|
Планета моего класса
Адаптационная трехэтапная игра для
пятиклассников
(по методу создания проекта)
|
В подготовке материала использованы книга К.
Фопеля «Как научить детей сотрудничать?»
(М.: Генезис, 2001), публикация Е. Вахромова «Построй
свою Вселенную» («Школьный психолог»,
№ 48, 2001) и метод «Моя планета», представленный на
курсах ИППК в г. Архангельске.
ЗАДАЧИ
1. Практиковать через личностные контакты
умение пользоваться поддержкой одноклассников и
оказывать помощь другим.
2. Дать возможность детям почувствовать свое
формирующееся «Я» через проявление интереса к
жизни, умениям, достоинствам своих друзей.
3. Воспитывать способность к принятию себя,
осознанию своих сильных сторон.
Личность —
тайна одного,
любовь — тайна двух,
а всеобщий коллектив
как исторический организм,
вечно стремящийся себя утвердить, —
это тайна не одного,
не двух и не трех,
но тайна всего человечества. |
А.Ф. Лосев |
I ЭТАП.
СОЗДАНИЕ МАТЕРИКОВ
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Мне
очень приятно познакомиться с вами. (Ведущий
представляется.) Сегодня я проведу у вас
занятие и надеюсь, что мы поймем друг друга и
проведем отведенное нам время не только
интересно, но и с пользой.
Упражнение «Знакомство»
(Проводится, если это занятие является первой
встречей с пятиклассниками.)
Ведущий. Давайте познакомимся
поближе. Встаньте в круг. Сейчас мы будем
передавать по кругу мяч. Получив мяч, пожалуйста,
назовите свое имя и своего соседа слева. Темп!
Дополнительно: назвать по кругу все, что
нравится, все, что дети любят, что им приятно.
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Ведущий. Представьте, что чувствует
артист после концерта, слушая гром
аплодисментов. Быть может, он воспринимает их
всей душой и испытывает очень приятное волнение.
У вас замечательный класс, и каждый заслужил
аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе
которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а
затем становятся все сильнее и сильнее. Вы
становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из
вас, называю его (ее) имя, приветствую
аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из
учеников, и мы уже вдвоем называем имя и
приветствуем аплодисментами. Эта тройка
выбирает следующего претендента на
аплодисменты.
Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право
выбирать следующего. Таким образом игра
продолжается и овации становятся все громче и
громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому
еще не аплодировали, поэтому последнему
играющему следует адресовать такие слова: «А
самые бурные аплодисменты достаются ...»
Деление на группы
Ведущий. Сегодня нам предстоит
объемная работа, поэтому лучше выполнить ее,
разбившись на группы. Сделаем мы это с помощью
цветных карточек. Выберите карточку любого цвета
(понравившегося).
Спасибо!
Прошу занять место за столами с флажками
соответствующего цвета и продолжим знакомство.
Ребята, мы знакомы с вами слишком короткое время,
и вы для меня одна большая загадка. Приоткроем
занавес вашей души и постараемся разгадать,
какой каждый из вас и какие вы все вместе.
Пожалуйста, на визитке, рядом со своим именем,
напишите качество характера, которое начиналось
бы с той же буквы, что и ваше имя. Пусть участники
группы помогут друг другу в подборе таких
качеств.
При затруднении выдать памятку «Черты
характера». Если детям не нравится качество
характера, начинающееся с буквы имени, или трудно
подобрать подходящее, можно использовать
начальные буквы фамилии или отчества.
Рефлексия
Кто-либо из группы представляет остальных
участников.
Ведущий. Спасибо! Итак, сделан первый
шаг, чтобы загадка «Какой Я? И какие МЫ вместе?»
была разгадана.
«Создаем материки»
Ведущий рисует на доске круг.
Как вы думаете, на что это похоже?
После ответов детей ведущий дорисовывает
(наклеивает) звезды за кругом.
Что же это теперь? Да, это планета.
Затем ведущий вывешивает заранее заготовленный
ватман с изображенной на нем голубой планетой. На
этом макете планеты будут отражены основные
моменты создаваемого проекта.
