Я И МОЯ РОЛЬ В КЛАССЕ
Предлагаемый
сценарий тренингового занятия предназначен для
учащихся 8-х классов. Данные занятия решают в
первую очередь возрастные задачи. В этот период
ребятам очень важно осознать ту систему
отношений, в которую они включены. Причем такое
осознание важно не только для тех, у кого есть
объективные проблемы в общении, но и для
высокостатусных членов группы. Для того чтобы
разобраться в причинах этого явления, вспомним
возрастную психологию.
Итак, в младшем подростковом возрасте
индивидуального «Я» как бы не существует. Оно
растворяется в групповом «Мы». Ребята
воспринимают окружающий мир в основном глазами
своей минигруппы.
Следующий возрастной этап (старший
подростковый возраст) ставит перед подростками
новые задачи, в том числе и во взаимоотношениях
со сверстниками. Теперь точкой отсчета для
ребенка становится собственная личность.
Привычная «стайка» младших подростков
распадается. Появляется группа, состоящая из
неповторимых индивидуальностей, которым теперь
предстоит выстроить отношения на новых
основаниях. И для начала каждому необходимо
понять свое место в структуре класса, оценить,
насколько его устраивает занимаемая позиция.
В ходе занятия «Я и моя роль в классе»
учащимся предоставляется возможность для
анализа сложившейся структуры отношений и
распределения ролей в классе. При этом каждый
участник имеет право продемонстрировать свое
личное отношение к ситуации.
Положительный коррекционный эффект
достигается за счет того, что все анализируемые в
ходе занятия ролевые позиции преподносятся
ведущим как необходимые и очень важные в
коллективном взаимодействии.
На занятие приглашается классный
руководитель, который обычно включается в
тренинг в качестве участника, наравне с
остальными. Для нас это является обязательным
условием проведения. Данное занятие ограничено
во времени, но оно запускает процессы, которые в
полном объеме разворачиваются потом, в обычной
повседневной жизни класса. Для того чтобы
понимать происходящее, классный руководитель
должен прожить с учениками этот отрезок времени.
Исключением являются случаи, когда ребята не
доверяют своему педагогу. И если в работе,
предшествующей этому тренингу, отношения
учащихся с учителем наладить не удается, занятие
проводится без него.
Занятие состоит из двух частей: первая
посвящена анализу структуры сложившихся
отношений, вторая — анализу ролевых позиций.
Время проведения — 1 час 15 минут, с 10-минутным
перерывом.
В систему нашей работы в школе это занятие
включено в качестве обязательного для 8-х
классов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Все участники сидят в кругу. Ведущий
знакомит их с задачами, которые будут решаться в
ходе этой встречи.
Далее участники выполняют первое
упражнение.
«Я в центре»
Одному из участников предлагается
встать в центр круга. Этот человек становится
«ядром», вокруг которого располагаются все
остальные. Задача водящего — расставить всех
учеников класса на каком-либо расстоянии от себя.
Он руководствуется только собственным чувством
близости к каждому члену класса.
Обсуждение на этом этапе недопустимо.
Наиболее близкие займут место ближе к центру, те,
с кем отношения более отстраненные, — место на
периферии.
Когда все без исключения учащиеся
будут стоять на своих местах, ведущий просит их
замереть на некоторое время. Водящий должен
оценить, действительно ли так для себя он видит
структуру класса. В случае необходимости
вносятся изменения, а затем все участники
возвращаются на свои места, в центр круга
становится следующий ученик.
Эта процедура продолжительна по
времени. Поэтому «ядром» могут стать только 3–4
человека. Для того чтобы каждый имел возможность
выстроить собственный «атом» отношений,
участникам дается лист бумаги формата А3, с
кругом посередине. В центре этого круга написана
буква «Я». Ведущий просит участников проделать
ту же самую процедуру, но уже на бумаге, то есть
расположить вокруг себя своих одноклассников.
Основные условия — все работы должны быть
подписаны, а местоположение каждого человека
должно быть обозначено понятным для всех
участников образом.
Хочется сказать несколько слов о том,
что на этом занятии мы несколько нарушаем
традиционную структуру тренинга. У нас здесь нет
разминки. Первое же упражнение является очень
серьезным, личностно значимым практически для
каждого участника. И именно значимость этого
действия позволяет быстро включить всех в
процесс.
В некоторых случаях, когда мы не
уверены, что ребята сразу сумеют настроиться на
серьезную работу, мы просим в качестве первого
«ядра» выйти классного руководителя. Вообще,
выбор первых участников очень важен, ведь именно
они задают тон всему тренинговому процессу. Мы
всегда в начале упражнения приглашаем в центр
уважаемых всеми, серьезных, думающих ребят.
Как только ребята закончат работу на
бумаге, ведущий просит разложить их свои листы на
полу так, чтобы у каждого была возможность
подойти и ознакомиться с тем, что получилось у
других.
Участники получают по два фломастера:
один — зеленый, второй — черный. Задача каждого
— найти себя на каждом листе бумаге, и в том
случае, если местоположение относительно центра
его устраивает и ничего не хочется менять,
обвести свою фамилию зеленым цветом. Если данная
позиция не устраивает — черным. Таким образом и
ведущие, и сами участники получают информацию о
том, насколько благополучен эмоциональный
климат в коллективе. Чем больше черного на
бумаге, тем тревожнее ситуация, и наоборот.
«Мое место»
Завершающим этапом первой части
тренингового занятия становится построение
структуры класса, в которой каждый находит для
себя личностно привлекательное место.
Для этого ведущий просит всех
участников расположиться в пространстве таким
образом, чтобы всем было удобно. Упражнение
выполняется до тех пор, пока каждый не скажет, что
его устраивает собственное местоположение.
После того как все найдут себе место, ведущий
просит участников замереть на некоторое время, а
сам на листе бумаги формата А3 быстро рисует
схему расположения участников. Работа с этим
материалом будет проведена в конце тренинга.
Иногда не удается прийти к такому
счастливому концу, особенно если на предыдущем
этапе на рисунках было много черного цвета.
Ведущему надо быть готовым к этому.
Продолжительные по времени, но не приводящие к
положительному результату попытки провоцируют
участников на агрессию. В этом случае ведущий
останавливает процедуру и подводит итог: он
говорит, что пока не удается найти такое
положение, которое устраивало бы всех.
На этом первая часть занятия
завершается, и участники уходят на перерыв.
Татьяна БЕГЛОВА,
педагог-психолог НОУ «Экономическая
школа-лицей»,
г. Москва
Окончание следует
|