НА ПОРОГЕ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Психолого-педагогические условия
сохранения психологического здоровья
подростков
Как известно, подростки переживают
кризис, связанный с их переходом в новое качество
— взрослое состояние. Но это время является
трудным не только для самих подростков, но и для
окружающих их взрослых. Повышенная
эмоциональная чувствительность подростков, их
неустойчивость, реакции эмансипации могут
существенно осложнить как учебный, так и
воспитательный процесс в школе. Поэтому
необходимо, чтобы педагоги понимали
нормальность данного кризиса, его необходимость.
«Мы понимаем, что изменились сами. Но
мы хотим, чтобы нас поняли и не кричали на нас. Они
должны понимать наши проблемы и не паниковать
зря. Нам самим тоже трудно». Наташа, 13 лет.
Важнейшую роль кризиса в развитии
человека, в том числе подростка, отмечал еще Л.С.
Выготский. Поэтому он обращал особое внимание на
переходные или критические периоды, когда за
небольшие промежутки времени в ребенке
происходят такие изменения, которые заметны
окружающим. В его рассмотрении кризис, или
критический период, является периодом
качественных позитивных изменений, результатом
чего становится переход личности на новую, более
высокую ступень развития. Как писал Л.С.
Выготский, основными характеристиками кризисных
периодов можно считать следующие:
— наличие резких изменений в короткие
отрезки времени;
— неотчетливость границ кризиса;
— присутствие конфликтов с
окружающими и трудновоспитуемость ребенка,
выпадение его из системы педагогического
воздействия;
— наличие разрушения в развитии, то
есть «на первый план выдвигаются процессы
отмирания и свертывания, распада и разложения
того, что образовывалось на предшествующей
стадии».
Положения Л.С. Выготского получили
свое развитие в работах его последователей. И
сегодня мы понимаем, что кризисный период — это,
с одной стороны, опасность, трудность движения и
развития, а с другой — пробуждение новых
возможностей, раскрытие новых внутренних
измерений.
КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ
Оптимальным результатом прохождения
подросткового кризиса является достижение
идентичности, то есть личностной целостности,
постижение подростком своих возможностей,
осознание ценности своей индивидуальности.
Однако часть подростков по разным причинам не
проходит кризис идентичности. Некоторые
некритично следуют предписаниям родителей,
значимых взрослых, не проходя через период
принятия самостоятельных решений. Такие
подростки не проявляют признаков
трудновоспитуемости, достаточно удобны как
педагогам, так и родителям. Другие же просто не
ставят для себя вопросов, характерных для
кризиса, ориентируясь в основном на получение
удовольствия от жизни через алкоголь и
различного рода асоциальные связи.
Какова же перспектива развития
подростков, не разрешивших по тем или иным
причинам кризис идентичности? Возможны два
основных варианта.
Первый — это особо острое протекание
последующих возрастных кризисов: молодости,
середины жизни, встречи со старостью. При этом
вероятнее всего трудности будут присутствовать
именно в период молодости, начиная с 18 лет, когда
возникнет необходимость решать вплотную вопросы
профессионального и личностного
самоопределения.
Второй вариант — это прекращение
развития подростка, дальнейшее функционирование
его только для обеспечения основных жизненных
потребностей, впоследствии ранняя личностная
инволюция.
ИСТОКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Помимо понимания роли кризиса для
развития подростка, педагогу необходимо уметь
выстроить свое отношение к агрессивным
действиям подростков. Общеизвестно, что этот
возраст характеризуется повышением
агрессивности у большинства ребят. Некоторые
подростки становятся полностью неуправляемыми.
И педагоги, ведущие уроки в классах, в которых
есть такие учащиеся, вынуждены либо терпеть
агрессивные выпады, либо «шлифовать» свои
ответные формы агрессивного поведения:
повышение голоса, насмешки, унижения, угрозы,
«задавливание отметкой» и т.п.
Прежде всего педагогу необходимо
понять, что ребенок не рождается агрессивным,
хотя, безусловно, биологические предпосылки
могут существовать. На развитие агрессивности
влияют взаимоотношения в семье подростка, и в
основном отношение к нему матери. Отчужденность,
холодность, безразличие к интересам сына или
дочери — вот основные характеристики такого
отношения, которое влияет на развитие
агрессивности ребенка. Хотя внешне это не всегда
проявляется. Мать может выглядеть
гиперопекающей и даже сверхтребовательной или
агрессивной в отношении педагогов, которые, по ее
мнению, не учитывают интересы ее ребенка. Однако
при внимательном взгляде на такого подростка
можно увидеть его недоласканность,
недоцелованность и недолюбленность.
Следующий значимый фактор — стиль
воспитания. Чаще всего агрессивный подросток
вырастает в семьях с незрелыми методами
регулирования дисциплины, когда родители
непоследовательны и непредсказуемы в выборе
реакций на отклоняющееся поведение. Им обычно не
хватает терпения или времени научить ребенка
следовать определенным правилам поведения.
