Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2003


ГИЛЬДИЯ

ПОЛОВИНА УСПЕХА

Современная профессия — явление чрезвычайно сложное и многоплановое. Особенно профессия новая, становящаяся, ищущая себя в море человеческих отношений разного типа и вида.
Профессия «психолог» из их числа. Ей нужно очень много думать о себе, рассматривать себя с разных сторон, изучать свои отражения в разных поверхностях, для того чтобы наконец понять: кто я? какая я? В общем, обрести свою профессиональную «Я-концепцию».

ЧТО ОН ГЕКУБЕ?

Я предлагаю посмотреть на нашу профессию под совершенно определенным, хотя и не очень привычным углом зрения: с точки зрения тех позиций, которые занимает психолог в ситуациях сотрудничества с педагогами.
Может быть, кому-то из читателей такой заход покажется искусственным, «эстетским». Не спешите с выводами, прочтите до конца. Вот увидите: будет о чем поразмышлять.
«Что он Гекубе? Что ему Гекуба?» — это вопросы как раз по теме. Позиция, которую профессионал занимает в общении, тесно связана с характером отношений, которые он устанавливает с другим человеком (доверительные или дистантные, равноправные, подчиненные или доминантные), и задачами, которые он собирается решать.
Занятая позиция, даже если ее выбор произошел неосознанно, диктует человеку модель поведения, определенное восприятие партнера по общению, ценностные и поведенческие установки по отношению к нему и даже восприятие самого себя. В позиции происходит как бы «отливка» образа профессионала и в его собственных глазах, и в глазах окружающих, определяются формы отношений между специалистом и теми, с кем он строит эти самые отношения.
Правильный выбор позиции — половина успеха, потому что в этом случае многое встает на свои места, участники общения правильно понимают намерения друг друга и суть своих взаимоотношений.
Кроме того, каждая профессия, особенно сложная, многоплановая, предполагает не одну, а множество позиций, и это тоже необходимо учитывать.
Вооруженные таким представлением о профессиональной позиции, посмотрим на возможные варианты позиционирования психолога в отношениях с педагогами.

ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ

В целом вариантов набралось немало. В той или иной степени все они известны нашим читателям — если не по личному опыту реализации, то по крайней мере теоретически.
Сразу подчеркнем мысль, к которой еще вернемся в конце: позиций много, все они имеют право на существование, так как объективно отражают различные аспекты деятельности психолога в образовании (даже точнее — возможности психолога в образовании). Но не все они могут быть реализованы одним человеком, потому что противоречат друг другу.
Позиции тесно связаны с теми или иными профессиональными задачами — значит, хорошо сбалансированная работа психолога-профессионала должна быть проанализирована и выверена с точки зрения тех видов и направлений деятельности, которые она в себя включает. Дабы исключить противоречия.
Итак, возможные позиции школьного психолога в профессиональном взаимодействии с педагогами таковы:
Просветитель
Консультант
Эксперт
Менеджер
Фасилитатор
Тренер
Соавтор

Внушительный список, не правда ли? Каждая позиция — свои профессиональные возможности и ограничения, свои задачи и направления деятельности.
Поговорим об этом подробнее.

ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Эта позиция хорошо подходит для реализации следующих видов деятельности:
– информирование педагогов и администрации по итогам реализации различных программ психологической работы с детьми;
– информирование по итогам мониторинга образовательных программ и проектов;
– психологическое просвещение педагогов.
Внешне простая и привычная деятельность «просветителя» на поверку требует многих специальных навыков и умений.

Информировать грамотно
Но сначала о самой позиции. Быть «просветителем» (в нашем контексте) — значит грамотно передавать информацию. Психолог в этой позиции отвечает за точность информации, грамотность ее формулирования, создание ситуации, в которой информация будет усвоена в наибольшем объеме и с максимальной точностью. Но не за последующие шаги или их отсутствие!
Конечно, информация всегда излагается для чего-то. Этим «чем-то» могут быть управленческие решения администрации, методические изыскания или практическая работа педагогов, но за организацию всех этих процессов и контроль над их эффективностью отвечает не психолог.
Это очень важно подчеркнуть, так как «чистое информирование» — ловушка, в которую хотя бы раз был пойман, как мне представляется, каждый психолог.
Вот такая, например, типичная история: психолог ли выступил инициатором информирования, завуч ли назначил, но выступил психолог по итогам диагностики, довел до сведения педагогической общественности результаты. Послушала общественность, покачала головой, дескать, надо что-то делать, да и разошлась... А через некоторое время начался ропот и шепот в учительской, в кабинетах администрации про то, что толку от психолога никакого. Ну узнали мы про ситуацию с Васей Петичкиным и Петей Васичкиным, а что изменилось?
Многим знакомая ситуация. Что нужно делать, для того чтобы в нее не попадать? Прежде всего психологу нужно четко представлять себе всю ситуацию, в рамках которой ему предстоит заниматься информированием.

