ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Продолжение.
Начало см. № 4, 2003 г.
Психокоррекция
Психокоррекционные средства могут
включать в себя широкий спектр индивидуальных и
групповых техник психологического воздействия,
разработанных в рамках различных направлений
консультирования и психотерапии: группового и
аутотренинга, НЛП и гештальт-терапии, позитивной
и краткосрочной психотерапии, психосинтеза и
трансактного анализа. Воздействия могут быть
директивными и недирективными, вербальными и
невербальными, когнитивными, аффективными и
поведенческими. Они могут использовать
трансовые, суггестивные, релаксационные и
метафорические методы, техники интерпретации,
обратной связи, активного слушания, открытых и
закрытых вопросов, отреагирования, взгляда из
будущего, парадоксальных инструкций,
воображения, ассоциаций, «горячего стула»,
ролевых игр и др. Не исключены при этом и
психологические тесты.
Тестирование в целях психологической поддержки
и психокоррекции может использоваться для
решения следующих задач:
— облегчение установления контакта с клиентом;
— снижение уровня эмоционального напряжения
клиента;
— получение более глубокой и разносторонней
информации о личности клиента, содержании его
проблем, возможных причинах затруднений;
— выявление скрытых психологических ресурсов и
возможностей личности клиента;
— выбор направления, формы и средств
психологической коррекции;
— предоставление клиенту диагностической
информации в целях коррекции его представлений и
отношений;
— контроль эффективности коррекционных
воздействий.
ФОРМЫ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Индивидуальное профконсультирование
Является основной универсальной формой
консультирования, не имеющей противопоказаний,
однако при большом потоке клиентов требует
значительных затрат времени и сил. Наиболее
целесообразно применение индивидуальной формы
для информирования по частным вопросам,
обсуждения диагностических результатов,
консультирования, прежде всего связанного с
болезненными переживаниями и отклоняющимся
поведением клиента. Основными недостатками
индивидуальных форм являются низкая пропускная
способность, особенно связанная с общим
информированием и углубленным тестированием,
недостаточная практика, узкий круг обсуждаемых
проблем и переживаемого опыта.
Групповое профконсультирование
Групповые формы профконсультирования могут
включать в себя лекционные, семинарские и
тренинговые занятия. Тематика занятий может
касаться мира профессий, профессионального
образования, рынка труда, принципов выбора
профессии и планирования карьеры,
профессиональных интересов и способностей,
поиска работы и трудоустройства. В групповой
форме может проводиться психологическое
тестирование интересов и способностей. В рамках
групповых и тренинговых методов работы следует
особо выделить оригинальный подход Николая
Сергеевича Пряжникова, основанный на
использовании профориентационных игр в
консультировании.
Основными целями групповых форм являются:
— интенсификация и повышение эффективности
оказания консультационных услуг с помощью
использования психологических ресурсов группы;
— увеличение числа клиентов, получивших
информационные и консультационные услуги;
— формирование знаний о психологических
аспектах профессиональной деятельности,
необходимых для повышения эффективности выбора
профессии;
— обучение навыкам выбора, планирования и
реализации профессиональной карьеры, делового
общения и саморегуляции в процессе
профессионального образования и трудовой
деятельности, решения проблем и преодоления
критических ситуаций;
— формирование ценностно-мотивационной сферы и
создание позитивного отношения к
профессиональному выбору, обучению и трудовой
деятельности;
— предоставление условий для оказания
самопомощи и взаимопомощи в решении
профессиональных проблем;
— ориентация на активную самостоятельную
деятельность в процессе профориентации.
Однако групповые формы сложнее организовать, они
требуют соответствующего помещения,
оборудования, продолжительного времени на
подготовку и проведение занятий. Кроме того,
тренинговые занятия противопоказаны некоторым
категориям клиентов, склонных к возникновению
психопатологических расстройств.
ЭТАПЫ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Количество и последовательность этапов
различается в зависимости от цели.
Профориентационное консультирование
При работе с клиентом в целях профориентации
специалист осуществляет первичную консультацию
на основе интервью и экспресс-диагностики, а в
случае необходимости проводит углубленную
психологическую диагностику и вторичную
консультацию по ее результатам.
