ТРЕБОВАНИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Деловая игра для родителей
первоклассников
В нашей группе, судя по опроснику,
большинство детей лучше справляются с
требованиями в школе, чем дома. Из высказываний
многих родителей стало ясно, что они
недооценивают способности своих детей, а часто и
не дают им возможности проявить себя. Ведущий
обобщает высказывания родителей.
Ведущий. Настало время для того,
чтобы мы подумали и решили, какие из
перечисленных умений являются важными для ваших
детей. Я прошу провести обсуждение в группе по
данному вопросу и выделить главные умения.
Во время группового обсуждения очень
важно, чтобы в работе группы принимали участие и
педагоги. Если участников больше десяти, лучше их
разделить на несколько групп. Затем группы также
должны найти общее для всех решение.
Ведущий может подключаться к работе с
теми группами, где возникли разногласия или
проблемы в ходе обсуждения.
У нас была одна группа. Все ее
участники активно включились в работу. Вместе с
родителями работал учитель, который очень хорошо
выполнял функцию организатора обсуждения и
разъяснял родителям некоторые возрастные и
индивидуальные особенности детей своего класса.
Родители очень бурно вели обсуждение.
В результате группа сумела найти общее решение
по данному вопросу.
Ведущий. Время, отведенное на
обсуждение вопроса, истекло. Прошу вас назвать те
умения, которые, на ваш взгляд, являются главными
для детей нашего класса.
Ведущий на чистом листе фиксирует эти
умения.
Родители нашей группы назвали
следующие умения (в порядке значимости):
соблюдать гигиенические требования; убирать за
собой игрушки; собирать свой портфель; выполнять
поручение до конца; уметь проигрывать в играх;
просить взрослого о помощи (в трудной ситуации).
Ведущий. Теперь давайте обсудим
следующие вопросы:
Что мы говорим ребенку, когда
предъявляем ему требования?
Что мы делаем, чтобы ребенок нас
услышал?
Как мы контролируем выполнение
требования?
Как мы наказываем ребенка?
Как мы его поощряем?
Нужна ли вам консультация специалиста?
Ведущий вывешивает лист ватмана, на
котором изображена таблица, состоящая из
следующих столбцов: 1) умение; 2) что мы говорим? 3)
что мы делаем? 4) как контролируем? 5) методы
наказания; 6) методы поощрения; 7) возможная
консультация специалиста.
Ведущий на данном этапе выполняет
функцию организатора дискуссии, обобщает мнения
участников игры, фиксирует результаты в таблице.
Результат работы этого этапа —
заполненная таблица. В заключение ведущий
обобщает результаты, зафиксированные в таблице.
На этом этапе, как показывает опыт,
между родителями разгорается бурная дискуссия:
многие делятся своим личным опытом.
Ведущий. Сегодня мы говорили об
умениях ваших детей. Если семья и школа будут
поддерживать друг друга и помогать детям
овладевать важными жизненными и учебными
умениями, это поможет им успешно адаптироваться
в новой среде.
В заключение встречи я попрошу вас
высказать ваши чувства и мысли по поводу нашего
сегодняшнего собрания.
Участники говорили о том, что были
очень обрадованы, что собрание проводилось в
форме деловой игры. Родители сказали, что именно
такая форма работы позволила всем активно
включиться в обсуждение различных вопросов.
Каждый был удовлетворен тем, что имел
возможность высказать свою точку зрения и
поделиться имеющимся опытом в воспитании детей.
Эта деловая игра с родителями
позволила мне, как курирующему психологу данного
класса, ближе узнать родителей, построить с ними
деловые отношения.
Полученные в ходе игры результаты
очень помогли мне и педагогам при планировании
психолого-воспитательной работы с учащимися.
Татьяна АЗАРОВА,
педагог-психолог
негосударственного
образовательного учреждения
«Экономическая
школа-лицей»,
г. Москва |