятам первого класса от лиса

Здравствуйте, дорогие ребята!
Когда я смотрю на вас, я удивляюсь, как каждый из вас чем-то напоминает мне моего друга — Маленького принца. Кто-то так же, как он, любит задавать взрослым трудные вопросы, кто-то любит розы или предан только одному сердечному другу, как Маленький принц Розе. Кто-то дружит с животными, как он дружил со мной. Это грустная история, он покинул меня, и некоторые из вас знают, что это такое — потерять того, кому отдал свое сердце.
Но вы и отличаетесь от него. Маленький принц никогда-никогда не ходил в школу. Он совсем один путешествовал с одной планеты на другую и не был знаком ни с одной девочкой или мальчиком. Он был знаком с Летчиком — взрослым, который полюбил его.
Когда я смотрю на ваш класс, я удивляюсь, сколько взрослых любят вас и заботятся о вас. Они приходят в школу заранее и готовятся к вашему приходу. Знаете ли вы этих людей?
Дорогие мои, я желаю вам хорошо учиться и дружить. Помнить обо всех, кто готовит свое сердце к встрече с вами.

Ваш Лис

Ведущий вместе с детьми начинает создавать «Олицетворенные часы» (рассматривается только учебное время — с 8 до 12 часов или, если у детей есть дополнительные занятия, до 15 часов).
Комментарий. Спросите ребят, в какое время они приходят в школу. Найдите на циферблате соответствующее место и отметьте его. Кого первого они встречают утром? Прикрепите приготовленные заранее фотографии работников школы. Обсудите, с кем в течение дня они встречаются в школе. Попросите рассказать, какие приятные воспоминания связаны у ребят с каждым из взрослых, изображенных на фотографиях.
После того как все взрослые нашли место на циферблате, спросите ребят, что они поняли и почувствовали во время создания «Олицетворенных часов». Затем прикрепите рядом с каждой фотографией кармашек-конвертик. Скажите следующее: «Хотя сейчас зима, по утрам не хочется вставать и выходить из дома, оказывается, в школе нас ждет много теплых встреч и добрых взрослых. Сейчас вы можете, если вам захочется, написать им добрые слова или нарисовать что-нибудь для них».

Домашнее задание

Для тех, кто впервые познакомился с Лисом, — прочитать повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Для тех, кто еще не закончил проект, — принести его к следующему разу. Будет обсуждение.
Каждому ребенку принести одну свою фотографию.

ЗАНЯТИЕ 4. ЦЕННОСТИ

Цели: показать неповторимость личного времени каждого; познакомить ребят с понятием «ценности»; показать связь между ценностями и временем, ценностями и тем фактом, что жизнь наполнена чувствами; поощрять любые идеи привнесения переживания «нравится» в будничные обязанности, предложенные в домашних проектах.

Материалы: лист бумаги формата А3 с заготовками циферблата для каждого ребенка; фломастеры, или карандаши, или мелки; шоколадная медаль для награждения победителя конкурса.

Работа группы

Разминка

Хлопками, топаньем ногой или звуком нужно изобразить ритм своего времени. Ведущий изображает свой ритм и говорит: «У меня сегодня он такой. А у тебя?» Вся группа присоединяется, повторяя ритм одного ребенка. И так далее. Ведущий обращает внимание на то, как различаются ритмы.
Ведущий предлагает детям устроить конкурс на лучшую ошибку недели. В конкурсе могут принять участие только те, кто захочет. Нужно коротко рассказать об ошибке, начиная со слов: «На этой неделе я совершил ошибку...», а потом обязательно добавить: «Она научила меня тому-то и тому-то». Предупредите, что выбирать победителя предстоит всем вместе. Победитель получит шоколадную медаль: «За самую впечатляющую ошибку недели». Ведущий начинает с себя.

Работа по теме занятия

1. Психолог подводит итоги домашних проектов. Как «должен» превратить в «хочется»? Расскажите о конкретных предложениях, иллюстрирующих здоровое отношение к обязательствам. Следует подчеркнуть мысль, что любое важное дело требует преодоления «не хочется», «надоело». Для этого приходится прилагать усилия, это бывает трудно. Однако как радостно видеть, что усилия увенчались успехом! Ценность приложения собственных усилий, доведения работы до конца важна для всех людей. Даже если усилия приводят к ошибке — это очень полезно. Так как ошибка — источник опыта.

