Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2004


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

КОВЕР МИРА

Профилактика конфликтных ситуаций
и работа с ними

СТАТЬЯ ВТОРАЯ

Начало см. в № 40/2004

В прошлой статье мы рассказали, как важно четко и корректно донести информацию до собеседника. А сегодня речь пойдет о том, что не менее важно помочь собеседнику высказаться. Для этого мы обратимся к социально-психологическим приемам работы с группой и личностью. Владение такими приемами является показателем уровня профессионального мастерства психолога, педагога.
Коммуникативные приемы взаимодействия с группой и ее отдельными членами позволяют специалисту гибко и оперативно реагировать на изменения и корректировать их. Таким образом, приемы, которые описаны в этой статье и разговор о которых продолжится в следующей, отражают тактику поведения педагога, психолога в проблемных ситуациях.

ПРИЕМЫ ПООЩРЕНИЯ

«Положительное подкрепление» — это форма одобрения (вербальная и невербальная), позитивная оценка, признание ранее не проявлявшихся достоинств, оглашение своих впечатлений, благодарность.
Звучать это может следующим образом: «Здорово! Мне было важно и приятно услышать отличный ответ по данной теме. Ты молодец!»
Еще один приятный прием называется «Авансирование» — это провозглашение достоинств, которые человек еще не проявлял, авансирование его его успехов.
Авансированием будет такая фраза: «Ты — ответственный мальчик, и то, что тебя выбрали дежурным командиром класса, закономерно. У тебя обязательно получится выполнять эти обязанности!»
Использование этих приемов наиболее уместно при общении с учениками, которым необходима поддержка, которые не всегда уверены в своих силах. Позитивная оценка учителя или психолога как значимого взрослого важна для ребят, особенно в подростковом возрасте.

Задание
Цель: поработать над умением использовать данные приемы.
Инструкция. Разбейтесь на пары и определите, кто из вас будет участником № 1, а кто № 2. Теперь первый участник говорит второму о чем-то, что в скором времени ему предстоит сделать, но он не уверен в успехе. Задача второго участника, используя приемы положительного подкрепления и авансирования, поддержать первого.
Пример
— Скоро экзамен по математике. Я подготовился, все выучил и повторил, но что-то я побаиваюсь.
— Слушай, у тебя почти всегда пятерки по математике. Я помню, как ты мне неоднократно помогал с домашними заданиями. У тебя все получится, вот увидишь! Ты же действительно все выучил и знаешь материал!
Анализ
Какие чувства возникли, когда вас пытались поддержать?
С какими сложностями столкнулись в ходе упражнения?

Данные приемы отвечают условиям известной фразы: «Совмещать приятное с полезным», ведь находить ресурсы в другом человеке и помогать ему их увидеть — очень полезная и не менее приятная деятельность!
Вы обязательно научитесь использовать эти приемы в своей профессиональной деятельности.

КАКИЕ БЫВАЮТ ВОПРОСЫ

Определяющую роль в развитии разговора и в понимании собеседниками друг друга играют вопросы. С помощью вопроса можно получить информацию, скажем, о дне рождения, а можно (для педагога и психолога — необходимо) выяснить уровень мотивации на взаимодействие с одноклассниками. Вовремя и верно заданный вопрос есть не что иное, как психолого-педагогический прием. И нам важно почувствовать возможности и ограничения такого приема и узнать, как его применение отрепетировать.
Итак, вопросы бывают закрытые и открытые.
«Закрытые вопросы» — это вопросы, на которые можно дать однозначный ответ.
Причем однозначный ответ — это не всегда «да» или «нет», как это часто понимается. Однозначной будет информация о дате рождения человека, его имени, адресе и т.д. Примеры закрытых вопросов:
— Ты учишься в 10-м классе?
— Как зовут твою кошку?
— Какого числа день рождения твоего классного руководителя?
Как это ни удивительно, данный прием непрост, и для его отработки существует несколько упражнений.

