Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2002


ИГРОТЕКА

Я И МОЯ РОЛЬ В КЛАССЕ

Окончание. Начало см. в № 38

16.jpg (11943 bytes)

Во время перерыва ведущий готовит зал для дальнейшей работы. Во второй части понадобятся стенд и плакаты «Основные этапы подготовки и проведения коллективного творческого дела (КТД)», «Лидеры».

При проведении этого занятия понятия «роль» и «лидер» используются нами как синонимы. Конечно, это грубая ошибка с точки зрения научного подхода. Но для реализации практических задач нам удобно оперировать данными терминами как взаимозаменяемыми. Это дает возможность подчеркнуть значимость каждого члена ученического коллектива.

 

«Лидер в деле»

По окончании перерыва участники входят в зал и садятся полукругом.

На стенде висят плакаты «Основные этапы подготовки и проведения КТД» (см. приложение 1), «Лидеры» (см. приложение 2).

Ведущий говорит о том, что ученики класса составляют единый коллектив. Часто классному коллективу приходится брать на себя ответственность за что-либо. Так происходит, например, при проведении общешкольных мероприятий, когда классу поручается подготовить какую-то часть общего действия. Для того чтобы успешно справиться с заданием, процесс подготовки должен быть построен в соответствии с технологией КТД.

Эта технология включает в себя несколько этапов (участники внимательно смотрят на соответствующий плакат).

Но результат применения технологии КТД во многом зависит от лидеров класса. Лидер — это человек, готовый принять на себя ответственность за ту или иную часть коллективного дела. Можно выделить несколько лидерских позиций (участники внимательно смотрят на соответствующий плакат).

Плакаты должны находиться в поле зрения участников на всем протяжении этого этапа.

Для того чтобы ребята усвоили полученную информацию, им предлагается поработать с ней. Класс делится на несколько групп. Им дается общее для всех задание: подумать и написать, на каком этапе КТД роль какого лидера становится главенствующей. Время этой работы ограничено. Затем идет общее обсуждение, результаты которого фиксируются на плакате «Этапы КТД». Здесь напротив каждого этапа делается соответствующая запись.

 

«Моя роль»

Далее каждый ученик получает чистую карточку, на одной стороне которой ему нужно написать, какую роль, по его мнению, он чаще всего принимает в классе в ходе совместной деятельности, а на другой — свое имя большими буквами.

Участникам предстоит оценить своих одноклассников. Для этого каждая лидерская позиция обозначается каким-либо цветом: например, лидера-исполнителя — зеленым, лидера-организатора — розовым и т.д. Ведущий раздает каждому участнику конвертик, в котором находятся квадратики тех цветов, которыми обозначены роли (размер квадратиков — 1 см2).

Все участники встают, а на свой стул кладут карточку той стороной, на которой написано имя. Задача каждого — обойти всех и положить на стул каждого участника один квадратик какого-либо цвета. Этот цвет должен соответствовать той роли, которую чаще всего занимает этот человек в коллективных делах.

Далее участники возвращаются на свои места и анализируют, совпало ли их собственное представление о своей роли с оценкой класса, единодушно ли было мнение одноклассников и т.п.

 

«Глазами других»

От анализа собственной позиции происходит переход к анализу ситуации в классе. Ведущий просит участников еще раз вернуться к плакату «Этапы проведения КТД». Теперь им предстоит ответить на вопрос, достаточно ли в классе различных лидеров, готовых брать на себя ответственность за проведение того или иного этапа? Если некоторые этапы не подкреплены наличием лидеров, что можно сделать в этой ситуации?

Таким образом участники переходят к этапу рефлексии. Содержание дальнейших вопросов зависит от актуального состояния участников.

Подводя итоги занятия, ведущий предлагает вниманию ребят схематичный рисунок, сделанный в конце первой части занятия.

Психолог просит каждого найти себя на этом листе бумаги и рядом написать ту роль, в которой чаще всего его видят одноклассники (то есть написать результат предыдущего этапа). Участникам нужно также оценить, насколько эта лидерская позиция является для них лично привлекательной. Для этого всем раздаются зеленый и черный фломастеры. Если роль устраивает, то ее нужно обвести зеленым. Если нет, то черным. Этот рисунок, как правило, вывешивается в классе, и уже классный руководитель проводит дальнейшую работу с этим материалом.

На этом занятие завершается. В случае необходимости можно еще раз вернуться к обсуждению и дать возможность каждому еще раз высказаться.

Результаты занятия в обязательном порядке обсуждаются с классным руководителем, даже в том случае, если он не был включен в занятие.

 

Приложение 1

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА

Мозговой штурм. На этом этапе участники «набрасывают» идеи. Главное условие этого этапа заключается в том, что все идеи, без исключения, принимаются без критики.

Принятие решения. Взвесив и обсудив каждую идею, необходимо выбрать лучшую. Главное условие этого этапа — тактичность и доброжелательность.

Распределение обязанностей. Теперь, когда все знают, что надо делать, выясняется, кто это будет делать. Главное условие — наличие людей, готовых принимать на себя ответственность за выполнение.

Выполнение принятой программы. Успешность реализации зависит от выполнения такого условия, как умение сотрудничать и четко выполнять необходимые действия.

Анализ результата. Завершив работу, необходимо оценить результаты. Главное условие — умение критически оценить собственную работу.

 

Приложение 2

ЛИДЕР

Эмоциональный лидер — умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе.

Лидер-критик — умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.

Лидер-интеллектуал — умеет продуцировать разные позитивные идеи.

Лидер-организатор — умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками.

Лидер-исполнитель — умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.

Татьяна БЕГЛОВА,
педагог-психолог НОУ «Экономическая школа-лицей»,
г. Москва