|
Планета моего класса
Адаптационная трехэтапная игра для
пятиклассников
(по методу создания проекта)
Окончание. Начало см. в № 34/2003
|
II ЭТАП.
«ЧТО Я ЧУВСТВУЮ»
Второй этап программы посвящен чувствам,
которые особенно часто переживают дети в классе,
а еще осознанию и узнаванию умений, способностей,
которыми обладают учащиеся класса.
(Ребята могут продолжить работу в ранее
созданных группах.)
После традиционного приветствия ведущий
проводит рефлексию предыдущего занятия, подводя
детей к пониманию того, что картину «планеты
класса» можно сделать еще более широкой и полной.
Ведущий. Материки омываются океанами
и морями. В нашей жизни такими океанами-морями
являются наши чувства и эмоции. Это то, что
создает настроение каждого и всех вместе.
Вспомните, что вы испытываете, когда у вас плохое
настроение? А когда хорошее?
Умеете ли вы передавать и угадывать чувства
другого человека?
Упражнение «Покажи чувство»
Ведущий. Передайте с помощью мимики
и жестов то чувство, название которого написано
на карточке.
Группа показывает чувство, остальные пытаются
отгадать и назвать.
Надо похвалить детей за выполненное задание.
А теперь вспомните, какие чувства чаще всего вы
испытываете, приходя в класс, общаясь с друзьями
в классе.
Решите, какими из них вы назовете океаны и моря на
вашей планете.
Группы совещаются, выбирают названия чувств,
подчеркивая их на памятках.
Затем по одному человеку от группы делают
надписи на планете.
Картина будет более полной, если мы добавим в
нее ваши достоинства, умения, способности.
Пусть это будут острова.
На макетах-заготовках островов пусть каждый
напишет свои самые сильные умения, способности,
дарования, которые он готов подарить классу, чем
может поделиться со всеми.
Участники команды должны помочь определиться
каждому, вспомнить его лучшие умения.
Затем острова наклеиваются на материк с
комментарием и комплиментами ведущего.
Игра «Добрые слова»
Ведущий. Как много, я думаю,
интересного вы уже узнали сегодня. И дети, и
взрослые любят слушать что-нибудь приятное в
свой адрес.
Я предлагаю вам в связи с этим поиграть в игру,
где вы сможете сказать друг другу много приятных
и добрых слов. Встаньте все в один большой круг.
Ведущий просит одного из играющих надеть темные
очки, сказав, что они волшебные.
Посмотри на своего соседа справа, а он или она
пусть посмотрится в твои очки и произнесет
следующие слова: «Наяву, а не во сне, что
прекрасного во мне?»
«Очки» (то есть человек в очках) от их имени
должен сказать что-нибудь доброе и приятное. Очки
передаются тому, кто в них смотрелся, а его сосед
произносит заклинание.
Замечательно! Старайтесь почаще хвалить друг
друга, говорить комплименты. Так вы поднимете
настроение своим друзьям. А если у друга
замечательное настроение, то и вы испытываете
приятные эмоции.
III ЭТАП.
«Я, И МЫ, И ВСЕ, КТО РЯДОМ»
Рефлексия предыдущего занятия
Работа продолжается в группах.
«Оживим нашу планету!»
Ведущий. Ребята, достаточно ли
полной получилась картина вашего класса? Из
созданного проекта видно, что жизнь в классе бьет
ключом, она наполнена достижениями и успехами.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. (Звучит
музыка.) 2—3 раза глубоко вдохните и выдохните.
Представьте себе, что вы стали растением.
Внимательно присмотритесь, кто вы: цветок,
дерево? Запомните это.
А какие растения вокруг вас? Какие из них вас
затеняют, а какие излучают тепло и свет?
Поверните ваши листочки и веточки к солнцу,
подставьте их под теплый дождик. А теперь
вернитесь в класс. Потянитесь немного и откройте
глаза.
Давайте же теперь заселим и оживим нашу
«Планету». Отберите из готовых фигурок растение,
которое более всего похоже на то, которое вы
представили. (Или изобразите свое растение на
чистой заготовке.) Напишите на нем свое имя,
фамилию или инициалы.
Закончив работу, поместите (с помощью клея) свое
растение на «Планете», где ему более всего
удобно, комфортно, уютно, где бы оно чувствовало
себя обласканным и озаренным светом.