Первичная консультация
Примерный порядок первичной профконсультации
на основе интервью с клиентом и
экспресс-диагностики включает следующую
последовательность действий:
— установление контакта с клиентом;
— снижение уровня нервно-психического
напряжения клиента;
— выяснение проблемы клиента;
— выявление мотивов выбора профессии;
— определение профессиональных интересов и
склонностей;
— ориентация в состоянии здоровья и уровне
квалификации клиента;
— информирование о профессиях;
— сообщение результатов экспресс-диагностики;
— определение возможностей обучения и
трудоустройства;
— составление вместе с клиентом его
профессионального плана;
— оценка необходимости углубленной
психологической диагностики;
— если необходимость выявлена, направление на
углубленную психологическую диагностику.
Углубленная диагностика
Включает в себя групповое или компьютерное
тестирование интеллектуальных и личностных
особенностей клиентов.
В качестве базовой методики диагностики
интеллектуальных характеристик в
профориентации и в профотборе может выступать
тест структуры интеллекта Амтхауэра, удобный для
группового применения, состоящий из 9 субтестов и
требующий полтора часа времени. Выбор базового
метода диагностики личности определяется
возрастом клиента. Для взрослых людей можно
использовать личностный опросник MMPI, для
подростков — опросник Личко (ПДО). Тестирование
по каждой из методик требует не менее часа.
Вторичная консультация
Примерный порядок вторичного консультирования
по результатам углубленного тестирования в
форме индивидуальной беседы включает следующую
последовательность действий:
— проверка и уточнение результатов
тестирования;
— сообщение клиенту о полученных им тестовых
результатах;
— информирование клиента о выявленных
психологических ресурсах, способностях и
возможностях профессиональной деятельности;
— информирование клиента о выявленных причинах
вероятных затруднений в процессе выбора
профессии, профессионального обучения,
трудоустройства и дальнейшей профессиональной
деятельности;
— предоставление рекомендаций о наиболее
целесообразном направлении профессионального
обучения, трудоустройства и дальнейшей
профессиональной деятельности;
— при необходимости совместная с клиентом
коррекция его намерений и профессиональных
планов;
— оценка необходимости специализированной
психологической поддержки клиента и определение
наиболее предпочтительных форм и методов
психологической поддержки;
— если необходимость выявлена, направление на
индивидуальную консультацию или групповые
занятия в целях психологической поддержки.
Консультирование при профотборе
При работе с клиентом в целях профотбора
специалист сразу осуществляет углубленную
психологическую диагностику и последующую
консультацию по ее результатам. Примерный
порядок консультирования по результатам
углубленного тестирования для профотбора в
форме индивидуальной беседы включает следующую
последовательность действий:
— установление контакта с клиентом;
— снижение уровня нервно-психического
напряжения клиента;
— проверка и уточнение результатов
тестирования;
— оценка необходимости повторного или
дополнительного тестирования;
— выявление мотивов выбора профессии и
профессиональных планов клиента;
— ориентация в состоянии здоровья и уровне
квалификации клиента;
— определение возможностей обучения и
трудоустройства;
— сообщение клиенту о предъявляемых профессией
требованиях;
— сообщение клиенту о полученных им тестовых
результатах;
— информирование клиента о его способностях и
возможностях обучения и профессиональной
деятельности;
— информирование клиента о причинах вероятных
затруднений в процессе профессионального
обучения, трудоустройства и дальнейшей
профессиональной деятельности;
— предоставление рекомендации о наиболее
целесообразном направлении профессионального
обучения, трудоустройства и дальнейшей
профессиональной деятельности;
— при необходимости совместная с клиентом
коррекция его намерений и профессиональных
планов.
В случае отрицательного заключения о
профпригодности клиента к выбранной
специальности специалист информирует о наиболее
подходящих типах и классах профессий в
соответствии со склонностями и способностями
клиента и потребностями рынка труда.
Консультирование с целью психологической
поддержки
Примерный порядок индивидуального
консультирования с целью психологической
поддержки включает следующую
последовательность действий:
— установление контакта с клиентом;
— оценка психоэмоционального состояния клиента;
— определение содержания проблемы клиента;
— выявление личностных ограничений;
— определение направления и способов
психокоррекции;
— индивидуальная психокоррекция;
— оценка эффективности коррекционных
воздействий;
— оценка целесообразности групповой работы с
клиентом;
— при необходимости направление клиента на
групповые занятия.
Психологическая поддержка в форме
индивидуального консультирования или групповых
занятий может осуществляться в зависимости от
конкретной проблемы клиента, текущих
результатов, условий работы, профессионального
опыта и стиля работы специалиста-психолога.
Игорь СОЛОМИН,
начальник научно-методического отдела ГП
«ИМАТОН»,
г. Санкт-Петербург
Продолжение следует |