Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Продолжение.
Начало см. № 4, 2003 г.

Психокоррекция

Психокоррекционные средства могут включать в себя широкий спектр индивидуальных и групповых техник психологического воздействия, разработанных в рамках различных направлений консультирования и психотерапии: группового и аутотренинга, НЛП и гештальт-терапии, позитивной и краткосрочной психотерапии, психосинтеза и трансактного анализа. Воздействия могут быть директивными и недирективными, вербальными и невербальными, когнитивными, аффективными и поведенческими. Они могут использовать трансовые, суггестивные, релаксационные и метафорические методы, техники интерпретации, обратной связи, активного слушания, открытых и закрытых вопросов, отреагирования, взгляда из будущего, парадоксальных инструкций, воображения, ассоциаций, «горячего стула», ролевых игр и др. Не исключены при этом и психологические тесты.
Тестирование в целях психологической поддержки и психокоррекции может использоваться для решения следующих задач:
— облегчение установления контакта с клиентом;
— снижение уровня эмоционального напряжения клиента;
— получение более глубокой и разносторонней информации о личности клиента, содержании его проблем, возможных причинах затруднений;
— выявление скрытых психологических ресурсов и возможностей личности клиента;
— выбор направления, формы и средств психологической коррекции;
— предоставление клиенту диагностической информации в целях коррекции его представлений и отношений;
— контроль эффективности коррекционных воздействий.

ФОРМЫ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Индивидуальное профконсультирование

Является основной универсальной формой консультирования, не имеющей противопоказаний, однако при большом потоке клиентов требует значительных затрат времени и сил. Наиболее целесообразно применение индивидуальной формы для информирования по частным вопросам, обсуждения диагностических результатов, консультирования, прежде всего связанного с болезненными переживаниями и отклоняющимся поведением клиента. Основными недостатками индивидуальных форм являются низкая пропускная способность, особенно связанная с общим информированием и углубленным тестированием, недостаточная практика, узкий круг обсуждаемых проблем и переживаемого опыта.

Групповое профконсультирование

Групповые формы профконсультирования могут включать в себя лекционные, семинарские и тренинговые занятия. Тематика занятий может касаться мира профессий, профессионального образования, рынка труда, принципов выбора профессии и планирования карьеры, профессиональных интересов и способностей, поиска работы и трудоустройства. В групповой форме может проводиться психологическое тестирование интересов и способностей. В рамках групповых и тренинговых методов работы следует особо выделить оригинальный подход Николая Сергеевича Пряжникова, основанный на использовании профориентационных игр в консультировании.

Основными целями групповых форм являются:

— интенсификация и повышение эффективности оказания консультационных услуг с помощью использования психологических ресурсов группы;
— увеличение числа клиентов, получивших информационные и консультационные услуги;
— формирование знаний о психологических аспектах профессиональной деятельности, необходимых для повышения эффективности выбора профессии;
— обучение навыкам выбора, планирования и реализации профессиональной карьеры, делового общения и саморегуляции в процессе профессионального образования и трудовой деятельности, решения проблем и преодоления критических ситуаций;
— формирование ценностно-мотивационной сферы и создание позитивного отношения к профессиональному выбору, обучению и трудовой деятельности;
— предоставление условий для оказания самопомощи и взаимопомощи в решении профессиональных проблем;
— ориентация на активную самостоятельную деятельность в процессе профориентации.
Однако групповые формы сложнее организовать, они требуют соответствующего помещения, оборудования, продолжительного времени на подготовку и проведение занятий. Кроме того, тренинговые занятия противопоказаны некоторым категориям клиентов, склонных к возникновению психопатологических расстройств.

ЭТАПЫ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Количество и последовательность этапов различается в зависимости от цели.

Профориентационное консультирование

При работе с клиентом в целях профориентации специалист осуществляет первичную консультацию на основе интервью и экспресс-диагностики, а в случае необходимости проводит углубленную психологическую диагностику и вторичную консультацию по ее результатам.

