Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2002

ИГРОТЕКА

ОСТРОВ

Профориентационная игра для подростков

Эта игра знакомит школьников с «непрестижными» профессиями. Но цель — ориентировать ребят на непривлекательные профессии — не ставится напрямую.
Игра рассчитана на работу с классом (учащимися 8–9-х классов, хотя она может вызвать интерес и у десяти-, одиннадцатиклассников).
Продолжительность игры — примерно один урок. Но если она проводится после уроков, то время может быть увеличено и тогда игра проходит интереснее.
На классной доске фиксируются основные идеи участников и отражаются результаты решений группы.

Ход игры

Классу объявляется название игры — «Остров» и зачитывается общая инструкция.
Представьте, что мы все чудом оказались на заброшенном в океане острове, где-то в южных тропических широтах. У нас осталось кое-какое личное имущество: то, что было в карманах, сумках. Когда нас спасут, неизвестно. Как минимум два месяца мы должны прожить на данном острове.
Перед нами стоят две основные задачи.
Первая — выжить.
Вторая — остаться при этом цивилизованными людьми.
За 40 минут мы должны доказать самим себе, что способны решить эти задачи.
Итак, мы сидим на берегу и обсуждаем, что нам делать дальше. Я пока буду выполнять роль старшего. Но потом вы сможете выбрать себе другого руководителя.
Если мы сумеем договориться об основных путях решения наших задач, а также о распределении обязанностей, то сможем выжить и сохранить свое достоинство.

Далее ведущий изображает на доске общий план острова. Важно отметить, что здесь есть источник чистой пресной воды, а также сказать, что на острове водятся мелкие зверьки и птицы, в прибрежных водах есть рыба, растут какие-то съедобные растения.
Но по условию игры на острове нет пещеры, пригодной для проживания. Нет также иных людей, иначе вся игра превратится в выяснение отношений с ними.
Далее школьники предлагают, что им необходимо сделать для выживания. Обычно это — постройка жилья, организация питания, руководство группой, охота и рыболовство, дежурство, поддержание огня и т.п. Все это ведущий записывает на доске в виде перечня в первой колонке таблицы (см. приложение).
Все эти предложения обсуждаются, и в результате на доске остаются наиболее важные направления работы.
После того как написан перечень работ, необходимых для выживания, общими усилиями определяется, сколько человек нужно для каждой работы. Эти подсчеты ведутся с учетом общего количества участников игры вместе с ведущим.
На доске, напротив каждого направления работ, записывается необходимое количество работников. При этом кто-либо из участников может сказать, что одни и те же люди способны одновременно выполнять разные работы. Ведущий замечает, что в особых случаях это, естественно, допускается, но важно за конкретным игроком закрепить определенный вид деятельности, чтобы было видно, кто за что отвечает.
Желательно не затягивать первые этапы игры: проводить их динамично. При этом по ходу игры ведущий постоянно напоминает участникам, что они должны уложиться в 40 минут (закончить игру до звонка или какого-то установленного времени), иначе будет считаться, что группа не смогла решить поставленные задачи, а потратила все свои силы на выяснение отношений.
Далее ведущий предлагает поднять руки тем, кто хотел бы выполнять те или иные виды работ. Поочередно рассматривается каждый вид. При этом игрок может участвовать только в одном виде работ.
На доске рядом с требуемым количеством работников записывается количество желающих эту работу выполнять. Как правило, здесь возникает некоторое несоответствие. Оно-то и становится предметом для обсуждения. Ведущий может занять определенную позицию: «Раз вы не в силах обеспечить необходимое число работников по каждому направлению работ, то скорее всего, не сможете и выжить в условиях острова».
После этого ведущий задает дальнейший порядок игры. По каждому виду работ образуется группа, которая садится за отдельный стол.
В течение 3–5 минут обсуждается, каким образом выполнить свою работу, исходя из реальных возможностей. Напомним, что по условию игры школьники оказались на острове со всем своим имуществом (в карманах, в сумках и т.п.).
Представители группы кратко рассказывают всему классу о том, как они собираются строить жилище, готовить пищу, охотиться, ловить рыбу и т.п. Класс задает вопросы и потом решает, способна ли данная группа выполнить свою работу. Например, у группы «организация питания» можно поинтересоваться, в чем они собираются готовить пищу, у группы «охота-рыболовство» — чем они собираются ловить рыбу и т.п.
Все это ведущий отмечает на доске (напротив каждого вида работ оценивается готовность каждой группы в баллах).

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пример заполненной таблицы для группы, состоящей из 27 человек (вместе с ведущим)

Перечень работ,
необходимых для выживания

Требуемое количество работников
(всего — 27 человек)

Количество  желающих
(всего — 24 человека)

Постройка жилья
(и его постоянный ремонт)

10

5

Организация питания

4

6

Охота-рыболовство

7

9

Руководство (чтобы группа не переругалась)

1

1

Массовики-затейники
(чтобы группа не скучала)

1

2

Постройка лодки

4

1

Окончание следует

 

TopList