ТРЕБОВАНИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Деловая игра для родителей
первоклассников
Игра предназначена для родителей
первоклассников, проводится в начале учебного
года с целью разработки общих требований семьи и
школы к первоклассникам.
Нами не случайно была выбрана деловая
игра: опыт работы в школе показывает, что именно
эта форма позволяет активно включать в работу
всех участников, способствует установлению
доверительных отношений.
Эта игра позволяет родителям и
педагогам впервые встретиться в нестандартной
ситуации. Родители узнают об основных задачах,
которые ставят в своей работе педагоги и
психологи.
Время, необходимое для проведения этой игры, —
2,5 часа.
Задачи игры
Познакомить родителей и педагогов
друг с другом.
Установить доброжелательные отношения между
участниками игры.
Выявить отношение родителей к различным
школьным требованиям.
Изучить ожидания родителей.
Этапы игры
Постановка цели и задач мероприятия.
Знакомство участников.
Разминка.
Заполнение опросников.
Индивидуальный анализ полученных результатов.
Знакомство с результатами опроса.
Знакомство родителей с результатами
индивидуальной диагностики ребенка.
Проведение сравнительного анализа по полученным
результатам.
Обсуждение вопроса: где ребенок лучше реализует
свои умения — в школе или дома?
Групповое обсуждение.
Подведение итогов работы.
Рефлексия мероприятия.
Материалы
Лист ватмана с результатами опроса
педагогов; опросные листы для родителей;
результаты индивидуальной диагностики ребенка;
набор цветных фломастеров и маркеров; визитки по
количеству участников; мяч; стулья по количеству
участников; несколько чистых листов формата А4.
Требования к организации игры
Для проведения деловой игры требуется
помещение — тренинговый или актовый зал.
Участники
Родители и педагоги первоклассников.
Оптимальное количество участников 10–15 человек.
Необходим один ведущий: это может быть психолог
или педагог, работающий с детьми.
Сценарий игры
Родители и педагоги входят в
тренинговый зал и рассаживаются на стулья,
стоящие полукругом. Ведущий просит каждого
участника взять визитку и написать свое имя.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые
родители. Спасибо за то, что вы нашли время и
пришли на нашу встречу. Цели нашей работы
следующие: сравнить учебно-воспитательные
задачи школы и семьи, а также выработать общие
требования к воспитанию ребенка.
Эта тема нами выбрана не случайно. Ведь
главная задача педагога, работающего с
первоклассниками, — познакомить детей с нормами
и правилами поведения в школе, а главная задача,
которая стоит перед детьми на этапе адаптации к
школе, — усвоить эти нормы и требования. Поэтому
мы считаем важным рассмотреть вместе с вами,
какими умениями должны овладеть наши дети в
школе и дома.
Сегодня мы будем много общаться друг с
другом, поэтому я прошу всех участников
представиться (по кругу) и сообщить: как к вам
можно обращаться во время игры, чей вы родитель,
чего вы ждете от нашей встречи.
Ведущий передает сидящему рядом с
ним участнику любой предмет (например, мяч),
участник называет себя и передает этот предмет
следующему участнику и т.д.
Ведущий. Прошу всех встать в круг.
Сейчас мы с вами проведем небольшую игровую
разминку, которая поможет нам настроиться на
совместную работу. На психологических занятиях у
ваших детей постоянно проходят различные
игровые разминки. Давайте поиграем в игру,
которая очень нравится вашим детям. Правила игры
следующие: тот участник, у кого в руках
оказывается мяч, кидает его вверх и называет имя
любого из участников, а тот, чье имя названо,
должен постараться успеть поймать мяч, и так по
кругу.
В игровой разминке могут
использоваться разнообразные упражнения и игры
— главное, чтобы они были простыми и веселыми.
Ведущий. Молодцы! Здорово
справились с этой игрой. А теперь нам
предстоит бросать и ловить воображаемый мяч. Во
время игры нельзя друг с другом разговаривать,
можно только какими-либо невербальными
способами сообщить, кому вы собираетесь кинуть
мяч. Задача участников — как можно точнее
бросить или поймать воображаемый мяч.
