Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Продолжение. См. №№ 4, 6 /2002 г.

ПРИНЦИПЫ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Четыре сформулированных ниже принципа позволяют повысить эффективность психологического профконсультирования и избежать значительного количества ошибок в работе профконсультанта.

Унифицированность методов
углубленной диагностики

Для решения задач профориентации и профессионального отбора используются различные критерии и показатели единого методического комплекса.
Данный принцип является альтернативой более популярного подхода, в соответствии с которым для оценки пригодности к каждой профессии используются свои наборы методик. То есть один методический набор подходит для бухгалтеров, другой — для менеджеров, третий — для инженеров, четвертый — для продавцов, пятый — для охранников и т.д. Однако такой подход затрудняет комплексную оценку психологических и профессиональных возможностей людей, не позволяет рекомендовать каждому конкретному человеку ту сферу профессиональной деятельности, в которой он мог бы быть наиболее успешен. Ведь не можем же мы тестировать его по всем методическим комплексам!
Целесообразно один раз использовать унифицированную батарею методик, включающую целый комплекс различных показателей, что позволяет получить профиль интеллектуальных и личностных способностей. На этой основе мы сможем предметно говорить о том, в каком направлении он может достичь успеха, а в каком — испытывать затруднения. При выявлении психологических противопоказаний к определенной профессии мы можем рекомендовать другие профессии, в большей степени соответствующие способностям клиента.
Опыт подтвердил, что для подростков такой методический комплекс может состоять из теста Амтхауэра и опросника Личко (ПДО). Разумеется, использование других методик может дать дополнительную информацию о некоторых специальных способностях.

Ориентация на группы сходных профессий

Возможности психологических тестов позволяют оценивать пригодность человека только к группам профессий, предъявляющих сходные требования.
Многие специалисты полагают, что психологические тесты очень точно и дифференцированно диагностируют человеческие способности. К сожалению, это не так. Они дают нам лишь грубую и приблизительную информацию. Это значит, что на основе тестовых показателей мы не сможем рекомендовать человеку профессию, например, электрика, а не механика, или юриста, а не психолога.
Профессии можно условно разделить на пять типов по предмету труда (человек, техника, информация, искусство и природа) и два класса по характеру труда (исполнительские и творческие). В большинстве случаев мы имеем возможность оценивать пригодность человека к определенному типу и классу профессий, в то время как в пределах типа и класса следует ориентироваться на другие характеристики, такие, как состояние здоровья, имеющиеся знания и навыки, интересы и мотивы, требования к содержанию и условиям труда и т.д.

Приоритетный учет общих способностей

Для прогноза успешности профессиональной деятельности наиболее важно использовать результаты диагностики общих, а не специальных способностей и интересов.
Следует представлять себе, что профессионально важные качества человека, определяющие успешность деятельности, включают в себя, в первую очередь, здоровье, во вторую — квалификацию, и только в третью очередь — психологические особенности, состоящие из мотивации и способностей.
Большинство профконсультантов обращают внимание, прежде всего, на содержание мотивации, интересов и склонностей клиента, полагая, что если он захочет, то сможет добиться чего угодно. На самом деле это не совсем так. Отсутствие способностей может существенно ограничить профессиональные возможности человека, хотя наличие способностей не является гарантией успеха. В то же время наличие или отсутствие профессиональных мотивов вообще ни о чем не говорит, ибо, в отличие от таких устойчивых характеристик личности, как способности, мотивация является гораздо более динамичным свойством. С одной стороны, интерес и положительное отношение могут формироваться в процессе профессиональной деятельности, с другой стороны, человек может этот интерес терять. Слишком уж много факторов влияют на содержание мотивов. Поэтому делать какие бы то ни было прогнозы на основе знания мотивации человека затруднительно.
Способности так легко не изменишь. Поэтому ориентироваться на них в процессе профконсультирования более целесообразно. Однако способности, в свою очередь, тоже делятся на две группы: общие и специальные. Специальные способности определяют успешность частных, конкретных видов профессиональной деятельности.
К специальным можно отнести способности организационные, педагогические, языковые, технические, математические, художественные, музыкальные, артистические, спортивные и т.д. Однако в психологии пока еще не создано ни концепции специальных способностей, которая определяла бы их структуру и механизмы, ни методик, которые могли бы их диагностировать. Поэтому выяснить уровень развития специальных способностей можно только с помощью экспертных оценок, а не стандартизированных тестов.
Что же касается общих способностей, от которых зависит успешность любой деятельности независимо от ее конкретного содержания, то, к сожалению, пока еще никто не определил, что же это такое. Однако анализ деятельности человека позволяет предположить, что для ее успешности необходимы три вида способностей: во-первых, способности к обучению и познавательной деятельности, во-вторых, способности к общению, в-третьих, способности к саморегуляции, управлению своим состоянием и поведением.
Первая категория способностей представляет собой не что иное, как интеллект, вторая и третья — основные составляющие характера. Таким образом, интеллект и характер личности, представляющие собой общие способности человека, являются его устойчивыми характеристиками. От них зависит успешность любого вида профессиональной деятельности, и их можно достаточно точно диагностировать. Поэтому учет общих способностей человека в процессе профконсультирования должен быть приоритетным по отношению к мотивации и специальным способностям.

