ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ»
Общей
целью всех вариантов игры «Профконсультация»
является организация особого пространства, где
школьники получают возможность помочь друг
другу планировать свои профессиональные и
жизненные ситуации под наблюдением и контролем
со стороны психолога. Ниже предлагаются
различные варианты организации такой
взаимопомощи подростков в профессиональном и
личностном самоопределении. Естественно, не
следует переоценивать реальные возможности
подобных игровых процедур, поскольку главное
предназначение методики —формирование самой
готовности подростков анализировать различные
ситуации профессионального самоопределения и
делать обоснованные выборы.
БЕСЕДА О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Упрощенный вариант игры с микрогруппой
(3–4 человека)
Лучше проводить игру после уроков в отдельной
комнате. Этот вариант может занять по времени
около 1,5–2 часов. Он рассчитан на учащихся 9–11-х
классов. Процедура проведения примерно
следующая.
1. Группе из 3–4 человек предлагается разыграть
ситуацию: 1–2 «консультанта» беседуют с
«учащимся» и его «родителем» по поводу
дальнейшей судьбы «ребенка» после окончания
школы. Соответственно участники распределяют
роли. Но ведущий при этом заявляет, что в ходе
игры каждый должен побывать в роли «учащегося».
При этом каждый такой «учащийся» может
представить свою реальную ситуацию, но может
сыграть и воображаемого ученика, вплоть до
изображения представителя противоположного
пола (мальчик играет свою сверстницу или
наоборот). Заметим, что в данной игре важна не
столько реальная конкретная помощь, сколько само
формирование готовности анализировать
различные ситуации профессионального выбора.
Поскольку подростки не сразу выходят на
серьезный уровень разговора и нередко
высказывают не совсем удачные мнения и
рекомендации, у ведущего появляется соблазн
вмешаться и подсказать, как надо правильно
консультировать. Важно сдержать эти свои порывы,
поскольку школьники и сами быстро понимают, что
по-настоящему консультировать довольно сложно.
Вмешательство ведущего оправдано в следующих
случаях:
игровой конфликт
перерастает в реальный, межличностный;
кто-либо из игроков (особенно
в роли «профконсультанта») уверенно говорит
совершенно неправильные вещи, а другие искренне
с ним соглашаются;
игроки сами просят
ведущего дать им конкретную справку или
информацию (об особенностях профессии, о
конкурсе в те или иные учебные заведения и т.п.);
игроки слишком увлеклись
обсуждением частного вопроса;
одни игроки ведут себя
слишком активно, а другие заняли откровенно
пассивную позицию, лишь наблюдая за происходящим
(заметим, что такое распределение активности —
самый плохой показатель эффективности игры);
игроки явно начинают
дурачиться.
Задача ведущего на данном этапе — создать
ситуацию, когда школьники сами поймут сложность
настоящей консультации и сами обратятся за
помощью.
2. Через некоторое время подростки могут спросить,
как лучше и правильнее организовать
консультационную беседу. Тогда ведущий советует,
на какие вопросы следует обратить особое
внимание. «Консультант» может, например,
поинтересоваться, какие у «ученика» планы на
будущее (какую профессию он выбрал и куда
собирается поступать), как он себе представляет
трудности на пути к цели и как собирается их
преодолевать и т.п.
В основу вопросов можно положить основные
факторы выбора профессии, выделенные Е.А.
Климовым, которые позволяют анализировать
ситуации профессионального выбора (наличие
личного профессионального плана; учет своих
склонностей, способностей, знаний о выбираемой
профессии; учет мнений родителей и сверстников;
престижность выбираемой профессии и места учебы;
потребность в профессии на рынке труда).
Уже распределение ролевых позиций в игре
предполагает, что «ученик», «родитель» и
«профконсультанты» должны соответствовать
своей роли, то есть вести себя соответствующим
образом. Но это не означает, что наиболее умные и
правильные вещи говорят только «консультанты».
