Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2003


ГИЛЬДИЯ

ПОЛОВИНА УСПЕХА

Продолжение. См. № 37/2003.

ЭКСПЕРТ

Виды деятельности
Вне позиции эксперта трудно реализовывать такие виды деятельности, как:
— методическое консультирование педагогов;
— психологическая экспертиза урока, образовательной программы, внеклассного мероприятия и т.д. с точки зрения психологических закономерностей развития и особенностей конкретных детей;
— психологическая оценка результатов мониторингов и диагностических обследований.
Позиция эксперта — это позиция «над» информацией и деятельностью педагога, которые оцениваются объективно и независимо от различных ситуаций, «объясняющих моментов» и прочего. Она очень требовательна к умениям, навыкам, знаниям и ряду психологических особенностей своего носителя.

В двух сферах
Так, она предполагает глубочайшее знание сразу двух сфер деятельности: той, которая оценивается, и той, в свете которой (по критериям которой) оценивается. В нашем случае — педагогики и психологии.
Причем какой педагогики и психологии!
Знание методики преподавания предмета, методики уроков разного типа и вида, образовательных технологий, принципов разработки образовательных программ — это с одной стороны. Знание теоретических закономерностей психического развития, возрастных особенностей, принципов формирования когнитивной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сферы, закономерностей общения и взаимодействия и т.д. — это с другой.
Мало того, что все это нужно знать. Все это нужно суметь увидеть в уроке, программе, мероприятии, соотнести между собой, проанализировать и сделать выводы.
То есть эта деятельность предъявляет высокие требования не только к знаниям, но и к качеству интеллектуальной деятельности психолога-эксперта.
Но и это еще не все. Экспертиза осуществляется в «родном» коллективе, в котором потом еще работать и общаться психологу. И это значит, что все экспертные процедуры должны быть выполнены с максимальной корректностью, уважительностью и доброжелательностью.
Вот такой «джентльменский» набор качеств и умений эксперта.
Это сложная позиция для психолога и для тех, с кем он работает. Не потому, что он мало знает (хотя и недостаток знаний бывает серьезной проблемой), а потому, что по своему духу эта позиция сильно отличается о того, к чему мы все привыкли, представляя себе психолога.

Изнанка технологии
Конечно, далеко не все сегодняшние психологи — школьные практики — готовы к осуществлению экспертных функций в полном объеме. Но кое-что могут, более того — должны научиться делать все. Прежде всего речь идет о «простейшем» виде экспертизы: анализе образовательной деятельности школы с точки зрения возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в ней детей.
Это тоже не просто, так как необходимо соотнести выявленные в процессе диагностики особенности детей и подростков с тем, что в школе происходит. Но это очень нужно и важно, особенно в том случае, если психолог не хочет оставаться на глухой периферии школьной жизни.
Еще одно важное поле экспертной деятельности — психологический анализ технологий и методов педагогической деятельности.
Большинство современных образовательных технологий — психолого-педагогические. Решение развивающих образовательных задач в них осуществляется за счет психологических приемов воздействия и организации учебного процесса.
Когда педагоги осваивают такие технологии, им труднее всего прочувствовать и затем грамотно воспроизвести в своей деятельности именно эту психологическую изнанку технологии. Она так и норовит видоизмениться, что приводит к изменению (чаще всего — в худшую сторону) всей технологии.
Какие именно технологии и приемы я имею в виду в данном случае? Проектную, игровую, проблемную технологию, методы групповой работы и организации групповой дискуссии, процедуры самооценки и рефлексии, игровые разгрузочные или мотивирующие вкрапления в урок и др.
Педагоги очень часто нуждаются как в методическом консультировании, так и в последующей экспертной оценке результатов применения ими данных технологий и приемов.
Психологу важно вычленить в педагогической технике психологическую составляющую и отследить ее последовательную грамотную реализацию на всех этапах работы педагога.
Позиция эксперта сложнее и тоньше позиции просветителя. Прежде всего потому, что информация не просто передается, она оценивается в свете некоторых значимых и заслуживающих уважения и доверия критериев.
Психолог выступает носителем таких оценок, он получает право высказывать их. От того, насколько он сам серьезно относится к своей деятельности и к тому, что лежит в ее основе (забота о психологическом развитии детей), зависит, насколько серьезно к его оценкам отнесутся педагоги.

КОНСУЛЬТАНТ

Виды деятельности
Эта позиция хорошо подходит для реализации следующих видов деятельности:
— консультирование педагогов по проблемам обучения и воспитания отдельных детей и ученических коллективов;
— консультирование по проблемам общения с коллегами и администрацией;
— консультирование педагогов по проблемам профессионального и личного развития.
Без сомнения, это самый «психологичный» вид позиционирования из всех выше перечисленных. Классика, так сказать. Хотя и здесь есть о чем поговорить.