Итак, планета вашего класса наполняется жизнью.
Это здорово!
Игра «Паутина»
Занятие продолжается. Ведущий предлагает всем
участникам проекта вновь собраться в круг.
Ведущий. В следующей игре мы все
вместе составим одну большую паутину,
связывающую нас между собой. Кроме того, каждый
из вас может выразить свои добрые мысли и
чувства, которые вы испытываете к своим
одноклассникам.
Ведущий обматывает конец цветной нити вокруг
своей ладони.
Вы видите, что я сделала? Я выберу того, кто
будет следующим в паутине, передам ему клубок со
словами «Ты мне нравишься, потому что...».
(Возможно, открыл утром вежливо дверь или помог
вчера решить трудную задачу по математике.)
Выслушав обращенные к нему слова, уже следующий
играющий обматывает ладонь нитью и обращается с
такими же словами к другому участнику игры «Ты
мне нравишься, потому что...». Постарайтесь
запомнить то, что вам скажут, когда будут
передавать клубок.
Последний, кто получит клубок, начинает
сматывать его в обратном направлении. При этом
каждый из вас, наматывая на клубок часть своей
нити, произносит сказанные ему слова и имя
человека, сказавшего эти слова.
«Наша планета и ее спутники»
Ведущий. Я думаю, что в вашей жизни
найдутся еще люди, которым следует сказать, что
они вам нравятся. Люди, которые вам помогают,
сочувствуют, радуются, переживают за вас. Это
«спутники» вашей жизни. Посовещайтесь и напишите
их имена на макетах спутников и поместите вокруг
планеты вашего класса.
Затем дети отвечают на вопросы: чьи имена
поместили на спутниках, почему вспомнили именно
об этих людях, кто на самом деле является для них
примером или просто советчиком и помощником?
Дорогие ребята, посмотрите! Ваша планета живет!
Она дышит, она действует, радуется, огорчается и
стремится к новым достижениям. Но без озарения ее
вашими самыми лучшими качествами жизнь на ней не
была бы вполне успешной. На звездочках еще раз
напишите те свои качества, о которых говорили на
первом занятии, поместите их во Вселенной вокруг
вашей планеты, таким образом осветив и озарив ее.
Звучит музыка.
Упражнение «Скульптура»
Ведущий. Наше время на исходе. Я хочу
предложить вам игру, правила которой не так-то
просто объяснить. Зато я могу показать, как в нее
играют. Возьмите, пожалуйста, каждый ручку или
карандаш...
Один из вас начинает игру: он кладет ручку
посреди класса на пол. Второй кладет свою ручку
рядом с предыдущей так, чтоб они соприкасались
друг с другом. Третья ручка или карандаш должны
соприкасаться с одной из ранее положенных. Игра
так и продолжается до тех пор, пока не будут
выложены на пол все ручки.
Большое спасибо, вы мне очень помогли. Теперь мне
гораздо проще объяснить суть игры. Сейчас мы
уберем ручки в сторону, а вы сами займете их
место. Вам нужно будет встать так, чтобы в
результате получилась скульптура. При этом
каждый из вас должен касаться хотя бы кого-нибудь
из группы (ладошками, плечами, коленями...).
Запомните эту картину! А теперь пройдитесь по
классу.
Звучит музыка.
И снова займите то же самое положение, в котором
вы находились только что.
Занятие заканчивается. Ведущий говорит о том, что
в течение всех встреч ребята открывались друг
другу и нам, взрослым.
Что тронуло вас во время наших встреч?
Что понравилось, что не понравилось?
Что порадовало, что огорчило?
Что было приятно, неприятно?
Ритуал прощания
Все встают в круг, троекратно пожимают друг
другу руки со словами: «До новых встреч! Спасибо
за приятный день! Спасибо за приятный час!»
Ирина ПЕНЬЕВСКАЯ,
педагог-психолог,
МОУ Строевская средняя школа,
Архангельская обл.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточки «Покажи чувство»
ПЕЧАЛЬ
ОБИДА |
РАДОСТЬ
СЧАСТЬ |
ЛЮБОВЬ
ГНЕВ |
Памятка «Назови моря и океаны
именами своих чувств»
Доверие
Любовь
Обида |
Печаль
Радость
Раздражение |
Симпатия
Скука
Согласие |
Спокойствие
Страх
Счастье |
Уважение
Уверенность |
|