Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2002


ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ

ОТ ПРИЗВАНИЯ К ПРОФЕССИИ

Ответ  Инне МАКАРЕНКО

Людям, имеющим абсолютный слух, дано много шансов стать хорошими музыкантами. Тем, кто одарен великолепной координацией мышц тела, — успешными спортсменами. Тем, кто настроен на других людей, кто умеет интуитивно распознавать подоплеку человеческих отношений, — психологами, психотерапевтами. Но никто не рождается на свет врачом, инженером или психологом. Ими становятся. Становятся в процессе серьезной работы, обучения, самоанализа, и в том числе — в процессе преодоления чувства собственной исключительности.

Существует ли призвание к психологии? Возможно. Интерес к внутреннему миру (собственному и других людей), альтруистическая направленность, готовность к сотрудничеству, способность понять, что человек — свободен и имеет право на свой жизненный выбор, развитая интуиция вкупе с хорошими аналитическими способностями...

Что еще можно включить в перечень качеств человека, одаренного психологически? К такому человеку, как к магниту, тянет всех, кто не уверен в себе или нуждается в «жилетке», кому нужен живой и внимательный собеседник, наставник. И он с искренним человеческим участием включается в их проблемы... Его качества помогают ему настроить на себя людей, вселить в них веру в самих себя и в будущее.

Аналитические способности, особая чувствительность к социальным процессам (в психологии она именуется «социальным воображением») помогают такому человеку понять суть проблемы и дать дельный совет. Иногда встреча с таким ярким индивидуумом вполне успешно заменяет потерявшему себя, душевно страдающему человеку посещение психотерапевта или консультанта. Но это вовсе не означает, что этот «яркий индивидуум» является профессиональным психологом. Другое дело, что если он захочет, то может стать очень хорошим психологом.

Что же общего между профессиональным психологом и человеком, наделенным психологическими способностями?

Во-первых, им обоим интересны люди, им нравится с ними общаться, само соприкосновение внутренних миров разных людей для них — ценность. Но психолог умеет слушать не только внимательно, но и профессионально, то есть сохраняя необходимую внутреннюю дистанцию между собственным внутренним миром и переживаниями клиента.

Во-вторых, у того и у другого развита мотивация помощи больше, чем мотивация достижения. Стремление помочь тому, кто запрашивает помощь, — естественно для них. Но психолог умеет не принимать чужие проблемы как свои собственные или, принимая на время, потом сбрасывать их с себя. Для этого он овладевает специальными приемами, входит в профессиональное сообщество, помогающее ему освобождаться от чужой боли и т.д.

В-третьих, они оба умеют «читать» социальную и душевную реальность так же, как кто-то другой читает географические карты или «чувствует» устройство сложных электронных приборов. Но психолог никогда не считает, что он видит как на ладони проблемы своего клиента и уж тем более — способы их решения. Он владеет средствами, помогающими самому клиенту увидеть, почувствовать, осознать суть своих проблем и найти приемлемый лично для него (возможно — только для него) вариант решения. Далеко не всегда клиент может выразить найденное решение словами, и значит, психолог иногда может и не знать, как именно человек собирается разрешить ситуацию. Достаточно того, что человек поверил в позитивный исход.

В-четвертых, рациональное и интуитивное психологическое знание определяют их образ жизни. Нельзя быть тонко чувствующим на работе и холодным, отстраненным в личной жизни. Но профессиональный психолог все же проводит границу между собой и своей работой. Натура, склонности, опыт дают о себе знать, но он не выступает в роли «жилетки» для всех своих родных и близких, не консультирует тех, с кем находится в близких отношениях. Просто он пытается жить как человек, умеющий решать свои психологические проблемы, умеющий быть и жить.

Вы не нашли себя на факультете психологии, потому что пришли туда не за профессией, а за чем-то другим. То, что Вы пытались там найти, не дает ни одно высшее образование. Знаете, знахари и народные целители, бесконечно уверенные в том, что им дан ДАР, не учатся в медицинском институте. Если Вы уверены, что родились психологом, зачем Вам учителя и знания? А если вы хотите стать психологом, идите и учитесь. Ваши психологические способности могут вам помочь стать хорошим профессионалом. А вот над самооценкой стоит поработать...

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

 

TopList