ПОЛОВИНА УСПЕХА
Современная профессия — явление чрезвычайно
сложное и многоплановое. Особенно профессия
новая, становящаяся, ищущая себя в море
человеческих отношений разного типа и вида.
Профессия «психолог» из их числа. Ей нужно очень
много думать о себе, рассматривать себя с разных
сторон, изучать свои отражения в разных
поверхностях, для того чтобы наконец понять: кто
я? какая я? В общем, обрести свою профессиональную
«Я-концепцию».
ЧТО ОН ГЕКУБЕ?
Я предлагаю посмотреть на нашу профессию под
совершенно определенным, хотя и не очень
привычным углом зрения: с точки зрения тех
позиций, которые занимает психолог в ситуациях
сотрудничества с педагогами.
Может быть, кому-то из читателей такой заход
покажется искусственным, «эстетским». Не спешите
с выводами, прочтите до конца. Вот увидите: будет
о чем поразмышлять.
«Что он Гекубе? Что ему Гекуба?» — это вопросы как
раз по теме. Позиция, которую профессионал
занимает в общении, тесно связана с характером
отношений, которые он устанавливает с другим
человеком (доверительные или дистантные,
равноправные, подчиненные или доминантные), и
задачами, которые он собирается решать.
Занятая позиция, даже если ее выбор произошел
неосознанно, диктует человеку модель поведения,
определенное восприятие партнера по общению,
ценностные и поведенческие установки по
отношению к нему и даже восприятие самого себя. В
позиции происходит как бы «отливка» образа
профессионала и в его собственных глазах, и в
глазах окружающих, определяются формы отношений
между специалистом и теми, с кем он строит эти
самые отношения.
Правильный выбор позиции — половина успеха,
потому что в этом случае многое встает на свои
места, участники общения правильно понимают
намерения друг друга и суть своих
взаимоотношений.
Кроме того, каждая профессия, особенно сложная,
многоплановая, предполагает не одну, а множество
позиций, и это тоже необходимо учитывать.
Вооруженные таким представлением о
профессиональной позиции, посмотрим на
возможные варианты позиционирования психолога в
отношениях с педагогами.
ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ
В целом вариантов набралось немало. В той или
иной степени все они известны нашим читателям —
если не по личному опыту реализации, то по
крайней мере теоретически.
Сразу подчеркнем мысль, к которой еще вернемся в
конце: позиций много, все они имеют право на
существование, так как объективно отражают
различные аспекты деятельности психолога в
образовании (даже точнее — возможности
психолога в образовании). Но не все они могут быть
реализованы одним человеком, потому что
противоречат друг другу.
Позиции тесно связаны с теми или иными
профессиональными задачами — значит, хорошо
сбалансированная работа
психолога-профессионала должна быть
проанализирована и выверена с точки зрения тех
видов и направлений деятельности, которые она в
себя включает. Дабы исключить противоречия.
Итак, возможные позиции школьного психолога в
профессиональном взаимодействии с педагогами
таковы:
Просветитель
Консультант
Эксперт
Менеджер
Фасилитатор
Тренер
Соавтор
Внушительный список, не правда ли? Каждая позиция
— свои профессиональные возможности и
ограничения, свои задачи и направления
деятельности.
Поговорим об этом подробнее.
ПРОСВЕТИТЕЛЬ
Эта позиция хорошо подходит для реализации
следующих видов деятельности:
– информирование педагогов и администрации по
итогам реализации различных программ
психологической работы с детьми;
– информирование по итогам мониторинга
образовательных программ и проектов;
– психологическое просвещение педагогов.
Внешне простая и привычная деятельность
«просветителя» на поверку требует многих
специальных навыков и умений.
Информировать грамотно
Но сначала о самой позиции. Быть
«просветителем» (в нашем контексте) — значит
грамотно передавать информацию. Психолог в этой
позиции отвечает за точность информации,
грамотность ее формулирования, создание
ситуации, в которой информация будет усвоена в
наибольшем объеме и с максимальной точностью. Но
не за последующие шаги или их отсутствие!
Конечно, информация всегда излагается для
чего-то. Этим «чем-то» могут быть управленческие
решения администрации, методические изыскания
или практическая работа педагогов, но за
организацию всех этих процессов и контроль над
их эффективностью отвечает не психолог.
Это очень важно подчеркнуть, так как «чистое
информирование» — ловушка, в которую хотя бы раз
был пойман, как мне представляется, каждый
психолог.
