НЕКОМПЕТЕНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Станет ли ваш подросток
трудным — во многом зависит от того, какая у вас
семья. Нет, речь не идет о материальном достатке
— наверняка у каждого из нас есть масса примеров,
когда у вполне обеспеченных родителей вырастал
невыносимый ребенок, терроризирующий всех
вокруг. И даже не о полной—неполной семье. Мы
знаем многих матерей-одиночек, у которых
прекрасные сыновья и дочери, не имеющие никаких
серьезных проблем в подростковом периоде. Речь
идет, разумеется, об отношениях между родителями
и детьми.
Итак, в каких же семьях появляются «трудные»
подростки?
ЧЕГО ОНИ ДОБИВАЮТСЯ?
Пожалуй,
наиболее распространенная сегодня модель
отношений — отчужденное безразличие. Кормят,
поят, одевают, но эмоциональный голод этим не
утолишь. Ребенок должен чувствовать, что он нужен,
незаменим — именно такой, как есть.
И вот тут, мне кажется, есть один ключевой момент,
на который обычно, говоря о трудном подростковом
возрасте, внимания не обращают, — возраст самих
родителей. Тоже, я бы сказала, переходный возраст,
тоже возраст риска. Ваш ребенок становится
подростком, когда вы перевалили за тридцать,
тридцать пять. Позади пеленки, бессонные ночи с
малышом, позади даже первые классы, когда боишься
оставить одного дома, проверяешь дневники и
тетрадки... Теперь свободны. И можно подумать о
себе, о работе, карьере, и не так много осталось,
чтобы использовать последний, предпоследний
женский шанс. И, Боже упаси, мне кого-то в этом
упрекнуть. Все так. Но правда и другое. Именно в
этот период, когда кажется, что мы чуть-чуть
освободились от детей, мы более всего им
необходимы. И не требуют они от нас великих жертв
и героических усилий: сумели бы дать равное
партнерство в делах, доверие в отношениях и
искренность в чувствах... Так разве не ради этого
вы стали родителями?
Уставшие от отчуждения, холодных отношений в
семье, подростки иногда бессознательно
провоцируют конфликт.
Иногда мне кажется, что моя дочь надо мной
просто издевается. Никаких скандалов, ругани —
все с легкой усмешечкой. Но вот прошу ее, например:
приходи до 11, а если задерживаешься, звони. Ведь 15
лет всего, и так уж пошла ей навстречу. Что вы
думаете — на час опаздывает, на полтора, ни разу
не позвонила. «А что такого? Да успокойся ты».
Один раз вообще был кошмар. Поехала к подруге и
ночевать не явилась. Звоню туда — никто не
подходит. Она в восемь утра приходит как ни в чем
не бывало — «засиделась, телефон сломался». Или
вдруг заявляет: «Больше в школу ходить не буду». Я
в панике — что, как, почему: улыбается. Я всю ночь
глаз не смыкаю, а она с утра встает и спокойно
идет на занятия.
Я не могу понять: зачем ей это, чего добивается?
Татьяна Васильевна,
г. Санкт-Петербург
Судя по всему, добивается того же, чего многие
ее сверстники в определенных ситуациях —
конфликта. Это, может быть, абсолютно
сознательная провокация внешнего конфликта,
потому что наступает момент, когда с
собственными накопившимися внутренними
болезненными конфликтами подросток справиться
не может. Каким бы спокойным и благожелательным
он вам ни казался.
Это не обязательно конфликт с вами — это может
быть проблема в общении со сверстниками: его
отталкивают, не принимают, обидел мальчик,
который нравится. Неудовлетворенность,
неуверенность, раздражение ищут выхода, ищут
разрядки и, наконец, объект, который тот выплеск
примет. Ну а кто всех ближе, кто все вытерпит и
останется рядом, догадаться несложно — мать. Она
может накричать, расплакаться, даже ударить,
пусть так, но ведь и дочь получит возможность
выплеснуть все, что накопилось.
Мы не любим конфликтов, боимся «открытого»
голоса и обнаженных чувств — скандал, конец
спокойствию в доме. Но иногда это может стать
началом избавления от разрушительно-молчаливой
фальши.
НУ ТИПА СУПЕР
В последнее время я все чаще сталкиваюсь с
тем, что наши ребята не просто испытывают дефицит
общения, они не умеют разговаривать. Вообще, в
самом буквальном смысле этого слова. Они
путаются в «ну», «супер», «типа», «конкретно», и
этих последних достижений языкознания явно не
хватает для ответа на вопрос: «Что с тобой?» А он
необходим. Даже не нам. Им необходим.
