Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2002


НАШИ ДЕТИ

НА ПОРОГЕ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Психолого-педагогические условия
сохранения психологического
здоровья подростков

Продолжение. См. №№ 34, 36, 2002 г.

Следующее важнейшее направление работы педагогов по сохранению психологического здоровья подростков — это всемерное содействие развитию у них рефлексии. Начнем с того, что определим содержание этого понятия.

Рефлексию обычно понимают как важнейшую характеристику сознания, вид самопознания. Отечественные психологи С.Л Рубинштейн, В.В. Давыдов, В.К. Зарецкий, В.И. Слободчиков, А.А. Тюков, Г.П. Щедровицкий указывали, что исследование человеком самого себя, свойственное рефлексии, оказывается возможным вследствие выхода субъекта во внешнюю позицию по отношению к себе и к собственной деятельности.

Рефлексия как бы останавливает, фиксирует процесс деятельности. Она обеспечивает субъекту контроль и регулировку в системе «человек — жизненные ситуации», выводя человека из непосредственного сиюминутного временного пространства в прошлое с целью анализа происходящего со стороны, извне. Первым шагом к саморефлексивному самосознанию является формирование у человека внутренней позиции наблюдателя.

Из этих описательных определений можно выделить важнейшую особенность рефлексии — способность отстраняться, прерывать текущий ход событий с целью осмысления, оценивания пройденного этапа, проделанной работы.

Обратимся к точке зрения на рассматриваемую проблему Б.З. Вульфова и В.Н. Харькина, работающих в русле педагогической рефлексии. В их понимании «рефлексия — один из внутренних голосов, созвучием которых рождается совесть, — удел каждого, однако ее истоки, содержание, характер не одинаковы и зависят не только от возраста и опыта, психологических особенностей того или иного человека, то есть характера и темперамента, типа мышления и состояния нервной системы, но и от внешних обстоятельств — круга общения, семейной среды, условий существования».

Авторы данного направления определяют рефлексию как «цепочку внутренних сомнений, обсуждений с собой, вызванных возникающими в жизни вопросами, недоумениями, трудностями, поиск вариантов ответа на происходящее или ожидаемое...». Это уже не просто проверка связей между существующей ситуацией и образцом в мировоззрении конкретного человека, а процесс создания, построения способа отношения к жизни, осуществление нравственной деятельности, духовного самоанализа.

 

ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Важно отметить, что возможны два противоположных результата всякой рефлексии:

— пессимистический, провоцирующий пассивность, бездействие, отказ от мечты, неверие в успех;

— оптимистический, побуждающий к активному действию, преодолению себя и обстоятельств, поиску и реализации способов самоутверждения.

Для любой личности особенно значима позитивная ориентация. В противном случае мы будем иметь дело не с рефлексивной самокритикой творческой личности, а с пониженным самоуважением невротика.

Типичная черта невротика — слабое «Я». Невротическая рефлексия остается на уровне пассивного самосозерцания. Признание собственных недостатков служит здесь не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от деятельности, вплоть до полного «выключения» из реального мира.

Сделаем еще такое важное замечание. Давая человеку возможность для развития, рефлексия вынуждает его к тяжелому своеобразному труду. Если человек достаточно полно осознает себя, свои мысли, поступки, то тем самым он встает на новый уровень бытия, который он вслед за этим вынужден наполнять новым содержанием. При этом человеку становятся видны, подчас слишком отчетливо, собственные недостатки. Осознающий их уже не может принимать свое поведение как само собой разумеющееся, ему приходится заново решать свою судьбу.

 

РАЗБЕРЕМСЯ В ЧУВСТВАХ

Как же педагог может развивать рефлексию у подростков?

Прежде всего, необходимо побуждать их к содержательному оцениванию результатов своих учебных действий, то есть рефлексивно оценивать то, «кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и каким путем шел к этим достижениям, какие трудности я испытывал и как их преодолевал.

Необходимо также учить подростка определять границу своего незнания и делать целенаправленный запрос к различным источникам (к взрослым, сверстникам, литературе) для его ликвидации.

Педагог может научить подростка осознавать (вербализовать) свои чувства в той или иной ситуации. Таким образом, он, с одной стороны, помогает подростку самому лучше понять себя, с другой — показывает, что понимает его состояние.

Но для этого необходимо, чтобы педагог сумел увидеть внутренний мир подростка, отодвинув в сторону собственные переживания и ожидания. Это трудно, но если хотя бы раз педагог столкнется с внутренней благодарностью подростка за то, что его наконец поняли, то будет пробовать еще и еще.

Безусловно важно, чтобы педагог хорошо разбирался в собственных чувствах, тем самым предоставляя подростку образец хорошо рефлексирующего взрослого.

Педагогу нужно освоить так называемые «Я-высказывания», переносящие акцент в той или иной трудной ситуации с осуждения ее виновника на чувства, которые вызвала данная ситуация у педагога. Например, опоздание на урок в этом случае будет сопровождаться не репликами типа «Опять ты опоздал. Когда это прекратится?», а фразами «Я огорчена, что ты пропустил важный момент урока», «Я сержусь на тебя за опоздание», «Я беспокоюсь, что ты не усвоишь тему» и т.п.