3. Завершается проигрывание тем, что каждый
высказывает свои пожелания «учащемуся», а
«учащийся» соглашается или не соглашается с ними.
Важно при этом, чтобы мнение как-то
обосновывалось. Ведущий должен следить за тем,
чтобы эти высказывания и обоснования были не
столько эмоциональными и «интуитивными»,
сколько разумными.
Затем участники перераспределяют роли, и игра
возобновляется. Опыт показывает, что повторные
проигрывания проходят более быстро и
организованно.
ЗАЩИТА ПРОФЕССИИ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ
Вариант игры с микрогруппой
(5–6 человек)
В этом варианте есть возможность разыграть
сцену, когда «родители» явно не согласны с
выбором профессии своего «ребенка». Данный
вариант может использоваться как
самостоятельная игра («Защита профессии перед
родителями»), а может быть органично включен в
игру «Профконсультация» по вышеобозначенной
схеме. В последнем случае общая схема игры
примерно следующая.
1. Сначала игроки также распределяют роли: один
«учащийся», два-три «родителя» и два-три
«профконсультанта». Предполагается, что в
течение всей игры как минимум два-три человека
должны побывать в роли «учащегося», поэтому
данный вариант может занять больше времени, чем
первоначальный (см. выше).
2. Перед самой игрой организуется небольшой
подготовительный этап. Отдельно готовится к игре
«семья» (учащийся и его родители) и отдельно
«профконсультанты». «Семья» сама определяет, в
чем заключаются разногласия между ребенком и
родителями. При этом каждая сторона обдумывает и
проговаривает свои аргументы (лучше, когда
родители не просто возражают против выбора
ребенка, но и предлагают свой вариант выбора). При
этом может оказаться, что у самих родителей нет
общего мнения о будущем «ребенка» после
окончания школы.
«Профконсультанты» готовятся с помощью ведущего,
который может подсказать им, какие вопросы
задавать «клиентам», на что обратить особое
внимание, как вести себя в ходе консультации и т.п.
3. «Семья» возвращается и кратко разыгрывает спор
по поводу дальнейшей судьбы своего «ребенка».
Члены семьи должны просто обозначить свои
основные позиции и аргументы.
«Профконсультанты» и ведущий молча наблюдают за
этим. Данный этап занимает не более 10 минут.
4. Затем все садятся за общий стол, и
разыгрывается беседа-консультация. Игроки
задают друг другу вопросы, обсуждают их, спорят,
обосновывая свою точку зрения. Задача ведущего, с
одной стороны, не допустить хаоса в этом
разговоре, а также неуправляемых эмоциональных
споров, перерастающих в конфликты. С другой
стороны, постоянно активизировать и даже
провоцировать участников на высказывания и
обсуждение разных точек зрения. Ведущий ни в коем
случае не должен брать всей инициативы в свои
руки, то есть не превращаться в единственного (или
в «единственно правильного») «профконсультанта».
В ходе такого разговора может выясниться, что
семью волнуют совсем другие проблемы, а вовсе не
выбор профессии. Например, лень ребенка, его
увлечение курением или даже наркотиками. Дети
часто проецируют в игре те проблемы, которые их
реально волнуют, но представлены в сознании
достаточно хаотично. Когда психологу удается
«раскрутить» участников на такие откровения, это
указывает на заинтересованность игроков в
данных проблемах и в данной методике. Но
поскольку эта игра направлена именно на проблемы
профессионального самоопределения, ведущий
должен тактично напоминать о главной игровой
цели — помочь «учащемуся» выбрать профессию и
при этом сохранить взаимопонимание в семье.
5. В конце этой игры также подводятся итоги — все
по очереди высказывают свои пожелания и
рекомендации «учащемуся», а затем и сам учащийся
высказывает свое отношение к этим рекомендациям.
Далее выбирается новый «учащийся», и игра
повторяется.
Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук,
профессор факультета психологии
МГУ им. М.В. Ломоносова
Окончание следует
|