Антуан де Сент-Экзюпери, который рассказал
удивительную историю о Маленьком Принце, написал
в своей книге, что существуют сотни планет,
которым имена не дали, и среди них есть такие
маленькие, что их даже в телескоп трудно
разглядеть.
Сегодня я предлагаю вам создать планету, которую
не может открыть ни один астроном на свете.
Это планета моего класса.
(Так будет называться проект, который мы создадим
в течение трех занятий.) На вашей планете будут
материки и океаны, озера и реки, пустыни и горы. И
в вашей власти, чтобы их количество зависело от
вашей фантазии.
Ребята, я знаю, что с некоторыми своими
одноклассниками вы учитесь не первый год, а с
другими близко познакомились только в этом
учебном году. Общаясь, вы узнаете друг друга,
поэтому вполне уместен на планете материк
общения.
В школе главной вашей работой является учеба.
Следующий материк — материк учения.
У каждого из вас есть свои интересы: спорт,
музыка, кинофильмы, коллекционирование — это материк
интересов.
Вы любите развлекаться: вместе гулять, кататься
на велосипеде, на санках, на горке, ходить друг к
другу в гости — у нас будет материк
развлечений.
Даже взрослые люди не скрывают того, что любят
мечтать. Пусть на нашей планете будет материк
мечты.
А теперь посовещайтесь в своей группе и решите,
макет какого из материков вы хотели бы создать.
Сделайте 2–3 выбора на случай, если один и тот же
материк понравится двум группам.
Ведущий помогает распределить макеты
материков между группами.
Вам самим предстоит решить, чем наполнена
жизнь каждого материка. Создавая макет своего
материка, назовите географические объекты
именами интересов, развлечений, мечтаний,
учебной деятельности, общения. При этом
постарайтесь вспомнить пристрастия не только
вашей группы, но и всего класса.
Затем каждая группа представит свой материк,
остальные выскажут свои предложения и
дополнения.
Прочитайте еще раз памятку и приступайте к
работе, дав волю вашей фантазии!
Самостоятельная работа
Ребята в группах рисуют на макетах материков
пустыни, реки, горы, озера и другие
географические объекты. Практика показывает, что
решения могут быть очень разнообразными: море
Любви, гора Футбол, озеро Дискотек, пустыня
Плохих отметок. (Звучит легкая инструментальная
музыка.)
Презентация материков
Затем дети высказывают свои дополнения и
предложения. Материки размещаются на планете.
Игра «Палец вверх»
Эта игра демонстрирует результат хорошо
выполненной работы. Один из играющих начинает
игру. Подходя к кому-либо, называет его по имени и
показывает большой палец. Тот, к кому обратились,
выбирает следующего ученика и приветствует
таким же образом.
Ирина ПЕНЬЕВСКАЯ,
педагог-психолог,
МОУ Строевская средняя школа,
Архангельская обл.
Окончание следует
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка «Черты характера»
Азартный
Аккуратный
Активный
Благородный
Благосклонный
Быстрый
Вежливый
Веселый
Внимательный
Волевой
Гениальный
Гибкий
Голосистый
Гордый
Деликатный |
Деловой
Дерзкий
Добродушный
Доброжелательный
Егоза
Жалостливый
Железный характер
Заботливый
Звонкоголосый
Изящный
Интересный
Искренний
Капризуля
Красивый
Ласковый |
Ловкий
Любопытный
Милый
Молодец
Мужественный
Надежный
Напористый
Настойчивый
Необычный
Новый
Опрятный
Отважный
Отзывчивый
Открытый
Отчаянный |
Порядочный
Правдивый
Преданный
Работящий
Радостный
Разумный
Робкий
Самостоятельный
Самый-самый
Сердечный
Стойкий
Счастливый
Талантливый
Терпеливый
Трудолюбивый |
Уважительный
Удачливый
Умный
Упорный
Фантазер
Физически сильный
Храбрый
Хранитель тайн
Человеколюбивый
Чудесный
Чуткий
Шаловливый
Щедрый
Эмоциональный
Юркий |
|