Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2003


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Психолого-педагогическая студия

УЮТНО ЛИ УЧИТЕЛЮ
В ШКОЛЕ?

Окончание. Начало см. в41/2003

10. Возможное решение

Г. Селье утверждал, что большинство стрессов в жизни человека инициируется и воспроизводится им самим, поскольку имеет значение не то, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем. Это положение имеет прямое отношение к чрезмерному стрессу, от которого страдает так много учителей.
Восприятие того или иного события зависит от способов нашего реагирования на него, т.е. от наших эмоций. Альберт Эллис вывел формулу ABCDE (АСПДЭ), где
А — активизирующее событие;
С — суждение (иррациональное, ложное и недоказуемое) — установка;
П — последствия эмоциональные и поведенческие;
Д — дискуссия, спор (замена суждения на рациональное, истинное);
Э — эффективная философия жизни.
Он выделил 120 иррациональных суждений, постепенно сведя их к трем основным:
1) Я должен быть абсолютно компетентным во всем.
2) Вы должны всегда уважительно и доброжелательно ко мне относиться, иначе вы нехороший человек.
3) Мир должен мне давать все, что я хочу, легко и быстро, без всяких усилий с моей стороны.
Основная концепция, на которую опираются современные рекомендации по управлению стрессом и его снятию, заключается в том, что цепь событий, приводящих к патологическим изменениям в организме, должна быть разрушена.
Например, как бороться с таким фактором, от которого страдает большинство учителей, как нехватка времени? Прежде всего следует постараться понять, что именно вызывает у вас стрессовую реакцию, и соответственно изменить свое поведение. Скажем, тем, кто часто огорчается из-за опоздания на автобус, достаточно пораньше выходить из дома. Если они ни разу не опоздают на автобус в течение недели, то будут вознаграждены за это спокойствием нервной системы. Общий совет врачей и психологов: никогда и никуда не спешите, а для этого разумно планируйте и используйте свое время.
Чтобы использовать время с максимальной пользой, не позволяйте случайным проходным делам распоряжаться вашим временем. При этом очень важно знать «в лицо» своих главных врагов — похитителей вашего времени. И все-таки есть среди них наиболее часто встречающиеся. Ниже приводится список таких похитителей времени и простейшие советы для борьбы с ними.
Обратим внимание на таблицу «Возможное решение» (приложение 6).
Этот список каждый может продолжить по своему усмотрению, после чего разумно выписать на листке бумаги пять похитителей времени из числа тех, что беспокоят более всего, а затем ответить себе на вопрос: что с ними делать и к какому сроку? Определив ваших похитителей времени, вы уже сделали первый шаг в борьбе с ними. Следующий шаг — поверить в то, что одолеть их вам под силу.
Только не позволяйте себе «вытеснять» решение проблемы отговорками типа: «Я не смогу этого сделать!», «Обстоятельства выше меня» и т.п. Все это не более чем лазейка для людей, которые привыкли в своей жизни полагаться на диктат внешних обстоятельств и плыть по течению. Любой человек способен без особых усилий отвоевать львиную долю времени своей жизни, растрачиваемого на пустые, зряшные и никому не нужные дела.
Есть очень много мудрости в рассуждении: «тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как».

11. Самотерапия

В послестрессовом периоде важно привести в действие все основные рычаги успокоения: создать конкурирующую доминанту, утилизировать выделившиеся активные вещества, прекратить «мысленную жвачку» неприятных событий и тем самым блокировать выделение новых порций гормонов стресса. Для этого можно воспользоваться уже отработанными методиками восстановления эмоционального равновесия, подобрать индивидуальные комплексы.
В конце каждого дня полезно несколько минут отводить на строгий анализ ошибок, допущенных в общении с окружающими, с целью их исправления в ближайшее время. Эмоциональная неуязвимость, счастливое ощущение профессионального успеха и периодическое расставание со школой (на время каникул) — вот основные предпосылки психогигиены педагогического общения и психологической устойчивости учителя.
Ну и конечно, что бы мы делали без юмора? Золотые дети учатся в нашей школе! А какие заботливые! Вот их советы по сохранению здоровья учителей. (Зачитываются сочинения учеников 7-го класса «Как сохранить здоровье учителя»).