Первичная консультация

Примерный порядок первичной профконсультации на основе интервью с клиентом и экспресс-диагностики включает следующую последовательность действий:
— установление контакта с клиентом;
— снижение уровня нервно-психического напряжения клиента;
— выяснение проблемы клиента;
— выявление мотивов выбора профессии;
— определение профессиональных интересов и склонностей;
— ориентация в состоянии здоровья и уровне квалификации клиента;
— информирование о профессиях;
— сообщение результатов экспресс-диагностики;
— определение возможностей обучения и трудоустройства;
— составление вместе с клиентом его профессионального плана;
— оценка необходимости углубленной психологической диагностики;
— если необходимость выявлена, направление на углубленную психологическую диагностику.

Углубленная диагностика

Включает в себя групповое или компьютерное тестирование интеллектуальных и личностных особенностей клиентов.
В качестве базовой методики диагностики интеллектуальных характеристик в профориентации и в профотборе может выступать тест структуры интеллекта Амтхауэра, удобный для группового применения, состоящий из 9 субтестов и требующий полтора часа времени. Выбор базового метода диагностики личности определяется возрастом клиента. Для взрослых людей можно использовать личностный опросник MMPI, для подростков — опросник Личко (ПДО). Тестирование по каждой из методик требует не менее часа.

Вторичная консультация

Примерный порядок вторичного консультирования по результатам углубленного тестирования в форме индивидуальной беседы включает следующую последовательность действий:
— проверка и уточнение результатов тестирования;
— сообщение клиенту о полученных им тестовых результатах;
— информирование клиента о выявленных психологических ресурсах, способностях и возможностях профессиональной деятельности;
— информирование клиента о выявленных причинах вероятных затруднений в процессе выбора профессии, профессионального обучения, трудоустройства и дальнейшей профессиональной деятельности;
— предоставление рекомендаций о наиболее целесообразном направлении профессионального обучения, трудоустройства и дальнейшей профессиональной деятельности;
— при необходимости совместная с клиентом коррекция его намерений и профессиональных планов;
— оценка необходимости специализированной психологической поддержки клиента и определение наиболее предпочтительных форм и методов психологической поддержки;
— если необходимость выявлена, направление на индивидуальную консультацию или групповые занятия в целях психологической поддержки.

Консультирование при профотборе

При работе с клиентом в целях профотбора специалист сразу осуществляет углубленную психологическую диагностику и последующую консультацию по ее результатам. Примерный порядок консультирования по результатам углубленного тестирования для профотбора в форме индивидуальной беседы включает следующую последовательность действий:
— установление контакта с клиентом;
— снижение уровня нервно-психического напряжения клиента;
— проверка и уточнение результатов тестирования;
— оценка необходимости повторного или дополнительного тестирования;
— выявление мотивов выбора профессии и профессиональных планов клиента;
— ориентация в состоянии здоровья и уровне квалификации клиента;
— определение возможностей обучения и трудоустройства;
— сообщение клиенту о предъявляемых профессией требованиях;
— сообщение клиенту о полученных им тестовых результатах;
— информирование клиента о его способностях и возможностях обучения и профессиональной деятельности;
— информирование клиента о причинах вероятных затруднений в процессе профессионального обучения, трудоустройства и дальнейшей профессиональной деятельности;
— предоставление рекомендации о наиболее целесообразном направлении профессионального обучения, трудоустройства и дальнейшей профессиональной деятельности;
— при необходимости совместная с клиентом коррекция его намерений и профессиональных планов.
В случае отрицательного заключения о профпригодности клиента к выбранной специальности специалист информирует о наиболее подходящих типах и классах профессий в соответствии со склонностями и способностями клиента и потребностями рынка труда.

Консультирование с целью психологической поддержки

Примерный порядок индивидуального консультирования с целью психологической поддержки включает следующую последовательность действий:
— установление контакта с клиентом;
— оценка психоэмоционального состояния клиента;
— определение содержания проблемы клиента;
— выявление личностных ограничений;
— определение направления и способов психокоррекции;
— индивидуальная психокоррекция;
— оценка эффективности коррекционных воздействий;
— оценка целесообразности групповой работы с клиентом;
— при необходимости направление клиента на групповые занятия.
Психологическая поддержка в форме индивидуального консультирования или групповых занятий может осуществляться в зависимости от конкретной проблемы клиента, текущих результатов, условий работы, профессионального опыта и стиля работы специалиста-психолога.

Игорь СОЛОМИН,
начальник научно-методического отдела ГП «ИМАТОН»,
г. Санкт-Петербург

Продолжение следует