 

ИСЦЕЛИСя САМ...

Следующее важнейшее направление работы педагогов по сохранению психологического здоровья подростков — это формирование у них потребности в саморазвитии.

Это, пожалуй, самое трудное направление, поскольку главное требование к такой работе — непрерывное развитие самого педагога. Ведь не может педагог, остановившийся в личностном развитии, даже при наличии огромного опыта и методического мастерства, содействовать формированию у подростка потребности в саморазвитии.

Более того, педагог должен знать о существовании не только подросткового кризиса, но и кризиса зрелых людей, так называемого кризиса середины жизни. Этот кризис может вызвать, с одной стороны, эмоциональные проблемы, психосоматические заболевания, а с другой — стимулировать развитие.

Но в отличие от подросткового, кризис зрелого возраста редко описывается в литературе, поэтому рассмотрим кратко его содержание.

Как считал К. Юнг, чем ближе середина жизни, тем больше человек уверен, что найдены идеалы, принципы поведения. Однако слишком часто социальное утверждение происходит за счет потери целостности личности, гипертрофированного развития той или иной ее стороны. Например, развивается только интеллектуальное начало в человеке в ущерб интуиции, творчеству.

Кроме того, многие пытаются перенести психологию молодости через порог зрелости, то есть продолжать жить так же, как двадцать лет назад.

Но в зрелом возрасте человек должен осуществить переход от экстенсивной позиции к интенсивной, от стремления к расширению и завоеванию жизненного пространства к концентрации внимания на своем внутреннем мире. И тогда вторая половина жизни послужит для достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния.

Близкие взгляды на содержание кризиса «середины жизни» высказывал Б. Ливехуд. Он называл возраст 35–45 лет своеобразной точкой расходящихся путей. Один из путей — это постепенная психическая инволюция человека в соответствии с его физическим угасанием. Другой — продолжение психической эволюции несмотря на физическую инволюцию. По какому пути пойдет человек — определяется степенью развитости в нем духовного начала. Поэтому итогом кризиса должно стать обращение человека к своему духовному развитию, и тогда он сможет интенсивно меняться, черпая силы из духовного источника. В противном случае человек после пятидесяти становится «трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующей угрозу для себя во всем новом» (Б. Ливехуд).

Большое значение кризису «середины жизни» придавал Э. Эриксон. Возраст
30–40 лет он называл «десятилетием роковой черты», главными проблемами которого являются убывание физических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности. К этому возрасту, как правило, появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. Успешное разрешение кризиса, по Э. Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которое включает его стремление к росту, заботе о следующем поколении и собственном вкладе в развитие жизни на земле. В противном случае формируется застой, которому могут соответствовать чувство опустошения, регрессия. Человек может начать потакать собственным желаниям и удовольствиям.

М.С. Пек обращает особое внимание на болезненность перехода от одной жизненной стадии к другой. Причину этого он видит в том, что большинство людей с трудом расстаются с выношенными идеями, привычными методами работы. Многие люди, по мнению М.С. Пека, не хотят или не способны переживать душевную боль, связанную с процессом отказа от того, что они уже переросли. Поэтому они цепляются за старые стереотипы мышления и поведения, отказываясь разрешать кризис. Можно сказать, что страх изменений затрудняет или даже делает невозможным для многих успешное разрешение кризиса.

 

ДОСТУП К ДУХОВНЫМ СИЛАМ

Кризис «середины жизни», как и другие возрастные кризисы, сопровождают те или иные депрессивные переживания. Это может быть потеря интереса ко всем событиям в жизни. Или же человек может чувствовать систематическое снижение энергии, так что приходится заставлять себя ходить на работу или выполнять домашние дела. Нередко встречаются переживания по поводу собственной никчемности, беспомощности. Особое место в депрессивных переживаниях занимает тревога по отношению к своему будущему, которая зачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом.

Однако ранее уже говорилось, что любой кризис — это, с одной стороны, ситуация выбора дальнейшего пути, а с другой — раскрытие новых возможностей для развития.

Результатом данного кризиса становится активное освоение своего внутреннего мира, нахождение своего пути в нем через установление контакта с внешним миром. Понятно, что освоение внутреннего мира начинается еще в детстве и активно продолжается в подростковом возрасте и юности, но здесь имеется в виду, что освоение внутреннего мира в зрелости должно стать преобладающим над освоением физического мира. При этом человек получает доступ к своим духовным силам и возможностям, и именно они могут компенсировать постепенное убывание физических сил и возможностей.

Итак, еще раз отметим, что только развивающийся педагог, успешно решающий свои задачи развития, адекватно проживающий свои кризисы, способен осуществлять работу по формированию у подростков потребности в саморазвитии. Может быть, поэтому в последнее время такое широкое распространение получили тренинги личностно-профессионального роста для педагогов.

Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор психологических наук,
доцент кафедры психологии развития МПГУ,
г. Москва