12. Круг

Культура в настоящее время превращается в единственное средство, с помощью которого можно обрести душевное равновесие. Только благодаря культуре педагог в состоянии сохранить дистанцию, отделяющую его от текучки, суеты, повседневной круговерти. Дистанцию, дающую ему возможность задуматься, взглянуть на себя со стороны. Лишь благодаря культуре педагог приобретает способность сопротивляться массовой униформизации, развивать свою индивидуальность и вносить в монотонность педагогической действительности вдохновение, а значит, и счастье.
В завершающем кругу мы обычно дарим подарки, раздаем «крепкие орешки», но сегодня я хочу напомнить вам о вашем камушке в ботинке. Есть еще одна маленькая хитрость-мудрость учителя, о которой мне как-то рассказала мама — свои ошибки превращать в достоинства.
Как песчинка, попадающая в раковину, пусть ваш камушек превратится в жемчужину. Жемчужину вашего опыта, какой-то новый прием, удачную находку. Главное — поместить камушек туда, куда нужно. Вот раковина. Давайте представим, какой она должна быть у вашей песчинки, вашего камушка.
Раздача раковин.

Светлана АНТИПОВА,
педагог-психолог
Кубинской средней школы № 1,
Одинцовский район,
Московская обл.

Приложение 1

Тест «Уровень тревожности вашей личности»
(По Спилбергеру–Ханину)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. При ответе долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Обработка результатов
Показатель личностной тревожности (ЛТ) подсчитывается по формуле:

ЛТ = S1 — S2 + 35,

где S1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 2, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20; S2 — сумма остальных цифр по пунктам 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19. При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки: до 30 — низкая тревожность; 31–45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

№ п/п

Утверждение

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

1. Я испытываю удовольствие

1

2

4

4

2. Я обычно быстро устаю

1

2

3

4

3. Я легко могу заплакать

1

2

3

4

4. Я хотел бы быть таким же счастливым,
как и другие

1

2

3

4

5. Нередко я проигрываю из-за того,
что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

6. Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

7. Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

8. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

9. Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10. Я вполне счастлив

1

2

3

4

11. Я принимаю все слишком близко к сердцу

1

2

3

4

12. Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13. Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

14. Я стараюсь избегать критических ситуаций
и трудностей

1

2

3

4

15. У меня бывает хандра

1

2

3

4

16. Я доволен

1

2

3

4

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу забыть о них

1

2

3

4

19. Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20. Меня охватывает сильное беспокойство,
когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4


Приложение 2

Тест «Состояние вашей нервной системы»
(По К. Либельт)

Инструкция. Обведите кружком одну из четырех цифр в графах справа напротив описания каждого симптома в зависимости от того, как часто вы обнаруживаете этот симптом у себя.

Обработка результатов
Сложите обведенные цифры.
0–25: эта сумма может вас не беспокоить. Однако все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.
26–45: поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете сделать для вашего организма
46–60: ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.
Более 60 баллов: ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.

 

№ п/п

Симптом

Нет

Редко

Да

Очень часто

1. Часто ли вы бываете раздражены, нервничаете,
ощущаете беспокойство?

0

3

5

10

2. Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение?

0

2

3

6

3. Часто ли вы быстро устаете?

0

2

4

8

4. Страдаете ли вы повышенной чувствительностью
к шуму, шороху или свету?

0

2

4

8

5. Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворенности?

0

2

3

6

6. Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь?
Страдаете бессонницей?

0

2

4

8

7. Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением?

0

2

3

6

8. Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подергивание в суставах?

0

2

4

8

9. Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание?

0

2

4

8

10. Страдаете ли вы от зуда?

0

2

3

6

11. Необходимо ли вам в вашей профессиональной деятельности быть “на высоте”?

0

2

4

8

12. Часто ли вы бываете в плохом настроении, проявляете агрессивность? Быстро ли вы теряете самообладание?

0

2

4

8

13. Копите ли вы неприятности в себе?

0

2

4

8

14. Ощущаете ли вы недовольство самим собой
и окружающим миром?

0

2

4

8

15. Курите ли вы?

0

2

5

10

16. Бывают ли у вас неприятности? Мучают ли вас страхи?

0

2

4

8

17. Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться
на свежем воздухе?

0

2

4

8

18. Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие?

0

2

4

8


Приложение 3

Констатирующие (прослеживающие) описания
Ты достал из портфеля треугольник, повертел его на пальце, закинул за диван.

Воодушевляющие высказывания
Ты с таким усердием и с таким терпением выполняешь эту сложную работу.


Приложение 4

Я-сообщение

Отец устал Процесс шифрования Шифр: «Я очень устал» Процесс расшифровки Реакция ребенка: «Папа устал».

