ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ»
Окончание. См. № 6/2004
ВАРИАНТ ИГРЫ С КЛАССОМ
Данный вариант позволяет охватить гораздо
больше участников, чем предыдущие варианты игры
«Профконсультация». Однако качество и
обстоятельность таких бесед будут намного
скромнее, чем в вышеописанных вариантах. Этот
вариант занимает один урок (хотя можно отвести на
игру и больше времени).
Общая схема игры примерно следующая.
1. Все участники делятся на пары (возможно
разделение и на команды по три человека —
особенно если в классе нечетное количество
учеников).
2. В каждой паре распределяются роли: кто-то будет
«учащимся», а кто-то — «профконсультантом».
3. Ведущий знакомит всех со схемой разговора.
Профконсультанты будут задавать учащемуся
вопросы, а учащийся отвечать на них. Лучше эти
вопросы кратко записать на доске:
1) Какую профессию собирается выбрать учащийся?
2) Куда он будет поступать после школы?
3) Какие трудности он видит на пути к своей
профессиональной цели?
4) Как он собирается преодолевать эти трудности,
как будет готовиться к профессии и поступлению в
профессиональное учебное заведение?
5) Есть ли у него резервный вариант выбора?
4. Было бы хорошо, если бы каждый участник на
отдельном листочке нарисовал табличку, в которой
будут отражаться итоги беседы (см. табл. 1).
5. В течение 7–10 минут участники игры проводят
первую беседу, задавая друг другу вопросы (см.
пункт 3) и отвечая на них.
6. Далее ведущий предлагает каждому «учащемуся» и
каждому «консультанту» на отдельных листочках
оценить, насколько обоснованными и продуманными
были ответы на вопросы («консультант» оценивает
ответы «учащегося», а «учащийся» сам оценивает
свои ответы). Ответ на каждый вопрос может быть
оценен по условной 10-балльной школе. После этого
они показывают друг другу свои оценки и кратко
обсуждают, чьи оценки оказались наиболее
удачными.
7. «Консультант» дает общие советы «учащемуся» по
каждому из обозначенных вопросов. Например,
уточняет, какую лучше выбрать профессию, куда
лучше поступать, как лучше готовиться к
поступлению, какой иметь резервный вариант...
8. Затем и «консультант» и «учащийся» отдельно
оценивают на своих листочках, насколько эти
советы-рекомендации оказались удачными, также
используя для этого условную 10-балльную шкалу
(табл. 1).
Таблица 1
ПРИМЕР ЗАПОЛНЕННОГО БЛАНКА
для варианта игры «Профконсультация»
в работе с классом
Вопросы
(позиции, с которых анализируется выбор
профессии)1 |
Я консультирую
(указать,
кого именно, — Ф.И.О.) |
Я — учащийся
(указать Ф.И.О.) |
Мои оценки ответов
учащегося |
Мои оценки
собственных рекомендаций учащемуся |
Оценки моих
собственных ответов |
Оценки рекомендаций
консультанта |
1. Выбираемая профессия |
3 |
5 |
5 |
3 |
2. Дальнейшее
обучение после школы |
5 |
5 |
7 |
4 |
3. Кто и что может помешать
достижению профессиональных целей |
5 |
6 |
7 |
5 |
4. Пути подготовки к
поступлению и пути преодоления препятствий на
пути к целям |
2 |
4 |
4 |
3 |
5. Резервный вариант
профессионального выбора |
8 |
8 |
10 |
9 |
1 Участники могут проставлять
только номера вопросов, если сами вопросы уже
обозначены на доске ведущим.
После этого игроки меняются ролями и игра
возобновляется. Лучше обменяться ролями где-то в
середине урока по команде ведущего (для этого он
заблаговременно несколько раз напоминает, когда
произойдет такой обмен ролями).
УПРАЖНЕНИЕ "СОВЕТЧИК"
Игровое консультирование в работе с классом
Данное упражнение является не столько игрой,
сколько специально организованной упрощенной
процедурой групповой экспертной оценки с
элементами игры.
Целью процедуры является получение обобщенных
представлений о профессиональном будущем
каждого из участников на основании групповых
рекомендаций, сделанных
товарищами-одноклассниками.
Методика может проводиться с целым классом, но
более эффективно она проходит в подгруппе из 12–15
человек.
Время проведения — от 15 до 25 минут.
Процедура включает следующие этапы:
1. Все участники вырывают из тетрадей чистые
листочки.
2. Листочки кладутся вертикально и делятся на три
равные колонки — делается бланк (см. табл. 2).
Таблица 2
ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ
«СОВЕТЧИК»
Ф.И.О. всех уч-ся в
классе
(в строго определенном порядке
и по номерам) |
Рекомендуемая
профессия |
Рекомендуемое
учебное заведение
(или место работы)
после школы |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7...
и т.д. |
|
|
3. Каждый участник вписывает в свой
бланк фамилии и имена всех присутствующих в
классе (или в группе) под диктовку ведущего.
Важно, чтобы все были вписаны в одном и том же
порядке.
4. Всем дается задание: напротив каждой фамилии
(включая собственную) проставить наиболее
подходящие профессии и соответствующие учебные
заведения, которые можно было бы порекомендовать
данному человеку. Желательно не пропускать
никого. Надо отнестись к этому заданию как можно
серьезнее и не писать глупости. На все это
отводится примерно 7–10 минут.
5. Ведущий собирает листочки и начинает подводить
итоги. Берется первый листочек, зачитывается
первая по списку фамилия и сразу же зачитывается
рекомендуемая профессия и учебное заведение.
После этого берется второй листочек,
зачитывается та же фамилия и соответствующие
рекомендации и т.д. После того как зачитывается
все по первому человеку в списке, ведущий
переходит ко второму и т.д.
Ведущий может посоветовать ребятам
повнимательнее прислушаться к советам своих
товарищей, а что-то можно для себя и пометить в
тетрадях. По нашему опыту, в среднем 5–7 человек в
классе обычно действительно что-то для себя
записывают (правда, в основном это девушки).
К сожалению, и здесь возможны глупые шутки, когда
кто-то рекомендует своим товарищам «туалеты
чистить» и т.п. Ведущий это просто не зачитывает и
не обращает на такие «советы» никакого внимания.
Если кто-то в классе попросит не зачитывать
рекомендации одноклассников, то ведущий должен
спокойно удовлетворить эту просьбу. В этом
случае надо предложить ученику, если он того
пожелает, после урока самому посмотреть, что
написали ему товарищи.
Признаемся, что у нас пока таких случаев не было,
но они вполне возможны.
Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук,
профессор
факультета психологии
МГУ им. М.В. Ломоносова
|