Приложение 2Тест «Состояние вашей нервной системы»
|
№ п/п |
Симптом |
Нет |
Редко |
Да |
Очень часто |
---|---|---|---|---|---|
1. | Часто ли
вы бываете раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство? |
0 |
3 |
5 |
10 |
2. | Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение? | 0 |
2 |
3 |
6 |
3. | Часто ли вы быстро устаете? | 0 |
2 |
4 |
8 |
4. | Страдаете
ли вы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету? |
0 |
2 |
4 |
8 |
5. | Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворенности? | 0 |
2 |
3 |
6 |
6. | Вы
спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей? |
0 |
2 |
4 |
8 |
7. | Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением? | 0 |
2 |
3 |
6 |
8. | Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подергивание в суставах? | 0 |
2 |
4 |
8 |
9. | Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание? | 0 |
2 |
4 |
8 |
10. | Страдаете ли вы от зуда? | 0 |
2 |
3 |
6 |
11. | Необходимо ли вам в вашей профессиональной деятельности быть “на высоте”? | 0 |
2 |
4 |
8 |
12. | Часто ли вы бываете в плохом настроении, проявляете агрессивность? Быстро ли вы теряете самообладание? | 0 |
2 |
4 |
8 |
13. | Копите ли вы неприятности в себе? | 0 |
2 |
4 |
8 |
14. | Ощущаете
ли вы недовольство самим собой и окружающим миром? |
0 |
2 |
4 |
8 |
15. | Курите ли вы? | 0 |
2 |
5 |
10 |
16. | Бывают ли у вас неприятности? Мучают ли вас страхи? | 0 |
2 |
4 |
8 |
17. | Есть ли у
вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе? |
0 |
2 |
4 |
8 |
18. | Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие? | 0 |
2 |
4 |
8 |
Приложение 3
Констатирующие (прослеживающие) описания
Ты достал из портфеля треугольник, повертел его
на пальце, закинул за диван.
Воодушевляющие высказывания
Ты с таким усердием и с таким терпением
выполняешь эту сложную работу.
Приложение 4
Я-сообщение
Отец устал Процесс шифрования Шифр: «Я очень устал» Процесс расшифровки Реакция ребенка: «Папа устал».
Ты-сообщение
Отец устал Процесс шифрования Шифр: «Ты меня утомил» Процесс расшифровки Реакция ребенка: «Я плохой».
Приложение 5
Игра «Пятый лишний»
Четырехугольная площадка, расчерченная мелом наподобие «классиков», со сторонами и углами, обозначенными таким образом:
Эта площадка — предельно упрощенная
координатная схема главных позиций воспитателя
по отношению к ребенку.
В центре — ребенок.
Воспитатель — где-то внутри площадки.
Остальные участники — переводческое жюри,
которое с участием ребенка прочитывает контекст
поведения «воспитателя». В зависимости от
вынесенного решения воспитатель оказывается
либо Виноватым, либо Сверхопекающим, либо
Отстраняющим, либо Обвиняющим и перемещается в
соответствующий угол площадки.
Задача же состоит в том, чтобы попасть в центр, к
ребенку. Когда это достигается, лотерейным
способом выдается какая-нибудь шуточная награда
за достижение равновесия или гармоничной
позиции.
ВИНОВАТЫЙ |
ОТСТРАНЯЮЩИЙСЯ |
“Бедняжка, я знаю, что тебе скверно живется, но что мне делать?!” |
“Надеюсь,
ты понимаешь, |
СВЕРХОПЕКАЮЩИЙ |
ОБВИНЯЮЩИЙ |
“Дай мне исчерпывающую информацию, чтобы я понял, во что вмешаться. Дай возможность позаботиться о тебе” |
“Что еще натворил, негодник этакий, признавайся! Ничего хорошего от тебя не жду” |
Приложение 6
Таблица «Возможное решение»
Причина | Возможное решение |
---|---|
Потребность
быть всем и всегда нужным, во все вмешиваться |
Ограничивайте себя. Кто хочет успеть все, не успевает ничего |
Привычка скорее действовать без предварительного обдумывания | Помните:
тот, кто знает, что делать, выигрывает единожды, а тот, кто знает зачем, — всегда! |
Недостает
времени на планирование дня |
Планирование
дня отнимает много времени только на первых порах, а при образовании прочного навыка занимает считанные минуты |
Плохое “чувство времени” | Помните: как правило, любое дело требует больше времени, чем первоначально кажется |
Потребность постоянно быть чем-то занятым | Лучше сделать
меньше, да лучше, чем много, но плохо |
Привычка
обещать всем и всегда свою помощь |
Если вы всегда говорите “да”, то окружающие воспринимают ваши услуги как должное и легко начинают злоупотреблять вашим временем |
Неумение говорить “нет” | Проявите
настойчивость в овладении этим умением! Не настаивайте на роли “хорошего парня”, который ни в чем не отказывает. Такие люди удобны, но не внушают уважения |
Неуважение к вашему времени со стороны окружающих | Определите
для себя и поставьте в известность окружающих о вашем распорядке дня, о тех часах, когда вас ни в коем случае нельзя отвлекать |
Неумение уделять беседе ровно столько времени, сколько требует ее предмет | Последите за
собой: постарайтесь отделить содержательный
разговор от пустой болтовни |
Неспособность заканчивать дела | Последите
за тем, чтобы не оставлять за собой неоконченных дел |
Склонность к раздуванию мелких проблем до масштабов “трагедии” |
Игнорируйте мелкие проблемы! Ищите крупных дел! |
Отсутствие
направленности в работе, загруженность делами |
Откажитесь от незначительных и малозначительных дел. Отделяйте главное от второстепенного и ненужного |
ЛИТЕРАТУРА
Бочарова В.Г. Педагогика социальной
работы. — М.: SvR-Аргус, 1994.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди,
которые играют в игры. — Л.: Лениздат, 1992.
Гармаев А. Обрести себя. Изд. 2-е, доп. —
Волгоград: Царицын, 2000.
Гузеев В.В., Лизинский В.М. Учитель в
зеркале психологии: Психолого-педагогические
очерки. — М., 1993.
Игры: обучение, тренинг, досуг. /Под ред.
В.В. Петрусинского//В четырех книгах. —
М.: Новая школа, 1994.
Леви В.Л. Нестандартный ребенок. — СПб.:
Питер, 1993.
Левитан К.М. Основы педагогической
деонтологии. — М.: Наука, 1994.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия
родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2002.
Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред.
Б.Д. Карвасарского. — СПб.: Питер Ком, 1999.
Родионов В.А. и др. Психолог и педагог:
эффективное взаимодействие в учебном процессе.
— М.: НОУ Школа «Премьер», 2000.
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют...
/Психологический практикум. — Дубна: Феникс, 1997.
Флоренских Т.А. Диалоги о воспитании и
здоровье. — М.: Школьная пресса, 2001.
Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального
сгорания» как показатель профессиональной
дезадаптации учителя. // Вопросы психологии, 1994. №
6.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности.
— М.: Логос, 1994.
Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. —
Владимир, 1993.