Так вот, «провокация конфликта» — это
действительно может быть элементарным
стремлением подростка вызвать родителей на
разговор. Глупо, нелепо, жестоко — может быть. Но
как еще привлечь к себе наше вечно ускользающее (на
работу, на кухню, в деньги, в проблемы) внимание?
Ваша дочь не пришла ночевать — вы в панике, отец,
бабушка — все. Она в центре внимания. Того и надо.
Но сколь бы нелепо ни было проявление, суть-то не
меняется — дефицит простого человеческого
общения. Что тут делать? Да просто обнимите и
скажите — давай поговорим. Главное, чтобы
лопнувший нарыв заставил сменить стиль ваших
отношений. И лучше даже, если сначала это будут не
разговоры о самой девочке и ее поведении, а обо
всем, что вас окружает, об общих делах, проблемах,
знакомых.
Но есть и другой вариант происхождения
«провокаций», который, я думаю, ближе к ситуации
автора письма. Здесь, скорее, не о семейном
отчуждении можно говорить, а, наоборот, — о
гиперопеке. И дело не в том, что мама демократично
разрешает гулять до 11. Мы часто даже не замечаем
тысяч бытовых мелочей, в которых своей волей
парализуем свободу подростка принимать
собственные решения и строить собственное
поведение.
Если при авторитарной маме растет дочь с
довольно сильным и норовистым характером,
наступает момент, когда последней захочется
самой надеть майку лидера. Так или иначе
заставить слушать себя, поддерживая родных и
близких в постоянном напряжении и тревоге,
вполне успешно ими манипулировать.
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
Мама одной моей ученицы, очень контактной,
самостоятельной девушки, как-то рассказала о
своем довольно успешном «педагогическом
эксперименте». Проблема была примерно та же: мама,
всю жизнь привыкшая самостоятельно решать массу
проблем, и дочь, из духа противоречия не желавшая
выполнять даже самые необременительные
материнские просьбы.
И в
какой-то момент мама резко поменяла весь стиль их
с дочерью отношений. «Я вдруг поняла, —
рассказывает она, — что мы, родители, все время
забегаем как бы вперед. У нас больше жизненного
опыта, и мы, конечно, все время идем с
упреждающими рекомендациями — делай так, не
делай этого. Мы три раза спросим, взяла ли ключи и
когда придешь. Но пусть забудет ключи, пусть
придет, а никого не будет дома. В следующий раз
будет ответственней».
Так и получалось. Два раза девочка посидела под
дверью, один раз съездила к матери на работу,
пропустила свидание. И постепенно как-то все
стало на свои места. Мама решала свои проблемы,
дочь — свои, а вместе — общие, о чем, собственно,
мы все и мечтаем.
Или другой вариант некомпетентного воспитания —
создание из ребенка кумира семьи. Анжела —
единственная дочь у довольно пожилых родителей.
Неожиданное ее появление на свет у пары, всю
жизнь считавшейся бездетной, было воспринято как
чудо. Жизнь семьи сконцентрировалась вокруг
ребенка — мама оставила работу. Любое желание
Анжелы удовлетворялось немедленно. А если же по
каким-то причинам этого не происходило, девочка
устраивала истерики. И, естественно, получала все,
что хотела.
Анжела пела, танцевала. Она очень любила быть в
центре внимания. Если она что-то говорила,
родители просили всех замолчать. Так вот, когда в
16 лет мальчик, который ей нравился, отверг ее
чувства, Анжела предприняла попытку
самоубийства. Выросшая в атмосфере восхищения,
она представить себе не могла, что кому-то может
быть безразлична. Девочку, слава Богу, спасли, но
жизнь ее ожидает очень нелегкая. Этого
безграничного восторга, которым окружили ее
родители, она будет ждать всю жизнь и вряд ли
получит.
СКАЗКА — ЛОЖЬ
Еще одна модель некомпетентного воспитания
— «комплекс Золушки». Героиня сказки Перро жила
в атмосфере полного эмоционального отвержения.
Все, что она ни делала и сколько бы она ни делала,
— оценивалось как «плохо». Наряды, балы,
развлечения — это было для других. Для нее —
тяжелая, нудная работа, обноски сестер, упреки
мачехи.
Золушка в сказке, вопреки всему, выросла
жизнерадостной, доброжелательной девушкой. Но на
то она и сказка. В реальности же (а такие истории
бывают и в жизни — когда родители почему-то
отвергают одного ребенка и превозносят другого
или даже, когда он единственный, по каким-то
причинам относятся к нему не лучшим образом)
такой ребенок зарабатывает себе глубокий
комплекс вины и неполноценности. И в дальнейшем
становится холодным эгоистом, уверенным, что
каждый в этом мире — только за себя.
Елена ЛЕВАНОВА,
доктор педагогических наук
Продолжение следует
|