Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2002


ИГРОТЕКА

ОСТРОВ

Профориентационная игра для подростков

Окончание. Начало см. № 7, 2002 г.

Далее (для усложнения игры) ведущий может заявить, что его поразила неизвестная тропическая болезнь и он уже не может руководить группой. Поэтому срочно требуется выбрать новое руководство. Также определяется, сколько человек для этого нужно. Участники выдвигают кандидатов. Иногда группа выбирает одного руководителя, иногда руководителя с одним-двумя помощниками (особенно если класс постепенно становится неуправляемым). Выбранные руководители занимают место ведущего, а ведущий садится за последнюю парту. Этап смены руководства должен занять 2–3 минуты.
Далее ведущий может заявить, что он в результате болезни постепенно превратился в «злого духа», который будет чинить группе всякие препятствия. Например, неожиданно напустить болезнь на отдельных (наиболее активных) участников, с помощью урагана разрушить некоторые постройки, делать разнообразные «злые чудеса» (скажем, объявить, что некоторые рыбы обладают душой и разумом, поэтому употреблять их в пищу — преступление) и т.п.
В какой-то момент ведущий намекает участникам, что на острове может возникнуть эпидемия, так как тропическая пища непривычна для европейцев и весь остров уже покрыт отходами, которые просто некуда девать и которые становятся очагами серьезных инфекций. Иными словами, он побуждает участников к строительству туалета, про который они часто забывают. Также можно намекнуть группе на необходимость строительства выгребной ямы для пищевых отходов.
Если группа решает соорудить такой важный для цивилизованной жизни объект, то сделать это необходимо в сжатые сроки и по всем правилам, то есть определить, сколько требуется для этого работников и кто именно будет этим заниматься. Важно определить, кто будет постоянно поддерживать порядок в туалете и вообще разбираться с мусором на территории острова... Нередко многие подростки стесняются выполнять такую работу, стремясь заниматься более престижными делами, поэтому есть риск, что эпидемия поразит большинство игроков.
Само обращение к теме «туалета», «нечистот», «мусора» — это попытка поразмышлять о благородстве, об аристократизме, о подлинной элитарности в самом высоком смысле этих слов. В книге
О.С. Муравьевой «Как воспитывали русского дворянина» есть интересная история на эту тему. В конце 1940-х годов на одной из постоянных баз геологов ожидали очередную экспедицию, в которой работал потомок древнего княжеского рода. На базе это знали и ждали молодого дворянина, предвкушая его реакцию на отвратительно грязный туалет: «Мы-то, ладно, потерпим, — шутили геологи, — но что будет делать Его светлость?!» Его светлость, приехав, сделал то, что многих обескуражило. Он спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл загаженную уборную... Это и был поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи (цит. по книге Вульфова Б.З., Иванова В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: Изд-во УРАО, 1997, с. 271).
Бывает так, что группа с самого начала играет неудачно (школьники много спорят друг с другом, мало добровольцев на ответственные работы и т.п.). В этих случаях вмешательство ведущего в роли «злого духа» может вообще деморализовать участников, поэтому количество и «качество» трудностей должно быть разумным.
Наконец, за 3–5 минут до конца занятия ведущий заявляет о прекращении игры и организует ее обсуждение.

Обсуждение игры

Ведущий задает участникам вопрос: «Удалось ли нам выжить?» Школьники должны кратко обосновать свои выводы. Ведущий может также высказать свое мнение по этому вопросу.
Затем он задает вопрос: «Удалось ли островитянам сохранить человеческое лицо в трудных условиях?» При ответе учащихся на этот вопрос ведущий может обратить их внимание на такие моменты: оказывалась ли медицинская помощь заболевшим, был ли организован досуг, или участники были озабочены только «выживанием», никак не заботясь о своей душе, возникали ли скандальные ситуации между участниками и т.п.

Комментарий для ведущего

Участники вместе с ведущим могут увлечься каким-то одним аспектом игры, например, слишком подробно обсуждать конкретные виды работ. Тогда на всю игру может просто не хватить времени.
Другая типичная трудность — возникновение хаоса, когда участники по незначительным вопросам начинают слишком оживленно спорить, перебивать друг друга.
Часто возникают трудности при оценке классом своей готовности построить туалет. Кто-то даже может заявить, что «только в северных странах, в условиях консервирующего холода зараза сохраняется надолго, а в тропиках без туалета можно обойтись». Ведущий может заметить, что даже многие животные на уровне инстинктивных рефлексов стремятся закапывать свои испражнения (можно вспомнить собак, активно работающих задними лапками).
Опыт проведения игры показывает, что не всегда участники готовы признать, что их игровые действия оказались неудачными. Иногда кто-то говорит, что в реальных условиях он бы вел себя «намного активнее и благороднее». Тогда ведущий должен объяснить, что игра — это тоже модель реальности.

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук

 

TopList