Во время выполнения этого игрового
задания начинают устанавливаться отношения
между участниками группы.
Ведущий. Сейчас нам предстоит
дарить друг другу воображаемые подарки.
Выберите, кому из участников вы будете дарить
подарок. Итак, начинаем дарить.
Это упражнение может быть последним в
игровой разминке, так как она должна занимать не
больше 5–7 минут. Этого бывает достаточно, чтобы
снять напряжение у участников группы и создать
доброжелательную атмосферу. Если ведущий видит,
что участники группы еще не готовы к работе, то он
может дополнить разминку несколькими
психогимнастическими упражнениями.
Ведущий. Теперь я прошу всех
сесть на стулья и подумать, как бы вы закончили
следующее предложение: «Когда я думаю о нормах и
требованиях, я чувствую...»
Участники говорят свои варианты, а
ведущий фиксирует их ответы на чистом листе.
Затем ведущий обобщает высказывания участников.
В нашей группе на листе появились
следующие ответы: страх, огорчение, раздражение,
непонимание и т.п.
Ведущий. Только что мы с вами
сумели увидеть, какие чувства возникают у
взрослых, когда речь идет о нормах и требованиях.
Многие из вас попытались объяснить, почему у них
возникли эти чувства. При этом вы опирались на
свой жизненный опыт.
А теперь давайте приступим к нашей
основной работе. Сейчас каждый из вас получит
опросник, в котором перечислены умения ребенка.
Ваша задача — отметить в опросных листах, есть ли
эти умения у вашего ребенка, и оценить их по
пятибалльной шкале.
Статья опубликована при поддержке сайта Msk-Artusmed.ru. Эндопротезирование суставов, комплексная
послеоперационная реабилитация после замены сустава, санаторно-курортная
реабилитация - доступное и качественное лечение в Чехии. Высокое качество работы,
квалифицированные специалисты, индивидуальный подход к каждому пациенту. Узнать
подробнее о клиниках и лечении, цены и контакты Вы сможете на сайте, который
располагается по адресу: http://msk-artusmed.ru/.
Участники выполняют задание.
Для осуществления данной работы
необходимо подготовить опросные листы по
количеству участников (см. приложение).
Ведущий. В подготовке этого
мероприятия принимали активное участие учителя
и воспитатель вашего класса. Я попросила
педагогов оценить умения ваших детей по такой же
шкале. Они заполняли такие опросники на каждого
ребенка. Давайте познакомимся с полученными
результатами.
Ведущий вывешивает заранее
подготовленный плакат. Рядом с каждым умением
стоит средняя оценка. Ведущий говорит о средних
результатах по классу, обращая внимание
родителей на те умения, с которыми большинство
детей либо хорошо, либо плохо справляются в
школе.
Ведущий. Соотнесите, пожалуйста,
средние результаты, полученные по классу, с теми,
которые получились у вас при заполнении
опросника.
А сейчас вы получите опросники с
индивидуальной диагностикой вашего ребенка.
Точно такие же опросники, как я уже говорила,
заполняли также педагог и воспитатель на каждого
ребенка. Ознакомьтесь с результатами. В первой
колонке даются индивидуальные оценки, а во
второй — средние по классу. Сравните их.
Все участники нашей группы серьезно
выполняли сравнительный анализ по полученным
результатам. Для проведения данного этапа
необходимо заранее подготовить заполненные
педагогами опросники на каждого ребенка,
подсчитать средние оценки.
Ведущий. А теперь сравните ваши
оценки с оценками педагогов. Постарайтесь
ответить на следующий вопрос: где вашему ребенку
лучше удается реализовать свои умения — в школе
или дома?
Родители высказываются по желанию.
Ведущий фиксирует результаты на чистом листе А4,
который разделен на две равные части: «школа» и
«дом». Достаточно, если ведущий будет ставить
плюсы, отмечая таким образом, где дети лучше
справляются с требованиями.
Татьяна АЗАРОВА,
педагог-психолог
негосударственного образовательного учреждения
«Экономическая школа-лицей»,
г. Москва
Окончание следует |