Упражнение
Инструкция.
Сейчас я раздам каждому из вас по одному листу А4, фломастеру и булавочке. Ваша задача — написать имя и фамилию (или псевдоним) лица, хорошо известного всей группе, но таким образом, чтобы соседи этого не видели. Это может быть имя писателя, актера, политического деятеля, учителя нашей школы или кого-то из присутствующих. Прикрепите свой листочек кому-нибудь из одноклассников на спину (если упражнение проводится с классом). Таким образом, у всех на спине появились листочки с именами, которые могут прочитать окружающие, но не знает сам обладатель.
Теперь сядьте на свои места. По очереди каждый из вас будет пытаться узнать, кто же он. Для этого необходимо задавать закрытые вопросы. Получив достаточное, на ваш взгляд, количество информации, вы можете предположить, кто вы.
Пример
— Этот человек еще жив?
— Нет.
— Это мужчина?
— Да.
— Он умер в двадцатом веке?
— Нет.
— В девятнадцатом?
— Нет.
— Это ученый?
— Да.
— Это Ломоносов?
— Да.

После того как несколько участников отгадают, кто же они, можно предложить выработать некий алгоритм, который будет наиболее эффективным. Участники легко придут к выводу, что нужно выяснять сначала крупные детали, а затем мелкие.
Анализ
Что показалось сложным? Легким?
Как умение задавать закрытые вопросы может помочь в общении?
Кстати, учителям данное упражнение, например, можно использовать как творческую контрольную работу. Попросите, чтобы на листочках ребята писали исторически значимых людей, о которых шла речь на последних трех уроках, — и вот готов небольшой опрос по истории.

«Открытые вопросы» — это вопросы, требующие развернутого ответа. Часто они начинаются со слов: «почему», «каким образом», «зачем» и т.д.
Важно обратить внимание на то, как формулируются открытые вопросы. Вопросы типа «Как ты себя чувствуешь: плохо или нормально?» или «Ты ко мне хорошо относишься?» не являются открытыми. Правильно было бы спросить так:
— Как ты себя чувствуешь?
— Как ты ко мне относишься?
— Что ты подумал, когда впервые увидел наш класс?
Ошибки при использовании данного приема случаются нередко, поэтому будьте внимательны, когда ребята или коллеги, с которыми вы начнете отрабатывать этот прием, будут делать упражнения.

Упражнение
Инструкция.
Образуйте, пожалуйста, два круга: внешний и внутренний. Встаньте лицом друг к другу и найдите себе пару. Сначала участники из внутреннего круга, а затем участники из внешнего круга зададут открытый вопрос своим собеседникам.
Теперь внешний круг по моему сигналу делает один шаг по часовой стрелке так, чтобы образовались новые пары.
Задание повторяется до тех пор, пока каждый член группы не задал свой вопрос всем остальным членам группы и, в свою очередь, не ответил на их вопросы.
Анализ
Удавалось ли вам всегда задавать открытые вопросы?
Как вам кажется, какие вопросы вы чаще используете в повседневной жизни?
В каких ситуациях открытые вопросы наиболее уместны и даже необходимы?
Школьному психологу данное упражнение может быть интересно не только для развития навыка задавать открытые вопросы, но и для того, чтобы ребята узнали друг друга поближе, выяснили личностные особенности, взгляды и предпочтения друг друга.
И для учителя данное упражнение может быть ценным, ведь его можно использовать в целях контроля усвоения учебного материала. Упражнение можно модифицировать и проводить не в парах в кругу, а так, чтобы один участник задавал открытый вопрос по теме урока кому-то из одноклассников, тот отвечал на него и формулировал вопрос для следующего. Мы с вами понимаем, что знать материал нужно не только для ответа на поставленный вопрос, но и чтобы этот вопрос сформулировать.

Продолжение следует

Александра СОБОЛЕВА,
Психолого-педагогический институт воспитания