Презумпция профессиональной пригодности

Человек считается пригодным к обучению и профессиональной деятельности, если в процессе диагностики не выявляются психологические противопоказания к ним. Данный принцип исходит из утверждения, которое на первый взгляд может показаться парадоксальным.
На основе психодиагностических результатов, на основе показателей тестирования мы не можем прогнозировать успешность учебной и профессиональной деятельности. Дело в том, что успешность зависит не только от способностей, но и от огромного количества внешних и внутренних факторов: цели, средства и условия труда, характер управления, структура, развитие и имидж организации в целом, экономические условия, структура и динамика межличностных отношений, стиль руководства, здоровье, квалификация и мотивация человека и т.д. Поэтому если мы выявляем у человека достаточно высокий уровень развития способностей, то мы еще не знаем, будет ли он успешным. Если же способностей недостаточно, то мы можем точно предсказать, что человек будет испытывать определенные затруднения.
Следовательно, на основе данных психологической диагностики мы не можем прогнозировать успех, но в некоторых случаях можем прогнозировать неудачу. Профессиональный отбор представляет собой не столько выбор наиболее успешных кандидатов, сколько отсев заведомо неуспешных.
Таким образом, если мы не выявляем психологических противопоказаний, то есть недостаточного уровня развития тех или иных способностей, то мы считаем, что человек является профессионально пригодным к любому виду деятельности. Если же противопоказания выявляются, то мы говорим о непригодности к определенной группе профессий.
Название данный принцип получил по аналогии с принципом презумпции невиновности в правоведении, в соответствии с которым обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана судом в соответствии с законом. Человек не должен доказывать свою невиновность. Точно так же он не должен доказывать свою профессиональную пригодность.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Деятельность профконсультанта имеет сложный характер. Для оценки его труда необходимо определить результаты профконсультирования, критерии и показатели успешности. В результате успешного профконсультирования клиент должен:

— получить знания о профессиях на рынке труда и обучения, а также о своих профессиональных возможностях и интересах;
— принять решение о выборе наиболее целесообразной сферы профессионального развития и составить план своей профессиональной карьеры;
— получить навыки решения проблем, связанных с реализацией профессиональной карьеры, в том числе умение преодолевать стрессовые состояния, анализировать информацию и осуществлять деловое общение;
— реализовать готовность к активному и самостоятельному решению своих профессиональных проблем;
— оптимизировать свое эмоциональное состояние, уровень самооценки и уверенности в себе;
— испытывать чувство удовлетворенности полученной консультацией.

Эти результаты могут и должны служить признаками качества профконсультирования. Кроме того, о качестве профконсультационных услуг можно судить не только по их результатам, но также по правильности самого консультационного процесса. Правильность профконсультирования предполагает выполнение психологом стандартных консультационных процедур и отсутствие серьезных ошибок в работе с клиентом. Совершение серьезных технологических ошибок и нарушение этических норм в процессе профконсультирования — таких, как принципы компетентности, конфиденциальности, профессиональной тайны, беспристрастности, ненанесения ущерба клиенту, добровольности участия клиента, сотрудничества и взаимного уважения, — считается признаком неэффективной работы, независимо от последствий и достигнутых результатов.

Игорь СОЛОМИН,
начальник научно-методического отдела
ГП «ИМАТОН»,
г. Санкт-Петербург
Окончание следует