Активизация ресурсов
Позиция консультанта в принципе специфична, а уж в школе и подавно. Для многих взрослых людей в нашей стране психолог-консультант — это если уже и не психиатр, то, по крайней мере, советчик, прозорливый и тонкий «душевед».
То есть нечто среднее между «просветителем» (человеком, который может рассказать, как все происходит на самом деле) и «экспертом» (человеком, который может дать совет или предложить четкий алгоритм действий в сложившейся ситуации).
Между тем консультация — это активизация внутренних ресурсов. Она предполагает совместный поиск вариантов решения проблемы, осознанной клиентом именно как личная проблема, развитие взгляда человека на ситуацию, возможно — переструктурирование имеющейся картинки и за счет этого — изменение отношения.
Как частный случай консультация может быть построена на информировании (знание может изменить взгляд на ситуацию, снизить тревогу) или на конкретном совете «попробовать так-то и так-то». Но это — именно частные случаи, не показательные для жанра консультирования вообще.
Педагоги же чаще всего ждут совета, рекомендаций, четких алгоритмов действия (как в учебнике: правило, тренировка, закрепление, результат). Когда во время консультации они не получают ожидаемого со стороны психолога поведения, наступает разочарование. В психологе, естественно: «Ничего эти психологи не могут посоветовать, только спрашивают».

Предлагать, не навязывая
Что это означает для психолога: давать советы? Писать по итогам консультации на бумажках строгие рецепты? Отказываться от консультирования?
Конечно же, все это крайности. Просто нужно заранее оговаривать с педагогами и их ожидания, и собственные представления о задачах консультации, приводя все это в соответствие. Иначе говоря, формировать правильное понимание педагогами смысла консультирования.
Итак, позиция «консультанта» принципиально отличается от позиции эксперта тем, что первый не говорит «как надо». Он помогает человеку найти собственный путь решения проблемы.
Еще одна важная особенность этой позиции: она не может быть навязана, она может быть только предложена человеку, который осознает наличие личной проблемы и заинтересован (как мы еще говорим не по-русски — «замотивирован») в ее решении.
Консультация — это профессиональный ответ на запрос. Только по осознанному запросу она может быть организована и успешно проведена.
Конечно, в большей степени проблема «добровольного осознания» относится к консультированию подростков, которых время от времени «вталкивают» учителя и администрация к психологу со словами: «Поработайте с ним, он мешает всему классу учиться».
Никто насильно за руку педагога к психологу не ведет. Я надеюсь. Но вот случаи манипулирования, скрытого давления со стороны администрации встречаются не так уж редко. И тогда педагог порывистым движением открывает дверь в кабинет психолога и с вызовом говорит: «Мне сказали, у меня проблемы с классом и мне нужно обратиться к психологу. Я пришла!»
Тяжелая ситуация. И профессионально, и особенно в плане построения дальнейших межличностных отношений психолога с данным педагогом. Но здесь очень важно выдержать «жанр». Даже за этим гневным спичем при доброжелательной и спокойной беседе могут обнаружиться глубокие переживания собственного поражения и желание помочь самой себе. Тогда можно приступать к формулировке проблемы и выявлению готовности с ней работать. В общем, к консультированию.
А могут обнаружиться лишь обиды, уязвленные амбиции, желание «сбросить» на кого-то накопившееся раздражение. Почему бы не на психолога? Ишь какой умный нашелся!
Конечно, в этом случае не может быть никакой консультации. Но нужно объяснить это человеку так, чтобы он ушел с четким пониманием: психологическая консультация — это добровольное и лично осознанное мероприятие. Она нужна только тогда, когда есть желание нечто понять и, возможно, изменить в себе, своей деятельности, свои отношениях. Появится такое желание — приходите, будем разговаривать.

Как сформировать запрос
У читателя (особенно молодого, имеющего незначительный опыт работы с педагогами) может сложиться впечатление, что позиция «консультант» — это нечто пассивное, мирно дремлющее до тех пор, пока кто-нибудь из потенциальных клиентов не «проклюнется» сам.
Это не так, по крайней мере в школе. Так можно сидеть годами! Особый вид деятельности психолога-консультанта в школе связан с формированием запросов на оказание психологической помощи и организацией ситуаций, в которых эти запросы могли бы до него дойти.
Эта деятельность предполагает: информирование педагогов о сути и задачах консультирования, формирование определенной культуры консультации (не в коридоре, не на бегу в переменку, не прилюдно и т.д.), формирование климата доверия к личности консультанта (жесткое соблюдение правила конфиденциальности, уважение, обязательность, пунктуальность и прочее), создание комфортных условий для проведения бесед и многое другое.
В целом же, позиция консультанта действительно несколько отстраненная, не навязчивая, выражающая готовность к оказанию помощи тому, кто осознает потребность в ней.
Она хорошо сочетается с позицией «просветителя» и очень плохо — с позицией «эксперта».

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

Продолжение следует