Ты-сообщение

Отец устал Процесс шифрования Шифр: «Ты меня утомил» Процесс расшифровки Реакция ребенка: «Я плохой».


Приложение 5

Игра «Пятый лишний»

Четырехугольная площадка, расчерченная мелом наподобие «классиков», со сторонами и углами, обозначенными таким образом:

Эта площадка — предельно упрощенная координатная схема главных позиций воспитателя по отношению к ребенку.
В центре — ребенок.
Воспитатель — где-то внутри площадки.
Остальные участники — переводческое жюри, которое с участием ребенка прочитывает контекст поведения «воспитателя». В зависимости от вынесенного решения воспитатель оказывается либо Виноватым, либо Сверхопекающим, либо Отстраняющим, либо Обвиняющим и перемещается в соответствующий угол площадки.
Задача же состоит в том, чтобы попасть в центр, к ребенку. Когда это достигается, лотерейным способом выдается какая-нибудь шуточная награда за достижение равновесия или гармоничной позиции.

ВИНОВАТЫЙ

ОТСТРАНЯЮЩИЙСЯ

“Бедняжка, я знаю, что тебе скверно живется, но что мне делать?!”

“Надеюсь, ты понимаешь,
что мне не до тебя.
Надеюсь, не станешь и впрямь рассказывать,
как дела”

СВЕРХОПЕКАЮЩИЙ

ОБВИНЯЮЩИЙ

“Дай мне исчерпывающую информацию, чтобы я понял, во что вмешаться. Дай возможность позаботиться о тебе”

“Что еще натворил, негодник этакий, признавайся! Ничего хорошего от тебя не жду”


Приложение 6

Таблица «Возможное решение»

Причина Возможное решение
Потребность быть всем и всегда нужным,
во все вмешиваться
Ограничивайте себя. Кто хочет успеть все, не успевает ничего
Привычка скорее действовать без предварительного обдумывания Помните: тот, кто знает,
что делать, выигрывает единожды, а тот, кто знает зачем, — всегда!
Недостает времени
на планирование дня
Планирование дня отнимает много времени только
на первых порах, а при образовании прочного навыка занимает считанные минуты
Плохое “чувство времени” Помните: как правило, любое дело требует больше времени, чем первоначально кажется
Потребность постоянно быть чем-то занятым Лучше сделать меньше,
да лучше, чем много,
но плохо
Привычка обещать всем и всегда
свою помощь
Если вы всегда говорите “да”, то окружающие воспринимают ваши услуги как должное и легко начинают злоупотреблять вашим временем
Неумение говорить “нет” Проявите настойчивость
в овладении этим умением! Не настаивайте на роли “хорошего парня”, который ни в чем не отказывает. Такие люди удобны, но не внушают уважения
Неуважение к вашему времени со стороны окружающих Определите для себя
и поставьте в известность окружающих о вашем распорядке дня, о тех часах, когда вас ни в коем случае нельзя отвлекать
Неумение уделять беседе ровно столько времени, сколько требует ее предмет Последите за собой: постарайтесь отделить содержательный разговор
от пустой болтовни
Неспособность заканчивать дела Последите за тем, чтобы
не оставлять за собой неоконченных дел
Склонность
к раздуванию мелких проблем до масштабов “трагедии”
Игнорируйте мелкие проблемы! Ищите крупных дел!
Отсутствие направленности
в работе, загруженность делами
Откажитесь
от незначительных
и малозначительных дел. Отделяйте главное
от второстепенного и ненужного

 

ЛИТЕРАТУРА

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М.: SvR-Аргус, 1994.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — Л.: Лениздат, 1992.
Гармаев А. Обрести себя. Изд. 2-е, доп. — Волгоград: Царицын, 2000.
Гузеев В.В., Лизинский В.М. Учитель в зеркале психологии: Психолого-педагогические очерки. — М., 1993.
Игры: обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В. Петрусинского//В четырех книгах. — М.: Новая школа, 1994.
Леви В.Л. Нестандартный ребенок. — СПб.: Питер, 1993.
Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. — М.: Наука, 1994.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2002.
Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб.: Питер Ком, 1999.
Родионов В.А. и др. Психолог и педагог: эффективное взаимодействие в учебном процессе. — М.: НОУ Школа «Премьер», 2000.
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... /Психологический практикум. — Дубна: Феникс, 1997.
Флоренских Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье. — М.: Школьная пресса, 2001.
Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии, 1994. № 6.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М.: Логос, 1994.
Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. — Владимир, 1993.