Представьте ситуацию
В большинстве случаев она имеет следующую структуру:
Поняв ситуацию, ее структуру, необходимо оговорить свою позицию в ней. Ту самую позицию.
Если психолог отвечает только за передачу информации, то на нем все, что связано с ситуацией информирования, но не более того. А ответственность за прочие процессы: постановка целей встречи, принятие решений по результатам обсуждения и контроль за их исполнением — должна быть возложена на кого-то еще, кто будет в связке с психологом готовить встречу и отвечать за нее.
Если психолог отвечает еще и за процесс принятия решения, это позиция менеджера, к ней он и будет готовиться. Опять-таки кто-то должен будет подхватить ситуацию и проконтролировать принятые решения.
Если же психолог отвечает за все, значит, это еще один вариант (позиция завуча), который предполагает соответствующие властные полномочия. И вообще он тогда уже не психолог.
Вернемся к позиции «просветителя». Итак, психолог отвечает за качество информации и за ситуацию ее трансляции. Над чем ему стоит серьезно поразмышлять?

«Язык» информации
Данные диагностики, разнообразных мониторингов или результаты иных видов работы с детьми для «внутреннего пользования» чаще всего формулируются психологом на своем (хотелось съязвить — «птичьем») специальном языке.
Он имеет на это право.
Но для «внешнего использования» все они должны быть переведены не просто на общеупотребительный (это понятно и не обсуждается), а на педагогический язык.
То есть информация, которую предоставляет психолог педагогу, должна отвечать на следующие вопросы: как это проявляется в моей работе с ребенком (детьми)? Как это сказывается на результатах моей работы? Что может изменить ситуацию к лучшему? Иначе говоря, информация должна быть подана так, чтобы педагог увидел ее в контексте своей системы деятельности.
Например, можно сообщить результаты изучения эмоционального состояния ребенка так: «Высокая личностная тревожность». А можно так: «Часто находится (легко входит) в такое эмоциональное состояние, которое мешает ему эффективно работать, нормально общаться. Возникновение этого состояния может быть вызвано... (перечисление причин)».

Методика
Умение слушать, усваивать и профессионально анализировать информацию — навык, не столь часто, как хотелось бы, встречающийся у взрослых людей. Поэтому очень важно сделать все, чтобы донести информацию до слушателей — педагогов.
В риторике для этой цели используется простой, но действенный прием — «Правило рамки». Суть его состоит в последовательной реализации трех рекомендаций:
1. Расскажите слушателям, о чем вы сейчас будете с ними говорить (план).
2. Расскажите слушателям то, что вы хотите им рассказать.
3. Расскажите слушателям, о чем вы только что с ними говорили (резюме).
Очень важно, чтобы сам рассказ был короток, лаконичен и сопровождался примерами. Минимум терминов — максимум содержательных описаний.
Однако с примерами нужно быть осторожным! Как ни странно это звучит, но лучше приводить абстрактные примеры, не обсуждая известные учителям случаи.
Случай, с которым столкнулся в личном опыте, не всегда бывает легко квалифицировать и отнести к некоторому типу. Он кажется уникальным. Аудитория, вместо того чтобы углубиться в содержание информации, отвлекается, начинает обсуждать учеников.

Время и место
Правило информирования, которое выведено мной довольно давно и которое меня еще не подводило: просвещение должно осуществляться либо в четкой и понятной педагогам системе (раз в две недели, по заявленному заранее плану, в рамках единой методической темы года), либо в привязке к конкретной ситуации, которая актуальна и на понимание механизмов возникновения которой педагоги настроены (по нашему — мотивированы). Тогда переданная информация будет востребована в большей степени.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

Продолжение следует