Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2004


ИГРОТЕКА

ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ»

Общей целью всех вариантов игры «Профконсультация» является организация особого пространства, где школьники получают возможность помочь друг другу планировать свои профессиональные и жизненные ситуации под наблюдением и контролем со стороны психолога. Ниже предлагаются различные варианты организации такой взаимопомощи подростков в профессиональном и личностном самоопределении. Естественно, не следует переоценивать реальные возможности подобных игровых процедур, поскольку главное предназначение методики —формирование самой готовности подростков анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и делать обоснованные выборы.

 

БЕСЕДА О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Упрощенный вариант игры с микрогруппой
(3–4 человека)

Лучше проводить игру после уроков в отдельной комнате. Этот вариант может занять по времени около 1,5–2 часов. Он рассчитан на учащихся 9–11-х классов. Процедура проведения примерно следующая.
1. Группе из 3–4 человек предлагается разыграть ситуацию: 1–2 «консультанта» беседуют с «учащимся» и его «родителем» по поводу дальнейшей судьбы «ребенка» после окончания школы. Соответственно участники распределяют роли. Но ведущий при этом заявляет, что в ходе игры каждый должен побывать в роли «учащегося». При этом каждый такой «учащийся» может представить свою реальную ситуацию, но может сыграть и воображаемого ученика, вплоть до изображения представителя противоположного пола (мальчик играет свою сверстницу или наоборот). Заметим, что в данной игре важна не столько реальная конкретная помощь, сколько само формирование готовности анализировать различные ситуации профессионального выбора.
Поскольку подростки не сразу выходят на серьезный уровень разговора и нередко высказывают не совсем удачные мнения и рекомендации, у ведущего появляется соблазн вмешаться и подсказать, как надо правильно консультировать. Важно сдержать эти свои порывы, поскольку школьники и сами быстро понимают, что по-настоящему консультировать довольно сложно.
Вмешательство ведущего оправдано в следующих случаях:
игровой конфликт перерастает в реальный, межличностный;
кто-либо из игроков (особенно в роли «профконсультанта») уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие искренне с ним соглашаются;
игроки сами просят ведущего дать им конкретную справку или информацию (об особенностях профессии, о конкурсе в те или иные учебные заведения и т.п.);
игроки слишком увлеклись обсуждением частного вопроса;
одни игроки ведут себя слишком активно, а другие заняли откровенно пассивную позицию, лишь наблюдая за происходящим (заметим, что такое распределение активности — самый плохой показатель эффективности игры);
игроки явно начинают дурачиться.
Задача ведущего на данном этапе — создать ситуацию, когда школьники сами поймут сложность настоящей консультации и сами обратятся за помощью.
2. Через некоторое время подростки могут спросить, как лучше и правильнее организовать консультационную беседу. Тогда ведущий советует, на какие вопросы следует обратить особое внимание. «Консультант» может, например, поинтересоваться, какие у «ученика» планы на будущее (какую профессию он выбрал и куда собирается поступать), как он себе представляет трудности на пути к цели и как собирается их преодолевать и т.п.
В основу вопросов можно положить основные факторы выбора профессии, выделенные Е.А. Климовым, которые позволяют анализировать ситуации профессионального выбора (наличие личного профессионального плана; учет своих склонностей, способностей, знаний о выбираемой профессии; учет мнений родителей и сверстников; престижность выбираемой профессии и места учебы; потребность в профессии на рынке труда).
Уже распределение ролевых позиций в игре предполагает, что «ученик», «родитель» и «профконсультанты» должны соответствовать своей роли, то есть вести себя соответствующим образом. Но это не означает, что наиболее умные и правильные вещи говорят только «консультанты».
3. Завершается проигрывание тем, что каждый высказывает свои пожелания «учащемуся», а «учащийся» соглашается или не соглашается с ними. Важно при этом, чтобы мнение как-то обосновывалось. Ведущий должен следить за тем, чтобы эти высказывания и обоснования были не столько эмоциональными и «интуитивными», сколько разумными.
Затем участники перераспределяют роли, и игра возобновляется. Опыт показывает, что повторные проигрывания проходят более быстро и организованно.

ЗАЩИТА ПРОФЕССИИ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ
Вариант игры с микрогруппой
(5–6 человек)

В этом варианте есть возможность разыграть сцену, когда «родители» явно не согласны с выбором профессии своего «ребенка». Данный вариант может использоваться как самостоятельная игра («Защита профессии перед родителями»), а может быть органично включен в игру «Профконсультация» по вышеобозначенной схеме. В последнем случае общая схема игры примерно следующая.
1. Сначала игроки также распределяют роли: один «учащийся», два-три «родителя» и два-три «профконсультанта». Предполагается, что в течение всей игры как минимум два-три человека должны побывать в роли «учащегося», поэтому данный вариант может занять больше времени, чем первоначальный (см. выше).
2. Перед самой игрой организуется небольшой подготовительный этап. Отдельно готовится к игре «семья» (учащийся и его родители) и отдельно «профконсультанты». «Семья» сама определяет, в чем заключаются разногласия между ребенком и родителями. При этом каждая сторона обдумывает и проговаривает свои аргументы (лучше, когда родители не просто возражают против выбора ребенка, но и предлагают свой вариант выбора). При этом может оказаться, что у самих родителей нет общего мнения о будущем «ребенка» после окончания школы.
«Профконсультанты» готовятся с помощью ведущего, который может подсказать им, какие вопросы задавать «клиентам», на что обратить особое внимание, как вести себя в ходе консультации и т.п.
3. «Семья» возвращается и кратко разыгрывает спор по поводу дальнейшей судьбы своего «ребенка». Члены семьи должны просто обозначить свои основные позиции и аргументы. «Профконсультанты» и ведущий молча наблюдают за этим. Данный этап занимает не более 10 минут.
4. Затем все садятся за общий стол, и разыгрывается беседа-консультация. Игроки задают друг другу вопросы, обсуждают их, спорят, обосновывая свою точку зрения. Задача ведущего, с одной стороны, не допустить хаоса в этом разговоре, а также неуправляемых эмоциональных споров, перерастающих в конфликты. С другой стороны, постоянно активизировать и даже провоцировать участников на высказывания и обсуждение разных точек зрения. Ведущий ни в коем случае не должен брать всей инициативы в свои руки, то есть не превращаться в единственного (или в «единственно правильного») «профконсультанта».
В ходе такого разговора может выясниться, что семью волнуют совсем другие проблемы, а вовсе не выбор профессии. Например, лень ребенка, его увлечение курением или даже наркотиками. Дети часто проецируют в игре те проблемы, которые их реально волнуют, но представлены в сознании достаточно хаотично. Когда психологу удается «раскрутить» участников на такие откровения, это указывает на заинтересованность игроков в данных проблемах и в данной методике. Но поскольку эта игра направлена именно на проблемы профессионального самоопределения, ведущий должен тактично напоминать о главной игровой цели — помочь «учащемуся» выбрать профессию и при этом сохранить взаимопонимание в семье.
5. В конце этой игры также подводятся итоги — все по очереди высказывают свои пожелания и рекомендации «учащемуся», а затем и сам учащийся высказывает свое отношение к этим рекомендациям. Далее выбирается новый «учащийся», и игра повторяется.

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук,
профессор факультета психологии
МГУ им. М.В. Ломоносова

Окончание следует