Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2002


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ СО СТРАХАМИ И С ДЕСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИВНОСТЬЮ

Продолжаем цикл статей Ольги ХУХЛАЕВОЙ.
Начало см. №№ 40, 41, 46, 2001 г., № 6,  10 /2002 г.

Агрессивные дети, как правило, отрицают наличие у себя чувства гнева по отношению к своим родителям и компенсируют это через агрессивные действия по отношению к более слабым.
Поэтому первым этапом психологической работы с такими детьми должно стать предоставление им возможности проявить чувство гнева по отношению к членам семьи. При этом ребенок должен понять, что гнев — это нормальное чувство и его периодически испытывают все люди.
Содержанием второго этапа должно стать усиление «Я» ребенка. Гиперопекающие родители часто стимулируют у ребенка инфантильные формы поведения, поэтому необходимо в противовес этому содействовать укреплению его чувства взрослости.

Фантастическая семья

Цель — дать ребенку возможность проявить гнев по отношению к членам своей семьи.
Детям предлагается разыграть фантастический фильм — сериал о фантастической семье. Нужно придумать роли и распределить их.

Пример

Семен, 9 лет (сверхконтроль и гиперопека со стороны матери)
Давайте играть, как будто я — ваш сын, а в меня вселился зомби. Он иногда проявляется, а иногда — нет. Далее я (в роли мамы) читаю газету, иду перед сном поцеловать своего сыночка, а он вдруг превращается в зомби (Семен надевает страшную маску) и пугает маму.
Время от времени мальчик произносил «запретные слова», например: «Ни у кого нет закурить?» Потом он вновь превращался в приличного, воспитанного сыночка. Потом — в зомби и т.д. Игра так понравилась ему, что на последующих встречах он несколько раз возвращался к ней. Причем агрессивность по отношению к маме нарастала. Он уже не только пугал маму, но и дал ей пощечину, затем съел ее.

Сеня Крокодил

Цель — облегчать проявление чувства гнева во взаимоотношениях с родителями.
Психолог читает детям начало сказки про Сеню Крокодила и просит придумать продолжение, которое можно было бы разыграть.

Жил-был Сеня Крокодил,
в школу Сенечка ходил,
В школе двойки получал,
был к тому ж большой нахал.
За двойки журили Сенечку
и щекотали веничком —
Мама с большой поварешкою,
а папа с рояльною ножкою.
В день один его мамаша
для него сварила кашу.
Он же кашу не любил,
он брыкался и кусался,
Кашей в маму он плевался.
Обманув родную маму,
чавкал он под фонограмму.
И в конце концов ушел,
кашу выкинув под стол.
Мама к папе побежала
и от злости вся дрожала.
Папа тоже весь дрожал,
но того не показал:
«Не позволю, не стерплю.
Сына Сеню отлуплю.
Отлуплю я Сеню сына
толстой крепкою дубиной:
Или будет кашу есть,
или он не сможет сесть».

Пример

Саша, 10 лет (повышенная тревожность, страх перед отцом)
Он съел кашу. А потом пошел в школу, а потом вырвал прямо на дневник, маму... и папу.

Плохой—хороший ученик

Цель — содействовать проявлению истинных чувств ребенка.
Ведущий обозначает каким-либо образом (можно листами бумаги разного цвета) место, где будет сидеть плохой мальчик, а где — хороший. Далее он задает ребенку различные значимые для него ситуации, например, на уроке, дома утром и т.п.
Ребенок проигрывает эти ситуации из двух позиций поочередно. Ребенок выбирает сам, каким он будет сначала — плохим или хорошим.

Один день из жизни плохого—хорошего мальчика (девочки)

Цель — содействовать проявлению истинных чувств ребенка.
Это упражнение проводится аналогично предыдущему. Ребенок сам выбирает, день из жизни какого ребенка он будет проигрывать сначала. Затем он ложится на стулья — спит, просыпается, идет в школу, возвращается, ложится спать. Ведущий при этом помогает наполнить каждый временной отрезок своим содержанием, играет роли мамы, учительницы, папы и т.п. (по необходимости), стимулирует проявление агрессии.