2. Перед каждым ребенком лежит лист бумаги с нарисованным контуром циферблата с цифрами. Вокруг и внутри циферблата оставлено место для рисунков.
Ведущий задает вопросы: «Ребята, когда начинается утро? Во сколько вы встаете? Отметьте это время на циферблате». При этом он подчеркивает, что каждый ребенок просыпается в разное время.
Психолог советует выучить вместе с мамой такие слова: «Как хорошо, что я проснулся! Я радуюсь сегодняшнему дню. Я готов делать много интересных дел. Мне понадобится для этого много сил! Пойду-ка я завтракать».
Далее он говорит: «Что вы любите есть на завтрак? Нарисуйте это между цифрами 7 и 8. Нарисуйте рядом с нужным часом то, что вам нравится делать и с кем встречаться в течение дня.
Вечером, перед сном, я вам советую обязательно сделать что-нибудь приятное. Например, подумать о том хорошем, что было в течение этого дня. Успокоиться. Пообщаться с мамой. Выучите вместе с мамой такие слова: «Сегодня был интересный день. Я кое-что узнал и пережил (вспомните, что запомнилось, больше всего). Я стал на день старше. Моя мама (папа, бабушка, родные) любит меня. И я люблю мою семью. Спокойной ночи всем, кого я люблю».
То, чем вам нравится заниматься называется «ценности». Для Тани танцы — это ценность, для Миши футбол — ценность. А какие ценности еще есть в вашей семье?»

Домашнее задание

Ведущий говорит: «Вы будете выполнять исследовательский проект «Ценности моей семьи». На что с удовольствием тратит время мама (папа, бабушка, брат, сестра). Что нам нравится делать всем вместе? На что я люблю тратить время с удовольствием? Есть ли то, чему родители посвящают свое время, хотя и без удовольствия? Как вы думаете, почему они это делают? Какие ценности лежат за этим их решением делать то, что нужно, хоть и не всегда хочется?»

ЗАНЯТИЕ 5. НЕ НРАВИТСЯ

Цели: дать ребенку возможность выразить свой гнев; показать различия между чувством гнева и агрессивным поведением; довести до детей мысль о том, что гнев — это нормально, и одновременно дать способы контроля агрессивного поведения; научить детей распознавать возникновение чувства гнева по телесным признакам; научить детей чувствовать степень собственной рассерженности и в зависимости от этого выбирать те или иные способы совладания с гневом.

Материалы: для изготовления «мешочка гнева» потребуются: резиновые надувные шарики (не надутые), лучше самые прочные, из толстой резины (по числу детей); крупа рисовая (из круглого риса), или перловка, или любая некрупная крупа без острых зерен, или песок (примерно по 100 г на ребенка); воронка для засыпания риса в резиновые шарики (3—4 штуки на группу).

Работа группы

Разминка

«Что нам приходит в голову, когда мы говорим: «Мне не нравится, меня раздражает, я злюсь»?» Ведущий передает мячик (или шарик) каждому ребенку и произносит начало предложения «Мне не нравится...»(или «Я злюсь, когда...», или «Меня раздражает....»). Ребенок кидает мячик ведущему, заканчивая предложение.

Работа по теме занятия

1. Ведущий спрашивает ребят, где живет их гнев. Где в их теле появляется раздражение, злость, ярость? Пусть каждый ребенок выскажется и покажет.

2. Ведущий: «Гнев, злость, раздражение испытывают все люди, и взрослые, и я, и ваши родители, и вы. Это нормально. Потому что гнев — это чувство. Оно нам зачем-то нужно. Зачем? Как вы думаете?» (Послушайте рассказы детей. Помогите им понять, что гнев защищает человека, если кто-то пытается его унизить или задевает его ценности. Напомните, что чувство гнева мобилизует силы). Если справишься с чувством — оно пройдет. А если нет — оно захлестнет тебя. Некоторые думают, что хорошие люди не испытывают такого «плохого» чувства, как гнев. Это неверно. Есть люди, которые умеют справиться с гневом, а есть те, кто становится слугой гнева. Тогда они начинают делать плохие вещи. Агрессивно себя вести. Как это, как вы думаете?
Послушайте рассказы детей. Комментируя, разводите чувство и поведение.

3. Ведущий: «Хотите ли вы быть слугами гнева? Или попробуем научиться справляться с гневом? Для этого, прежде всего, нужно кое-что знать про само чувство гнева».
Ведущий рисует на доске мишень, берет в руки мешочек гнева и говорит, что слабый гнев — это раздражение. При этом несильно бросает мешочек в мишень со словами: «Я слегка разозлился, когда...». ребята вспоминают, когда они были не очень сильно раздражены, затем по очереди делают то же самое, вспомнив свою ситуацию.
Затем, со словами: «Я разозлился сильнее, когда...», мешочек бросают с большей силой. Попросите ребят вспомнить, когда они были раздражены больше, чем в первый раз, и бросить мешочек сильнее.
Наконец, говоря: «Я разозлился очень сильно, когда...», ведущий бросает мешочек изо всех сил. Можно сопровождать движение звуком на выдохе. Например, «Ха-а!» Пусть дети, говоря о своем сильном раздражении, ярости бросают мешочек, сопровождая движение звуком.