Кроме того, они выбирают неэффективные способы
реагирования на агрессивное поведение
подростка: либо слишком терпимое, либо излишне
жесткое. Однако попустительское отношение к
проявлениям агрессивного поведения позволяет
ему перерасти в привычное. А использующие
жесткие наказания родители оказываются для
детей примером агрессивности. Кроме того, в этом
случае подростки учатся противостоять
родителям. И если они все-таки меняют свое
поведение, то оно не становится внутренней
ценностью. Получается, что наказание заставляет
подростка скрывать внешние проявления
нежелательного поведения, но не устраняет его.
Помимо стиля родительского воспитания
на закрепление агрессивного поведения влияет
общение с братьями или сестрами. Как отмечают Р.
Бэрон и Д. Ричардсон, результатом насилия во
взаимоотношениях между детьми в одной семье
становится усвоение силовых моделей поведения.
Имеется в виду, что подросток, привыкший
применять агрессивные методы в отношении брата и
сестры, с большой вероятностью будет
использовать их и со сверстниками.
МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Как же педагогу учитывать все
вышесказанное? Общая схема — попытаться
компенсировать негативное влияние семьи, то есть
по возможности дать то, что она не смогла дать по
каким-либо причинам.
Поэтому первое и самое главное условие
успешной работы: подросток должен ощущать себя в
школе любимым, чувствовать интерес и внимание к
себе учителя. Но проблема в том, что не всякий
педагог умеет любить, и научить его этому очень
сложно. А без отношений, основанных на любви и
принятии, невозможно установление доверия
подростка к педагогу. Соответственно без
выполнения этого условия все остальные
рекомендации окажутся практически бесполезными.
Кроме того, затруднить установление
таких отношений может перенос подростком
чувства гнева с родителей на педагога. И здесь на
учителя ложится еще одна задача: он не должен
забывать, что сопротивление ребенка, его
недоверие, его агрессивность относятся не лично
к учителю, а выражают лишь его конкретные
трудности и учитель в настоящий момент является
всего лишь доступным партнером, на котором тот
может разрядиться.
Каковы должны быть реакции взрослых в
отношении агрессивного поведения? Как уже
говорилось, резкое подавление агрессивности,
строгие наказания или попустительство приводят
к закреплению агрессивного поведения. А склонный
к суровому наказанию педагог невольно подает
ребенку пример агрессивного поведения.
Строгость педагога может привести к
подавлению агрессивных импульсов в его
присутствии, но зато они могут бурно
выплескиваться, когда его нет.
Однако отсутствие всяких наказаний
приводит также к закреплению агрессивности.
Поэтому перед педагогом стоит достаточно
трудная задача: нужно найти способы разумного
подавления агрессивности. При этом обязательно
нужно разъяснять справедливость наказания,
чтобы итогом его было появление у ребенка
чувства вины, но не страха и враждебности к
наказующему. Необходимо помнить, что наказание
должно быть напрямую связано с поведением
ребенка: акт наказания должен осуществляться по
возможности сразу после осуществления
агрессивного поступка. Имеется в виду, что
временной разрыв между проступком и наказанием
должен был минимален. Это необходимо для того,
чтобы подчеркнуть неприемлемость данного
поведения. Кроме того, немедленное наказание
приносит неприятности до того, как нарушитель
сможет осознать удовольствие от совершенного
поступка.
Следует учитывать, что недопустимо
угрожать наказанием, но потом не наказывать
подростка, поскольку это будет ассоциироваться у
него с родительской непоследовательностью. При
этом иногда эффективной бывает временная
изоляция ребенка, если она не воспринимается им
как демонстрация к нему неприязненного
отношения.
И наконец, нужно по возможности
предлагать подростку альтернативу поведения, за
которое он наказывается, чтобы заложить
фундамент будущих поощрений.
КОНСТРУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Следует также специально обучать
подростков самоконтролю и рефлексии своего
поведения (не обязательно агрессивного). Эти
подростки, как правило, обладают экстернальным
локусом контроля, то есть склонны причины
трудностей искать во внешних обстоятельствах,
других людях, а не в себе. Следует содействовать
интернализации локуса контроля, то есть
постепенному переходу к принятию
ответственности за свои действия.
Подростки не имеют привычки
задумываться над последствиями своих поступков,
они не извлекают пользы из своего негативного
опыта, и у них неоднократно возникают одни и те же
затруднения. Поэтому полезно обсуждать с
ребенком причины, вызвавшие агрессивные
действия, и их последствия.
Чаще всего такие учащиеся имеют
неустойчивый образ «Я», поэтому им необходимы
ситуации успеха и другие средства, направленные
на усиление «Я». Подросток должен научиться
верить, что у него хватит собственных сил для
достижения успеха без применения агрессивного
поведения.
Эти дети часто отличаются высоким
честолюбием и стремлением к общественному
признанию. Поэтому для контроля за своими
побуждениями их можно ставить в условия
соревновательности. А для направления
активности в позитивное русло — давать по
возможности ответственные поручения,
позволяющие им подвигаться вперед.
Необходимо учитывать стремление
агрессивных подростков к лидерству и
возможность перерастания его в отрицательное
лидерство. Поэтому необходимо учитывать, что
лидерство обладает большим развивающим
потенциалом. Педагог должен помочь ребенку найти
конкретную область лидерства и осуществить свои
устремления.
Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор психологических наук,
доцент кафедры психологии развития МПГУ,
г. Москва
Продолжение следует |