Скажи «нет» по-разному

Ребенку нужно сказать «нет» голосом, рукой, двумя руками, ногой, двумя ногами одновременно и т.п.

Скажи «нет» ногами

Ребенок ложится на спину на коврик. Колени сгибает так, чтобы ступни стояли на полу. Ему предлагается энергично стучать ногами по полу, чтобы это было похоже на слова «Нет, нет».

«Я горжусь тем, что я...»

Цель — усиление «Я» ребенка.
Ребенок закрывает глаза и представляет лист бумаги, на котором написана фраза: «Я горжусь тем, что я...» Ребенку необходимо мысленно дописать эту фразу, затем рассказать о ней ведущему.
Далее идет обсуждение того, какими качествами и поступками человек может гордиться. Ведущий помогает ребенку увидеть в себе как можно больше таких качеств.

Я — ребенок. Я — взрослый

Цель — содействовать укреплению чувства взрослости.
Ученику нужно: сначала походить так, как ходит ребенок, потом — как взрослый (по возможности описать словами отличия в походке).

Кто ты?

(для проведения этого упражнения необходим ассистент)

Цель — развитие рефлексии.
Ребенок и ассистент становятся около стены. Ведущий кидает мячик по очереди: то ребенку, то ассистенту. Каждому при этом задает вопрос: «Кто ты?» Тот, кто получил мячик, должен быстро ответить на этот вопрос (например, я — ученик, сын, личность и т.п.) и сделать шаг вперед. Если быстро ответить не удается, участник остается на месте. В конце игры определяется, кому — ребенку или ассистенту — удалось продвинуться дальше.

Я сам

Цель — укрепление самостоятельности.
Ведущий и ребенок перебрасываются мячиком и заканчивают предложение «Я сам делаю...». Этот вариант для младших детей. Детям постарше предлагают закончить предложение «Я сам решаю...».

ПРЕОДОЛЕВАЕМ СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ

Важнейшая характеристика этих детей — зависимость. Педагогу не следует отвечать на вопросы детей «А можно так?», «А как надо?», «А это правильно?» Нужно побуждать таких детей к собственным попыткам найти решение: «Думай сам!»
Можно давать побольше заданий, требующих свободы выбора, например: «Выполни одно из двух упражнений, придумай сам к нему грамматическое задание и сделай его». Естественно, что очень полезно для неуверенных детей выполнение различного рода творческих заданий.
Очень внимательно нужно относиться к оцениванию таких детей. Сильное порицание вероятнее всего приведет к ухудшению качества деятельности. Им достаточно взгляда учителя, чтобы понять его недовольство. Кроме того, следует учитывать, что они воспринимают отметку как оценку собственной личности, а не как оценку результата своего труда. Им необходимо разъяснить, за что они получили ту или иную отметку.
Очень важно развивать у таких детей навык самооценивания, причем не только по внешним, но и по внутренним критериям, поскольку дети склонны пользоваться только внешними критериями.
Хорошо, если во внеучебное время педагог будет побуждать ребенка к проявлению спонтанного поведения, чтобы ребенок мог позволить себе быть самим собой.
Такие дети не проявляют стремления к лидерству, но с радостью принимают ответственность за поручения, не связанные с социальными контактами, например уход за цветами в классе.

ДИАГНОСТИКА

При очень сильно выраженных страхах ребенок может отказаться придумывать рассказы по картинкам в КАТе или же выполнять рисунок «Несуществующее животное». Он соглашается рисовать только что-то хорошо знакомое, поэтому, как правило, рисует «Дом—дерево—человек». Может использовать линейку. Если после этого предложить свободный рисунок, то скорей всего он будет повторять элементы уже нарисованного ранее.
Сочиненные такими детьми истории наглядно показывают их приверженность слишком «правильному» поведению.