4. Затем дети берут приготовленный шарик, с помощью воронки насыпают в него крупу. Критерий наполненности — готовый мешочек легко умещается в детском кулачке. конец шарика завязывают узлом.

Комментарий. Теперь каждый из детей может проделать предыдущее упражнение со своим шариком. Скажите детям, что они могут дома усмирять свой гнев с помощью этого волшебного шарика. Для этого можно сделать мишень из листа картона и повесить ее на стену, договорившись об этом с родителями. Предупредите детей, что мешочком можно бить только мишень. Желательно убрать бьющиеся предметы, которые находятся поблизости.
Скажите детям, что мешочек можно мять в руке, когда они раздражены. Его легко носить с собой везде.

ЗАНЯТИЕ 6. НРАВИТСЯ — НЕ НРАВИТСЯ

Цели: дать детям возможность взглянуть на их ситуации в целом, уравновесить «нравится — не нравится». Донести до детей идею о том, как важно кому-то рассказывать о своих чувствах, о том, что им нравится и не нравится. Предложить детям еще одно средство для этого.

Материалы: мячик, сутаж, шнур, шнурки или другие плотные толстые веревки (2—3 метра на каждого ребенка); ножницы; тонкие нитки для перевязывания (катушка на всех); кусочек картона на каждого ребенка; фломастеры на каждого ребенка; клей ПВА (по баночке на двоих).

Работа группы

Разминка

Ведущий передает шарик или мячик по кругу. Каждый ребенок говорит об одной вещи, которая ему нравится, и об одной вещи, которая ему не нравится.

Работа по теме занятия

1. В каждой ситуации существует «нравится» и «не нравится». С помощью таблицы можно увидеть любой предмет и любую ситуацию. (На доске нарисована таблица «Нравится — не нравится»). Вот как с ее помощью можно посмотреть, например, на декабрь.

Нравится

Не нравится

Снег и можно кататься на лыжах

Короткий день, мало солнца

Скоро Новый год и каникулы

Холодно и слякоть, надо надевать много одежды

В декабре приходит Дед Мороз

Устали учиться

2. дети выбирают то, на что они хотят посмотреть с помощью этой таблички. Например, я сам, папа, школа, моя жизнь и так далее. Перед каждым ребенком — таблица. Дети заполняют ее. Те, кто закончил работу раньше, делятся друг с другом. Затем проводится общее обсуждение.

Комментарий. если в вашей группе ребята не «потянут» эту инструкцию, просто сделайте вместе еще одну табличку по какой-то проблемной и объединяющей всех теме. Например, «Школа», «Наш класс», «Ваня Птичкин» и т.д.

3. Ведущий: «наше сердце тянется к тому, что нравится, а наш гнев возникает из-за бессилия перед тем, что не нравится. Так устроена человеческая жизнь. Важно кому-то рассказывать о том, что нам нравится и не нравится. Иногда мамы нет рядом или все заняты. На этот случай мы будем делать куколку для секретов».

Комментарий. прежде чем давать детям эту работу, сделайте куколку себе. Вы лучше поймете, как ее делать, и покажете детям готовый образец.
Как сделать куколку? Взять толстый пучок веревок (длиной 20 см), сложить его пополам. Сверху отступить 1,5—2 см и перевязать ниточкой. Получилась голова куклы. С двух сторон ниже шеи взять по две-три веревочки и перевязать каждую из них ниточкой, отступив от шеи 1—2 см, отрезать от получившихся концов половину. Получились руки. Вот готовая кукла-девочка (правда, пока без лица). Чтобы сделать куклу — мальчика, надо «юбочку» девочки разделить пополам и перевязать. Получились две ноги. Вот и кукла-мальчик готова.
Для того чтобы сделать лицо, вырезаем из картона круг или овал. На нем рисуем лицо. Приклеиваем лицо клеем ПВА на голову куколки. Куколка готова.
Скажите детям, что куколке можно доверить свои радости и печали, рассказать о своих чувствах и проблемах.

Фрагмент из книги «Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе» (под ред. С.В. Кривцовой). Книга выходит в издательстве «Генезис» в декабре 2001 — январе 2002 г. Книгу можно приобрести:

1. В помещении издательства по адресу: Москва, Трубниковский пер., д. 22, стр. 2;
2. По почте наложенным платежом:

  • послав письменный запрос по адресу: 121069, Москва, Трубниковский пер., д. 22, стр. 2;

  • сообщив заказ по телефону: (095) 203-03-67 или выслав его по факсу: (095) 202-66-77;

  • выслав заказ по электронной почте по адресу: genesis@dol.ru ;

TopList