Вот такая, например, типичная история: психолог
ли выступил инициатором информирования, завуч ли
назначил, но выступил психолог по итогам
диагностики, довел до сведения педагогической
общественности результаты. Послушала
общественность, покачала головой, дескать, надо
что-то делать, да и разошлась... А через некоторое
время начался ропот и шепот в учительской, в
кабинетах администрации про то, что толку от
психолога никакого. Ну узнали мы про ситуацию с
Васей Петичкиным и Петей Васичкиным, а что
изменилось?
Многим знакомая ситуация. Что нужно делать, для
того чтобы в нее не попадать? Прежде всего
психологу нужно четко представлять себе всю
ситуацию, в рамках которой ему предстоит
заниматься информированием.
Представьте ситуацию
В большинстве случаев она имеет следующую
структуру:
Поняв ситуацию, ее структуру, необходимо
оговорить свою позицию в ней. Ту самую позицию.
Если психолог отвечает только за передачу
информации, то на нем все, что связано с ситуацией
информирования, но не более того. А
ответственность за прочие процессы: постановка
целей встречи, принятие решений по результатам
обсуждения и контроль за их исполнением — должна
быть возложена на кого-то еще, кто будет в связке
с психологом готовить встречу и отвечать за нее.
Если психолог отвечает еще и за процесс принятия
решения, это позиция менеджера, к ней он и будет
готовиться. Опять-таки кто-то должен будет
подхватить ситуацию и проконтролировать
принятые решения.
Если же психолог отвечает за все, значит, это еще
один вариант (позиция завуча), который
предполагает соответствующие властные
полномочия. И вообще он тогда уже не психолог.
Вернемся к позиции «просветителя». Итак,
психолог отвечает за качество информации и за
ситуацию ее трансляции. Над чем ему стоит
серьезно поразмышлять?
«Язык» информации
Данные диагностики, разнообразных
мониторингов или результаты иных видов работы с
детьми для «внутреннего пользования» чаще всего
формулируются психологом на своем (хотелось
съязвить — «птичьем») специальном языке.
Он имеет на это право.
Но для «внешнего использования» все они должны
быть переведены не просто на
общеупотребительный (это понятно и не
обсуждается), а на педагогический язык.
То есть информация, которую предоставляет
психолог педагогу, должна отвечать на следующие
вопросы: как это проявляется в моей работе с
ребенком (детьми)? Как это сказывается на
результатах моей работы? Что может изменить
ситуацию к лучшему? Иначе говоря, информация
должна быть подана так, чтобы педагог увидел ее в
контексте своей системы деятельности.
Например, можно сообщить результаты изучения
эмоционального состояния ребенка так: «Высокая
личностная тревожность». А можно так: «Часто
находится (легко входит) в такое эмоциональное
состояние, которое мешает ему эффективно
работать, нормально общаться. Возникновение
этого состояния может быть вызвано...
(перечисление причин)».
Методика
Умение слушать, усваивать и
профессионально анализировать информацию —
навык, не столь часто, как хотелось бы,
встречающийся у взрослых людей. Поэтому очень
важно сделать все, чтобы донести информацию до
слушателей — педагогов.
В риторике для этой цели используется простой, но
действенный прием — «Правило рамки». Суть его
состоит в последовательной реализации трех
рекомендаций:
1. Расскажите слушателям, о чем вы сейчас будете с
ними говорить (план).
2. Расскажите слушателям то, что вы хотите им
рассказать.
3. Расскажите слушателям, о чем вы только что с
ними говорили (резюме).
Очень важно, чтобы сам рассказ был короток,
лаконичен и сопровождался примерами. Минимум
терминов — максимум содержательных описаний.
Однако с примерами нужно быть осторожным! Как ни
странно это звучит, но лучше приводить
абстрактные примеры, не обсуждая известные
учителям случаи.
Случай, с которым столкнулся в личном опыте, не
всегда бывает легко квалифицировать и отнести к
некоторому типу. Он кажется уникальным.
Аудитория, вместо того чтобы углубиться в
содержание информации, отвлекается, начинает
обсуждать учеников.
Время и место
Правило информирования, которое выведено мной
довольно давно и которое меня еще не подводило:
просвещение должно осуществляться либо в четкой
и понятной педагогам системе (раз в две недели, по
заявленному заранее плану, в рамках единой
методической темы года), либо в привязке к
конкретной ситуации, которая актуальна и на
понимание механизмов возникновения которой
педагоги настроены (по нашему — мотивированы).
Тогда переданная информация будет востребована
в большей степени.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
Продолжение следует
|