Пример

Стас, 8 лет

Мама-курочка принесла детям поесть. Она за ними следила, они ели спокойно. Они поели и пошли гулять. Потом они увидели собаку и очень ее испугались. Один цыпленок сказал: «А вдруг она нас съест?» И они побежали от собаки. Они запрыгнули на ветку дерева. Им было очень страшно. Они замахали крыльями, надеялись, что взлетят. Но тут прибежала мама-курица, она отогнала собаку от дерева. И теперь дети никогда не ходили гулять одни.

Однажды встретились два больших медведя. К ним подошел маленький медвежонок. Большие медведи поспорили, кто сильнее. Они стали перетягивать канат. А маленький медвежонок сказал: «А можно мне с вами поиграть?» Они стали перетягивать, потянули изо всех сил. И вдруг канат разорвался, и они полетели в разные стороны. У них оказалось много ран и ссадин. И на следующий день они сказали: «Давайте больше не будем играть в такие плохие игры».

Однажды жил лев. И звери решили: «Нам нужен царь. Царь должен быть очень сильным». И они решили, что нужно устроить бой между сильными животными. В бою участвовали лев, тигр, леопард и черная пантера. Начался бой. Они ломали деревья, вдруг врезались в дуб и полетели кувырком. Потом опять начали драку. Лев одной лапой разбил всех и стал царем.

Жил-был на свете хороший мальчик. Он очень любил животных. И если он видел, что в подъезде живет какой-нибудь котенок, он его хорошо кормил. Но мальчику стало скучно. И он купил себе очень хорошую обезьяну. Она была очень умная. Он стал играть только с обезьяной. А другие мягкие игрушки обиделись и убежали от него в игрушечный магазин, и их продали. Потом обезьяна убежала в зоопарк. Ему стало совсем скучно. И он сделал такой вывод, что с друзьями нужно играть — со всеми.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ  НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ

Дети с социальными страхами с трудом выполняют задания, требующие нестандартных действий, например залезть на стол.
Возражают против того, чтобы велся протокол занятия, или же с осторожностью спрашивают, что там записывается и кто потом будет это читать.
На первых занятиях выбирают себе только хорошие роли и правильные линии поведения, могут сопротивляться тактильным контактам или воспринимать их с осторожностью.

Пример

Сергей, 10 лет (вытеснение гнева, сверхконтроль со стороны мамы)
В конце первой встречи рассказывает о своем страшном сне, в котором его чуть не втянула в себя черная туча. Затем продолжает:
— Когда я проснулся, мне кто-то как будто сказал: «Не злись и не будь злопамятным, чтобы с тобой не случилось то же, что и в этом сне».

ОБЩАЯ ЛОГИКА РАБОТЫ

Поскольку эти дети привыкли проявлять социально желательное поведение, то у них присутствует запрет не только на проявление, но и на чувствование гнева. Они убеждены в том, что они никогда и ни на кого не злятся. Не умеют проявлять агрессивные реакции даже тогда, когда они действительно необходимы. Поэтому первым этапом должно стать побуждение детей к проявлению своих истинных чувств, в особенности чувств гнева и страха.
Такие дети всячески стремятся получить одобрение взрослых, они чаще всего абсолютно послушны, стараются поступать всегда правильно, так, как нужно. За счет этого приобретают некоторое мышечное напряжение, теряют спонтанность. В целях расширения их поведенческого опыта необходимо обучение их вариантам «антиповедения». Поэтому содержанием второго этапа должно стать расширение ролевого репертуара за счет ролей непослушных, невоспитанных учащихся.
Эти дети чаще всего находятся в слиянии со значимыми взрослыми, чаще с мамой. И не видят разницы между своими желаниями и желаниями родителей, точнее — принимают желания родителей за свои собственные. Поэтому третий этап должен быть посвящен осознанию детьми мотивов своего поведения («Я делаю потому, что хочу сам» или «Я делаю потому, что этого от меня хотят другие»).
Для того чтобы выйти из слияния с родителями, ребенок должен обладать достаточно сильным «Я». Поэтому четвертый этап должен быть направлен на усиление «Я» ребенка.

Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор психологических наук

 

TopList