НА ПОРОГЕ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Психолого-педагогические условия
сохранения психологического здоровья
подростков
Продолжение. См. № 37, 2002 г.
Возможно, многие скажут, что
современным подросткам ничего не нужно, кроме
музыки, алкоголя, секса... Этот список можно
продолжить. Однако это далеко не так. Внешняя
сумбурность, иногда асоциальность поведения
подростков чаще всего является защитой: от
тревог, сомнений, страха перед окружающим миром,
но прежде всего от страха смерти. И именно
психологическая работа со страхом смерти,
проводимая с подростками, с одной стороны,
содействует некоторому снижению у них уровня
этого страха, с другой, помогает им подойти к
осознанию смысла собственной жизни.
ГЛУБОКОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ
Может встать вопрос, откуда берется у
подростков столь выраженный страх смерти. Страх
смерти в XX веке у людей развился до такой степени,
что смерть вытесняется из коллективного
сознания. О ней может говорить только ребенок 4—5
лет, впервые осознавая этот страх. В более
старшем возрасте смерть не обсуждается, о ней
люди стараются не думать, как бы отрицая ее
существование. Для многих людей тема смерти
является табуированной, так как считается, что
говорить о смерти — это все равно что вызывать ее
в воображении, ставить себя перед лицом ее
неизбежности.
Как говорил В. Франкл, западному
человеку пришлось заплатить за технический
прогресс дорогой ценой глубокого отчуждения от
фундаментальных биологических аспектов
существования. Этот процесс получил наиболее
яркое выражение по отношению к основной
жизненной триаде: рождение, секс и смерть.
Если говорить о возрастной специфике
отношения к смерти, то наиболее выражен ее страх
у пожилых людей и у подростков.
Многие психологи и психиатры отмечают,
что в подростковом возрасте основным страхом
является страх смерти. Подростки не сообщают об
этом взрослым и даже отрицают наличие такого
страха. Но если внимательно присмотреться к
поведению детей этого возраста, то за
стремлением подростков к различным рискам, то
есть своеобразной игрой со смертью,
просматривается стремление победить смерть и
страх перед нею.
КТО ВИНОВАТ?
Достаточно четко страх смерти
проявляется при психологическом изучении
учащихся. Проиллюстрируем это выдержками из
работы О. Дружкиной.
Так, заканчивая предложение:
«Большинство моих знакомых не знает, что я
боюсь...», 78% подростков указали на страх смерти.
Они боятся, например «заболеть неизлечимой
болезнью: СПИДом, раком», «тех мучений, которые
могут ждать любого перед смертью», «несчастного
случая, неизличимой болезни, войны».
О. Дружкина также предлагала
подросткам черно-белые картинки неопределенного
содержания, с тем чтобы они составили по ним
маленькие рассказы. Оказалось, что у большинства
учащихся в той или иной форме присутствовала
тема смерти, причем чаще всего как результата
убийства или болезни, реже самоубийства,
например: «Эта картина отражает убийство на
почве ревности. Муж убил свою жену. По нему видно,
что он жалеет о содеянном и, наверно,
раскаивается. Но мертвого уже не вернешь»;
«Женщина болеет, и наверное, очень серьезно и
неизличимо. Рядом с ней мужчина, он любит ее и
понимает, что может ее потерять. Поэтому он
плачет. Ему плохо. Но из-за боязни, что она увидит
его слезы, он отвернулся».
Понятно, что значительную долю
ответственности за страхи подростков должны
принять средства массовой информации. Даже если
ребенок знакомится только с газетными
заголовками, он может впитать эти страхи. Но
газеты читают не только подростки. Почему же
страх смерти столь остро выражен именно у них?
Для того чтобы ответить на этот вопрос,
необходимо немного углубиться в историю и
вспомнить о подростковых инициациях — обрядах,
которые существовали в древности. Эти обряды
помогали подросткам достойно пройти столь
важный для них период качественных изменений в
жизни. Итогом этого периода является
приобретение взрослого статуса в социальном и
сексуальном плане.
НОВОЕ РОЖДЕНИЕ
Интересно, что при всем многообразии
форм обрядов инициации обязательным компонентом
в них было наличие таинства смерти — нового
рождения. Это таинство в символической форме
представляло идею о том, что для рождения новых
качеств необходимо отмирание или разрушение
старых. Причем процесс разрушения может быть
достаточно долгим и болезненным для подростка.
В процессе инициации подросток в той
или иной форме символически умирал, затем
рождался. Понятно, что такие действия снижали
уровень страха смерти. Кроме того, они давали
подростку понимание того, что для рождения новых
качеств необходимо, чтобы исчезли старые. И
всякое заслуженное новое приходит через
преодоление трудностей и напряжение воли.
В определенной степени функцию
инициации еще не так дано выполнял прием в
комсомол, который отражал переход подростка на
более взрослую по сравнению с пионерской ступень
жизни, включал молодых людей в определенную
систему ценностей.
Современным подросткам общество не
оказывает помощи через инициацию в обретении
взрослого «Я», в понимании себя, своих прав,
обязанностей, сил и возможностей. Молодые люди
приходят к этому самостоятельно, часто через
довольно трудную внутреннюю работу. И в этот
период, когда «Я» человека только формируется,
появляются страхи потери себя, чувства
самотождественности, собственной личности.
НЕОБХОДИМОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ
Подростки защищаются от страха смерти
либо депрессией, либо негативизмом, либо
агрессивностью.
Педагогу же нужно знать о том, что
особо бережно нужно обращаться с ребенком, когда
«умирает его детство» (Франсуаза Дольто). Педагог
может предоставить подростку возможность
говорить об этом. Понятно, что это достаточно
тонкий вопрос. И его можно обсуждать при наличии
высокого уровня доверия подростков к педагогу.
Такие разговоры, с одной стороны,
помогут снизить уровень страхов у подростков, с
другой — подведут его к осознанию смысла
собственной жизни. Ведь известно, что отношение
человека к смерти определяет его отношение к
жизни в целом.
ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ
Один из важнейших аспектов работы
педагогов по сохранению психологического
здоровья подростков — это особым образом
организованное воздействие на родителей.
Необходимость подобной работы
обусловлена прежде всего непониманием
родителями изменений, происходящих в подростке.
Такое непонимание может привести к стремлению
родителей сохранить жесткий контроль над
ребенком или «повернуть назад его развитие».
Наблюдается тенденция отвержения родителями
новых качеств подростка и возврата старых
детских: послушания, ласковости и т.п.
Большинство родителей жалуются, что
ребенок вдруг резко изменился, стал
раздражительным, закрытым, непослушным. И ждут от
педагога совета, как вернуть контроль и сделать
подростка таким, каким он был прежде. Таким
образом родители на самом деле хотят получить
помощь, но не видят необходимости в оказании
помощи своему ребенку. Поэтому первоочередная
задача педагога — это сориентировать родителей
на оказание своему ребенку помощи в достаточно
сложный для него жизненный период.
Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор психологических наук,
доцент кафедры психологии развития МПГУ, г.
Москва
|